Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КАТАМНЕСТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОЙ И НЕРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ ПАЦИЕНТОВ-БИЛИНГВОВ С АФАЗИЕЙ В ОСТРЫЙ ПЕРИОД ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ)

Комарова Л.Ю. 1
1 Набережночелнинский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Основными тенденциями, характеризующими облик современной коррекционно-логопедической работы (коррекционно-логопедической деятельности), стала интеграция общедидактических, нейропсихологических и нейролингвистических направлений. Интеграция является важнейшим средством преодоления нарушений речеслуховой и речедвигательной деятельности, лиц с билингвизмом, перенесших нарушение мозгового кровообращения. Проведен катамнестический анализ состояния речеслуховой и речедвигательной функций у пациентов после перенесенного нарушения мозгового кровообращения. Рассмотренные нами катамнестические данные (на примере клинических случаев) не ограничивают изучение новых технологических решений в самой логопедической практики, как мультидисциплинарном направлении исследования. Изучены особенности речи при распаде речевой деятельности у пациентов с билингвизмом. На сегодняшний день не существует ни одного стандартизированного и клинически апробированного инструмента на татарском языке для оценки состояния и детального изучения речеслуховой и речедвигательной функции у пациентов билингвов. Это не только лишает большинство билингвальных пациентов Татарстана возможности качественной диагностики и, как следствие, корректной реабилитации.
дидактика
нейропсихологические аспекты
преодоление речевых нарушений у пациентов-билингвов с афазией
перенесших острое нарушение мозгового кровообращения
1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. – М.: Языки славянской культуры, 2013. – 424 с.
2. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). – М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера», 2007. – 224 с.
3. Комарова Л.Ю. Особенности дидактической системы логопедической работы в условиях поликлиники / Л.Ю. Комарова // Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5 / под ред. З.Г. Нигматова, Р.Ш. Маликова. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – С. 287–289.
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
5. Чистович Л.А. Автоматическое распознавание слуховых образов. – Новосибирск, 1966. – С.68.

Поиск направлений совершенствования коррекционно-логопедической работы состояния речеслуховой деятельности у лиц, перенесших нарушение мозгового кровообращения (далее инсульт), проживающих на территории Республики Татарстан, имеет немаловажное значение. Мультидисциплинарный подход в реабилитации пациентов, диагностики речеслуховой и речедвигательной деятельности у лиц с билингвизмом после инсульта достаточно широк. Однако с точки зрения клинического описания особенностей состояния речи у билингвов с распадом речемыслительной деятельности недостаточно изучено.

Осмысление механизмов нарушений речеслуховой и речедвигательной деятельности при распаде речи оптимизирует процесс подбора методик. Позволяет прогнозировать и оценить динамику коррекционно-логопедической работы с учетом регионального компонента. Научная новизна представленной проблематики заключается в том, что впервые проблема природы распада речеслуховой и речедвигательной деятельности будет исследоваться с точки зрения нейролингвистики и нейропсихологии в указанном масштабе, а именно – на материале неизученного с точки зрения – татарского языка. Новизна поставленной аксиологической задачи связана с тем, что в регионе остро стоит проблема создания комплексных комбинированных нейролингвистических и логопедических знаний методик для оценки речевого дефицита на татарском языке.

Нами выдели положения:

  1. состояние мыслительной деятельности при распаде речеслуховой и речедвигательной сферы отличается системным характером;
  • недостаточностью тонкой моторики, переключаемости и координации движений языка;
  • снижением зрительно-пространственного восприятия;
  • нарушением речеслуховой памяти и нарушением звукопроизношения; нарушением программирования коммуникативной основы и трудностями оформления высказывания;
  • снижением объема, прочности и избирательности слухоречевой и зрительной памяти, что создает трудности при коррекционно-логопедическом процессе, особенно у лиц с билингвизмом.

2. Организация коррекционно-логопедической работы, интегрированными в лечебный процесс, требует комплексного подхода к содержанию работы логопеда. Разноуровневая поддержка должна включать в себя:

  • своевременную и квалифицированную диагностику;
  • соблюдение рекомендаций родственниками пациента;
  • организацию коррекционно-логопедических занятий, с учетом регионального компонента;
  • динамическое изучение сформированности речемыслительной деятельности;
  • консультирование родственников по проблемам коррекционно-логопедической деятельности.

3. Учет особенностей языка региона в коррекционно-педагогической работе способствует:

  • совершенствованию зрительно-пространственных функций и временных понятий;
  • развитию разных сторон речемыслительной деятельности;
  • что повышает эффективность коррекционно-развивающей работы логопеда.

Всего в эксперименте на первичном этапе приняло участие 12 человек.

В ходе исследования группа пациентов была разделена в произвольном порядке: контрольная группа – говорящие на родном языке (татарском), и экспериментальная группа – общающиеся на двух языках, далее билингвов. В исследовании использовалась методика, разработанная А.Р. Лурия, для изучения речемыслительной и речедвигательной деятельности логопатов с билингвизмом при инсультах. Данная методика строилась с учетом нервно-психического и общесоматического состояния испытуемых. Методика обследования была составлена как комплекс заданий в рамках взаимодействия всех специалистов, использование которого позволило выявить особенности состояния речемыслительных и речедвигательных функций у лиц с двуязычием.

Все испытуемые проходили полное клинико-диагностическое обследование. Для получения более полной картины проводились единичные пробы для выявления степени и характера нарушения. Для экспериментального изучения нами подбирался материал, соответствующий разному уровню речемыслительной деятельности испытуемых – билингвов с распадом речемыслительной деятельности.

По клиническим данным объем, локализация и характер очагового поражения головного мозга во всех случаях были идентифицированы методами неврологических исследований и магнитно-резонансной томографии головного мозга.

Исследование речеслуховых и речемыслительных процессов проводилось в двух направлениях – изучение внутренней и внешней стороны речеслуховой и речедвигательной деятельности у логопатов с распадом языковых норм при умеренной степени нарушения (лица, общающиеся только на родном языке, и люди, общающиеся на двух языках), а также проводилось обследование когнитивной деятельности. В процессе экспериментального изучения пациентам предлагалось 10 тестов по обследованию речеслуховой и речедвигательной деятельности и 7 по обследованию мышления [4].

Методика исследования включала тестовые задания, учитывающие форму распада речеслуховой и речедвигательной деятельности, центральные механизмы нарушения по классификации А.Р. Лурия, основные показатели нарушения и степень выраженности. С помощью заданий нами оценивалось состояние речемыслительной функции на уровне слова, фразы, свободного общения [4].

Результаты выполнения всех проб рассматривали методами качественного и количественного анализа. Одно и то же задание выполнялось логопатами на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи (обучающей, направляющей, стимулирующей). Качественный анализ был направлен на выявление первичного повреждения, лежащего в основе нарушенной речемыслительной функций у людей с билингвизмом [5].

Далее проводились непосредственно сами задания. Приведем примеры параметров оценки:

Речеслуховая и речемыслительная деятельность (понимание речи) [1;3]:

  • различение слогов (пар звуков типа «па-ба, ка-га, та-да», звуки варьируются по фонетическим признакам);
  • понимание свойственной и несвойственной морфологии татарского языка на слух (особенностей языковых норм тюркского языка);
  • понимание смысла услышанных слов – существительных и глаголов (соотнесение слов, предъявляемых на слух, с картинками и без картинок, среди которых один структурный рисунок);
  • понимание различных языковых конструкций на слух (соотнесение конструкций, предъявляемых на слух, с предъявляемыми картинками и стимульного материала);
  • ответы да/нет при работе с текстом.

Речедвигательная и речемыслительная деятельность (структура высказывания – Ахутина Т.В.) [1]:

  • повторение гласных отдельно и согласных в слогах, изменяющиеся по фонетическим принципам;
  • повторение слов, вокализаций (повторение слов простых и сложных конструкций в произносительном и лингвистическом плане);
  • составление свойственных и несвойственных словосочетаний и текста с учетом не только татарского языка, но и особенностей речемыслительной деятельности при инсульте;
  • называние предметов и действий по картинкам;
  • составление предложений (по картинкам и с использованием заданных слов с учетом регионального компонента);
  • пересказ и спонтанное составление рассказа по серии сюжетных картинок, где оценивались: беглость, связность текста, содержательность рассказа;
  • автоматизированная и дезавтоматизированная речь (перечисление цифр в прямом и обратном порядке, дни недели; завершение – пословиц, поговорок, предложений с устойчивым контекстом);
  • оценка речедвигательной стороны речи, в первую очередь определение двигательных основ языка (при многократном повторении сложных в произносительном плане словосочетаний).

Материалы и методы: под наблюдением невролога, логопеда, медицинского психолога 12 пациентов за период 2015 по первое полугодие 2016 года, возраст от 45 до 65 лет с установленным заключением – ишемический инсульт атеротромботический подтип.

В анамнезе у всех пациентов имеет место различного рода речеслуховые и речедвигательные изменения от легкой степени выраженности до грубых. Атаки же в клинике инсульта – дизартрия, дисфагия, дисфония. Использовались методы клинического наблюдения с оценкой особенностей речеслуховой и речедвигательной деятельности.

Оценка речеслуховой и речедвигательной деятельности проводилась согласно стандартам [1;3]. Пациенты находились на стационарном лечении от 14 от 17 дней. Всего проведено логопедических срезов по диагностики не менее 3. Исследование проводилось в зависимости от общего эмоционального состояния или неврологического статуса пациента. Срок подбора выборки 1.5 года соответственно. Следует отметить, что преморбидный фон и пол пациентов был разный. Неврологический статус улучшался или был без отрицательной динамики у данной выборки уже в первые 10 дней. Однако восстановление речевой деятельности у пациентов с билингвизмом шло с замедлением.

Общее описание: в большинстве случаев речедвигательные и речеслуховые нарушения в системных дефектах носят многогранный характер, так как комбинированы измененным эмоциональным состоянием и интеллекта вторично [2]. Важной основой коррекционно-логопедической работы при данном расстройстве являлось создание образца ощущений от самого движения языка, особенно у пациентов с билингвизмом. Мы давали комбинированные задания, опираясь и на вкусовые раздражители и эмоциональное состояние пациента.

Катамнестические наблюдения при речедвигательных дефектах: анализ позволил оценивать каждый тип расстройства речедвигательного характера с учетом регионального компонента. При этом выявленное нарушение, как следствие, поражения левой средней мозговой артерии. Все логопаты достаточно неплохо могли сориентироваться на месте, во времени и пространстве, оценивали свое положение. Отмечалась верная реакция на задания и на ситуацию. Самостоятельный контроль и самостоятельная коррекция за состоянием речеслуховой и речедвигательной деятельности у данных людей – снижены. Нарушения движений языка являлись первичным дефектом у данных испытуемых и составляли основу всего распада речедвигательной деятельности. Невозможным оказалось называние существующих предметов, рисунков, частей тела, действий, качеств у 3 пациентов-билингвов.

Приведем пример катамнестического наблюдения: пациент 60 лет, поступила с жалобами на распад речедвигательной сферы, слабость в правых конечностях, нарушение координации.

Анамнез заболевания: указанные жалобы появились в течение прошедших суток на фоне артериальной гипертензии до 150/100 мм РТ ст. Отмечает частые сезонные ОРЗ и ОРВИ. Эпидемический анамнез – без особенностей. Объективные данные: Нормостенического телосложения. Кожа и видимые слизистые обычной окраски. Лимфоузлы и миндалины не увеличены. В легких везикулярное дыхание, хрипы не слышны. Деятельность сердца ритмичная, ЧСС=78 ударов в минуту. АД 130/80 мм рт. ст. Живот участвует в акте дыхания, безболезненный при пальпации, печень, селезенка при перкуссии не увеличены. Неврологический статус при поступлении: Сознание ясное 15 баллов по шкале Глазго, по NIHSS 5 баллов. Ориентирована во времени, месте и пространстве правильно. Апатична, критика к своему состоянию снижена. ЧМН: зрачки D=S, фотореакция в норме, сглажена правая носогубная складка, глоточные рефлексы снижены D=S. Чувствительность снижена в легкой степени справа по гемитипу, легкий гемипарез справа, умеренная мозжечковая атаксия. Симптом Бабинского справа (+). Менингеальные знаки отрицательные.

Специальные исследования: Жалобы на нарушение речедвигательной деятельности, графо-моторных навыков, трудности при глотании твердой пищи. Произвольное внимание неустойчиво. Понимание бытовых инструкций сохранено, речевая активность достаточная. Строение глотки в пределах конституциональных особенностей: ортодонтические изменения, непроизвольные движения сохранены. Легкая девиация языка вправо, без дистрофических изменений. Голос в пределах физиологии. Что положительно – самокорректируемо пациентом.

Катамнестические наблюдения при речеслуховых дефектах: другая ситуация наблюдалась у пациентов с сенсорными нарушениями с двуязычием. В исследовании принимали участие две группы: контрольная – общающиеся на родном языке (татарском), и экспериментальная – билингвы. Анализ результатов первичного обследования позволил уточнить форму речемыслительной деятельности пациента с билингвизмом, характер и степень поражения, а также выявить сопутствующие изменения в мышлении. Положительная реакция на задания отмечалась у половины испытуемых-билингвов.

Полученные данные исследования указывают на сочетанные нарушения всех компонентов речемыслительной деятельности, обусловленные поражением различных участков головного мозга, как у татароязычных, так и у билингвов. В ходе сравнительного эксперимента получены новые данные об особенностях распада речеслуховой и речедвигательной деятельности у лиц татароязычных и лиц с билингвизмом:

  • определена неоднородность речемыслительной деятельности при разных повреждениях участков головного мозга, не зависящие от особенностей языка;
  • разработаны и реализованы направления, методы и приемы использования коррекционно-логопедической работы, позволяющие оптимизировать процесс;
  • определены дидактические требования к отбору материала в качестве средства формирования речемыслительной деятельности с учетом регионального компонента.

Выводы:

  1. При всем многообразии исследований, посвященных проблеме распада речеслуховой и речедвигательной деятельности, отмечается недостаточность теоретических и практических исследований, в которых уделялось бы внимание вопросу исследования речемыслительной деятельности у лиц с билингвизмом в рамках аксиологического подхода.
  2. Распад речеслуховой и речедвигательной функции характеризуется своеобразием, которое определяется характером и локализацией мозгового поражения, степенью нарушения действий, началом и содержанием коррекционного воздействия.
  3. Для обеспечения более эффективного воздействия программа коррекционно-логопедического обучения должна быть модифицирована с учетом языковых норм региона.

 

Работа осуществлена при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Татарстан в рамках научного проекта №16-14-16041 "Механизмы нарушения речи при билингвальной афазии: создание и применение Татарского Афазиологического Теста".


Библиографическая ссылка

Комарова Л.Ю. КАТАМНЕСТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ СОСТОЯНИЯ РЕЧЕВОЙ И НЕРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ ПАЦИЕНТОВ-БИЛИНГВОВ С АФАЗИЕЙ В ОСТРЫЙ ПЕРИОД ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОСЛЕ ИНСУЛЬТА (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ) // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26062 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674