Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Баранова Т.А. 1
1 ГБОУ ВО «Гуманитарный институт Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого»
В статье обоснована необходимость модернизации образовательного процесса в современном вузе с точки зрения основополагающих принципов подготовки высококвалифицированного успешного специалиста. Целью высшего образования сегодня является развитие социально ориентированной личности, обладающей не только профессиональным знанием, но и психологической устойчивостью, адаптивностью, несущей обязательства и ответственность перед обществом, что подразумевает положительное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, ценностную, социальную сферы и личностные качества в ходе обучения. В качестве оптимального условия процесса подготовки успешного специалиста выступает формирование конфликтологической готовности, включающей мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительный компоненты. Разработанная автором технология формирования конфликтологической готовности основана на индивидуально-личностном, компетентностном, технологическом подходах, отвечает критериям концептуальности, системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости и направлена на развитие социально ориентированных качеств студента. Использование активных методов обучения позволяет воздействовать на знаниевый компонент, сферы индивидуальности, личностные свойства и качества студента, что позволяет гармонично интегрировать предлагаемую технологию в образовательный процесс высшего учебного заведения на системном и структурном уровнях.
социально ориентированные качества личности
сферы индивидуальности
конфликтологическая готовность
конфликтологическая культура
социально ориентированная личность
педагогическая технология
1. Hedges C. Empire of Illusion: The End of Literacy and the Triumph of Spectacle. – N.Y.: Nation Goups, 2009. - Р. 232.
2. Гребенюк Т.Б., Любишина С.А. Педагогика индивидуальности: учеб. пособие для магистрантов направления «Психолого-педагогическое образование / под ред. Т.Б. Гребенюк. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2014. - 80 с.
3. Щербакова О.И. Проблема развития конфликтологической культуры личности в образовании // The Emissia. Offline Letters. - 2008. - № 9. - С. 74-83.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - СПб.: Питер. - 2008. - 496 с.
5. Казакова А.Г. Пути реформирования высшего профессионального образования и уровневая система обучения // Мир образования – образование в мире. - 2013. - № 3. - С. 38-41.
6. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 7. - С. 20-26.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Нар. образование, 1998. – 256 с.
8. Thomas Kenneth W. Conflict and Conflict Management // M. Dunnette (Ed.). Handbook of Industrial and Organizational Psychology. - Chicago: Rand McNally, 1976. - 240 p.
9. Хакунова Ф.П. Современные образовательные технологии в формировании поликультурной компетентности будущего педагога // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 4 (20). - С. 47-52.

Основной идеологией современного образования, а также его важнейшей функцией является не только подготовка квалифицированных кадров для всех сфер деятельности, но, что еще более важно, формирование личности, которая соответствовала бы новым требованиям времени по многим аспектам (включая внешние – квалификация, уровень знаний, профессиональных умений и навыков, умение общаться в социуме и т.д., а также внутренние – психологическая устойчивость, адаптивность, развитость когнитивных способностей и т.п.). Несомненно, что современный выпускник высшей школы должен уметь легко адаптироваться к новым ситуациям, находить нестандартные решения и выход из конфликтных ситуаций, уметь работать в команде, быть способным генерировать новые идеи.

Крис Хеджес, лауреат Пулитцеровской премии, в своей книге «Empire of Illusion: The End of Literacy and the Triumph of Spectacle» отмечает, что идея о том, что образование связано с тренировкой навыков и финансовым успехом, а не с обучением критически мыслить и решать нестандартные задачи - глубоко порочна, так как упускает такой важный аспект как обязательства и ответственность перед обществом [1]. Тем самым Крис Хеджес правомерно заявляет о важности формирования личностных качеств, обеспечивающих социальную ориентированность будущего специалиста, что позволило бы современному вузу воспитать специалиста, обладающего не только высоким профессиональным знанием, но и способного осознавать собственную роль в социальном процессе.

Социально ориентированный человек проявляет истинную заботу о других и заинтересованность в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы, без взаимодействия с которыми невозможно вести осознанную, ответственную (за собственное и окружающее пространство), самостоятельную жизнедеятельность. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей [1, с. 78]. Таким образом, социально ориентированная личность – это личность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.

Социальная активность, интеллектуальная и социальная зрелость являются взаимосвязанными понятиями, степень развития которых обусловлена уровнем сформированности сфер индивидуальности, коррелирующими с личностными качествами [2]. В контексте нашего исследования социально ориентированная личность должна обладать таким комплексом личностных качеств и способностей, которые позволят ей конструктивно взаимодействовать с другими людьми в процессе достижения общих, а также собственных целей, не в ущерб интересов других участников социального процесса, что предполагает, в том числе, способность разрешать возникающие конфликтные ситуации наиболее эффективно для обеих сторон. Адекватное восприятие конфликта, креативное отношение к нему, владение различными стратегиями поведения в конфликте и способность к манипулированию ими с учетом факторов и участников коммуникативной ситуации свидетельствует о сформированной конфликтологической культуре, одной из составляющих которой является конфликтологическая готовность к гармоничному общению, интерпретируемая как «совокупность конфликтогенных свойств и качеств, определяющая конфликтологическую регулятивную деятельность личности» [3, с. 247]. Таким образом, процесс формирования конфликтологической готовности современного студента может рассматриваться как оптимальное условие для развития социально ориентированных качеств личности в образовательном пространстве вуза.

Конфликтологическая готовность содержит мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-исполнительский компоненты, которые в свою очередь представляют собой совокупность личностных качеств, определяющих социальную зрелость:

  • мотивационно-ценностный компонент предполагает широкую гамму гуманистических установок и профессионально обусловленных личностных качеств: наблюдательность, справедливость, доброжелательность, выдержку, терпимость, самообладание, объективность, интуицию, профессионализм и т.д.;
  • когнитивный компонент подразумевает понимание фундаментальных положений антропологии, психического различия возрастных групп, факторов возникновения конфликтов, методов и приемов диагностики конфликтных ситуаций, методов разрешения конфликтов;
  • операционно-исполнительский компонент предусматривает способность соблюдать права и свободы человека, предотвращать конфликты, определять адекватное их разрешение [4, с. 70].

Методологическими ориентирами при создании условий для эффективного развития личности студента в контексте социальной ориентированности являются следующие подходы: личностно ориентированный, компетентностный и технологический.

Личностно ориентированный подход позволяет не только учесть в процессе обучения и воспитания личностные особенности студента, что, несомненно, повышает эффективность любой технологии формирования тех или иных качеств, способностей, умений, навыков и владений [5], но и определить ключевые направления образовательного процесса применительно к индивидуальному уровню интеллектуального, психического, социального и т.п. развития.

Посредством компетентностного подхода оценивается результативность применения технологии на практике, поскольку целью любой обучающей или воспитательной технологии или, например, методической системы является формирование компетенций в той или иной сфере деятельности и компетентности в целом (профессиональной, коммуникативной, социальной и т.д.) [6].

Технологический подход интегрирует методы, приемы и способы образовательной деятельности вуза в процесс развития сфер индивидуальности личности и, учитывая индивидуальные особенности субъекта образовательного процесса и изменения, произошедшие в сознании и отношении к действительности современного студента, предлагает новые и наиболее эффективные методы воздействия на становление личности студента.

Главным фактором развития личности студента в высшей школе выступает разработка психолого-педагогических условий, путей, способствующих формированию знаний, умений, навыков в сферах межличностного общения, представлений о тактиках и стратегиях конструктивного поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Иначе говоря, степень развития социально ориентированной личности определяется уровнем сформированности конфликтологической готовности, который может быть достигнут благодаря использованию определенных средств и методов воспитания и обучения, являющихся основой личностно ориентированной технологии развития личности в процессе формирования конфликтологической готовности. Критериями успешной сформированности конфликтологической готовности у современного студента является констатация следующих личностных качеств, способностей, умений и навыков в совокупности:

  • адекватный анализ ситуаций общения, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента (умение определить начало предконфликтной ситуации, анализ причин возникновения конфликта, умение сводить к минимуму искажение восприятии конфликтной ситуации, личности оппонента и своего поведения, принятие конструктивного решения, способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора и т.п.);
  • ориентация на совместный поиск путей разрешения противоречий (устремленность на решение проблемы, способность пересматривать отстаиваемые интересы в зависимости от изменяющейся ситуации и т.д.);
  • способность к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и состоянием (самообладание, самоконтроль, толерантность);
  • правильность, четкость действий в конфликтной ситуации (умение владеть своим телом, жестикуляцией и мимикой, управление голосом).

Следует отметить, что предлагаемая нами педагогическая технология относится к общепедагогическому (общедидактическому) уровню. По В.Г. Селевко [7, с. 27], общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. В данном случае педагогическая технология синонимична педагогической системе, включающей в себя совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Разработанная педагогическая технология отвечает критериям технологичности, а именно: концептуальности, системности, управляемости, эффективности, воспроизводимости.

Технология формирования конфликтологической готовности является одной из обязательных составляющих процесса подготовки успешного специалиста в той или иной области профессионального знания и, соответственно, отвечает общим, глобальным целям и задачам образовательного процесса современного вуза. В этом аспекте критерий концептуальности гармонично интегрирует отдельную дисциплину, например «Основы конфликтологии», «Педагогика и психология», в единую систему обучения и воспитания студента как на уровне междисциплинарных связей, так и на уровне целеполагания.

Системность обеспечивает взаимосвязь и последовательность применяемых активных методов как в ходе одного занятия, посвященного развитию способностей той или иной сферы индивидуальности, так и в ходе процесса формирования конфликтологической готовности в целом. Управляемость технологии обеспечивает возможность диагностирования на каждом этапе обучения, а также коррекцию результатов посредством адаптирования используемых методов и их последовательности к психологическим особенностям каждого студента. Именно системность и управляемость реализуют в образовательной технологии личностно ориентированный подход, поскольку последовательный мониторинг уровня сформированности способностей обучающихся (например, при помощи теста Томаса-Килменна на определение наиболее частотной стратегии поведения в конфликте [8]) позволяет манипулировать процессом обучения с точки зрения прогнозируемого и фактического результата.

Эффективность обеспечивает согласованность желаемого результата и выбранного метода формирования конфликтологической готовности, что оптимизирует образовательный процесс и обеспечивает оправданность в применении определенного активного метода обучения и воспитания. Эффективная технология по формированию конфликтологической готовности, включающей разноплановые компоненты (от теоретических знаний к речевым способностям и личностным качествам), должна быть основана на системе постоянного мониторинга и контроля [9], фиксирующего положительные или отрицательные изменения формируемых способностей и качеств, с целью необходимой корректировки процесса обучения.

Воспроизводимость данной технологии позволяет применять ее на групповых, индивидуальных занятиях, в группах с разной степенью сформированности конфликтологической готовности, вне зависимости от специфики направления, а также организовать и контролировать самостоятельную работу студента на основе отработанного механизма взаимодействия с учебным материалом. Интеграция самостоятельной работы в технологию аудиторных занятий создает условия для формирования у студентов осознанности при выполнении предлагаемых заданий, решении задач и в дальнейшем приводит к осознанию целей изучения конкретной учебной ситуации, дисциплины, получения образования в целом. Обучающая технология, которая построена на принципе воспроизводимости, дает возможность создать установку на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование и перевести учебную деятельность в рамках конкретной дисциплины на уровень непрерывного образования.

Для разработки технологии развития личности студента в процессе формирования конфликтологической готовности были определены структурные компоненты, а именно:

  • общая цель – развитие социально ориентированных качеств студента;
  • конкретная цель – формирование конфликтологической готовности;
  • содержание – применение комплекса практических упражнений на основе активных методов обучения (кейсы, проблемные ситуации, индивидуальные проекты и т.д.), разработанных с учетом индивидуально-возрастных особенностей студентов; введение необходимого теоретического минимума; определение студентом эффективной стратегии поведения в трудной ситуации; мониторинг степени сформированности социально ориентированных качеств личности;
  • активные методы обучения – учебные задачи, предполагающие один вариант решения; кейс-практические задачи, направленные на аналитическую деятельность студента и выбор наиболее продуктивного для себя решения ситуации; упражнения-тренинги, способствующие развитию сфер индивидуальности;
  • мониторинг и контроль – учебные задачи, психологическое диагностирование, индивидуальная беседа, промежуточные тестовые задания, кроссворды, проблемные вопросы;
  • результат – сформированность конфликтологической готовности и создание установки к непрерывному образованию.

Использование активных методов обучения (кейс-практические задачи, учебные задачи, упражнения-тренинги, проблемные ситуации, индивидуальные проекты, психодиагностические тесты) в процессе формирования конфликтологической готовности позволяет воздействовать на связанные между собой характеристики личности успешного специалиста:

  • знаниевый компонент (фоновые знания о культуре и истории социума, этике профессионального общения, конфликтогенных факторах, языке жестов, моделях, стратегиях, тактиках речевого поведения, способах неконфликтного решения проблемы, структуре коммуникативной ситуации, социальных факторах ситуации общения и т.д.);
  • сферы индивидуальности (эмоциональная, мотивационная, интеллектуальная, экзистенциональная, волевая, предметно-практическая и саморегуляции);
  • личностные свойства и качества (ситуативная тревожность, уверенность в себе, эмпатия, умение управлять своими чувствами, отношениями, настроением, адекватная самооценка, отношение к конфликту как к средству разрешения объективного противоречия, устремленность на решение проблемы, совестливость, самокритичность, разносторонность и осмысленность действий в конфликте, рефлексия, гибкость ума, саногенное мышление, прогностическое мышление, стремление к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию, терпение, настойчивость, инициативность, смелость, принципиальность, толерантность).

Таким образом, процесс формирования конфликтологической готовности является ключевым инструментарием развития личности успешного специалиста, в частности его социальной ориентированности. Несомненно, совершенствование сфер индивидуальности, личностных свойств и качеств не может быть изолировано от целенаправленного формирования профессиональных знаний, умений и навыков, но должно быть гармонично интегрировано в образовательную систему современного вуза на структурном (целеполагание дисциплины, формы и методы обучения, виды мониторинга и контроля) и системном (междисциплинарные связи, адаптируемость к разным видам учебной деятельности, взаимосвязь с требованиями рынка труда, соответствие общим целям образования) уровнях.


Библиографическая ссылка

Баранова Т.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26574 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674