Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 20-30-Х ГГ. ХХ ВЕКА

Маренчук Ю.А. 1 Рожков С.Ю. 1 Носков О.И. 1 Горяйнов М.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В статье даётся обзор развития системы общего образования на Ставрополье в 20-30-е гг. ХХ века с учётом происходящих изменений в России в целом. Система общего образования Ставропольского края в 20-30-е годы ХХ века представлялась совокупностью учебных программ (ГУСа, экспериментальных краевых). Последовательное решение проблемы ликвидации безграмотности и перехода к всеобучу в России и Ставропольском крае осуществлялось путём создания различных типов инновационных общеобразовательных учреждений (единой трудовой школы I и II ступени, опытно-показательной школы, летней школы, ремесленной и др.), сочетающих общее образование с политехническим; органов управления и самоуправления. Массовая ликвидация безграмотности и переход ко всеобщему обучению в России и на территории Ставропольского края в кратчайшие сроки стали возможны благодаря применению разнообразных инновационных форм и методов обучения (Дальтон-план, метод проектов, лабораторный метод, практический метод, бригадно-лабораторный метод, экскурсионный и др.), реализуемых через различные виды управления и самоуправления субъектов образовательного процесса.
Наркомпрос
общее образование
крайоно
школа
учитель
народное образование
общее образование
школа
неграмотность
всеобуч
культармеец
1. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. – М.: Изд. т-ва И.Д. Сытина, 1913. – 584 с.
2. Государственный архив Ставропольского края. Ф-300, д. 120, л. 85.
3. Государственный архив Ставропольского края. Р-00 оп.1, д. 121, л. 29,44.
4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумы ЦК, ч. 3, 1930-1954 гг., с. 218.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумы ЦК, ч. 2, с.48, т.3 (1930-1954 гг.), с 362.
6. Маренчук Ю.А., Рожков С.Ю. Аналитические аспекты педагогических технологий общего образования Ставрополья как субъекта России в 20-30 гг. ХХ века // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 1 (46). – С. 212-217.
7. Маренчук Ю.А., Рожков С.Ю. Генезис общего образования России и Ставрополья в 1930-е гг. ХХ в. // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2014. – № 10. – С. 268-270.
8. Маренчук Ю.А., Рожков С.Ю., Качалова О.А., Маловичко А.Г. Инновационный характер обучения в системе общего образования России и Ставропольского края в 20-30-е гг. ХХ века по Дальтонскому лабораторному плану // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19723.
9. Рожков С.Ю., Маренчук Ю.А. Становление системы общего образования на Ставрополье в период 20-х гг. ХХ века // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4 (47). – С. 85-87.
10. Шиянов Е.Н., Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 336 с.

Педагогика в период 20-х начала 30-х годов XX века отличалась своей прогрессивностью,  опираясь на демократические и гуманистические принципы в образовании и воспитании молодого поколения и использовала рационализаторские и творческие идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.В. Луначарского, В.Н. Сороки-Росинского, Н.И. Поповой и др.

Период, представленный в статье, трактуется в педагогический науке как «золотой век педагогической мысли», его теория и практика освещены в трудах зарубежных и отечественных учёных: З.И. Равкина, И.Г. Автухова, Ф.А. Фрадкина, А. Гокка, М.В. Богуславского, Г.В. Вернадского, Н.А. Белканова, И.П. Внуковой, Б.А. Зарытовского, Феоктистова, С.И. Штамма, В.Е. Халмза, Е.А. Ялозиной и др., отдельные вопросы освещены в работах педагогов и историков Ставрополья: Н.Б. Ромаевой, И. Алексеева, А.А. Кудрявцева, Г.А. Беликова, Д.В. Кочуры, В.А. Казначеева, В.А. Шаповалова и др. [7].

В Ставропольском крае фундамент новой общеобразовательной школы закладывался в тяжелых условиях, осложнявшихся напряжённой борьбой между классами и социальными группами, сложной политической и межнациональной обстановкой, трудным хозяйственным положением. Кроме того, определенная часть учительства, особенно учителя средних учебных заведений и гимназий, крайне негативно относились к революционным преобразованиям молодой Советской республики; в своем большинстве это были обманутые контрреволюционной пропагандой люди или выходцы из враждебных классов. Были среди учителей и те, кто считал, что «современная школа должна быть беспартийной и стоять вне политики», что вся работа школьного работника, как «деловая», так и «практическая», должна заключаться только в узкой сфере образования.

В помещении Ставропольской духовной семинарии, которая была закрыта в марте 1920 года, открылась «1-я школа 2-й ступени». Епархиальная женская гимназия реорганизовывалась по типу советских учебных заведений, ей было присвоено название «2-я школа 1-ой и 2-ой ступени». На базе 2-х годичной церковно-приходской школы была открыта «Вторая Ставропольская учительская семинария» для подготовки преподавателей школ первой ступени.

Все типы школы исключили из учебных планов преподавание закона Божьего и церковно-славянского языка. В средних общеобразовательных школах было отменено преподавание латинского и древнегреческого языков. Все учебные заведения начали обучение русскому языку по правилам новой орфографии. Из школьных библиотек были изъяты все книги, противоречащие принципам Советской власти, а также религиозного содержания [10].

Началом социалистического преобразования всего дела воспитания и обучения молодёжи явились: отмена вероисповедальных, национальных, сословных и других ограничений в сфере образования, отделение школы от церкви и церкви от государства в целом и демократизация народного образования и воспитания.

В годы военного коммунизма, особенно в раннесоветский период, советская политика в области общего образования благоприятствовала созданию экспериментальных образовательных учреждений и новаторской работе педагогов-экспериментаторов. Педагогические работники получили свободу в действиях по организации внутришкольного порядка и в разработке учебных образовательных программ. Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) выступал за создание опытно-показательных школ – педагогического авангарда, которые разрабатывали, апробировали и распространяли идеи единой трудовой школы (ЕТШ), внедряли новые походы к организации обучения.

На территории Ставрополья в 20-е гг. ХХ века и по всей стране были открыты школы первой и второй ступени. После Гражданской войны (1920–1925 гг.) в стране была развернута компания по ликвидации неграмотности среди населения. В 1920 году, во главе с Н.К. Крупской, была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) по ликвидации неграмотности среди населения. После чего началась организация и восстановление сети образовательных учебных заведений. В этот период начался постепенный рост числа средних образовательных школ в сельской местности. Тем не менее особых успехов в этом направлении из-за крайне тяжёлых экономических условий не было достигнуто [8].

В сентябре 1921 года Совет народных комиссаров принял постановление, которое законодательно снимало с государственного бюджета библиотеки, школы, детские дошкольные учреждения, пункты ликвидации неграмотности и т.д. Было решено также привлекать к обслуживанию и содержанию общеобразовательных учебных заведений фабрично-заводские предприятия и учреждения, население городов и сёл.

Для реализации этого постановления в освещаемый период местных средств не хватало, хозяйственные советы, созданные при школах, из-за отсутствия опыта в исполнении данного поручения и нищеты населения с трудом обеспечивали самих школьных работников-учителей денежным содержанием. В Ставропольской губернии не было больших предприятий, заводов и фабрик, имевших значительное финансирование и возможности выделять финансовые и материальные средства на просвещение, а советские государственные учреждения не могли содержать образовательные школы самостоятельно, потому что сами зависели от скудного бюджета. На Х Всероссийском съезде Советов народных депутатов, принимая во внимание очень тяжелое материальное положение образовательных учреждений в стране, было разрешено в школах первой и второй ступени городов вводить плату за обучение.

В связи с голодом, бедностью, трудными экономическими условиями на территории Ставропольского края резко ограничивались расходы на образование. В образовательных школах Ставрополья в этот период ввелась плата за обучение. Стали проводиться субботники и «недели» помощи школе, организовывался добровольный сбор средств населения.

Постановлением Терского губернского испольного комитета по делам народного образования в 1923 году в связи с трудным экономическим положением и народом образовании обязывалось взимать плату за обучение в городах и поселках городского типа в школах I–II ступени.

Егорлыкская профшкола с одним концентром, единственная на Ставропольскую губернию, с момента окончания Гражданской войны не получала средства на восстановление своей материальной и хозяйственной базы и на момент принятия ее на учет Губпрофобром окончательно пришла к упадку. Тем не менее, несмотря на тяжелое материальное положение и отсутствие финансирования, в школе проводились классные занятия; слесарные, кузнечные мастерские работали в зависимости от заказов местных крестьян. Ставропольский Гиком в этот период перевёл на местный бюджет Егорлыкскую профшколу [9].

В сентябре 1924 года А.В. Луначарский, являясь наркомом по просвещению, обратился к ставропольскому учительству, говоря о том, что «недород этого года помешал Наркомпросу достигнуть тех успехов поведения материальной базы под сельскую школу, на которую рассчитывали, тем не менее с Наркомфином было достигнуто соглашение о значительной дотации» [9].

Согласно официальным данным Соцвоса, стоимость и содержание одного образовательного учреждения I-ой ступени составляло 1680 руб., школы 7-летки –  10 787 руб., школы II-ой ступени – 11 383 руб., школы крестьянской молодёжи (ШКМ) – 8050 руб. Через год стоимость содержания одного учебного учреждения возросло, так по школе семилетнего образования увеличение составило более чем в 2 раза – 23156 руб.

Освещая указанный период в разрезе общего образования, следует указать, что в 20-30-е гг. ХХ века система общего образования развилась в тесной связи с западной реформаторской педагогикой, находясь в условиях полной политической и идеологической детерминации. В силу сложившихся условий и целенаправленной политики в многонациональном Ставрополье, в сфере системы общего образования доминировали национальные русские традиции.

В связи с НЭПом в 1927/28 уч. году на Ставрополье сократилось количество школ первой и второй ступени. Этому способствовало несколько причин:

  • недостаток педагогических кадров;
  • недоступность учебных пособий и учебников;
  • слабое состояние здоровья обучающего персонала и учащихся вследствие голода и иных, в том числе материальных, недостатков [6].

Значительно приостановил развитие грамотности в стране голод 1927–29 гг., и только после его окончания работа за всеобщее образование активизировалась. Закономерно, что ВЦИК признал ударной и первоочередной работу по ликвидации неграмотности. По Ставрополью округу было определено 2 городских района и 14 ударных сел. Аул Малый Барханчак, сёла Красное, Грачевка, Александроталь, Либенталь, Лисичка, Базовая Балка, Тищенское и др. в указанный период полностью ликвидировали неграмотность населения.

Местные власти Ставрополья к 30-м гг. ХХ века опубликовали ряд обращенных к населению документов и воззваний с разъяснением содержания и характера новой советской общеобразовательной школы и призвали принять активное участие в ее строительстве. Население, несмотря на трудное материальное положение, вызванное последствиями Гражданской войны, неурожаем, разрухой и т.п., активно участвовало в создании материальной базы в системе общего образования, а именно:

  • сбор средств на содержание учительского персонала и учебных заведений;
  • помощь власти в ремонте и строительстве зданий школ, обеспечение классов мебелью и принадлежностями.

Стремление населения к образованию было необычайно сильным. Несмотря на скудные средства, население помогало строить новые школы. Внимание и государства к пробелам образования на Ставрополье возросло. Руководство страны на рубеже 20–30-х гг.  взяло курс на осуществления всеобщего начального, а затем 7-ми летнего образования, государственные ассигнования на эти нужды значительно увеличились. Этот процесс постепенно начал «набирать обороты» и на территории Ставропольского края.

Однако уровень знаний учащихся на Ставрополье до начала 30-х гг. оставался очень низким. Одной из причин такой ситуации оставалась по-прежнему недостаточная материальная база общеобразовательных учебных заведений. Значительная часть родителей неодобрительно относились к деятельности государственных школ. Так, запрещение религии в школе вызвало большое недовольство среди родителей-крестьян. В силу религиозных и национальных особенностей, некоторые родители отказывались обучать девочек в общеобразовательных школах. В этой связи в 1929 г. Ставропольский окружной  исполком  издал постановление, согласно которому родители,   отказывающиеся давать детям начальное образование, подвергались предупреждению и штрафу в размере до 100 руб. или направлялись на принудительные работы на срок до одного месяца [6].

Поскольку вся страна безжалостно боролась с «врагами народа», жесткому контролю и репрессиям в рассматриваемый период подвергались и учителя, которым вменялись связи с «троцкистами и буржуазными националистами».

Развитие системы общего образования с начала 30-х гг. начало претерпевать большой кризис, что определялось существующей политикой ВКП (б). В качестве аргумента достаточно вспомнить факт закрытия педологии – целого направления педагогической науки. Постановление Центрального комитета ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» официально определило педологию «крайне вредным явлением в педагогике», что в дальнейшем явилось причиной закрытия всяких исследований в этом направлении» [2]. Эти события вполне естественно отразились и на системе общего образования Ставропольского края.

Положительным явлением, тем не менее, является факт возрастающего охвата обучаемых в системе общего образования Ставрополья. Если на Ставрополье в начале исследуемого периода в школах первой ступени в сельской местности дети учились 1–2 года вместо 4-х лет и посещаемость, особенно с наступлением   полевых работ весной и работ по уборке урожая осенью, была низкая, так как надо было оказывать помощь родителям вести крестьянское хозяйство. А возобновление учебных занятий было возможным   не раньше октября-ноября. Кроме того, дети не посещали школу и по другим причинам: отсутствие обуви, одежды, нередки были случаи, когда получив начальные навыки чтения, письма, арифметики, дети прекращали посещать в школу, поскольку родители считали, что полученного образования им вполне достаточно. То рост количества учащихся и повышение процента охвата детей начальной школой по Ставропольскому краю к началу 30-х гг. составил  около 47 %.

Вместе с тем существовали факторы, влияющие негативно на развитие системы общего образования Ставропольского края в начале 30-х гг. ХХ века, особенно в сельской местности, такие как: острая нехватка строений и помещений для образовательных школ, отсутствие необходимой мебели, учебников и учебных пособий. Как правило, в сёлах школой служила крестьянская изба с одной большой комнатой. Содержащаяся на средства населения, которое проводило ремонт, обеспечивающего школу дровами, учебниками, наглядными и учебными пособиями, содержало учителей, она была мало приспособлена для школьных занятий.

С проведением сплошной коллективизации на Ставрополье на рубеже 20–30 гг. было введено всеобщее обязательное обучение. Из педагогического техникума по плану ежегодно выпускали до 60 человек, восполняя тем самым недостаток учителей в школах общего и начального образования.

Всеобщее начальное образование на Ставрополье было осуществлено фактически в 1933/34 учебном году в отношении как национальных меньшинств, так и русского населения [3].

Если сопоставить сведенья о социальном составе учащихся школ первой ступени по городу Ставрополю к 1930 году, можно прийти к выводу, что в исследуемый период политика большевиков была направлена на обучение детей бедняков, батраков, рабочих и бедной части крестьян и ограничение обучения детей из зажиточных семей, что являлось явным ущемлением прав человека, нарушением принципов демократии. Дети зажиточных родителей вынуждены были обучаться на дому. Начало кризиса НЭПа, начало национализации частной промышленности и массовая коллективизация, определило дальнейший путь развития общеобразовательной системы, положительно повлияли на рост сети общеобразовательных школ, на дальнейшее экономическое развитие, как государства, так и Ставрополья. К началу 30-х гг. бедняцко-середняцкие слои ставропольских сел были вовлечены в коллективные хозяйства. Создавались школы крестьянской молодёжи для того, чтобы выпускники этих школ оставались в селах как специалисты.

К началу второй пятилетки страной были достигнуты успехи в развитии народного хозяйства, что потребовало повышения уровня народного образования. В резолюции «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933–1937 гг.) принятой XVII съездом ВКП(б) (1934 г.)» в области развития народного образования были поставлены четкие задачи. Они устанавливали «завершение во 2-ом пятилетии как ликвидацию неграмотности среди населения, так и ликвидацию малограмотности взрослого трудоспособного населения и проведение всеобщего обязательного начального обучения, а также осуществление в объеме семилетки всеобщего обязательного политехнического обучения» [4].

В период 1934–1937 гг. краевой отдел народного образования находился в г. Пятигорске. С 1937 года – в г. Ворошиловске, в связи с переводом центра края в г. Ворошиловск (г. Ставрополь – с 1943 г.).

 В связи с увековечением памяти С. Орджоникидзе, постановлением ВЦИК от 13 марта 1937 года, Северо-Кавказcкий край получил название Орджоникидзевский. КрайОНО был перемещен и переименован в отдел народного образования исполнительного комитета Орджоникидзевского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

С 1939 г. краевой отдел народного образования стал именоваться «отделом народного образования исполнительного комитета Орджоникидзевского краевого Совета депутатов трудящихся» [1].

Третий пятилетний план развития народного хозяйства (1938–1942 гг.) был принят на XVIII съезде ВКП(б), который выдвинул конкретизированные задачи в области повышения культурного уровня рабочих и тружеников села. Они заключались в  «осуществлении всеобщего среднего обучения в городе и завершении на селе и во всех республиках всеобщего среднего обучения с расширением охвата детей 10-ти летним обучением» [5].

В представленный период ХХ века педагоги-новаторы А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий создавали педагогические учреждения, отличающиеся своей оригинальностью. Эти общеобразовательные учреждения в трудное послереволюционное время оказывали положительное влияние на непостоянность образовательных реформ и социальную нестабильность в стране.

Новые экономические и политические задачи, вставшие в годы индустриализации и коллективизации села, способствовали дальнейшему росту сети общеобразовательных школ и переходу к всеобщему образованию [7].

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что реформы системы общего образования на рубеже 20–30-х годов ХХ века пришлись на годы промышленного кризиса, коллективизации, НЭПа, в период, когда подрастающее поколение страдало от голода, эпидемий, разрухи, нехватки обуви и одежды, дети в результате Гражданской войны остались без родителей и, несмотря на это, по территории Ставропольского края шел переход к всеобщему образованию населения, подъем всего «учебного дела».


Библиографическая ссылка

Маренчук Ю.А., Рожков С.Ю., Носков О.И., Горяйнов М.С. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 20-30-Х ГГ. ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26115 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674