Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕОРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Глузман Н.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
В статье на основе анализа и обобщения современных теоретических подходов предпринята попытка определить сущность и обосновать содержание основ профессионализма будущего учителя. Учитывая различные теоретические позиции, основы профессионализма будущего учителя рассматриваются как интегративная характеристика личности, представляющая собой систему профессионально-предметной, профессионально-технологической и профессионально-личностной компетенций, которые отражают высокий уровень профессиональной компетентности, педагогического мастерства учителя, профессионально-ориентированных качеств педагога, творческий подход к организации педагогической деятельности, способность к рефлексии, готовность к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение будущим учителем этим феноменом как ценностью, ориентиром педагогического труда обеспечивает высокопроизводительную педагогическую деятельность, проявление индивидуальности учителя-профессионала. Заявленный подход к определению сущности основ профессионализма будущих учителей позволяет преодолеть узкопредметную направленность традиционной профессиональной подготовки учителя и создает условия для роста его творческого потенциала и успешного овладения профессией педагога.
профессиональная подготовка
профессионализм
профессионализм учителя
профессиональная компетентность учителя
педагогическое мастерство
профессионально ориентированные качества учителя.
1. Романов В.А. Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов: дидактический аспект: монография / В.А. Романов. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011. – 188 с.
2. Федирчик Т.Д. Теоретико-методические основы развития педагогического профессионализма молодого преподавателя высшей школы в процессе научно-педагогической деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук (13.00.04) / Т. Д. Федирчик; Институт педагогического образования и образования взрослых НАПН Украины. – К., 2016. – 42 с.
3. Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. – СПб. : Политехника, 2002. – 189 с.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Знание, 1996. – 308 с.
5. Глузман Н.А. Прогностическая модель личностно-профессионального маршрута будущего учителя / Н.А. Глузман // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 48 (1). – С.71–81.
6. Остапенко А.А. Педагогическая система Н. В. Кузьминой и педагогическое мастерство И. А. Зязюна: соотношение понятий и структур / А.А. Остапенко // Историко-педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 149–153.
7. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.deusto-publicaciones.es/deusto/pdfs/tuning/tuning35.pd (дата обращения: 25.04.17).

Интенсивное распространение в педагогической практике гуманистически ориентированных подходов и технологий, направленных на целостное развитие личности всех субъектов педагогического процесса, активизацию их творческих, субъектных возможностей, актуализирует требования к уровню сформированности профессионализма будущего учителя, от которого в наибольшей степени зависит развитие жизненно важных компетенций личности учащегося для успешной реализации личных интересов и интересов общества. Эти тенденции регламентированы в нормативных документах Российской Федерации. В частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на 2013–2020 годы акцентировано внимание на необходимости государства в конкурентоспособных специалистах, способных к самореализации, для обеспечения потребностей общества и рынка труда. В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2021 года среди основных путей реформирования образования определена необходимость подготовки нового поколения педагогических кадров, повышение их профессионального и общекультурного уровня. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы подчеркнута важность обеспечения высокого качества профессиональной подготовки будущих педагогов, поскольку именно на учителя возложена ответственность за формирование личности нового поколения, способной результативно работать и учиться в течение жизни. Таким образом, актуальной является задача научного обоснования содержания профессионализма будущего учителя как интегрированного образования, которое наиболее полно и целостно характеризует профессиональное развитие личности педагога.

Цель исследования – определить сущность и основные содержательные характеристики профессионализма будущего учителя.

Материалы и методы исследования

Степень разработанности научной проблемы свидетельствует о состоянии ее категориально-понятийного оформления. Это в определенной степени касается базовых и производных от них педагогических терминов, которые используются для уточнения центральной дефиниции исследования – основы профессионализма будущего учителя, среди которых выделяются «профессиональная подготовка», «профессионализм», «педагогический профессионализм», «профессионализм учителя», «профессиональная компетентность учителя», «педагогическое мастерство» и их взаимосвязь.

Базовым для обоснования основ профессионализма будущего учителя есть понятие – профессионализм учителя, или педагогический профессионализм. Педагогический профессионализм связан с профессией учителя, следовательно, и появление его можно рассматривать в контексте педагогической деятельности, требований к учителю и его профессиональной подготовки.

Понятие «профессиональная подготовка» тесно связано с профессиональным обучением и отражает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной профессиональной деятельности. В частности, как замечает А. В. Романов, это: «совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии» [1].

Однако подготовка к профессиональной деятельности не может ограничиваться овладением будущими специалистами только процессуальной составляющей профессиональной деятельности. Нужна также целенаправленная деятельность по формированию и развитию профессионально и личностно значимых качеств, которые обеспечивают эффективность выбранной деятельности. Опираясь на этот подход, рассматриваем профессиональную подготовку будущих учителей как целостную педагогическую систему, функционирование которой предполагает достижение студентами определенного уровня сформированности профессиональных компетенций и качеств личности, позволяющих успешно осуществлять передачу социокультурного опыта ученикам средствами обучения и создания условий для их развития и саморазвития.

Проблема профессионализма, становления, актуализации личности учителя для отечественной высшей школы всегда была и является чрезвычайно острой и актуальной. Современными учеными уточнены и конкретизированы понятия «профессионал», «профессионализация», «профессиональная компетентность», «профессиональная подготовка», «профессионально важные качества», «профессионально-педагогическая культура педагога» и др. Значительное внимание уделяется профессионально-педагогическому образованию.

Профессионализм рассматривается как личностное интегрированное качество специалиста, приобретенное им в процессе учебной и практической деятельности, способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей, уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач. При этом подчеркивается, что главным в процессе развития профессионализма является не объем усваиваемой информации, а умение творчески использовать ее, применять для практической деятельности [1].

В современный период ученые выделяют два понятия – педагогический профессионализм и профессионализм учителя. Как показывает анализ, большинство исследователей чаще всего не различают этих двух понятий, ссылаясь на определения содержательных характеристик профессионализма.

Ссылаясь на сказанное, обратимся к докторскому исследованию Т. Д.  Федирчик «Теоретико-методические основы развития педагогического профессионализма молодого преподавателя высшей школы в процессе научно-педагогической деятельности», в котором утверждается, что «педагогический профессионализм» и «профессионализм педагога» отождествляются учеными как синонимичные понятия и используются в различных звеньях системы образования; понятие «педагогический профессионализм» имеет различные смысловые значения, отличие которых определяется концептуальными положениями, что легли в их основу» [2, с. 14].

На основании анализа психолого-педагогической литературы можно отметить, что есть разные взгляды на проблемы содержательного наполнения профессионализма, что, в свою очередь, позволяет выделить три подхода: психологический, технологический, комплексный.

Так, психологический подход объединяет модели, структуры, компоненты профессионализма, в основу которых положены психологические основы деятельности учителя (мотивы, сознание, направленность, индивидуально-типологические свойства и качества личности и т.д.), обеспечивающие ее эффективность и оптимальность (И. О. Гилева, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина); технологический объединяет работы, которые в основу профессионализма кладут такие аспекты педагогической деятельности учителя, как уровень владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, квалификация, профессиональное мастерство, владение техниками и технологиями, где личностные характеристики, качества, в свою очередь, играют роль сопровождения деятельности (С. И. Архангельский, И. Д. Багаева, Н. В. Кухарев); комплексный – рассматривает педагогический профессионализм как взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы деятельности и личности педагога, являющиеся равнозначными компонентами (И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Т. А. Федирчик).

Комплексный подход возник недавно и, безусловно, связан с развитием акмеологии, которая рассматривает профессионализм как совокупность подсистемы профессионализма деятельности и подсистемы профессионализма личности (Л. В. Абдалина, Г. С. Данилова). Однако наполнение этих подсистем, как показывает анализ исследований, разное.

Так, в работах Н. В. Кузьминой понятие «профессионализм» употребляется в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и как «профессионализм личности». Профессионализм деятельности (в широком смысле) – это качественная характеристика субъекта деятельности как представителя этой профессии, определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Мера этого владения у всех людей разная, здесь имеет смысл говорить о высоком, среднем и низком уровне профессионализма деятельности представителя той или иной профессии. Профессионализм педагогической деятельности учителя определяется, как владение искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего предмета (специальности) за отведенное на учебно-воспитательный процесс время [3].

Стоит отметить, что целостное определение профессионализм учителя приобрел благодаря исследованиям А. К. Марковой, которая связывает указанную категорию с интеграцией различных компетенций. Профессионально-компетентной является такая работа учителя, в которой на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя и достигаются положительные результаты в обучении и воспитании школьников (это пять блоков профессиональной компетентности). Компетентность учителя определяется соотношением в его реальной деятельности профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций и психологических качеств – с другой. В связи с этим, автор выделяет пять уровней профессионализма: допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм (псевдопрофессионализм) и послепрофессионализм [4].

Итак, согласно теоретическому анализу содержания определений, можно сделать следующий вывод: авторы используют термин «профессионализм учителя» для дополнительной характеристики уровня профессиональной подготовки с помощью личных качеств специалиста.

Для определения сущности основ профессионализма будущего учителя нами был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, посвященной изучению содержания понятий «профессиональная компетентность учителя» и «педагогическое мастерство».

Мастерство как признак высокого уровня профессиональной деятельности характеризуется прежде всего инновационным подходом, направленным на постоянное повышение качества деятельности; умением активизироваться и развивать мышление, работать в условиях высокого умственного и эмоционального напряжения, находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях и сохранять при этом выдержку, самообладанием, способностью организовывать субъект-субъектное педагогическое взаимодействие [5].

Однако целостное и системное определение педагогическое мастерство получило благодаря исследованиям и достижениям научной школы известного украинского ученого И. А. Зязюна, доказывающей, что: 1) на содержание педагогического мастерства учителя влияют значимые процессы общественной жизни в различные исторические эпохи; 2) развитие ее происходит благодаря внедрению научных исследований и достижений выдающихся педагогов – А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и т. д., а также благодаря «деятельности каждого педагога-мастера» [6, с. 17]; 3) проявляется педагогическое мастерство в профессиональной культуре и одновременно демонстрирует общий уровень культуры нации; 4) педагогическое мастерство направлено на формирование национально обусловленных черт личности воспитанника в конкретный исторический период развития государства [6].

Такое содержательное наполнение понятия педагогического мастерства подтверждает, что без него нельзя достичь соответствующего уровня основ профессионализма учителя, несмотря на наличие у него глубоких профессиональных знаний.

Если понятие «педагогическое мастерство» имеет четко устоявшееся определение в педагогической науке и практике, то категория профессиональная компетентность специалиста определяется достаточно широко. Различные подходы предлагают различные определения относительно сущности и структуры этого понятия и его непосредственной связи с понятием профессионализм. Наиболее близкими между собой являются понятия «квалификация», «профессионализм», «готовность к профессиональной деятельности», «профессиональная компетентность специалиста (специалиста)», но они не синонимичны.

Профессионализм – это интегративное качество, свойство личности, являющееся результатом длительной творческой деятельности и предусматривающее высокий уровень производительного труда. Понятие профессионализма шире понятия компетентности, поскольку профессионализм – это общая характеристика требований профессии к человеку. Профессионально компетентной является такая работа человека, в которой на достаточном уровне выполняется профессиональная деятельность, профессиональное общение, реализуется личность специалиста, достигаются лучшие результаты в практической деятельности. К тому же компетентность специалиста определяется соотношением в реальной работе профессиональных качеств, в результате чего складывается целостная картина профессиональной компетентности, которую можно положить в основу решения многих практических вопросов.

Среди современных изданий особо следует выделить наиболее ценную для обоснования базовых понятий представленного исследования общие рекомендации, разработанные группой экспертов российских и европейских университетов «Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Образование» [7]. В работе отмечено, что результаты обучения формулируются в терминах компетенций: «знания, практические умения, опыт деятельности, которые должен получить и уметь продемонстрировать обучающийся после освоения элемента образовательной программы… Компетенции, как правило, не могут быть целиком сформированы одной дисциплиной или практикой, приобретение обучающимся компетенций – это циклический интегративный процесс, в котором кроме содержания образования важны также формы и технологии обучения и преподавания» [7, с. 29–30].

На основании проведенного анализа работ известных ученых, предлагаем авторское уточнение в рамках предмета исследования сущности категории профессиональная компетентность учителя. В исследовании – это системное свойство личности специалиста, которое проявляется во владении совокупностью профессиональных компетенций, определяющих его готовность к осознанному и качественному выполнению профессиональной деятельности. С профессиональной компетенцией мы связываем совокупность профессиональных знаний, профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности учителя, необходимых для качественного выполнения им конкретных видов профессиональной деятельности.

Весомыми для исследования стали научные работы, в которых акцентируется внимание на профессионально-личностных качествах учителя. На наш взгляд, такой подход исследователей вполне обоснован, поскольку проявлять компетентность и демонстрировать педагогическое мастерство на высоком уровне невозможно, если профессионально-личностные качества учителя не соответствуют избранному делу.

Профессионально-ориентированными качествами личности учителя являются качества, которые обеспечивают успешность реализации личности в профессии, а именно: коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, креативность, эмоциональная стабильность, толерантность, эрудиция, активная жизненная позиция, целеустремленность, оптимизм, а также справедливость, профессиональная требовательность, готовность к саморазвитию, саморегуляция.

Итак, по нашему мнению, основы профессионализма будущего учителя целесообразно рассматривать как системную интегративную характеристику личности, представляющую собой взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально-ориентированных качеств педагога, детерминирующих неповторимую индивидуальность каждого учителя-профессионала и обеспечивающих высокопроизводительную педагогическую деятельность.

Анализ дефиниций, связанный с понятием «основы профессионализма будущего учителя», позволил обосновать содержание и структуру изучаемого явления в виде схемы (рисунок).

Иерархия взаимосвязи базовых понятий исследования основ профессионализма учителя 

Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая вышеуказанные теоретические позиции, основы профессионализма будущего учителя рассматриваются как интегративная характеристика личности, представляющая собой систему профессионально-предметной, профессионально-технологической и профессионально-личностной компетенций, которые отражают высокий уровень профессиональной компетентности, педагогического мастерства учителя, профессионально-ориентированных качеств педагога, творческий подход к организации педагогической деятельности, способность к рефлексии, готовность к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение будущим учителем этим феноменом как ценностью, ориентиром педагогического труда обеспечивает высокопроизводительную педагогическую деятельность, проявление индивидуальности учителя-профессионала.

Выводы

Такой подход к определению сущности основ профессионализма будущих учителей, на наш взгляд, позволяет преодолеть узкопредметную направленность традиционной профессиональной подготовки учителя и создает условия для роста его творческого потенциала и успешного овладения профессией педагога.


Библиографическая ссылка

Глузман Н.А. КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕОРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26511 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674