Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Рюмина И.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье рассмотрено понятие и структура перфекционизма как сложного и неоднозначно интерпретируемого феномена. Перфекционизм определен как многомерный конструкт, предполагающий стремление личности быть совершенной во всем, которое выражается в предъявлении завышенных требований к себе, окружающим людям, в восприятии требований окружения как нереалистичных и завышенных. Студенческий возраст рассмотрен как сенситивный период для появления и проявления перфекционизма. Отмечено, что появление и проявление перфекционизма порождает трудности социально-психологической адаптации. Представлены результаты изучения характеристик перфекционизма студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации. Выявлены статистически значимые различия в характеристиках (в предъявлении требований к себе, другим людям, в восприятии требований других) перфекционизма у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации. Предложены рекомендации по формированию конструктивного перфекционизма студентов-первокурсников.
перфекционизм
конструктивный перфекционизм
студенческий возраст
социально-психологическая адаптация
1. Акимов А.М. Персонифицированный подход к формированию информационной компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20431.
2. Грачева И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта – Г. Флетта / И.И. Грачева // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 6. – С. 73-89.
3. Ларских М.В. Конструктивный перфекционизм студента: сущность, структура, критерии и показатели / М.В. Ларских // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2014. – № 2. – С. 48-51.
4. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации / А.К. Осницкий // Психология и школа. – 2004. – № 1. – С.43-56.
5. Флетт Г. Измерения перфекционизма и тревожности / Г. Флетта, П. Хьюитта // Журнал рационально-эмотивной и когнитивно-поведенческой терапии. – Весна 2004 года. – В. 22. – № 1. – С. 39-57.
6. Фрост Р. Перфекционизм в обсессивно-компульсивном расстройстве пациентов / P. Фрост // исследования поведения и терапии. – 1997. – В. 42. – № 3. – C. 291-296.
7. Холлендер М. Перфекционизм / М. Höhender // Психиатрия. – 1965. – В. 6. – П.94-103.
8. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал. – 2004. – № 1. – C. 18-35.
9. Хьюитт П. Межличностное проявление перфекционизма: перфекционизм и психологический стресс / П. Хьюитт и соавт. // Журнал личности и социальной психологии. – 2003. – В. 84. – № 6. – П. 1303-1325.
10. Ясная В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы / В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 157-168.

В условиях современного развития общества и социальных трансформаций личность переживает разнообразные качественные и количественные изменения, становится особо изучаемым такой феномен, как стремление к самосовершенствованию и идеализации себя. В связи с этим желание достигать успеха во всех сферах общественной жизни постепенно утверждается и в миропонимании современного студента и создает перспективу для сопоставления собственных персональных потребностей с требованиями современного общества [1]. В научной литературе явление стремления к самосовершенствованию и идеализации себя обозначается термином перфекционизм.

Проблема изучения перфекционизма находится в центре внимания как зарубежных (А. Адлер, М. Холендер, Д. Бернс, Р. Фрост, П. Хьюитт, Г. Флетт, Д. Хамачек), так и отечественных психологов (С.Н. Ениколопов, А.А. Ясная, Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова, М.В. Ларских), однако исследований в данной области достаточно мало. Остается малоизученным и социальный аспект проблемы перфекционизма, характеризующийся недостаточностью научных исследований о специфике различий в характеристиках перфекционизма студентов. В этих условиях особую актуальность приобретает исследование характеристик перфекционизма студентов и его роли в возникновении различных нарушений адаптации.

Анализ психологической литературы по проблеме исследования перфекционизма показал, что перфекционизм является сложным и неоднозначно интерпретируемым феноменом, под которым понимают предъявление требований к себе более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют ситуации (М.Н. Холендер) [7], наличие нереалистичных стандартов и важность соответствия им (Р. Фрост) [6], завышенные стандарты деятельности, притязания, требования к другим (А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян) [8], интегративное личностное образование с личностным, когнитивно-деятельностным, социальным компонентами (М.В. Ларских) [3].

Наиболее полно перфекционизм рассматривается в исследованиях канадских ученых П. Хьюитта и Г. Флетта [5,9]. Под перфекционизмом данные авторы понимают многомерный конструкт, предполагающий стремление личности быть совершенной во всем, который выражается в предъявлении завышенных требований к себе, окружающим людям, в восприятии требований окружения как чрезмерно высоких. При этом структура перфекционизма рассматривается психологами неоднозначно, вследствие чего единая структура перфекционизма не определена, но более четко она описана канадскими учеными П. Хьюиттом и Г. Флеттом [5,9]. В их концепции за основу определения структуры перфекционизма выбрана объектная направленность черты, исходя из которой перфекционизм может быть ориентированным на себя, на других и социально-предписанным [2].

Так, перфекционизм, ориентированный на себя, предусматривает присутствие значительных личных эталонов, желание самосовершенствоваться, ярко выраженную самокритичность, самоконтроль, тенденцию концентрироваться на труднодоступных целях и стремление достигать их. Чрезмерная самокритичность в свою очередь приводит к излишнему самокопанию и самообвинению, что усложняет принятие личностью своих недостатков и неудач.

Перфекционизм, ориентированный на других, предполагает наличие значительных эталонов, определенных человеком для окружающих людей, требовательность, нетерпимость к ним, неготовность принять оплошности и ошибки другого.

Социально-предписанный перфекционизм основан на убеждении личности в том, что окружение предъявляет к нему чрезмерно большие требования и ожидания, которым тяжело и невозможно соответствовать. Для получения одобрения и избегания негативной оценки личность старается соответствовать стандартам, установленным для нее окружающими.

В нашем исследовании перфекционизм понимается как многомерный конструкт, предполагающий стремление личности быть совершенной во всем и обнаруживающийся в предъявлении завышенных требований к себе (Я-ориентированный перфекционизм), к другим (перфекционизм, ориентированный на других) и в восприятии требований окружения как нереалистичных и завышенных (социально-предписанный перфекционизм) (П. Хьиютт, Г. Флетт).

В студенческом возрасте перфекционизм выражается в предъявлении повышенных требования к своей личностии к личности окружающих в учебно-профессиональной деятельности, преувеличении требований по отношению к себе со стороны других людей. Это сопровождается устойчивым напряжением, беспокойством, тревогой, боязнью неудачи, навязчивыми сомнениями и опасениями, концентрацией на ошибках, болезненным восприятием критики, трудностями в принятии решений, что затрудняет их социально-психологическую адаптацию.

В зарубежных и отечественных исследованиях отмечено, что существенные трудности процесса социально-психологической адаптации в студенческом возрасте определяются такой стабильной личностной чертой как перфекционизм [3,10]. В исследованиях П. Хьиютта и Г. Флетта низкие значения социально-психологической адаптации личности обуславливаются чрезмерной тенденцией личности к перфекционизму и, наоборот, личности с высоким уровнем социально-психологической адаптации присуща здоровая форма перфекционизма – конструктивный перфекционизм [3]. Лица с чрезмерным перфекционизмом проявляют себя одинокими, малообщительными, настойчивыми людьми. Самокритичность, требовательность к себе способствуют возникновению заниженной самооценки, трудностям в установлении контактов в студенческой группе. Их гиперответсвенность, гиперприлежность, постоянная концентрированность на делах способствует появлению у окружающих людей раздражения; успехи и достижения вызывают зависть, дистанцированность от других людей воспринимается как высокомерие и нежелание общаться.

Аналогичной научной позиции придерживаются и отечественные психологи – В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов. На их взгляд, перфекционизм в студенческом возрасте способствует возникновению конфликтов и прекращению отношений в межличностных отношениях, социальной изоляции в результате недоверия к другим людям, нереалистичных требований и ожиданий в отношении окружающих и себя [10].

Таким образом, непринятие ценностей и норм студенческого коллектива образовательного учреждения, либо их принятии с позиции «быть как все», игнорирование принятых норм при осуществлении учебно-профессиональной деятельности и налаживании взаимоотношений с преподавателями и одногруппниками способствует возникновению перфекционизма в студенческой возрасте и вызывает сложности социально-психологической адаптации.

Цель исследования. Изучение характеристик перфекционизма студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось в 2016 г. в Оренбургском государственном педагогическом университете со студентами 1 курса психолого-педагогического факультета профилей «Педагогика и психология» и «Специальная психология». Всего было исследовано 50 человек. На эмпирическом этапе нами было проведено исследование характеристик перфекционизма студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации с помощью методик «Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта – Г. Флетта» (в адаптации И.В. Грачевой) [2] и «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса – Р. Даймонд» (в адаптации А.К. Осницкого) [4]. На основании полученных результатов нами были разработаны рекомендации психологам и педагогам по формированию конструктивного перфекционизма, позволяющие обеспечить более успешную социально-психологическую адаптацию студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного эмпирического исследования нами было выделено три группы студентов: высокой, низкой и средней социально-психологической адаптацией (диаграмма).

Диаграмма процентного соотношения студентов по показателям перфекционизма и социально-психологической адаптации

В результате проведенного анализа выявлено, что студентам с низким уровнем социально-психологической адаптации (43%) свойственен высокий уровень перфекционизма, проявляющейся в трех его составляющих: ориентированный на себя, ориентированный на других, социально-предписанный.

Для 37% студентов с перфекционизмом, ориентированным на себя, характерно предъявление чрезвычайно высоких требований к себе, желание постоянного самосовершенствования, концентрирование на трудно достижимых целях. Предъявление чрезвычайно высоких требований к себе приводит к постоянному неодобрению себя, невозможности оценить свои сильные и слабые стороны, самообвинению, чрезмерной самокритичности. Значительный контроль над эмоционально положительными и отрицательными жизненными обстоятельствами приводит к доминированию и позволяет студентам удовлетворить личную потребность в независимости, самоутверждении, достижении значимого социального статуса. Достижение значимого социального статуса способствует возникновению конкурентных отношений, что приводит к социальной изолированности и становится причиной непрерывного напряжения, негативного аффекта, депрессии, суицида студентов и склонности откладывать выполнение учебных задач. Для 22% студентов с перфекционизмом, ориентированным на других, характерно постоянное недовольство и нетерпимость к другим, что приводит к враждебности, проявлению гнева, к раздражению, ожиданию негативного отношения к себе, что осложняет процессы адаптации к студенческой группе и преподавателям. 41% студентов с социально-предписанным перфекционизмом концентрируется на ситуациях неуспеха, отрицая достижения и успехи. Они уверены, что преподаватели, однокурсники, родители ждут от них успешного результата, что способствует появлению напряжения, страха экзаменов и контактов с другими. Невозможность преодолеть напряжение вызывает у студентов эмоциональную дезадаптацию в виде тревоги и депрессии. Избегание или склонность отсрочивать начало деятельности и не заканчивать ее в необходимые сроки становится для этих студентов способом защиты от негативных переживаний и страхов, результатом которого является большое количество академических задолженностей и пропусков. Такое поведение приводит к боязни студентов обращаться за помощью к однокурсникам или преподавателям и вызывает неуверенность в возможной помощи от окружающих людей.

Для 18% студентов со средним уровнем социально-психологической адаптации характерен низкий уровень перфекционизма. Студенты с низким уровнем перфекционизма не задумываются о перспективах профессионального и личностного роста. Они довольствуются малым, при этом они убеждены, что окружающие предъявляют к себе требования, которым нельзя соответствовать. Их отличает низкий уровень рефлексии, непоследовательность, спонтанное планирование своей деятельности, что приводит к постоянной оценке их действий окружающими. Полученные результаты подтверждаются низкими значениями по показателям перфекционизма, ориентированного на себя (48%), ориентированного на других (38%) и социально-предписанного (14%).

39 % студентов с высоким уровнем социально-психологической адаптации показывают средний уровень перфекционизма (ориентированный на себя (97%), ориентированный на других (3%). Они склонны предъявлять завышенные притязания и требования к себе, в качестве образца для поведения выбирают успешных однокурсников и педагогов и деятельность, которая предполагает достижение значительного результата. Они способны в большей мере оценивать обстоятельства, способствующие достижению цели, и в существующей ситуации и, возможно, в будущем. Это приводит к успешному взаимодействию студентов данной группы с внешней средой, приспособлению к ее изменениям. Стремление к более высоким результатам способствует эмоциональному комфорту и повышению самоуважения, что в свою очередь приводит к формированию конструктивного перфекционизма.

С целью подтверждения достоверно значимых различий между группами студентов с высоким, средним, низким уровнем социально-психологической адаптации нами был выполнен математико-статистический анализ данных с помощью критерия Пирсона. В результате математико-статиcтической обработки данных нами было доказано, что существуют статистически достоверные различия в характеристиках перфекционизма студентов с высоким, средним и низким уровнем социально-психологической адаптации, а именно в предъявлении требований к себе, другим людям, а также в восприятии требований других (=6,215p≤0,05).

В результате проведенной работы нами была обнаружена необходимость формирования конструктивного перфекционизма студентов-первокурсников.

В связи с нами были разработаны психологические рекомендации педагогам и психологам по формированию конструктивного перфекционизма. Конструктивный перфекционизм студентов мы рассматриваем как интегративное личностное образование, состоящее из личностного, когнитивно-деятельностного, социального компонентов (М.В. Ларских) [3].

1) Для эффективного развития личностного компонента конструктивного перфекционизма студентов-первокурсников важно акцентировать внимание на развитие эмоционально-ценностного отношения к себе

2) Для эффективного развития когнитивно-деятельностного компонента конструктивного перфекционизма студентов-первокурсников важно:

2.1. Способствовать вырабатыванию в учебной и профессиональной деятельности у студентов умения постановки целей.

2.2. Способствовать вырабатыванию антиципационной компетентности студентами, т.е. применять приобретенный индивидуальный опыт для вероятностного прогнозирования ситуаций, результатов деятельности и своих реакций на них с целью рассмотрения причин вероятного возникновения просчетов, подготовки адекватных и результативных действий по разрешению потенциальных трудностей.

2.3. Фиксировать внимание студентов на достижения и успехи в учебной и профессиональной деятельности.

2.4. Содействовать вырабатыванию умений и навыков достижения успеха в учебно-профессиональной деятельности студентов.

2.5. В рамках приобретения студентами процессуального удовлетворения от выполнения деятельности необходимо научить студента целостно и осознанно воспринимать свою деятельность и его этапы.

3) Для эффективного развития социального компонента конструктивного перфекционизма студентов-первокурсников необходимо содействовать вырабатыванию реалистичного восприятия, понимания и оценки студентами других людей.

Осуществление разработанных рекомендаций психологам и педагогам может быть реализовано с помощью социально-психологического тренинга для студентов-первокурсников с высоким уровнем перфекционизма по развитию эмоционально-ценностного отношения к себе, умения постановки целей в учебно-профессиональной деятельности, развитию антиципационной и коммуникативной компетентности, либо с помощью тренинга по формированию конструктивного перфекционизма студентов, разработанного отечественными психологами (М.В. Ларских, А.С. Распопова, Я.О. Жебрун).

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что существуют различия в характеристиках перфекционизма студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации, а именно – в предъявлении требований к себе, другим людям, а также в восприятии требований других.


Библиографическая ссылка

Рюмина И.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26255 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674