Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ КАК ОПТИМАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Ноздрякова Е.В. 1
1 ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
В статье рассматривается проблема создания наилучших условий для развития коммуникативной компетентности обучающихся в рамках классно-урочной системы, даются авторские определения «коммуникативной компетентности» и «интерактивных образовательных форм». Методом сравнительного анализа устанавливается тесная взаимосвязь между коммуникативной компетентностью человека и интерактивными формами образования, что становится принципиальной основой для создания поливекторной модели развития коммуникативной компетентности обучающихся. Модель представлена в виде матрицы интерактивных заданий трех уровней сложности, отдельные цепочки которой приведены в качестве примера. Особенность авторской системы в том, что более 77 % предложенных в комплексе заданий могут проводиться на предметном материале практически любого урока, позволяя педагогу, не увеличивая программное содержание, одновременно осуществлять упорядоченную развивающую деятельность, влияя на развитие компетентностей личности. Эффективность системы подтверждена результатами экспериментальной работы, приведенными в статье.
коммуникативная компетентность
интерактивные образовательные формы
матрица этапной стратегии развития коммуникативной компетентности обучающихся
оптимальные условия для развития коммуникативной компетентности обучающихся
1. Джонсон Д. Кооперативное обучение возвращается в колледж. Какие свидетельства есть тому, что оно работает /Д. Джонсон, Р. Джонсон, К. Смит // Дидактика высшей школы: сб. рефератов / редкол.: М. А. Гусаковский (отв. ред.) [и др.]. – Мн.: БГУ, 2005. – 162 с.
2. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. – М.: Национальное образование, 2012. – 416 с.
3. Корнетов Г.Б. Феномен общественно активной школы в контексте развития демократической педагогики / Г.Б. Корнетов. – М.: АСОУ, 2009. – 264 с.
4. Нечаев М.П. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5–11 классы / М.П. Нечаев, Г.А. Романова. – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.
5. Ноздрякова Е.В. Педагогика взаимодействия как основной фактор современной образовательной парадигмы: материалы VIII Международной научно-практической конференции «Образование: традиции и инновации» / под ред. Н.В. Увариной. – Прага: WorldPresss.r.o., 2015. – С. 372–377.
6. Ноздрякова Е.В. Системно-функциональный анализ способов активизации обучения в контексте современного образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2–3. – С. 375–378.
7. Петренко М.А. Теория педагогической интеракции: автореф. дис. … докт. пед. наук [Электронный ресурс] / Петренко М.А. – Ростов-на-Дону, 2010. Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a208.php.
8. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.
9. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / ред.-сост. Е.Ф. Губского [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 574 с.
10. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

Среди компетентностей личности, на формирование которых направлено современное мировое и российское образование, особо выделяются социально-коммуникативные навыки. Ещё в 1996 году на симпозиуме ЮНЕСКО в Берне швейцарский социолог Вало Хутмахер (Walo Hutmacher) среди пяти ключевых компетенций «молодого европейца» называл «мастерское владение устной и письменной коммуникацией» [10, с. 11]. Российский федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) также делает особый акцент на формировании у обучающихся умения «продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты», а также приобретение навыков «сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности» [8, с. 5–6]. К настоящему моменту работы многих ученых (Аргунова П.Г., Баранников А.В., Булыгина Л.Н., Гейхман Л.К., Емельянов Ю.Н., Зимняя И.А., Лабунская В.А., Петровская Л.А., Фишман И.С., Хуторской А.В. и др.) подчеркивают необходимость формирования коммуникативной компетентности подрастающего поколения. Ефремова Н.Ф., д.п.н., указывает, что владение разными типами коммуникации и ориентация на работу в команде входит в первую пятерку качеств современного «молодого специалиста», выпускника образовательного учреждения [2, с.37–52]. Признавая приоритетность данного направления, современное образование встает перед вопросом создания наиболее оптимальных организационно-педагогических условий для развития коммуникативной компетентности человека в процессе обучения. При кажущейся простоте задачи (коммуникация предполагает общение, обмен мыслями, идеями и пр. между двумя и более сторонами), однозначного решения её не существует до сих пор. Исторически сложившееся противоречие в педагогике, на которое обращали внимание некоторые педагоги и психологи [3,5,7], заключается в отсутствии в современном образовании, базирующемся на общении и взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, целенаправленного обучения этому процессу общения и коммуникации. Данная статья посвящена одному из наиболее логичных путей системного обучения общению и взаимодействию, что актуализирует её содержание.

Определяя для себя коммуникативную компетентность как интегративный многокомпонентный внутриличностный ресурс, определяющий степень возможности включения субъекта в различные процессы коммуникативного взаимодействия (контактного или виртуального) с окружающим миром, уровень эффективности решения поставленных им коммуникативных задач и меру его ситуативной адаптивности (номинальное определение), автор опирается на фактор взаимодействия как на базовую доминанту образовательного процесса. Как писал Корнетов Г.Б., д.п.н., «именно сотрудничество людей, их способность к конструктивному, эффективному и продуктивному взаимодействию, согласованию интересов и потребностей, объединению усилий и ресурсов создает оптимальные условия как для их индивидуального, так и для их коллективного развития» [3, с. 179–180]. Обращаясь к различным педагогическим исследованиям (Букатов В.М., Гейхман Л.К., Джонсон Д., Кавтарадзе Д.Н., Каган С., Кашлев С.С., Нечаев М.П., Панфилова А.П. и др.), можно отметить тенденцию формирования социально-коммуникативных компетентностей обучающихся в различных технологиях взаимодействия от деловых игр до дискуссий, от мозгового штурма до кейс-метода. Американские учёные Роджер и Дэвид Джонсоны, основатели и разработчики «кооперативного обучения» (cooperative learning), писали, что «навыкам лидерства, принятия решения, созданию доверия, коммуникации и управлению конфликтами надо обучать также целенаправленно и точно, как и академическим навыкам» [1, с. 92–93]. Представители направления демократических тенденций в образовании (Грипич В.В., Дьюи Дж., Диси А., Линдеман-Комарова С., Новик И., Степашко Л.А., Тубельский А.Н., Чуркина Н.И., Ямбург Е.А. и др.) считали, что успешность человека напрямую связана с его способностью к сотрудничеству, конструктивному межличностному взаимодействию. Понятие «взаимодействие» синонимично термину «интеракция» («inter» – между, среди и «act» – действие, поступок) и используется во многих работах, посвященных общению, но без подчеркивания принципиальной взаимосвязи между этими двумя понятиями. Например, Петренко М.А. отмечала, что «интеракция порождает творческую активность, которая реализуется в качественных диалоговых связях – отношениях между субъектами образовательного взаимодействия, порождая творческую активность личности на новом уровне диалоговых отношений» [7]. Ей вторит Нечаев М.П., д.п.н.: «Интеракция стимулирует развитие речи, коммуникативных навыков всех участников… интерактивные технологии обеспечивают комфортность, снимаются психологические барьеры общения, устанавливается тесный психологический контакт» [4, с.48]. Для установления степени взаимосвязи между коммуникативной компетентностью и интерактивными формами образования (подробнее см. в статьях Ноздряковой Е.В. [5,6]), автором был проведен сравнительный анализ формируемых качеств личности при интерактивном обучении и компетенций, составляющих коммуникативную компетентность, выявивший ряд параллелей (см. табл. 1).

Таблица 1

Критериальное сравнение коммуникативной компетентности и интерактивных образовательных форм

Критерий

Коммуникативная компетентность

Качества личности, формируемые при интерактивном обучении

Суть происходящих процессов

Способность и готовность индивидов к взаимообмену и взаимообогащению друг друга знаниями, различной вербальной и невербальной информацией, эмоциями с конечной целью достижения взаимопонимания и/или согласования своих действий.

Способность и готовность индивидов к взаимообмену действиями, состояниями, информацией; согласование алгоритмов кооперации для достижения общего результата.

Степень включенности в процесс и ответственность личности

Личность несет ответственность за качество и результат общения. Интенсификация когнитивной, эмоционально-волевой, речевой, нравственной сфер.

Личность несет ответственность за качество и результат взаимодействия, полученный общий итог деятельности. Интенсификация когнитивной, эмоционально-волевой, речевой, нравственной сфер.

Самоактуализа- ция

Рост самостоятельности, развитие самоопределения, самоактуализация личности в плане общения с другими людьми.

Рост самостоятельности, развитие самоопределения, самоактуализация личности в общении, деятельности, взаимодействии, сотрудничестве с другими людьми.

Ориентированность на других людей

Необходимое умение:

- Навыки групповой коммуникации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение согласовывать свои действия с действиями других;

- Способность предвидеть и гасить конфликтные ситуации, владение специальными приемами конструктивного общения;

- Готовность и умение выступать публично, презентовать себя и свое сообщение.

Необходимое умение:

- Умение выстраивать деловые взаимоотношения (работать в команде, распределять роли и принимать ответственность, стремиться к кооперации, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение согласовывать свои действия с действиями других);

- Способность предвидеть и гасить конфликтные ситуации, владение специальными приемами конструктивного взаимодействия;

- Навык взаимопомощи, взаимообучения, взаимоконтроля.

Навыки коммуникации

- Владение

вербальными / невербальными, устными / письменными, реальными / виртуальными средствами общения, навыком аргументации своего мнения;

- Владение языковыми средствами для выражения своих чувств, эмоций, мотивов, потребностей;

- Стремление к конструктивному общению, договору, компромиссу.

- Владение

вербальными / невербальными, устными / письменными, реальными / виртуальными средствами общения, навыком аргументации своего мнения;

- Умение слышать все точки зрения, сравнивать их и делать выбор;

- Владение языковыми средствами для выражения своих чувств, эмоций, мотивов, потребностей;

- Стремление к конструктивному общению, сотрудничеству, умение договариваться, приходить к компромиссу.

Способность к рефлексии

- Способность к рефлексии, адекватной оценке коммуникации и себя в ней;

- Способность видеть собственные достижения и ошибки, верно оценивать результативность коммуникации и намечать пути собственного развития;

- Способности к ситуативной адаптивности.

- Умение адекватно оценить результативность проведенной работы и успешность взаимодействия;

- Способность видеть собственные плюсы и минусы, верно оценивать свои перспективы, умение выстраивать план дальнейших действий с учетом сложившейся ситуации;

- Способности к ситуативной адаптивности.

Общая целевая педагогическая установка

Формирование способности эффективного решения коммуникативных задач.

Формирование способности эффективного решения задач взаимодействия (согласования действий, взаимообмена чувствами, деловой кооперации, взаимообучения и взаимоконтроля).

 

Таблица позволяет наглядно увидеть тесные взаимосвязи, единые целевые установки, схожие формы проявления между компетенциями, относящимися к коммуникативной компетентности, и развитием качеств личности, благодаря интерактивным образовательным формам. Причем потенциал интерактивных форм превосходит задачи развития коммуникативной компетентности, позволяя решать более широкий круг вопросов. Таким образом, можно сделать вывод о высокой валидности интерактивных образовательных форм для развития коммуникативной компетентности обучающихся и принципиальной необходимости их применения в образовательном процессе для формирования компетентностей личности.

Само понятие «интерактивные образовательные формы» является авторской формулировкой, позволяющей логически уравнять разные по методологической сути способы действий: от технологии до дидактического приема, базирующиеся на едином «определенном и определяющем порядке протекания процессов» [9]. Под единым порядком в данном случае понимается взаимообмен идеями, суждениями, умозаключениями при установлении непосредственного эмоционального контакта и обратной связи, наличие взаимосогласованных действий, взаимообучение и взаимоконтроль. Понимая под интерактивными образовательными формами различные способы организации интенсивного взаимодействия и коммуникации с целью взаимообогащения и взаиморегуляции участников процесса, автор создал классификацию интерактивных образовательных форм, разделив их на три уровня взаимодействия (концептуальный, цикличный и структурный) [5]. Сообразуясь с классно-урочным процессом, особо был выделен структурный уровень форм, имеющий функциональные подуровни, дающий возможность встраивания в структуру уроков системы заданий на развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Исходя из вышеприведенного авторского определения коммуникативной компетентности, где степень возможности включения субъекта в коммуникативное взаимодействие и его успешность зависят от имеющихся когнитивных и лингвистических способностей, навыка перцепции, саморегуляции, ситуативной адаптивности, опыта согласования действий и уровня деловой коммуникации, была разработана поливекторная модель развития коммуникативной компетентности обучающихся. Данная модель содержит три направления:

  1. Вектор коммуникативного взаимодействия с окружающими подразумевает систему заданий, направленных на развитие способностей обучающихся к взаимному согласованию действий, обмену эмоциями, взаимообучению и взаимоконтролю в процессе образовательной деятельности;
  2. Вектор владения коммуникативными конструкциями и формами направлен на формирование монологовых и диалоговых (полилоговых) форм речи, развитие навыков устной, письменной и дистанционной коммуникации, а также способностей к рефлексивно-оценочной деятельности;
  3. Вектор коммуникативной самоорганизации личности предусматривает развитие психологического саморегулирования личности, формирование навыков целеполагания, самоконтроля, невербального и конструктивного общения, развитие способностей к эмпатии.

Поливекторная модель представлена в виде матрицы этапной стратегии развития коммуникативной компетентности обучающихся на основе интерактивных образовательных структурных форм. Данная конструкция удобна тем, что каждая ячейка матрицы является самостоятельным элементом, что позволяет использовать как всю систему интерактивных форм, так и отдельные её части по векторам или даже отдельным составляющим. Задания в матрице разделяются по трем уровням: стартовый, базовый, основной. Матрица (отдельные цепочки которой приведены в табл. 2) состоит из 35 интерактивных форм (по количеству учебных недель школьного года), двадцать шесть из которых являются авторскими. Более 77 % предложенных в комплексе заданий – универсальные, т.е. могут проводиться на предметном материале практически любого урока, позволяя педагогу, не увеличивая программное содержание, одновременно осуществлять упорядоченную развивающую деятельность, направленную на формирование личностных качеств обучающихся (в частности, коммуникативной компетентности).

Таблица 2

Стратегия развития коммуникативной компетентности посредством использования интерактивных образовательных форм

Вектор и его составляющие

Задания

стартового уровня

Задания

базового уровня

Задания

основного уровня

Вектор коммуникативного взаимодействия с окружающими

v    владение коммуникацией как деятельностью по взаимному изменению представлений друг друга, взаимообучению

4 правды, 1 ложь (упрощ. вариант) (группе необходимо прийти к единому выводу, сумев убедить всех членов группы)

Общее лукошко // Экспертный листок (необходимо создать новое смысловое единство для всех членов группы, состыковывая первоначальные личностные смыслы между собой)

Пирамида (творческое преломление созданных индивидуальных смысловв конструктивно новое смысловое пространство в пределах ограниченного времени)

v    владение навыками само- и взаимоконтроля

Здоровьесберегаю-щий контроль (согласование действий в паре / группе по взаимоконтролю для достижения единой цели)

Кураторство (осуществление внутригруппового контроля с самооцениванием и взаимооцениванием)

Групповой экзамен (осуществление взаимоконтроля всеми членами коллектива – метод коллективной формы обучения Шаталова – Границкой)

Вектор владения коммуникативными конструкциями и формами

v    владение монологовыми конструкциями (устными / письменными, в том числе – дистанционными) в соответствии с лингвистическими нормами

Выбери слова (составить за ограниченное время небольшой монолог в соответствии с заданием)

Стратегия РАФТ (составить за ограниченное время монологическое высказывание с позиции роли и предлагаемой ситуации)

Соц-веб-квест «Достойно памяти потомков» с использ. МОПИ – формулы (в результате синтеза данных составить аргументированное мнение и презентовать его, в том числе – виртуально)

Вектор коммуникативной самоорганизации личности

v    сформированность навыка целеполагания и планирования

Минута смысла   (навык концентрированной обработки информации, резюмирования смысла, постановки целей)

Дело было так… (умение выстраивать логическую последовательность событий и прогнозировать в соответствии с поставленной целью)

Метаморфозы// Мини-проекты (умение планировать и координировать свою и групповую   деятельность в соответствии с поставленной целью, развитие адаптивных способностей)

 

Эффективность матрицы развития коммуникативной компетентности обучающихся на основе интерактивных образовательных форм подтверждается результатами эксперимента, проведенного в старших классах общеобразовательных учреждений Москвы и Московской области в 2015–2016 годах (см. табл. 3).

Таблица 3

Усредненные результаты по «индивидуальному тривиуму» заданий диагностического блока

Уровень коммуникативной компетентности

Констатирующий этап

Контрольный этап

кол-во человек

%

кол-во человек

%

Экспериментальная группа (71 чел.)

Элементарный уровень

31

44 %

11

16 %

Средний уровень

27

38 %

37

52 %

Сущностный уровень

13

18 %

23

32 %

Контрольная группа (32 чел.)

Элементарный уровень

18

56 %

17

53 %

Средний уровень

11

35 %

12

38 %

Сущностный уровень

3

9 %

3

9 %

 

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов в количественном и процентном соотношении, можно наблюдать достаточно высокую динамику коммуникативного развития обучающихся экспериментальной группы и незначительные колебания показателей контрольной группы за один и тот же временной промежуток. Это свидетельствует о валидности интерактивных образовательных форм поставленным задачам развития коммуникативной компетентности обучающихся, их эффективности в контексте классно-урочной системы современного образования.


Библиографическая ссылка

Ноздрякова Е.В. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ КАК ОПТИМАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26305 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674