Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Моисеенко О.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
Проблема повышения качества методической культуры будущего современного учителя иностранного языка приобретает сегодня особую актуальность. Методическая культура как компонент профессиональной компетенции учителя представляет собой накопленный человечеством социальный опыт обучения иностранным языкам с учетом современных требований. Без неё невозможно выполнение учителем своих функций, своей профессиональной деятельности. Одним из активных средств формирования методической культуры будущего учителя может быть учебно-методическая ролевая игра, организуемая на практических занятиях по дисциплине «Методика обучения иностранному языку». Учебно-методическая ролевая игра представляет собой препарированную специально для целей обучения ситуацию, имеющую место в реальном образовательном процессе. Эта специфика учебно-методической ролевой игры создает предпосылки для переноса способов решения задач в естественные условия школьного преподавания во время педагогической практики будущих учителей иностранного языка.
средство обучения
методическая культура
профессиональная компетенция
учебно-методическая ролевая игра
1. Активные и интерактивные образовательные технологии в высшей школе: учеб. пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–68.
3. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебн. пособие / Наталия Дмитриевна Гальскова, Надежда Ивановна Гез. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 200 с.
4. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. –2010. – № 6. – С. 34-38.
5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997. – 287 с.
6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: пособие для студ. пед. вузов и учителей / Елена Николаевна Соловова. – М.: АСТ - Астрель, 2008. – 200 с.
7. Петричук И.И. Еще раз об игре // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 5. – С.39-40.
8. Полат Е.С. Совершенные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
9. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. – Саратов: Наука, 2009. – 53 с.
10. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка / К.В. Фокина, Л.Н. Тернова, Н.В. Костычева. – М.: Юрайт, 2009. – 200 с.

Данная статья ставит целью рассмотрение учебно-методической ролевой игры, используемой на практических занятиях по методике преподавания первому иностранному языку на языковых факультетах в качестве эффективного интерактивного средства формирования методической культуры будущего учителя иностранного языка.

Процесс преподавания иностранных языков в современных условиях направлен непосредственно на формирование у обучающихся целого комплекса компетенций коммуникативного, информационного и социокультурного характера, а также на подготовку к взаимодействию и пониманию различных проблем современного поликультурного мира. Новые тенденции, имеющие место в системе преподавания иностранных языков сегодня, не могут ограничиваться лишь новой трактовкой целей и обновлением содержания обучения. Разумные преобразования самого процесса обучения иностранным языкам на основе лучших отечественных и зарубежных традиций с учетом требований современного общества к подготовке высококвалифицированных учителей иностранного языка, которые владели бы современными технологиями, подходами и методами обучения иностранному языку на всех этапах школьного иноязычного образования, помогут изменить характер ролей обучаемого и обучающегося.

Основной задачей образования является формирование способности личности к активной деятельности, в том числе к творческому и профессиональному труду, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Формирование и развитие личности будущего учителя иностранного языка осуществляется в процессе его активной деятельности.

Для того чтобы учитель иностранного языка мог решать поставленные перед ним задачи, необходимо сформировать не просто соответствующие навыки и умения в области методики преподавания иностранного языка, но и необходимые профессиональные качества, его профессиональную компетенцию.

Под профессиональной компетенцией мы понимаем способность, основанную на профессиональных знаниях и умениях, учебном и жизненном опыте, в том числе педагогическом опыте, ценностях и индивидуальных наклонностях, позволяющую эффективно решать коммуникативно-обучающие задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности.

К основным задачам формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка на занятиях по методике следует отнести:

  1. обеспечение личностно-значимого контекста усвоения материала курса с позиций профессионального развития и становления личности педагога;
  2. обеспечение необходимого и достаточного уровня профессиональной речевой культуры – готовности и способности обсуждать профессиональные вопросы на русском языке, адекватно используя профессиональную терминологию;
  3. усиление практической направленности курса через использование видеозаписей реальных уроков передовых учителей;
  4. развитие креативного и рефлексивного мышления студентов – актуальной задачи современной модели подготовки учителя иностранного языка;
  5. подготовка студентов к самостоятельной работе во время педагогической практики [6].

В связи с новыми растущими требованиями к учителю еще большую значимость приобретает проблема повышения качества методической культуры будущего учителя. Для того чтобы обучать учащихся иноязычной культуре, учитель должен, естественно, сам владеть ею. Но этого недостаточно: в общую профессиональную педагогическую компетенцию современного учителя иностранного языка должна интегрироваться как психологическая, педагогическая, информационно-коммуникационная, так и методическая культура. Учитель иностранного языка в современном понимании выступает не просто в роли модератора, создающего стимулы, побуждающие обучающегося к усвоению содержания обучения, – он является помощником и организатором общения на иностранном языке и с помощью языка [3].

Человек, даже блестяще владеющий всеми видами речевой деятельности, владеющий всеми аспектами иноязычной культуры, еще не учитель, поскольку надо уметь передать иноязычную культуру своим обучающимся, т.е. надо уметь обучать. Для этого учитель должен овладеть определенным орудием труда, как средством, позволяющим ему делать это. Таким средством служит для учителя его методическая культура, т.е. накопленный человечеством социальный опыт обучения иностранным языкам. Без него невозможно выполнение учителем своих функций, своей профессиональной деятельности. Задача методистов – натренировать методическое мышление будущих учителей иностранного языка так, чтобы у них сформировалась готовность и способность к творческой педагогической деятельности.

Исходя из поставленной цели, необходимо рассмотреть использование учебно-методической ролевой игры на практических занятиях по дисциплине «Методика обучения первому иностранному языку» как одного из средств повышения качества методической культуры будущего учителя иностранного языка и формирования у него профессиональной педагогической компетенции.

Известно, что игровая деятельность всегда являлась мотивированным процессом. Исследования в области игровой деятельности (Л.С. Выготский, З.М. Давыдова, М.Л. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Р.П. Мильруд, И.И. Петричук, М.Ф. Стронин, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.), в области интерактивного обучения (Т.Г. Мухина, Е.С. Полат, С.Б. Ступина, и др.), а также практический опыт преподавательской деятельности в высшем учебном заведении показывают, что использование учебно-методической ролевой игры на практических занятиях по методике обучения иностранному языку имеет немаловажное преимущество, так как игры являются иллюстрацией способа организации урока в школе, когда в процессе игры один из студентов выступает в роли учителя, другие студенты – в роли обучающихся определенного класса школы, а третьи – в роли экспертов-наблюдателей. Поэтому целесообразно рассматривать подобного рода деятельность в качестве средства формирования методической культуры будущего учителя иностранного языка.

Само представление о том, что обучающиеся будут вовлечены в игровую деятельность, усиливает их эмоциональные переживания, создает атмосферу приподнятости, желание быть лучшим в игре, что ведет к активизации мыслительных процессов. Постановка задач и условий игрового действия требует от обучающихся активности, обязательное использование тех или иных моделей, развивает их методическое и языковое ориентирование заданной ситуации, максимально приближая ее к реальной.

Учебно-методическая ролевая игра как одна из форм учебной деятельности является средством формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка, включая его методическую культуру, а содержанием, назначением ее должно быть учение, в нашем случае – овладение будущим учителем всевозможными методическими приемами обучения, адекватными реальным условиям. Ролевая игра учит, изменяет, воспитывает или, как говорил Л.С. Выготский, «ведет за собой развитие» [2].

Какое место должно быть отведено учебно-методической ролевой игре в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка? Когда и как ее лучше организовать?

Для решения этого вопроса необходимо напомнить, что усвоение методических знаний будущим учителем с целью формирования его методической культуры проходит в несколько этапов.

Лекция обеспечивает первый уровень усвоения и формирования методической культуры будущего учителя. Жизненно важные компетенции в области научных дисциплин, включая методику обучения иностранным языкам, состоят в понимании. Феномен понимание подразумевает смысловое восприятие, т.е. процесс рецепции и осмысления. Понимание выступает как связующее звено включения новых знаний в систему имеющихся знаний. От понимания или непонимания зависит эмоциональное состояние человека, которое, в свою очередь, влияет на результативность познавательной деятельности. А.А. Леонтьев говорит о феномене понимание следующим образом: «…понятно то, что может быть иначе выражено» [5], т.е. другими словами.

Исходя из данного суждения, мы в свою очередь рассматриваем понимание как способ, с помощью которого студенты постигают и различают явления, относящиеся к той или иной теме, а не то, что они знают о них или как они могут обращаться с ними. Многие студенты могут воспроизводить запоминаемое ими из учебника, не понимая предметы, которые являются полезными для решения реальных проблем. Просто быть в состоянии повторить количество информации по требованию не является доказательством изменения в понимании на любом уровне образования. Обучение, которое влечет за собой изменение в понимании, предполагает и включает в себя объект с методами данного предмета и способность запоминать его детали. Эти навыки встраиваются в имеющиеся у студента знания в процессе медленного изменения в осмыслении темы лекции, так как у размышляющего в процессе обучения студента наступает осознанное понимание.

Выбор формы чтения лекции играет большую роль. Лекция в форме беседы с широким применением наглядности отвечает современным требованиям образования. Характеристиками лекции-беседы являются высокая эмоциональность и доверительный тон лектора, что само по себе активизирует слушателей и вовлекает их в диалог с преподавателем, вызывая обратную связь с аудиторией. Одной из сложных задач для лектора в рассматриваемом случае является организация такого диалога. Решение данной задачи зависит от профессиональной подготовки преподавателя, его умения владеть методикой чтения подобных лекций.

В результате прослушивания лекции студент может узнать, отличить объект изучения среди других на основе его признаков, представленных внешне.

Второй уровень усвоения как раз предполагает способность студентов к более осмысленному пониманию, усвоению и интерпретации знаний, и применению их в процессе подготовки к практическим занятиям по дисциплине, которые включают обработку прослушанных лекций и рекомендованной литературы, реферирование и аннотирование методической литературы и решение методических задач, требующих узнавания и интерпретации учебного материала в связи с конкретной учебной ситуацией. Осмысленное понимание в процессе обучения мы рассматриваем как качественное изменение мировоззрения обучающегося в процессе формирования его методической культуры.

Третий уровень овладения методикой обучения иностранному языку предполагает сформированность умения применять теоретические и практические знания при решении методических задач на основе усвоенного эталона и получение новой информации. Эта деятельность не завершается на практических занятиях по дисциплине. Она имеет свое продолжение на педагогической практике в школе.

Исходя из наших рассуждений, логичней и целесообразней учебно-методическую ролевую игру включать на третьем этапе усвоения методических знаний, так как успешное проведение учебно-методической ролевой игры предполагает владение обобщенными знаниями и умениями по методике обучения различным аспектам языка – фонетике, лексике, грамматике, и видам речевой деятельности – аудированию, говорению, чтению, письму, а также умение организовать урок в соответствии с современными требованиями.

Проведение учебно-методической ролевой игры предусматривает серьезную предварительную подготовку, так как последовательность и корректность в её организации как со стороны методиста, так и со стороны студентов, влияет на успешное проведение ролевой игры по заданной ситуации.

Следует отметить, что учебно-методическая ролевая игра может носить фрагментарный характер. В этом случае студенты включаются в проектирование методических ситуаций, а затем проигрывают в аудитории отдельные фрагменты урока.

Среди такого рода фрагментов иллюстрируются обязательные элементы современного урока иностранного языка:

- самоопределение деятельности обучающихся на уроке;

- актуализация опорных знаний обучающихся;

- создание проблемной ситуации (постановка проблемы) на уроке;

- открытие новых знаний обучающимися;

- первичное закрепление новых знаний;

- самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по образцу;

- включение новых знаний, обучающихся в систему имеющихся знаний;

- рефлексия деятельности обучающихся.

Учебно-методическая ролевая игра в полном смысле этого слова представляет собой развивающийся феномен: это игра под названием «урок», связанная единым сюжетом. На практических занятиях по методике обучения иностранному языку проигрывается отдельный урок из серии уроков современного учебно-методического комплекта. В ролевой игре у каждого должна быть постоянная роль.

Методическая работа в рамках организации учебно-методической ролевой игры с использованием современного учебно-методического комплекта начинается с замысла, продумывания и первичного планирования урока для определенной школьной ступени, и его сценария. На данном этапе формируются проектировочные умения будущего учителя, т.е. умение планировать отдельные уроки, а в дальнейшем – циклы уроков по усвоению конкретной дозы речевого материала и весь курс обучения с учетом конкретных целей обучения. Студенты работают в команде, уясняя цели и выбирая организационные формы конкретного урока на основе целей и задач.

Следующий этап – собственно планирование урока. Опыт работы со студентами показывает, что планирование продуктивнее осуществлять реверсивным путем: сначала планируется последнее упражнение – тот результат, к которому предполагается прийти в процессе урока, а затем начинается постепенное выстраивание «ступеней», ведущих к планируемому результату.

В последнюю очередь осуществляется работа по экспозиции урока и установлении регламента урока. Спроектированные фрагменты проигрываются в ходе предварительной подготовки.

Необходимым и существенным моментом учебно-методической игры под названием «урок» являются материальные средства, необходимые для ее ведения. К ним относятся:

- вербальные средства, необходимые в процессе урока (лексические единицы, речевые образцы, микротексты и др.);

- медиа тексты;

- презентационные материалы, подготовленные на основе информационных технологий;

- иллюстративные средства и др.

На роль учителя выбирается сильный студент, но на впервые проводимой учебно-методической ролевой игре в роли учителя может выступить преподаватель, который ведет практические занятия у студентов. Он демонстрирует образец учителя иностранного языка. Большая часть студентов выступает в роли обучающихся определенного класса школы, несколько студентов представляют экспертов-наблюдателей. Преподаватель тоже может состоять в экспертной группе или выполнять функцию (роль) независимого эксперта.

В процессе генеральной репетиции в сценарий учебно-методической ролевой игры могут вноситься поправки.

На практическом занятии по дисциплине ставится игровая цель и объясняются условия игры. Далее проходит сама учебно-методическая ролевая игра, которая завершается ее анализом. Каждый участник отвечает за свою роль в игре. В процессе ролевой игры «учитель» может импровизировать в случае необходимости, т.е. вносить корректировки в урок-игру на ходу.

Таким образом, учебно-методическая ролевая игра под названием «урок» представляет собой препарированную специально для целей обучения ситуацию, имеющую место в реальном образовательном процессе. Эта черта учебно-методической ролевой игры создает предпосылки для переноса способов решения задач в естественные условия школьного преподавания.

По справедливому замечанию Л.С. Выготского, «в игре создается новое отношение между смысловым полем, т.е. между ситуацией в мысли и реальной ситуацией» [2].

Во время педагогической практики студенты овладевают необходимыми для учителя профессиональными компетенциями, одной из составляющих которой является методическая культура. В этот период происходит дальнейшее формирование профессиональных компетенций более высокого уровня, когда студент настолько владеет методикой обучения, что приобретает способность трансформировать имеющиеся знания в связи с условиями обучения.

На этом уровне происходит отход от сложившихся установок, и деятельность студента приобретает гибкий, поисковый характер.


Библиографическая ссылка

Моисеенко О.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26284 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674