Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОДНОЙ СРЕДЕ

Марков К.К. 1 Николаева О.О. 2 Куликова Н.П. 2 Сидорова Е.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
2 Сибирский федеральный университет
Статья содержит результаты исследования физического воспитания детей дошкольного возраста с целью теоретического обоснования, разработки и экспериментальной апробации комплексной методики профилактики и коррекции у них нарушений опорно-двигательного аппарата. Предполагалось, что последовательное использование специальных физических упражнений в водной среде с учетом особенностей формирования осанки и сводов стопы у дошкольников повышает оздоровительный эффект занятий. Исследования проводились в дошкольном образовательном учреждении Красноярска № 139, в них приняли участие 16 детей (8 мальчиков и 8 девочек) подготовительной группы в возрасте 5–6 лет. Для оценки нарушений опорно-двигательного аппарата и эффективности оздоровительного процесса использовались три группы показателей: оценка уровня сколиоза (глубина поясничного и шейного изгиба позвоночника, угол его искривления и подометрический индекс Фридланда), определение физического развития (окружность грудной клетки, проба Штангеи спирометрия ЖЕЛ) и физической подготовленности (наклон вперед стоя, метание мяча 1 кг, статическое равновесие и звездочка на спине в воде) детей. Типовое занятие включало разминку на суше с упражнениями для осанки и профилактики плоскостопия, закаливающие процедуры, основную часть в воде с развитием навыков плавания, корригирующие упражнения и игры. В заключительной части занятия акцент делался на дыхательные упражнения и расслабление. В работе описаны 16 корригирующих упражнений, используемых на занятиях в бассейне с детьми дошкольного возраста для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди них упражнения для развития дыхательной мускулатуры и постановки дыхания, для коррекции деформаций позвоночника, развития мышц туловища и увеличения экскурсии грудной клетки, улучшения кровообращения и легочной вентиляции. Активно использовались специальные игры в воде с корригирующими элементами. Экспериментально доказана эффективность методики коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Требуемая статистическая достоверность изменений подтверждена использованием непараметрического парного критерия Т Вилкоксона и корреляционным анализом.
опорно-двигательный аппарат
сколиоз
корригирующие упражнения
1. Аикина Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений и организованного отдыха: учеб. пособие. – Омск: ОГИФК, 1988. – 48 с.
2. Бородич Л.А., Назарова Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 77 с.
3. Валеев Р.Ф. Оздоровление детей 7–9 лет с отклонениями в состоянии позвоночного отдела опорно-двигательного аппарата средствами лечебной физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 24 с.
4. Гутерман Т.А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6–7 лет средствами оздоровительной физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2005. – 25 с.
5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве¬дений. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
6. Котляров А.Д. Теоретико-методические подходы к формированию физического здоровья дошкольников 3–7 лет средствами плавания. – Челябинск: УралГАФК, 2002. – 217 с.
7. Марков К.К., Николаева О.О. Современные направления совершенствования методик обучения двигательным действиям в спорте // Фундаментальные исследования. – 2012. – №6-1. – С. 34-38.
8. Марков К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. –– Москва, 2001. – 48 с.
9. Марков К.К., Николаева О.О. Оценка психомоторных характеристик двигательной деятельности юных спортсменов в прыжках в высоту и повышение эффективности их тренировочного процесса // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-11. – С. 2473-2477.
10. Марков К.К., Николаева О.О. Теоретический анализ и экспериментальное определение динамических характеристик скоростно-силовых локомоций // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 7. – С. 36-39.
11. Марков К.К., Николаева О.О. Экспериментальные исследования совершенствования психомоторных качеств игроков в современном волейболе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14476.
12. Марков К.К., Пашкова Н.В. Инновационные подходы к обучению двигательным действиям в волейболе на основе теории учебной деятельности // Восток – Россия – Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: материалы международного симпозиума. – Красноярск, 2008.
13. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие. – М.: Академия, 2005. – 429 с.
14. Пенькова И.В. Состояние опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 2. – С. 53-57.
15. Семенова С.С. Коррекция осанки в процессе обучения плаванию детей 7–11 лет: дис. … канд. пед. наук / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2001. – 182 с.
16. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки: учеб. пособие / под ред. Г.А. Халемского. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 66 с.
17. Ханжиева А.Я., Коломийцева Н.С. Коррекция отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата детей 5–6 лет средствами физического воспитания в республике Адыгея // Фундаментальные исследования. – 2010. – № 9. – С. 29-35.

Современное состояние проблемы

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

Полноценное воспитание и развитие здорового ребенка в современных условиях возможно только при интеграции лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и образовательной, следовательно, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов. В комплексе оздоровительных мероприятий ведущее место отводят физическому воспитанию. Преимущество использования физических упражнений перед другими оздоровительными методиками проявляется в их простоте, высокой эффективности, доступности и универсальности [3; 4; 14; 17]. 

Анализ состояния здоровья детей 4–6 лет за последнее время не дает оснований для оптимизма. Данные исследований показывают, что заболеваемость детей, посещающих дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Такое положение связано с недостаточным вниманием родителей к формированию здоровья ребенка в семье. Недостаточные знания возрастных особенностей физиологии развития детей, применение дома неправильного двигательного режима в период грудного возраста приводит к тому, что дети в три года приходят в дошкольное учреждение с неправильной установкой стоп и нарушенной осанкой [2; 14;17].

Отсутствие отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА) – непременное условие хорошего функционирования и развития организма в целом. В связи с этим существует необходимость разработки комплексной методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития у детей движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась коррекция и профилактика нарушений у них опорно-двигательного аппарата. Особое внимание современных исследований направлено на разработку комплексных методик коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде, включающая определенную последовательность применения физических упражнений с учетом особенностей формирования осанки и сводов стопы у дошкольников, которые позволяют существенно повысить оздоровительный эффект занятий [1; 2; 6; 15].

Педагогические средства и методы коррекции нарушений ОДА

Решение задач, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, как правило, относят к области лечебной физкультуры, использующей занятия оздоровительной направленности обособленно и без согласования с педагогами, а в группах занимающихся зачастую собраны дети с разными диагнозами, что не позволяет эффективно использовать методики, разработанные для конкретного заболевания. Очевидно, что эффективная коррекция нарушений ОДА может быть достигнута в результате систематического применения лечебной физкультуры в сочетании с богатым фондом и возможностями теории и методики двигательного совершенствования в физической культуре и спорте [7-12]. Такие сочетания специальных упражнений с общеразвивающими, проводимыми из соответствующих исходных положений, позволяют успешно решать задачи собственно лечебной физкультуры [1-4; 6; 13-17].

Значительный интерес представляет блочное построение системы физических упражнений. На начальном этапе в таких курсах используются специальные упражнения из различных исходных положений, лежа и сидя, разгружая стопы в сочетании с массажем, выравнивая тонусы мышц голени, большеберцовых мышц и сгибателей пальцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой. Достаточно эффективны упражнения с захватыванием мелких предметов пальцами стоп и их перекладыванием, катанием подошвами ног палки и т.п. Для закрепления достигнутых результатов коррекции используют упражнения в различных специальных видах ходьбы. Упражнения, являющимися средствами решения аналогичной задачи, но уже в положении стоя, включаются во второй блок. В третьем блоке происходит постепенный переход от объема используемых упражнений к увеличению интенсивности в виде различного рода прыжков и бега. Следующий блок представляет упражнения с различным инвентарем: гимнастической палкой, кеглями и скакалкой.

Необходимая часть лечения ОДА – массаж, нормализующий тонус мышц стопы и голени, укрепляющий ослабленные, растянутые мышцы и расслабляющий напряженные, что важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровоснабжение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы и восстанавливает нормальные условия для развития и роста нижних конечностей. Весьма эффективны: поглаживание, растирание голени ладонями, разминание и поколачивание кончиками пальцев; поглаживание и растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев стопы; использование специальных резиновых ковриков и массажных валиков [14; 16;17].

Использование самомассажа мышц голени и стопы в заключительной части на занятиях физического воспитания в дошкольном возрасте рассмотрены в работе [17], где показано, что целенаправленные комплексы физических упражнений в вариативном компоненте занятия урочного типа физическими упражнениями в течение 10–12 мин способствуют повышению скоростно-силовых и силовых способностей детей дошкольного возраста с уплощенной стопой, что выразилось в повышении свода их стопы до нормального. При этом сохраняется содержание базового компонента занятия, направленная на обучение двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств и овладение специальными знаниями.

Важной особенностью исследований [1; 2; 6; 13; 15] является большое внимание к использованию задач водной среды в самых различных вариантах и проявлениях: гигиеническое и общеоздоровительное влияние, релаксационные, развлекательные и игровые проявления, а так же как собственно среда, в которой реализуются разнообразные по своим целям и воздействиям двигательные действия. Указанные работы послужили основой для выработки рабочей гипотезы исследования, предполагающей, что разрабатываемая комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата в водной среде, включающая определенную последовательность применения физических упражнений с учетом особенностей формирования осанки и сводов стопы у дошкольников позволит существенно повысить оздоровительный эффект занятий. Целью такого исследования является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная апробация комплексной методики, обеспечивающей профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе их физического обучения, воспитания и развития.

Методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей 5–6 лет

Методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей включала в себя: упражнения против нарушения осанки, плоскостопия и на развитие координации движений, работу с большими гимнастическими мячами, мячами – прыгунами, массажными мячами. Занимались дети босиком, чтобы чувствовать свою стопу и пальцы ног (таблица 1).

Таблица 1

Схема структуры занятия для детей 5–6 лет с нарушениями ОДА

Структура

Длительность, мин.

Дозировка (кол-во упр.)

Методические рекомендации

Разминка на суше

1

1-2

Профилактика плоскостопия

Закаливающая процедура

0,5

 

 

Разминка

5

2-3

На осанку, общего воздействия

Основная часть в воде:

20

 

Общего воздействия; на осанку; для мышц спины, брюшного пресса, мышц рук, плечевого пояса, ног; на координацию движений; на гибкость.

навыки плавания;

8

3-4

коррекция;

10

5-6

игра.

2

1-2

Заключительная часть:

4

 

Дыхательные упражнения; на расслабление

дыхательные упражнения;

2,5

2-3

расслабление

1,5

1

 

Наряду с основными корригирующими упражнениями в занятия включались упражнения прикладного характера: ползание, ходьба, бег, прыжки, метание, которые проводились в водной среде. Эти упражнения использовались как общеукрепляющие. Специальные корригирующие упражнения, используемые на занятиях в бассейне с детьми дошкольного возраста для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, состояли из трех целевых групп:

  1. Развитие дыхательной мускулатуры и постановка дыхания (6 упражнений).
  2. Коррекция деформации позвоночника, развитие мышц туловища и увеличение экскурсии грудной клетки (5 упражнений).
  3. Развитие мышц туловища, конечностей и дыхательные, улучшение кровообращения и легочной вентиляции, развитие силовой выносливости (5 упражнений).

Важной особенностью методики работы с детьми дошкольного возраста является ее игровая направленность, как в игровом характере отдельных упражнений, так и в собственно специально сконструированных играх, некоторые их которых приведены ниже:

Ловишки в воде – игра проводится на мелкой воде, водящий старается поймать убегающих от него детей (дотронуться рукой), окунувшегося в воду ловить нельзя. Когда будут пойманы определенное число детей, назначают другого «ловишку».

Аисты – на мелкой воде детям предлагается постоять на одной ноге, подняв вторую ногу, согнутую в колене, над водой (как аист), кто дольше простоит.

Лягушки – стоя по колено в воде, дети глубоко приседают, затем, выпрямляя ноги, совершают двумя ногами прыжок вперед на руки. Прыжки по-лягушачьи повторяются несколько раз. Это задание можно выполнить и на соревнование, кто дальше допрыгает за одинаковое число прыжков.

Уточки – присев в воде, дети передвигаются вдоль бортика, покачиваясь с боку на бок и хлопая по воде руками.

Медуза – для выполнения упражнения сделать глубокий вдох, задержать дыхание и, наклонившись вперед, медленно лечь на воду. Лежать следует расслабленно, без движений, считая про себя до 5–10.

Передай мяч – дети в воде по пояс становятся парами в затылок друг за другом на расстоянии 0,6–0,8 м, ноги на ширине плеч. Впереди стоящий берет в руки мяч, нагибается вперед, погружается в воду с головой и передает мяч под водой между ног стоящему сзади напарнику. Потом оба поворачиваются кругом, и мяч передается в обратном направлении.

Водолазы – проводящий игру опускает на дно несколько хорошо заметных под водой предметов (ярких игрушек, фишек, тарелок и т. п.). Играющие по очереди ныряют, доставая предметы со дна.

Вместе с основными корригирующими упражнениями и играми в занятия включаются также и упражнения прикладного характера: ходьба, бег, ползание, прыжки, метание. В работе с детьми 5–6 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, широко использовалось большое количество спортивно-медицинского инвентаря: мячи, резиновый и набивной, гантели весом 0,2–0,3 кг с увеличением его веса в процессе занятий до 1–1,5 кг, гимнастические палки, резиновые амортизаторы, мешочки с песком, многофункциональные гибкие палки – нудлы. Уникальность оздоровительного эффекта занятий с нудлами обусловливается возможностью их использования в различных вариантах: как поддерживающее средство, плавательная доска, колобашка. С их помощью эффективно и в достаточно развлекательной манере прорабатываются различные группы мышц, способствуя гармоничному развитию силы основных групп мышц, выносливости, координации движений, улучшению осанки, коррекции и профилактике различных ее нарушений и создавая оптимальные условия для закрепления физиологически правильных положений туловища.

Проверка эффективности методики коррекции нарушений ОДА

Для оценки эффективности экспериментальной методики коррекции нарушений опор­но-двигательного аппарата детей дошкольного возраста проведен зависимый педагогический эксперимент, в котором участвовали 16 детей дошкольного возраста, посещающих детский сад № 139. В работе до и после эксперимента в 11 тестах определяется уровень испытуемых: по нарушениям ОДА детей, показателям их физического развития и физической подготовленности. Для оценки достоверности результатов эксперимента использовался непараметрический парный критерий Т Вилкоксона, предназначенный для сравнения сдвигов на двух этапах подготовки в связанной выборке [5]. Критические табличные значения критерия Т Вилкоксона для выборки из 16 испытуемых равны: 35 для р< 0,05 и соответственно 23 для р<0,01. Результаты эксперимента представлены в таблице 2, в которой по количеству нетипичных сдвигов Ni в каждом тесте и расчетной сумме их рангов S представляется возможным определить область статистически достоверных сдвигов и ее величину (табл. 2).

Для оценки взаимного влияния средств и методов физического воздействия на показатели ОДА проведен корреляционный анализ по Спирмену [5]. В число анализируемых показателей вошли: 3 параметра физического развития, 4 характеристики физической подготовленности и 4 вида нарушений опорно-двигательного аппарата. Основной задачей анализа этих данных было определение кросс-корреляционных связей основных показателей нарушений опорно-двигательного аппарата с физическим развитием и физической подготовленностью.

Установлена достаточно высокая степень корреляции внутри группы нарушений ОДА (r = 0,62-0,90), что позволяет прогнозировать обобщенное перекрестное позитивное влияние применяемых средств на показатели сколиоза. Высокий коэффициент корреляции (r = 0,66) установлен между показателями поясничного и шейного отделов позвоночника и характеристикой его подвижности в тесте с наклоном. Такая позитивная связь позволяет уделять большое внимание физическим упражнениям, развивающим это качество. Также достаточно высоко и позитивно (r = 0,63-0,85) было оценено влияние метания медбола (силовые качества) на все характеристики группы ОДА. С точки зрения диагностики уровня нарушений ОДА достаточно информативными были характеристики тестов физического развития (r = 0,56-0,79).

Таблица 2

Результаты эксперимента по коррекции нарушений ОДА

Тесты

1n=16

2n=16

Ni

S

р

X

m

s

X

m

s

Подометрический индекс Фридланда

28,7

0,37

1,47

29,4

0,26

1,05

2

9,5

<0,01

Глубина поясничного изгиба позвоночника

1,61

0,07

0,29

1,57

0,05

0,19

4

29,5

<0,05

Угол искривления позвоночника

7,23

0,91

3,65

5,56

0,83

3,33

4

25,5

<0,05

Глубина шейного изгиба позвоночника

2,32

0,07

0,27

2,38

0,05

0,18

2

27

<0,05

Подвижность позвоночника – наклон, см

0,69

1,27

5,08

5,44

1,07

4,29

2

17

<0,01

Удержание на воде, c

2,61

0,22

0,9

3,87

0,18

0,71

3

15

<0,01

Метание медбола из положения стоя, cм

190

6,65

26,6

219

7,51

30,1

4

28

<0,05

Статическое равновесие, c

15,6

0,69

2,78

17,9

0,45

1,81

3

26,5

<0,05

Спирометрия, мл

905

29,5

117

971

28,1

112

5

31

<0,05

Проба Штанге, с

19,4

0,22

0,88

20,2

0,29

1,17

4

21

<0,01

Окружность грудной клетки, cм

53,2

0,39

1,56

54,4

0,4

1,59

8

42

>0,05

 

Выводы

  1. Разработанная комплексная методика коррекции нарушений ОДА включает: корригирующие упражнения и игры в водной среде, направленные на исправление выявленных нарушений ОДА, закаливание и профилактику плоскостопия.
  2. Педагогический эксперимент показал, что экспериментальная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата детей 5–6 лет в водной среде улучшает не только состояние опорно-двигательного аппарата, но и эффективно повышает уровень физического развития и физической подготовленности детей.
  3. В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата, целесообразно использовать водную среду, широкий спектр инвентаря и средств тренировки и нагрузку в щадящем режиме, предотвращающем перегрузку. В детском возрасте также целесообразно использовать игры, направленные не только на коррекцию опорно-двигательного аппарата, но и на развитие физических качеств, поддержание и развитие мотивации к занятиям.
  4. Статистический и корреляционный анализы подтвердили достоверность сдвигов по основным исследуемым параметрам подготовки испытуемых. Установлено также, что наи­боль­шие значения коэффициентов корреляции имеют место: в группе медицинских показателей – поясничный и шейный изгибы позвоночника, в показателях физической подготовленности – метание медбола и в физическом развитии – спирометрия и окружность грудной клетки.
  5. Предложенная комплексная методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата может быть использована в дошкольных учреждениях любого вида.

 


Библиографическая ссылка

Марков К.К., Николаева О.О., Куликова Н.П., Сидорова Е.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОДНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26128 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674