Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОПРОС О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ

Платонова Р.И. 1 Степанов П.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
На основе анализа научно-теоретических исследований авторами определены современные требования региональных рынков труда, роль высших учебных заведений в повышении «человеческого капитала» региона. Раскрыты особенности педагогических вузов и востребованность их выпускников у работодателей образовательных организаций. Авторы считают, что существующие модели формирования специалистов педагогического профиля в полной мере не учитывают социальный запрос регионального сообщества и региональных работодателей, социальные представления, имею¬щиеся как в региональном сообществе, так и среди абитуриентов и студентов, – о стереотипах бу¬дущей профессии, качествах специалиста в избранной профессиональной сфере и возможностях профессиональной и жизненной карьеры. Подчеркивается необходимость понимания стратегии и реализации принципиальной направленности педагогического образования в региональном вузе на повышение конкурентоспособности будущего педагога, включая как накопление профессиональных знаний и социального опыта, так и необходимость развития национально-культурных потребностей студентов с перспективой работы в образовательных организациях региона.
модель будущего специалиста
конкурентоспособность студентов
региональный вуз.
1. Адольф В., Степанова И. Конкурентоспособность – показатель качества ВПО [Текст] / В. Адольф, И. Степанова // Высшее образование в России. – 2007. – № 6. – С.78.
2. Асланова М.А. развитие образовательной системы поликультурного региона: автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности 13.00.01. – Майкоп, 2007.
3. Бордовский Г.А. Педагогическое образование: современные вызовы / Г.А. Бордовский // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 12. – С.14-20.
4. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения [Текст] / Г.Н. Волков. – Москва: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002.
5. Гершунский Б.С. Философия образования [Текст] / Б.С. Гершунский. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 423 с.
6. Данилов Д.А. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы [Текст] / Д.А. Данилов, Е.С. Никитина. – Новосибирск: Сиб. университет, 2003. – 180 с.
7. Катуржевская О.В. Модель формирования профессиональной компетентности студентов в педагогическом вузе / О.В. Катуржевская // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51. – С.123-130.
8. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. – Ленинград, 1985.
9. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение [Текст] /под ред. Л.М. Митиной. – Москва: Академия, 2005. – С.336.
10. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – Москва, 1993. – С. 18-71.
11. Меркулова Е.П. Информационная асимметрия на рынке образовательных услуг и профессиональная конкурентоспособность выпускников региональных вузов / Е.П. Меркулова // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – № 9 (80). – С. 295-301.
12. Носко И.В. Проблема подготовки педагогических кадров на основе компетентностной модели выпускника вуза. / И.В. Носко // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2016. – № 1 (5). – С.104-109.
13. Петрова Т.Н., Мухтарова Ш.М. Формирование этнического компонента в содержании высшего педагогического образования: теория и практика / Т.Н. Петрова, Ш.М. Мухтарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2015. – № 3 (87). – С. 170-176.
14. Потачев С.А. Понятие «конкурентоспособность выпускника педагогического университета» и его индикаторы / С.А. Потачев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2003. – Т.8. – № 2. – С. 96-107.
15. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения / Н.А. Разина // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 48-51.
16. Терелянская И.В. Характеристика конкуренции и конкурентоспособности с позиции гуманитарного знания / И.В. Терелянская // Психология и социология. Психолого-воспитательные проблемы разви¬тия личности в современных условиях. http://www.rusnauka.com/13_EISN_2012/Psihologia/5_109336.doc.htm.
17. Хроменков П.А. Конкурентоспособность выпускников педагогического вуза: реалии и перспективы / П.А. Хроменков // Преподаватель XXI век. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 9-17.
18. Шаповалов В.И. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук (13.00.01) / Владимир Иванович Шаповалов. ОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К Д. Ушинского». – Ярославль, 2008. – 41 с.
19. Шмелева С.А. Модель профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза / С.А. Шмелева // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 5 (120). – С. 16-22.

Требования современных региональных рынков труда побуждают региональные вузы в последнее десятилетие активно заниматься поиском новых организационных и управленческих технологий и методик, нацеленных на повышение качества «человеческого капитала» через инновационные технологии обучения будущих специалистов педагогического профиля, обретение ими профессиональных компетенций и навыков, способностей к адаптации и саморазвитию.

В практике передовых педагогических вузов в российских регионах отсутствует жестко спланированная технология «продажи» конкурентоспособных специалистов педагогического профиля, но успешно реализуется стратегия признания региональным сообществом «бренда» качественного образования, получаемого в конкретном вузе, востребованности его выпускников у работодателей региона.

Главная особенность профессионального педагогического образования в региональных вузах заключается в его социально-личностной ориентации и регионально-этнической составляющей. Региональные вузы, сохранившие уникальные воспитательные традиции этносов, населяющих их территории, теоретически обоснованные и подкрепленные академической составляющей и практикой, способны подготовить востребованного специалиста, который будет являться не только носителем специального педагогического знания, но и педагогического мировоззрения, способностями «всегда ощущать себя на острие общественных проблем, обеспечивая связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие социума» [5].

Другая особая роль педагогического образования в регионах заключается в том, что педагогическое образование – это единственная образовательная сфера, которая работает на самообразование, его самообновление, его стратегический ресурс – кадры. Причем, это не просто группа традиционно подготовленных выпускников, обученных применению определенных образовательных методик и технологий, а специалисты, в первую очередь социально ориентированные, компетентные, легко обучаемые, активные, умеющие работать в команде. Г.А. Бордовский указывает на гибкость системы профессионального педагогического образования как потребность времени: «в современных условиях надо обязательно сделать нашу систему педагогического образования гибкой, чтобы имеющийся в ней научно-педагогический потенциал был способен быстро и адекватно реагировать на новые вызовы, которые уже давно и настойчиво стучатся в нашу педагогическую реальность» [3].

Уже произошедшие в последние годы в современной школе РФ перемены и будущие кардинальные нововведения существенно изменили как понимание сущности профессионально-педагогической деятельности учителя, так и практику ее реализации. Следовательно, новые требования к деятельности специалиста педагогического профиля – учителя-предметника, менеджера образования, педагога дополнительного образования, преподавателя начального и среднего профессионального образования – расширение и качественные изменения поля его профессиональной деятельности являются причинами и вектором изменений в его профессиональной подготовке в условиях регионального педагогического вуза.

Цель исследования – теоретический анализ научной литературы с целью определения основных факторов развития регионального вуза как основы модели формирования конкурентоспособности у будущих педагогов.

Методы исследования: систематизация и интерпретация исследований ученых- педагогов проводились на основе общетеоретических методов (анализ, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, конкретизация), которые позволили выявить региональные факторы, влияющие на развитие высшего педагогического образования в регионе, дифференцировать концепты разных авторов по рассматриваемому вопросу.

Материалы исследования. В последнее время в педагогике и методике профессионального образования все чаще рассматриваются проблемы разработки модели конкурентоспособного выпускника педагогического вуза, которая бы определяла и закладывала определенные требования и критерии к уровню его будущей подготовки, обеспечивающие преимущества данного специалиста перед выпускниками других учреждений системы высшего профессионального образования [19, 12, 7]. При всех позитивных аспектах данного подхода к профессиональному педагогическому образованию, недостатком разработанных моделей, по нашему мнению, является их подчеркнуто теоретический характер, не учитывающий во всем объеме социальный запрос регионального сообщества и региональных работодателей, социальные представления, имеющиеся как в региональном сообществе, так и среди абитуриентов и студентов, – о стереотипах будущей профессии, качествах специалиста в избранной профессиональной сфере и возможностях профессиональной и жизненной карьеры. В воспитании личности специалиста, обладающего такими качествами, как предприимчивость, имидж, креативность, инициативность, самоменеджмент и др., большинство отечественных региональных вузов не имеют достаточного опыта, хотя на эмпирическом уровне подобные задачи так или иначе решаются. «При этом конкурентоспособные качества обнаруживаются, главным образом, как проявления личностных достижений обучаемых – мастерство, мотивация на высокую результативность, творческие способности, одаренность, коммуникабельность, эмоционально-волевая саморегуляция, саморазвитие и др.» [18].

В содержательном плане выделяются три сферы развития конкурентоспособной личности: 1) сфера деятельности; 2) сфера общения и 3) сфера ее самосознания. Определение функционального назначения каждой из сфер развития конкурентоспособной личности (сферы деятельности, общения, личностных особенностей), дает возможным представить воедино как функциональную структуру, которая состоит из закономерностей, существенных связей и зависимостей целостного процесса формирования конкурентоспособного специалиста.

В педагогических разработках «конкурентоспособность раскрывается через приоритетные, стержневые качества личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, лидерство, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда» [16].

Так, в исследовании личности выпускника педагогического вуза российские специалисты в основном выделяют в качестве ведущих следующие качества:

  • склонность к работе с детьми – как главную составляющую личности будущего учителя;
  • гибкость (определяется как эмоциональная основа личности);
  • самообладание и выдержка, трактуемые как умения подчинять свои эмоции разуму и контролировать их с помощью воли;
  • профессионально значимые умения и навыки, к которым относятся умения ориентироваться в новой ситуации, находчивость, практические умения и навыки;
  • нацеленность на личную жизненную и профессиональную перспективу;
  • наличие конструктивных, коммуникативных, организаторских, специальных (в музыке, живописи, спорте) способностей;
  • нравственно-этические качества;
  • творческую активность.

Кроме этого, по мнению данных исследователей, в личности будущего учителя должны сочетаться такие взаимоисключающие качества, как «воля и мягкость, доброта и строгость, терпение и требовательность, ирония и юмор, настойчивость без упрямой придирчивости».

В исследованиях Разиной Н.А. учитель трактуется не только как исполнитель нормативной деятельности, но и как социально активный субъект, «носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности», выработавший собственную «стратегию профессионального мышления и поведения» [15].

Ключевым профессионально значимым качеством личности будущего учителя у Л.М. Митиной является призвание к педагогической деятельности, обосновываемое как «высокое положительное отношение педагога к своей профессии, активность и потребность в самореализации» [9]. При этом исследователь подчеркивает, что «объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: направленность, компетентность, гибкость» [9]. Концепция профессионального развития Л.М. Митиной подчеркивается важность творческой реализации человеческого потенциала выпускника педагогического вуза не только в профессионально-педагогической сфере деятельности, но и в повседневной жизни (формы и виды самореализации могут быть максимально разнообразными, что позволяет дифференцировать существенные различия между выпускниками региональных педагогических вузов на этом уровне потребностей).

Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и другие исследователи дифференцировали и системно обобщили в качестве ведущих следующие профессионально-значимые умения, непосредственно определяемых через качество профессиональной деятельности учителя: конструктивные, прогностические и проектировочные, коммуникативные, гностические, организаторские, прикладные, рефлексивные, умения для занятий творческой деятельностью [8, 10].

Представители региональных этнопедагогических школ выделяют в качестве интегративного качества личности учителя – преданность гуманистическим нравственным идеалам, и раскрывают данную дефиницию как «веру в человека, понимание его роли в развитии мира и самоценности» [4, 13]. В педагогической действительности данная черта проявляется в стремлении к всестороннему и гармоничному развитию каждого воспитанника, в отношении к личности растущего человека как к высшей общественной ценности.

Конкурентоспособность на региональном рынке труда выпускникам современного педвуза обеспечивает наличие следующих качеств: компетентность, креативность, инициатива, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к социально активным действиям, быстрая адаптация к новым условиям, умения работать в мультикультурном коллективе, знание этнорегиональных особенностей трудовой деятельности и образа жизни региона.

Процесс формирования личности нового типа – конкурентоспособной выступает в качестве конечного продукта образовательной деятельности педагогического вуза. Обширный потенциал новой «единицы измерения» образованности – профессиональное соответствие выпускника регионального педагогического вуза мировым и российским стандартам – изучается многими исследователями. Спектр научных разработок в области профессиональной подготовки учителя к оказанию образовательных услуг в условиях рыночных отношений включает в себя теоретическую и практическую подготовку по развитию: в сфере знаний и умений; профессиональной компетентности учителя; инновационных процессов в системе педагогического образования; научно-исследовательской подготовленности, в т.ч. и в сфере ИКТ.

Так, в исследованиях многих специалистов среди факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускников педагогических специальностей на региональных рынках труда, были выделены:

общие факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников педагогических специальностей на региональных рынках труда: имидж вуза, высокие входные требования; высокие требования, предъявляемые к студентам во время обучения; тесная взаимосвязь высшего профессионального педагогического образования в регионе со средними общеобразовательными организациями; практикоориентированность подготовки специалистов педагогического профиля; работа по будущей специальности в период обучения и каникул; высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава регионального педагогического вуза; качество научно-исследовательских работ и участие в них студентов; целенаправленное формирование навыков самообразования и саморазвития; целенаправленное формирование конкурентоспособности студентов в ходе освоения элективных курсов и факультативов, участия в реализации социокультурных проектов и общественных инициатив [11, 14, 17];

отличительные факторы, которые показаны в Таблице 1. Отличительные факторы являются результатом особенностей региональных систем образования, – особенно в национальных регионах РФ, – и органично дополняют основные факторы конкурентоспособности выпускников вузов на рынке педагогических ресурсов.

Таблица 1

Факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников педагогических специальностей на региональных рынках труда

Общие факторы

Отличительные

Факторы

Имидж вуза; высокие входные требования (конкурс); высокие требования, предъявляемые к студентам во время обучения; тесная взаимосвязь высшего профессионального педагогического образования в регионе со средними общеобразовательными учреждениями; практикоориентированность подготовки специалистов педагогического профиля; работа по будущей специальности в период обучения и каникул; высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава регионального педагогического вуза; качество научно- исследовательских работ и участие в них студентов (НИРС); целенаправленное формирование навыков самообразования и саморазвития; целенаправленное формирование конкурентоспособности студентов в ходе освоения элективных курсов и факультативов, участии в реализации социокультурных проектов и общественных инициатив

Результат особенностей региональных систем педагогического образования (умения работать в мультикультурном коллективе, знание этнорегиональных особенностей трудовой деятельности, истории и образа жизни региона и др.)

 

В условиях регионального педагогического вуза процесс формирования конкурентоспособности выпускника должен отвечать объективной специфике регионального рынка труда, обеспечивая помимо фундаментальной теоретической подготовки и практикоориентированных навыков, знание этнотерриториальных особенностей жизни и трудовой деятельности населения региона, региональный компонент умений профессионала. Гармоничное слияние общегосударственных и местных интересов – «при неукоснительном соблюдении федеральных государственных образовательных стандартов, позволяющих интегрировать национальные и региональные особенности образовательных программ, – всегда было характерно для деятельности российских университетов “в провинции”» [2].

Для обоснования и разработки педагогической модели конкурентоспособного специалиста необходимы дифференциации компонентов и критериев формирования конкурентоспособности, адекватных поставленной цели, что позволит спроектировать дальнейшую профессиональную карьеру выпускников регионального педагогического вуза. Такие критерии и показатели не являются изолированными, самодовлеющими элементами профессиональной подготовки будущих специалистов педагогического профиля. Напротив, все требования к ним должны исходить из целостности реализуемого процесса. Цель дифференциации показателей заключается в том, чтобы на их основе придать наиболее личностно-ориентированную направленность всей подготовке выпускника регионального педагогического вуза к конкурентным действиям и конкурентному поведению. Считаем важным выделение профессионально-деятельностных и профессионально-личностных показателей.

  1. Мы разделяем мнение ведущих российских экспертов, что в структуре личности будущего учителя большое значение играет профессионально-педагогическая направленность, которая представляет собой своеобразный каркас, где компонуются профессиональные свойства личности педагога, обеспечивающие конкурентоспособность специалиста. Основой педагогической направленности является устойчивый положительный интерес к учительской деятельности, что выражается в доброжелательном отношении к ученикам, в стремлении совершенствовать учебно-воспитательный процесс и овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Сформированная педагогическая направленность проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности специалиста педагогического профиля и в конкретных практических ситуациях, определяя логику поведения, весь облик учителя. Деформации педагогической направленности проявляются в утрате интереса к своему предмету и к преподаванию, отсутствии социальной ответственности, нарушении элементарных правил обучения, недооценке (или игнорировании) последствий профессиональной некомпетентности.

Для нашего исследования важно как понимание стратегии и реализации принципиальной направленности педагогического образования в региональном вузе на повышение конкурентоспособности будущего специалиста, включая как накопление профессиональных знаний и социального опыта, так и необходимость развития национально-культурных потребностей студентов с перспективой работы в образовательных организациях региона.

  1. В работах многих исследователей раскрывается сущность конкурентоспособности специалиста как готовности к участию в конкуренции в сфере профессиональной деятельности, базирующейся на профессиональных и личностных ресурсах: «На рынке труда специалисты, по сути, продают готовность к профессиональной деятельности, конкурируя между собой за рабочие места».

Авторами исследований акцентируется внимание помимо высокого уровня решения профессиональных задач и на его способность выстоять (конкурентостойкость) и выиграть в конкурентной ситуации (конкурентоспособность). Готовность трактуется нами как устойчивая характеристика личности, действующая постоянно и не нуждающаяся в воспроизведении в связи с постановкой новых задач, поэтому она выступает показателем успешности планируемой деятельности – учебной или профессиональной.

Разработка показателей и критериев готовности к профессиональной деятельности специалистов педагогического профиля требует учета следующих моментов:

Во-первых, «показатели готовности специалиста педагогического профиля должны способствовать сохранению единого образовательного пространства в Российской Федерации и вхождению отечественной системы в Болонский процесс (мировую систему образования» [1].

Во-вторых, показатели и критерии должны позволить определить готовность выпускника регионального педагогического вуза к профессиональной деятельности, соответствующей и предвосхищающей социальные ожидания регионального сообщества в сфере оказания образовательных услуг.

В-третьих, уровень готовности специалиста педагогического профиля определяется по основным функциям, характерным для профессиональной педагогической деятельности.

В-четвертых, должен оцениваться не только конечный результат профессиональной подготовки, но и весь процесс становления будущего специалиста на различных этапах и ступенях высшего профессионального педагогического образования.

В-пятых, интегративная сущность показателей готовности проявляется в случае, если каждый из них включает мотивационный, информационный и деятельностный компоненты.

Следовательно, выявление показателей готовности производится непосредственно в процессе моделирования профессиональной деятельности специалиста педагогического профиля, например, на основе учебно-профессиональных задач.

  1. Компетентность. Анализ научно-теоретических концепций, определяющих сущность и специфику образовательного процесса в педагогическом вузе и его основных целей, обосновывающих формы, методы и технологии его организации и внедрения, указывает на компетентностный подход как один из самых приоритетных в подготовке конкурентоспособных специалистов. Подобная высокая оценка федеральных экспертов обусловлена открывающимися возможностями регионального педагогического вуза переориентировать образовательный процесс с традиционной трансляции знаний и формирования умений и навыков (ЗУН) на создание оптимальных условий для развития профессиональных компетенций, обеспечивающих способность выпускников к успешной жизнедеятельности в современных социально-экономических реалиях, в том числе и в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Качество образования, полученного в педагогическом вузе, оценивается уровнем профессиональной компетентности выпускников- специалистов педагогического профиля, а конкурентоспособность выступает как результат полученного образования и социального опыта.

Д.А. Данилов, Е.С. Никитина указывают на положения педагогической антропологии о том, что «чем богаче содержание связей личности с окружающей средой и чем сильнее выражена общественная направленность ее деятельности, тем эффективнее проходит процесс развития профессионального опыта, профессиональной социализации личности» [6]. Таким образом, региональными и отечественными экспертами постулируется не пассивное принятие будущими специалистами возникающих ситуаций, а активное их проживание и при необходимости – творческое изменение.

Выводы

Изучение как профессионально-деятельностных показателей, выявляющих степень профессиональных умений и навыков, так и профессионально-личностных, отражающих профессионально значимые качества личности будущего специалиста педагогического профиля, позволило выделить в качестве базовых показателей, обеспечивающих конкурентоспособность будущих учителей в условиях региональных педагогических вузов, включающих:

1) профессионально- педагогическая направленность;

2) готовность к участию в конкуренции;

3) профессиональная компетентность;

4) качество педагогического образования, полученного в региональном педагогическом вузе;

5) соответствие профессиональных умений выпускника регионального педагогического вуза требованиям потенциальных работодателей;

6) профессиональные коммуникативные умения и навыки профессионального сотрудничества с детскими, общественными организациями;

7) региональный компонент профессиональных умений (знание и понимание этнотерриториальных особенностей жизни и трудовой деятельности населения региона, его истории и культуры).


Библиографическая ссылка

Платонова Р.И., Степанов П.А. ВОПРОС О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25965 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674