Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ

Янгирова В.М. 1 Абсалямов А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы»
Современные социально-экономические, культурные условия выдвигают новые задачи по формированию нравственных ценностей. Формирование нравственных ценностей осуществляется с учетом выработанных на основе усвоения научных знаний и личной практики системы взглядов, убеждений, идеалов, что является нравственной основой активной жизненной позиции, ее социально значимого поведения. Стержнем нравственных ценностей личности является ее направленность. Такая направленность определяется системой важнейших идей, изучая которые в теории и применяя в практической деятельности, несовершеннолетние трудновоспитуемые должны выработать систему соответствующих нравственных взглядов и убеждений. Отсутствие нравственных ценностей не может быть компенсировано знаниями, взглядами и убеждениями по нравственным вопросам, так как без нравственных ценностей меняется направленность личности в целом, что накладывает отпечаток на все компоненты ее структуры личности. Нравственные ценности – это сплав знаний, убеждений и практического действия, является стержневым качеством личности, выражающим ее внутреннюю позицию по отношению к нравственным идеям, идеалам, образам жизни.
методология
системный подход
деятельностный подход
личностно-ориентированный подход
экстериоризация
интериоризация
направленность личности
нравственный поступок
аксиологический подход
убеждения
знания
трудновоспитуемый
несовершеннолетний
нравственные ценности
1. Газман О.С. Концепция Педагогической поддержки ребенка и процесса его развития [Электронный ресурс]. – URL: http://poisk-ru.ru/s19753t2.html (дата обращения: 18.04.2017).
2. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования / В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m373.html (дата обращения: 18.04.2017).
4. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. – М., 1985. – 104 с.
5. Васильева З.И. Книга о воспитании человечности /З.И. Васильева, А.П. Тряпицына, С.А. Суворова // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2007. – № 6. – С. 72-76.
6. Соколова Н.А. К вопросу о методологических основах социально-педагогической поддержки личности ребенка / Н.А. Соколова // Психолого-педагогический поиск. – 2010. – № 16. – С. 63-69.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин. психология» / А. Н. Леонтьев. – Москва, 2009. – 412 с.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 18.04.2017).
9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание /С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2017.
10. Покровский В. «Он выбрал крест» (Статьи. Воспоминания, выступления…) /В. Покровский. – М., 2011. – 384 с.

Потребность в более углубленном подходе к исследованию проблемы формирования нравственных ценностей усилилась ввиду изменений приоритетов и позиций в политической, социально-экономической, культурной областях на современном этапе развития общества. Все это вызвало к жизни востребованность исследования, в котором целесообразно рассмотреть методологические ориентиры, пути и средства формирования нравственных ценностей. Нравственные ценности формируются как цельная стройная система взглядов, раскрывающая сущность, основное содержание и главные структурные единицы. Данный подход к нравственным ценностям указывает на актуальность и востребованность его формирования, имеет методологическое значение и способствует активизации исследований проблем нравственного воспитания подрастающего поколения.

Методологической основой явилось положение о том, что нравственные ценности – это сплав знаний, убеждений и практического действия. Важной задачей, обусловленной основными нормативными документами [1,2,3], является раскрытие закономерностей процесса становления личностных взглядов и убеждений. Необходимо отметить, что в неблагоприятных условиях (при искаженных нравственных ценностях, запущенности в знаниях, негативном отношении к процессу познания и учебной деятельности и т.д.) этот этап может и не наступить до совершеннолетия. Полноценного формирования нравственных ценностей невозможно ожидать у несовершеннолетних трудновоспитуемых, требующих перевоспитания. В этой связи следует отметить, что недисциплинированность, слабая успеваемость, педагогическая запущенность, характерная для несовершеннолетних трудновоспитуемых, действительно представляет собой издержки и образовательного, и воспитательного характера. Основным содержанием процесса формирования нравственных ценностей являются процессы формирования отдельных взглядов и убеждений. Процессуальные стороны выработки нравственных взглядов и убеждений у несовершеннолетних трудновоспитуемых, как признано в литературе, разработано недостаточно. Обычно отмечается, что становление нравственных ценностей происходит вследствие правильного применения всего арсенала педагогических принципов и средств: научный уровень содержания, связь обучения жизнью, применения активных методов, учет интересов, обучения самостоятельной работе, компетентность педагога. Такие утверждения имеют место, но принятие такого подхода к формированию нравственных ценностей означает, вместе с тем, признание отсутствия особенности и специфики, отведение ему места самостоятельного поиска в исследовании с учётом необходимости в нивелировании имеющихся искаженных и отрицательных взглядов и убеждений у несовершеннолетних трудновоспитуемых.

И.С. Марьенко [4] анализирует не только особенности нравственного воспитания, но и саму структуру процесса формирования нравственных ценностей. Столь пристальное внимание, уделяемое механизму становления и взращивание нравственных ценностей и убеждений – это новое и положительное явление в подходе к проблеме формирования нравственных ценностей у несовершеннолетних трудновоспитуемых.

Следует согласиться с принципиально важным утверждением И.С. Марьенко о том, что главную содержательную часть воспитания и становления личности воспитанника составляет процесс формирования убеждений. Этот процесс понимается как движение от понятий, через убеждения – к действиям. Такой подход дает свои положительные результаты в реальной воспитательной работе.

Другой подход к толкованию сущности процесса формирования нравственных ценностей – в исследовании З.И. Васильевой [5], где указывается на традиционное восприятие процесса формирования убеждений, как усвоение знаний в убеждения и в проявлении их в действиях, поведениях, через отношение. Переход знаний в убеждения и их проявление в действиях и поступках осуществляется не последовательно, а уже в тот период, когда осваиваются нравственные знания, формируется к ним отношение. Данная точка зрения представляется нам целесообразным и перспективным для углубления теории процесса нравственного воспитания.

В этом направлении в теории и практике наработаны определенные пути (методы) превращения идей и понятий в убеждения. Общая логика процессов формирования отдельного убеждения протекает от интериоризации информации нравственных ценностей (от общества к человеку) – к ее экстериоризации (от человека – к обществу). Процесс протекания от интериоризации к экстериоризации и от экстериоризации к интериоризации достаточно сложный и требует продолжительности во времени, чтобы знания, понятия нравственных ценностей были переведены в нравственные убеждения личности.

Рассматривая круг факторов, от которых зависит успех формирования нравственных ценностей, необходимо рассмотрение роли и содержания нравственных идей, способов воздействия на взгляды и убеждения. Принципиальный путь решения этой ключевой проблемы открывает аксиологический подход, который дает возможность раскрывать отношения несовершеннолетних трудновоспитуемых на наличествующую ситуацию и реалии современной жизни через призму ценностей. «Ценности – это система приоритетов, которые находят выражение в воспитательной цели и деятельности; нравственные ценности обусловлены национальной культурой и представляют собой единство объективного и субъективного опыта» [6].

В формировании нравственных ценностей у несовершеннолетних трудновоспитуемых используется личностно-ориентированный подход. Данный подход строится на субъект-субъектной основе как сотрудничающие субъекты, создавая условия субъектами воспитания для несовершеннолетних воспитуемых с учётом личностных особенностей и возможностей в нравственном развитии. Этот подход способствует нейтрализации агрессивных внутренних импульсов и даёт возможность сформировать внутреннее нравственное ядро в несовершеннолетнем воспитаннике, притягивающее к себе созидательные и отторгающее разрушительные инстинкты и воздействия.

В социально-педагогической поддержке важно обеспечить процесс развития личности несовершеннолетнего и личности педагога и целый комплекс педагогических условий – субъект-субъектные отношения педагога и ребенка, вариативность образования, ситуация успеха для каждого ребенка, развивающая психолого-педагогическая и социокультурная среда, а это можно сделать только в рамках системного подхода.

Системный подход в практике воспитательной работы состоит в том, чтобы наставник, тьютор умел объяснить нравственные понятия в системе иерархии значимых идей, умел раскрыть и объяснить эти связи. Помочь несовершеннолетним ввести всякую новую идею в систему их нравственных взглядов и убеждений, осознать связь с фактами, примерами и с более широкими обобщениями, носящими ценностный нравственный характер.

Проверка при обсуждении на нравственные темы имеет смысл там, где проводилась ранняя работа по установлению и осмыслению связей между нравственно значимыми идеями. Такого рода деятельность наставников должна быть целенаправленной, регулярной и обязательной, выступая каждый раз в качестве существенного компонента при диалогах, беседах. Система идей, группируемых вокруг нравственных ценностей, представляет собой целостную содержательную основу для выработки у несовершеннолетних нравственной убежденности как основного итога формирования нравственных ценностей.

Осознание направленности системы идей по нравственным ценностям создает условия для формирования нравственной личности несовершеннолетнего трудновоспитуемого, выработке у него нравственной убежденности. Заметим, лишь раскрытие ведущих идей и понятий нравственных ценностей недостаточно для формирования нравственных убеждений. Эффект достигается, когда процесс формирования понятий сочетается с созданием нравственных ситуаций, требующих подкрепления на эмоциональном уровне и проявления на уровне действия каждым несовершеннолетним трудновоспитуемым. Особенность и наличие нравственных ценностей у несовершеннолетних трудновоспитуемых состоит в том, что проявляется в меньшей устойчивости сформированности. Это порождается, прежде всего, стремительным нарастанием новой информации, приобретаемой в школе, в неформальных группах и через средства массовой информации и житейский опыт.

Педагогический эксперимент показывает, что несовершеннолетний трудновоспитуемый руководствуется системой теоретических, нравственных идей, понятий в контролируемо заданных нравственных ситуациях, а мотивационно – эмпирическим аспектом несовершеннолетний трудновоспитуемый руководствуется в повседневной реальной жизни.

Всё это возникает вследствие непрерывно накапливающихся фактов и понятий, которые недостаточно обобщаются, выстраиваются в последовательности в единую логику организационно-воспитательной работы. Теоретические идеи, понятия как нравственные ценности, не всегда связываются с жизнью несовершеннолетних трудновоспитуемых, их интересами, планами, переживаниями, т.е. не приобретают характер осознанного, ценностного отношения для них.

Поэтому целесообразно учитывать, что житейский аспект неполноценен в теоретическом и нравственном отношении, а теоретический в действенно-практическом. Однако первая часть является реально нравственным (мировоззренческим), выступая побудителем деятельности, а второй – потенциально-нравственным (мировоззренческим), состоя, по выражению А.Н. Леонтьева, из значимых убеждений, которые могут в дальнейшем не быть использованы и в результате окажутся забытыми как невостребованные [7].

Важная задача наставников состоит в том, чтобы помочь несовершеннолетним трудновоспитуемым осмыслить эмпирическое в своих взглядах и убеждениях с позиции теории нравственных ценностей. Так, педагоги стремятся систематически обсуждать вопросы отношения к разным видам деятельности, о мести человека, о планах на будущее и их неразрывной связи со стратегическим развитием нашей страны и мирового сообщества, добиваясь единства в сознании несовершеннолетних теоретических и эмпирических понятий.

Взаимосвязь теории и практики в освоении нравственных ценностей существенно влияет на построение содержания и методику организации воспитательной работы с несовершеннолетними трудновоспитуемыми. Нравственные ценности, которыми овладевают обучающиеся в процессе воспитательной работы, складываются в единую систему, интегрируемую базовыми ценностями и общечеловеческими ценностями [8].

Взгляды и убеждения, вырабатываемые у несовершеннолетних трудновоспитуемых, на этой основе должны сливаться в стержневое личностное образование, нравственные ценности. Личность формируется и развивается в деятельности, и чем разнообразнее и продуктивнее эта деятельность, тем плодотворнее происходит усвоение общечеловеческой культуры. Деятельность позволяет преобразовывать внешние воздействия социальной среды в собственно развивающие изменения, предопределяет новообразования личности. Предметная деятельность рассматривается как интегративная основа психических свойств и функций личности. Развитие личности предопределено не столько внешней деятельностью, сколько собственными силами ребенка, внутренней логикой его развития. В этом смысле можно говорить о деятельностном подходе [6].

При этом речь идет о совместной деятельности педагога и несовершеннолетнего трудновоспитуемого по реализации совместно определенных целей и задач. Педагог не передает ребенку готовые знания, ценности и образцы поведения, а помогает их найти, оценить, воспринять и сделать предметом развития и самоопределения личности. У формирующейся личности нравственные ценности внешне обусловлены, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внешние причины действуют через внутренние условия [7]. Внутреннее (субьект) действует через внешнее и этим себя изменяет [9].

Становится актуальной и востребованной совместная работа всех субъектов воспитания по формированию нравственных ценностей несовершеннолетних трудновоспитуемых для достижения наилучшего результата. Но для этого нужно, чтобы субъекты воспитания нравственных ценностей ясно осознавали специфику формирования нравственных ценностей и убеждений, способы субъективирования объективно значимых идей и нравственных понятий. Полная взаимозаинтересованность всех субъектов воспитания и грамотно распланированная программа воспитательной работы взаимодействия школы, родителей, общественных организаций, органов правопорядка может способствовать в положительном ключе формированию нравственных ценностей. Учитывая противоречивый характер нравственных ценностей, которые выводят воспитательную работу из узких рамок «Школоцентризма» на широкий простор его содержательно-функционального воплощения в результате открытого взаимодействия семьи, школы, общественных организаций, сотрудников внутренних дел; факторов социализации и управляемых целенаправленных воспитательных воздействий на личность несовершеннолетнего трудновоспитуемого.

В целях позитивного получения результата воспитательной работы по формированию нравственных ценностей была выстроена система, которая выводила воспитательный процесс на более высокий уровень на основе нового, организационного, содержательно-функционального механизма. Вопросы предметного и содержательного разговора вытекали из тех реальных ситуаций, наличествующих «здесь и сейчас», так как некоторые родители, самоустранившись от воспитания и развития несовершеннолетних трудновоспитуемых, переложили ответственность на образовательные учреждения, оправдываясь отсутствием времени. Целесообразность системной сплоченной воспитательной работы по формированию позитивных нравственных ценностей и нивелировкой отрицательной направленности и негативных установок с участием органов правопорядка вызвана тем, что наблюдается рост детской безнадзорности. В качестве негативного явления среди несовершеннолетних – это недавнее общественное мероприятие в рамках акции по защите детей под названием «Синий кит».

Возникает необходимость в разработке программы, в которой предусмотрены согласованные действия всех субъектов воспитания при поддержке сотрудников внутренних дел с целью оздоровления и создания благоприятной социальной ситуации в формировании нравственных ценностей несовершеннолетних воспитуемых. В этом направлении были организованы и проведены индивидуальные беседы, круглые столы, с участием представителей разных конфессий (ислама, православной веры, иудаизма и т.д.), с привлечением родителей и несовершеннолетних трудновоспитуемых. А также были проведены встречи групповые и дифференцированные с родителями, с учётом проблем отклоняющегося поведения у несовершеннолетних трудновоспитуемых. В процессе встречи, в приемлемой форме, не ущемляя достоинство родителей, были обсуждены вопросы о исполнении семейного кодекса, закона об образовании, о требованиях, роли и места родителей в составлении общественного договора по достижению требований Федерального государственного образовательного стандарта. Подчеркивалась роль и функция семьи в вопросе решения задач формирования нравственных ценностей, уточнялись права и обязанности родителей, которые определены статьями 38, 43 Конституции РФ. В логике последовательного развития в нравственно-правовом аспекте для повышения нравственной и правовой культуры семьи, взаимодействия с органами работы с правонарушениями, которые проявлялись в виде организации личностного контакта опытных сотрудников МВД, знающих и понимающих проблемные и критические ситуации несовершеннолетних трудновоспитуемых, проводились обсуждения нравственных неоднозначных ситуаций. Так, был обсужден подвиг Евгения Родионова, проявленный в ХХI веке [10], который оказал большое положительно-эмоциональное и воспитательное воздействие, как пример, являющийся символом служения Родине с точки зрения российского гражданина.

Стимулируя интерес к трогательным и ярким событиям, происходящим в современном мире, были использованы личностно-ориентированный, системный, деятельностный подходы, которые способствовали позитивным изменениям в формировании нравственных ценностей и жизненно-смысловых ориентиров у несовершеннолетних трудновоспитуемых.

 


Библиографическая ссылка

Янгирова В.М., Абсалямов А.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26588 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674