Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕКОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Пирогова И.Н. 1 Куликова О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»
Представлены материалы, раскрывающие теоретические основы формирования у студентов элементов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций при изучении математики и математических дисциплин. Основная педагогическая идея исследования заключается в том, что формирование математической подготовки бакалавра создает благоприятные условия для развития элементов различных компетенций в процессе обучения. Иллюстрация методической идеи осуществляется на примере моделирования процесса развития в вузе компонентов математической подготовки у бакалавров управления персоналом. В структуре математической подготовки бакалавра определяются компоненты (когнитивная, аксиологическая, деятельностная) и составляющие каждой компоненты (общекультурная, общепрофессиональная, профессиональная). Выделены уровни развития (низкий, средний, высокий) компонентов и их составляющих. Предложены модели общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной составляющей математической подготовки бакалавра управления персоналом. Необходимым условием формирования математической подготовки рассматривается применение активных и интерактивных методов обучения студентов в вузе.
учебная деятельность
компетенции
математическое образование
1. Куликова О.В., Пирогова И.Н. Информационная образовательная среда и ее использование в процессе обучения математике студентов вуза /О.В. Куликова, И.Н. Пирогова // Современные проблемы науки и образования.– 2015. – № 1-1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19157 (дата обращения: 25.04.2017).
2. Мамонова Л.И. Факторы, влияющие на формирование общепрофессиональных компетенций студентов вуза / Л.И. Мамонова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6. – С. 365–368.
3. Прокофьева Е.Н. Интегративная игра в формировании профессиональных компетенций у бакалавров профиля «Защита в чрезвычайных ситуациях» [Текст] / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 4(49). – С.33–38.
4. Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе [Текст] /Е.Н. Прокофьева, Е.Ю.Левина, Е.И. Загребина // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2. – С. 797–801.
5. Трояновская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования [Текст] /С.Л. Трояновская // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 2. – С.19–23.
6. Управление персоналом и человеческий капитал современной России: коллективная монография [Текст] / под ред. О.Я. Гелиха, В.П. Соломина, Г.Л. Тульчинского. – СПб.: ООО Книжный дом, 2011. – 416 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом: Приказ № 1461 от 14.12.2015 [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/88 (дата обращения: 24.04.2017).

Бакалавр управления персоналом – достаточно востребованная профессия на рынке труда в современном обществе. Сферой профессиональной деятельности выступают кадровые агентства, службы занятости и социальной защиты населения, отделы кадров организаций любой формы собственности в промышленности, торговле, на транспорте, в банковском, туристическом и страховом сегменте [6]. Работа с человеческими ресурсами в XXI веке представляет собой систему, которая включает не только подготовку, подбор и расстановку специалистов, но и формирование, и развитие у них мотивации к инициативной деятельности и эффективному труду. Бакалавр управления персоналом принимает участие в таких видах профессиональной деятельности, как организационно-управленческая, экономическая, информационно-аналитическая, социально-психологическая, проектная [7].

В условиях реализации современной парадигмы образования готовность выпускника вуза выполнять свои профессиональные обязанности характеризуется проявлением его компетенций при решении учебных проблем, моделирующих будущую профессиональную деятельность. Результат обучения формулируется в виде набора компетенций. Определение понятия компетенции непрерывно развивается. В настоящее время выделяют общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки бакалавра управления персоналом зафиксированы 57 компетенций (9 общекультурных, 10 общепрофессиональных и 38 профессиональных) [7]. Формирование этих компетенций осуществляется в результате овладения студентом содержанием образовательной программы в процессе активной и интерактивной учебной деятельности.

Содержание компетенций бакалавра управления персоналом отражают многокомпонентную систему различных дисциплинарных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной учебной и исследовательской деятельности. Формирование и развитие многих компонентов разных компетенций прямо или опосредовано опирается на математическую подготовку студентов. Например, такая профессиональная компетенция как овладение методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков (ПК–18), требует продолжительного системного применения методов математического моделирования при решении учебных и профессионально-ориентированных задач по социально-экономическим, математическим и специальным дисциплинам. Сложно представить формирование у будущих бакалавров управления персоналом таких профессиональных компетенций как умение оценивать эффективность аттестации персонала (ПК–20) и развитие способности проводить анализ рыночных и специфических рисков (ПК–25) без определенной системы математических знаний, умений и навыков.

Содержание математической подготовки бакалавра предусматривает выполнение студентами разнообразных преобразований, интерпретаций и обоснований, что, безусловно, оказывает положительное воздействие на развитие у них таких общепрофессиональных компетенций как способность анализировать результаты исследований (ОПК–5) и овладение культурой мышления (ОПК–6). Получение математического образования в вузе создает условия для продуктивного развития такой общекультурной компетенции как способность к самоорганизации и самообразованию (ОК–7) потому, что решение учебных математических задач требует от студентов не только проявления осознанной дисциплины, но и приложения волевых усилий и самостоятельности мышления. Хорошая математическая подготовка создает условия для осмысленного восприятия научной информации о современных моделях социально-экономических процессов и систем. Она выступает опорой успешного развития личностного потенциала.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время в педагогической литературе можно встретить различные определения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Учитывая их многообразие и контекстное содержание, представляется целесообразным в ракурсе взаимосвязей с математической подготовкой рассматривать их, прежде всего, как способности, которые имеют сложную структуру. Интересный взгляд на понятие компетенций предложен в работе [4]. Авторы рассматривают их как совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств. Значимым элементом компетенций, по их мнению, является опыт, который выступает как интеграция в единое целое достигнутых человеком единичных действий, способов и приемов решения задач [4]. Особое внимание уделяется профессиональной компетенции, в структуру которой входят четыре компоненты – когнитивная, деятельностная, коммуникативная, аксиологическая. Следует отметить, что формируемые компетенции могут проявляться на низком (репродуктивная деятельность), среднем (самостоятельная продуктивная деятельность) и высоком (самостоятельная творческая деятельность) уровнях [3].

Общепрофессиональные компетенции отражают специфику профессиональной деятельности. Они предопределяют первоначальный уровень способности и готовности к ней. Предполагается, что общепрофессиональные компетенции складываются из трех компонентов: когнитивного, деятельностного, личностного [2]. Когнитивный компонент связан со знаниями и способами их получения. Деятельностный компонент определяет процесс становления умений на основе полученных знаний и способов реализации этих знаний, то есть готовность профессионально действовать в новых ситуациях. Личностный компонент представляет собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации компетенций [2].

В работе [5] общекультурная компетенция рассматривается как интегративная способность личности обучаемого. Она обусловлена опытом освоения культурного пространства и уровнем обученности, воспитанности и развития человека. Она ориентирована на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера. В структуре общекультурной компетенции автор выделяет три компоненты: когнитивный (комплекс знаний, совокупность интеллектуальных элементов), ценностно-ориентационный (передача ценностей через переживание в процессе духовного общения), коммуникативно-деятельностный (присвоение культуры как научение и сотворчество) [5].

Обобщение результатов научно-педагогических исследований и нормативной документации по организации учебной деятельности обязывает рассматривать формирование компетенций у студентов вуза с позиции освоения ими содержания дисциплин различных циклов. Переход знаний, умений и навыков различных дисциплин в единое целое, способное к дальнейшему преобразованию в компетенции, становится возможным, если запускаются механизмы саморазвития человека. Эффективное использование своих возможностей при решении различных проблем требует мобилизации имеющихся у человека ресурсов. Отсутствие должным образом сформированной системы знаний, умений и навыков, адекватно отражающей современный уровень развития цивилизации, во многом затрудняет процесс формирования компетенций. Понимание студентом значимости накопленного человечеством опыта в производственной, социально-экономической и научной деятельности в сочетании с непрерывным стремлением самопознания создает основу успешного освоения им образовательной программы в полном объеме на высоком уровне.

Представляется целесообразным рассматривать общекультурные компетенции как интегральные компетенции самостоятельной деятельности, социальной адаптации и саморазвития. Общепрофессиональные компетенции выступают как универсальные компетенции конкретной профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции – это специальные компетенции решения профессиональных задач определенного вида. В таком контексте математическую подготовку бакалавра можно определить как рационально организованную систему математических знаний, умений и навыков интеллектуальной и познавательной деятельности. В ее состав включаются три компоненты – когнитивная, аксиологическая и деятельностная. При этом структура каждой отмеченной компоненты распределяется на три составляющих – общекультурную, общепрофессиональную и профессиональную (таблица 1).

Таблица 1

Модель математической подготовки бакалавра управления персоналом

Составляющие

Компоненты

Когнитивный

Аксиологический

Деятельностный

Общекуль-

турная

Система математических понятий

Рациональность математических преобразований выражений и вычислений значений функциональных зависимостей

Приемы выполнения математических преобразований и вычисления величин с помощью простейшей вычислительной техники

Общепрофес-

сиональная

Математические методы и модели

Значимость моделирования на языке математических формул и уравнений взаимосвязи социально-экономических процессов и явлений в учебных задачах

Алгоритмы решения учебных прикладных задач с использованием математических методов и программного обеспечения компьютера

Профессио-

нальная

Прикладные математические модели и методы их исследования

Ценность математического моделирования закономерностей количественных показателей функционирования и развития в учебных ситуациях социально-экономических систем

Процедуры анализаучебных профессионально ориентированных задач математическими методами с применением информационно-компьютерных технологий

 

Современное учебно-методическое обеспечение преподавания в вузе математики и математических дисциплин позволяет наполнить содержанием отмеченные выше компоненты для всех составляющих. Разнообразные цели получения образования, мотивы обучения и индивидуальные способности студентов определяют, как правило, три уровня формирования математической подготовки бакалавров (низкий, средний, высокий). Низкий уровень математической подготовки характеризуется умением студента ориентироваться в справочной математической литературе и способностью проводить вычисление по известным формулам. Достижение среднего уровня математической подготовки отражает умение студента решать стандартные профессионально-ориентированные задачи, используя математические модели. Высокий уровень математической подготовки позволяет студентам активно участвовать в учебно-исследовательской и научной деятельности, успешно решая прикладные профессионально-ориентированные задачи. Содержание уровней для каждой составляющей отражено в таблицах 2–4.

Таблица 2

Модель общекультурной составляющей математической подготовки бакалавра управления персоналом

Уровни

Компоненты

Когнитивный

Аксиологический

Деятельностный

Низкий

Знание определений математических терминов

Восприятие эффективности приемов математических преобразований и вычислений

Умение выполнять простейшие преобразования (алгебраические, тригонометрические, матричные, векторные), использовать элементарный электронный калькулятор

Средний

Знание математических теорем, уравнений, формул, неравенств

Представление обуниверсальности закономерностей математических преобразований и вычислений

Умение выполнять дифференциальные и интегральные преобразования, использовать многофункциональный электронный калькулятор  

Высокий

Знание свойств математических понятий, доказательство теорем, уравнений, формул, неравенств

Понимание существенных особенностей разнообразных математических преобразований, точных и приближенных вычислений

Умение выполнять детерминированные и вероятностные преобразования, использовать многофункциональный программируемый электронный калькулятор

 

Таблица 3

Модель общепрофессиональной составляющей математической подготовки бакалавра управления персоналом

Уровни

Компоненты

Когнитивный

Аксиологический

Деятельностный

Низкий

Знание основ линейного программирования и теории игр

Восприятие особенностей математических моделей линейного программирования и теории игр

Умение составлять математическую модель задачи линейного программирования и парной антагонистической игры

Средний

Знание алгоритмов решения задач оптимизации и матричных игр

Представление о многообразии эквивалентных матричных преобразованиях при решении задач линейного программирования и теории игр

Умение находить оптимальное решение задачи линейного программирования и стратегии игроков парной антагонистической игры

Высокий

Знание свойств и закономерностей матричных и симплекс преобразований

Понимание условий и ограничений оптимизации при поиске и анализе многокритериальных задач линейного программирования и теории игр

Умение анализировать результаты поиска решения задачи линейного программирования и стратегий игроков парной антагонистической игры

 

Таблица 4

Модель профессиональной составляющей математической подготовки бакалавра управления персоналом

Уровни

Компоненты

Когнитивный

Аксиологический

Деятельностный

Низкий

Знание особенностей математической модели задачи о назначениях

Восприятие особенностей матричных преобразований с учетом двоичной системы исчисления неизвестных и графических объектов теории графов

Умение составлять математическую модель задачи о назначениях и использовать программное обеспечение компьютера для ее решения

Средний

Знание содержания венгерского алгоритма для решения задачи о назначениях

Представление об отражение взаимосвязей ориентированного графа с помощью элементов матриц

Умение находить решение задачи о назначениях аналитическими и вычислительными методами

Высокий

Знание теорем матричных преобразований венгерского алгоритма

Понимание закономерностей поиска максимального паросочетания в двудольных графах

Умение анализировать и интерпретировать результаты обобщенияразличных методов решения задач о назначениях

 

Формирование отдельных элементов компетенций, содержательно взаимосвязанных с изучением математических дисциплин, включает три этапа. Первый этап – освоение когнитивного, аксиологического и деятельностного компонентов математической подготовки при изучении математики и математических дисциплин. Второй этап – самооценка уровней развития компонентов математической подготовки для участия в учебно-исследовательской деятельности по решению учебных математических задач. Третий этап – построение траектории развития компонентов математической подготовки для решения прикладных профессионально-ориентированных задач с помощью математического моделирования. Прохождение студентами первого этапа осуществляется под руководством преподавателя и опирается на активные и интерактивные методы обучения с использованием информационной образовательной среды [1]. Выход студента на второй этап становится возможным, если запускаются его механизмы интеллектуального развития. Переход на третий этап осуществляется, если формируется потребность исследовательской деятельности по решению прикладных задач с привлечением математических методов.

Формирование всех элементов компетенций происходит только в рамках образовательной программы и требует соблюдения следующих условий: 1) овладение системой знаний, умений и навыков по различным дисциплинам в сочетании с личным опытом учебных достижений; 2) самостоятельное решение учебных профессионально-ориентированных задач и учебно-исследовательских заданий; 3) творческое выполнение курсовых проектов и дипломной работы. Успешная реализация компетентностного подхода к подготовке бакалавров достигается при гармоничном сочетании педагогического воздействия и осознанной студентом необходимости самообразования и саморазвития. Устойчивая желание студента освоить образовательную программу для вхождения в выбранное им профессиональное сообщество активизирует процессы формирования и развития его способностей в учебной деятельности.

Заключение

Продуктивное управление информационно-технологическими процессами в постиндустриальном обществе предъявляет высокие требования к современному профессионалу в различных сферах производства. Подготовка бакалавра к эффективному решению профессиональных задач в условиях всестороннего применения наукоемких технологий повышает значимость математического образования в высшей школе. Методологическая и познавательная ценность системы математических знаний, умений и навыков делает их необходимым элементом различных компетенций, зафиксированных в образовательной программе. Моделирование преподавателем содержания общекультурной, общепрофессиональной и профессиональной компетенций математической подготовки бакалавра позволяет проектировать оптимальную траекторию изучения студентами вуза математики и математических дисциплин.


Библиографическая ссылка

Пирогова И.Н., Куликова О.В. ФОРМИРОВАНИЕКОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26445 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674