Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА

Лешер О.В. 1 Хромов П.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью проведения, с учетом основных мировых тенденций в сфере образования, постоянной модернизации образовательного процесса в Российской Федерации, одним из ключевых компонентов которой является развитие образовательной среды высшего учебного заведения. В статье рассмотрены различные точки зрения ученых на вопрос определения понятий «среда», «развивающая образовательная среда», представлена авторская точка зрения. Кроме того, представлены основные характеристики, структура и функции развивающей образовательной среды технического университета. Охарактеризовано содержание структурных компонентов развивающей образовательной среды технического университета: социального, пространственно-предметного, психодидактического, эмоционального, когнитивного и рефлексивного. Рассмотрена специфика студента технического университета, которая связана с особенностями целей, задач, форм и методов процесса обучения, а также с психологическими особенностями молодых людей.
среда
развивающая образовательная среда
технический университет
образование
качество образования
компонентный состав развивающей среды университета.
1. Аришина Э.С. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: праксеологический аспект [Текст] / О.В. Лешер, Э.С. Аришина. – Магнитогорск: МГТУ, 2009. – 102 с.
2. Дуранов Е.М. Управленческое общение и его педагогическая адаптация [Текст]/ Е.М. Дуранов, О.В. Лешер, В.П. Наумов. – Челябинск: Факел, 1996. – 131 с.
3. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Проектирование воспитательного пространства образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25552 (дата обращения: 17.01.2017).
4. Лешер О.В. Тенденции развития личности безопасного типа в системе высшего профессионального образования [Текст] /Д.К. Каскина, О.В. Лешер // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. – 2009. – № 1. – С. 81-89.
5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:1 (дата обращения: 29.12.2016).
6. Педагогический словарь. Понятие «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru/termins/100.htm (дата обращения: 29.12.2016).
7. Педагогический терминологический словарь. Понятие «Образовательная среда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2178/Образовательная_среда (дата обращения: 29.12.2016).
8. Слободчиков В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев – М.: Изд-тво ПСТГУ, 2014. – 361 с.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 736.
10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования, к проектированию [Текст]. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Динамично изменяющаяся социокультурная ситуация в России и мире диктует требование постоянной модернизации образовательного процесса, одним из компонентов которой является развитие образовательной среды высшего учебного заведения.

В современном научном мире активно используется понятие «среда», как правило, в самом общем смысле как окружение. Авторы отмечают, что существующие современные подходы к образованию содержат в той или иной степени идею среды как параметра учебно-воспитательной деятельности высшего учебного заведения [2].

Вместе с тем существуют взгляды на содержание понятия «среда», которое трактуется как ряд условий и факторов, окружающих человека. Так, например, Ясвин В.А. понятие «среда» определяет как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [10]. Автор, обращаясь к теории возможностей Дж. Гибсона, акцентирует внимание на том, что ключевым элементом во взаимоотношениях среды и субъекта среды является возможность. При этом ученый отмечает, что чем активнее и интенсивнее личность использует возможности среды, тем более продуктивно происходит ее саморазвитие.

Исследователь Бережнова Л.Н. определяет понятие «среда» как специфическую форму человеческой практики, направленную на преобразование жизнедеятельности людей с целью организации поддерживающих развитие человека условий, в которых ему предоставляются возможности для разрешения важных задач своей жизнедеятельности и образовательных задач, позволяющих человеку познать мир и себя в этом мире [7].

Обратившись к понятию «образование», можно обнаружить, что данное понятие традиционно определяется как процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также механизмами мышления, необходимыми для его полного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций [6].

Отдельные ученые трактуют образование как результат организованного обучения и самостоятельного усвоения знаний, формирования на их основе научного мировоззрения, моральных и иных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей [2].

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» идентифицирует данное понятие как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, 40 опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [5].

Учитывая представленные точки зрения на содержание понятий «среда» и «образование», уточним определение понятия «образовательная среда вуза». Образовательная среда вуза представляет собой совокупность условий, видов и форм деятельности, обеспечивающих образование студента и направленных на формирование социально-ориентированной, целеустремленной, мобильной и конкурентно-способной личности будущего специалиста.

Развивающая образовательная среда в первую очередь ориентирована на преобразование имеющихся у обучающегося навыков и выведение их на качественно новый, более высокий уровень.

Таким образом, понятие «развивающая образовательная среда» является многогранным, сложным, системным и отчасти субъективным феноменом.

Согласно выводам исследования, проводимого нами, развивающая образовательная среда технического университета призвана выполнять, прежде всего, следующие функции:

  • обеспечивать свободу выбора мировоззрения и мировосприятия студентов, становление которых начинается с самых ранних лет, не обходится без влияния внешней среды. Образовательная среда призвана ознакомить обучающегося с различными направлениями и сферами жизнедеятельности, взглядами, но в то же время не навязывать определенную точку зрения, а предоставить возможность сформировать собственную;
  • развивать внутренний потенциал студента, способствовать становлению конкурентоспособного специалиста и саморазвитию обучающегося как личности.

К моменту поступления в высшее учебное заведение студенты имеют за плечами определенный багаж жизненного опыта, знаний и навыков. Однако зачастую, в силу некоторых причин – внутренних (эмоциональных, психологических) либо внешних (влияние окружения, социальных стандартов, принятых в обществе, экономической и политической ситуации в стране) – будущие специалисты не имеют должного представления о своем потенциале, возможностях, которыми они обладают. Задача развивающей образовательной среды – способствовать развитию внутреннего потенциала обучающегося, направлению его энергии в перспективное русло, в последующем – формированию конкурентоспособного специалиста [8].

Кроме того, в современных условиях развития России и модернизации системы образования в качестве основного результата образования рассматривается способность и готовность молодых людей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, которое их породило. Мир, в котором живет и учится студент, является динамично развивающейся системой, диктующей требование постоянного совершенствования собственной системы знаний, умений и навыков, прежде всего в процессе обучения в высшем учебном заведении, развивающая образовательная среда которого формирует навыки саморазвития и самообучения; обеспечивает условия интеграции студентов в образовательный процесс; способствует их адаптации в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Образовательный процесс в высшем учебном заведении является новой сферой по сравнению с обучением в среднем звене. Адаптация, отмечают педагоги-исследователи, является важным аспектом интеграции обучающегося в образовательный процесс, ключом к которой и является развивающая образовательная среда [4].

Главной целью высшего образования является подготовка высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, обладающего такими качествами, как компетентность, ответственность, коммуникабельность, социальная и профессиональная мобильность, готовность к постоянному профессиональному росту, свободная ориентированность в своей профессиональной области, а также в смежных с ней сферах деятельности. Специфика технического университета состоит в том, что он призван готовить не просто специалиста, а «интеллектуала», способного понимать и ориентироваться в системе «природа – человек – техника». В связи с этим, кроме овладения фундаментальными знаниями, являющимися неотъемлемым элементом профессиональной подготовки, следует проводить работу в направлении общей и профессиональной культуры будущих специалистов [3].

Студенчество определяется учеными как особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования [9]. Студент сегодня – это молодой человек, перед которым раскрывается широкий спектр возможностей к дальнейшему развитию. Студент первого курса – важнейший потенциал общества. Одновременно с этим он является вчерашним школьником, испытывающим дефицит необходимого опыта и потребность в его восполнении.

Следует отметить специфику студента технического университета, которая связана с особенностями целей, задач, форм и методов процесса обучения, а также с психологическими особенностями молодых людей. Студенты технических вузов характеризуются развитым невербальным интеллектом, структура которого включает способности к конструктивной деятельности, более развитое пространственное, формально-логическое мышление, сочетание синтетического и аналитического мышления. Им свойственен высокий уровень концентрации, переключения внимания, зрительной памяти, высокая скорость и точность протекания мыслительных операций. Студентам технических университетов присуще усиление интровертности в процессе обучения, доминирование мотивации познания, стремление к независимости, сознательность, ответственность, низкий уровень эмоциональности при общении с однокурсниками, критическое отношение к окружающей действительности. Для них важным критерием профессионального становления становится развитие умственных способностей: доминирует теоретическое мышление, умение абстрагировать, анализировать, синтезировать полученные результаты. Все это свидетельствует о необходимости разработки и внедрения в развивающую образовательную среду технического университета особых механизмов, которые будут способствовать реализации отмеченных выше функций.

Прежде всего, речь идет о структуре развивающей образовательной среды технического университета. Взяв за основу структуру образовательной среды, разработанную Ясвиным В.А., предлагается вычленять в ней такие компоненты, как: социальный; пространственно-предметный; психодидактический [10].

Пространственно-предметный компонент развивающей образовательной среды строится на системе условий, обеспечивающих его эффективную организацию. Данный компонент трактуется как синтез свойств образовательной среды и ее субъекта, в то же время является признаком образовательной среды и поведения субъекта, что говорит о диалогическом взаимодействии человека и образовательной среды как равных субъектов развития. Причем это развитие обоюдное: среда обеспечивает возможности для формирования мировосприятия и сознания субъекта, в то время как от активности и возможностей обучающегося зависит то, как он перципирует возможности среды и в какой степени сможет повлиять на нее. Такого рода взаимодействие предполагает валидность возможностей среды и личности. Возможности среды предусматривают достаточное разнообразие, в данном контексте возможен диалог развивающей образовательной среды и личности обучающегося и педагога. Актуальной задачей педагога в развивающей образовательной среде является посредничество между обучающимися и средой с целью максимальной реализации возможностей среды и потенциала субъекта. Для реализации данной задачи используются инновационные интерактивные методы, направленные на стимулирование роста познавательной активности обучающихся в их взаимодействии с развивающей образовательной средой.

Особо отметим положение ученого о том, что, кроме необходимости конструирования развивающей образовательной среды и такого взаимодействия ее субъектов, которые результативно будут способствовать проявлению творческой сущности обучающегося, следует учитывать принципы организации пространственно-предметного компонента структуры развивающей образовательной среды: разнообразности и сложности, предполагающих формирование возможностей пространственного и предметного выбора всеми субъектами образовательной деятельности; взаимосвязи функциональных зон, предусматривающего наличие возможностей многофункционального использования элементов развивающей образовательной среды, в том числе проектирование целостного системного пространства. Следует подчеркнуть, что современная практика технического университета характеризуется наличием определенной тенденции – конструированием пространства по принципу «функциональной зонированности» помещения, где назначение каждого места соответствует строго определенной, регламентированной деятельности обучающегося.

Социальный компонент развивающей образовательной среды представляет собой характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса и призван выполнять функцию по обеспечению возможностей удовлетворения и совершенствования потребностей субъектов образовательного процесса в чувстве безопасности, в сохранении и повышении самооценки, в признании со стороны окружающего общества, в самоактуализации.

В процессе учебной деятельности студенты осваивают систему научных ценностей, а внеучебная деятельность позволяет им овладеть практическими навыками реализации теоретических основ в конкретных ситуациях, в первую очередь взаимодействия. Все это способствует самоопределению обучающихся в профессионально-социальном пространстве. Кроме того, участие всех субъектов образования в образовательной деятельности – это актуальнейшая развивающая возможность образовательной среды, способствующая формированию социально-активной личности.

Содержательно психодидактический компонент согласно концепции В.А. Ясвина о развивающей образовательной среде соответствует деятельностной структуре образовательного процесса, включает в себя стиль преподавания и характер психолого-педагогического контроля, форм обучения, содержание программ обучения [10].

В процессе разработки структуры развивающей  среды университета нами выделен ряд компонентов (эмоциональный, когнитивный, рефлексивный), упомянутых выше.

Эмоциональный компонент развивающей образовательной среды, связанный с такой психологической категорией, как эмоции, которая представляет собой внутренние переживания человеком отношения к окружающему миру и к собственной персоне. Ряд исследователей полагают, что эмоции – это физиологические и психологические состояния или процессы, обладающие особой спецификой, а также средства, с помощью которых диалогизируют тело и разум [2]. Существует прямая зависимость между эмоциональным настроем студента и результатами его образовательной деятельности: позитивный эмоциональный фон мотивирует к эффективной работе. Колоссальное влияние на формирование эмоционального компонента развивающей образовательной среды технического университета оказывают социально-психологические особенности личности студентов. Будущие инженеры отличаются строго логическим складом ума, характеризуются высоким интеллектом, низкой эмоциональной устойчивостью, образностью мышления, хорошей памятью, критичностью, рассудительностью, умением устанавливать причинно-следственные связи.

Эмоциональный компонент призван выполнять следующие функции:

– адаптационную, направленную на оперативное приобщение студентов к новой среде, приобретение ими новых коммуникативных навыков, формирование умения мобильно реагировать на различные ситуационные параметры;

– мобилизационную функцию, способствующую регуляции эмоций и поведения и позволяющую студентам эффективно преодолевать непредвиденные трудности в процессе образовательной деятельности.

Результаты проводимого нами исследования позволили заключить, что неотъемлемым компонентом развивающей образовательной среды технического университета является когнитивный компонент. В контексте данной статьи термин «когнитивный» означает совокупность познавательной деятельности. Познавательная деятельность играет основную роль в формировании личности высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Когнитивный компонент в первую очередь выполняет информационно-познавательную функцию, конечная цель которой – аккумулирование и непрерывное обогащение информации студентов, формирование знаний и практического опыта в конкретной профессиональной области.

Поскольку одним из основополагающих принципов современного образования является его непрерывность, возникает объективная необходимость формирования у студентов навыков самоанализа и самообразования, т.е. разработанная нами структура развивающей образовательной среды технического университета предполагает наличие рефлексивного компонента, отвечающего за анализ студентом собственной деятельности в целях выявления наиболее эффективных способов и методов ее совершенствования.

Итак, развивающая образовательная среда представляет собой универсальный источник развития и совершенствования образовательных процессов, позволяющая высшему учебному учреждению, вне зависимости от материальной базы и состояния инфраструктуры, обеспечить качественное решение поставленных перед ней целей и задач в условиях перехода на новые образовательные стандарты в системе образования. Современная идея обучения заключается в том, что обучающийся берет на себя обязанность самостоятельного обучения, а преподаватель в свою очередь играет мотивационную роль координатора его обучения, то есть его задача – мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Именно качественно организованная образовательная среда, предоставляя обучающимся широкий выбор индивидуальной образовательной траектории, способствует получению качественного образования. В современном обществе развивающая образовательная среда конструирует условия для личностного развития обучающегося. При этом образовательная среда только в том случае будет способствовать профессиональному и личностному росту студентов, когда «наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду» [1].


Библиографическая ссылка

Лешер О.В., Хромов П.А. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26125 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674