Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МВД РОССИИ

Кубасов О.П. 1 Молоствов А.Н. 1 Рыбалкин Д.А. 1 Халилуллин Ф.Ф. 1 Пугачева Н.Б. 2
1 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
2 ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения системной целостности образовательного процесса. Цель исследования – выявить особенности построения образовательного пространства в юридическом институте МВД России. Методологической основой исследования стал структурный подход, позволяющий выявить в построении образовательного пространства макро-, мезо- и микроуровни. Основные результаты состоят в выявлении общекультурной и профессиональной составляющих образовательного пространства организации и особенностях их реализации в юридическом институте МВД России. Значимость полученных результатов состоит в том, что общекультурная и профессиональная составляющие образовательного пространства позволяют развивать межпредметную интеграцию и субъект-субъектные отношения, обеспечивают качество освоения общекультурных и профессиональных компетенций. Эффективность построения образовательного пространства в юридическом институте МВД России повышается при условии вариативного моделирования правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел и активного вовлечения в нее курсантов.
образовательное пространство
моделирование правоохранительной деятельности
межпредметная интеграция
системная целостность образовательного процесса
структурный подход.
1. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория /И.Л. Беккер, В.Н. Журавчик // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 16. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-kak-sotsialnaya-i-pedagogicheskaya-kategoriya (дата обращения: 09.06.2017).
2. Герт В.А., Королева С.В. Моделирование образовательного пространства образовательного учреждения / В.А. Герт, С.В. Королева // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С.139-145.
3. Горшенина С.Н., Неясова И.А., Серикова Л.А. Поликультурное образовательное пространство как педагогический феномен / С.Н. Горшенина, И.А. Неясова, Л.А. Серикова // ИСОМ. – 2013. – № 6. – С.64-69.
4. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования /А.Н. Лунев, Н.Б. Пугачева, Л.З. Стуколова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – № 03. – С. 14060.
5. Майорова Е.Б. Реформирование системы образования в России /Е.Б. Майорова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 61. – С.419-422.
6. Pugacheva N.B., Kashina S.G., Kirillova T.V., Ovchinnikova I.G., Kudyashev N.K., Lunev A.N., Pavlova O.A., Valeyev A.S. The Mechanism of State-Public Management of Vocational Education in the Region // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Vol. 6, no. 2. – P. 6-11.
7. Веснина Л.В. Тенденции изменений в современном образовании /Л.В. Веснина // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 2. – С.17-23.
8. Lunev A.N., Safin R.S., Korchagin E.A., Sharafutdinov D.K., Suchkova T.V., Kurzaeva L.V., Nikishina S.R., Kuznetsova N.A. The Mechanism of Industrial Educational Clusters Creation as Managerial Entities of Vocational Education // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Vol. 6, no. 2. – P. 166-171.
9. Маричев И.В., Малиночка Э.Г. Сущность понятия «Образовательное пространство» / И.В. Маричев, Э.Г. Малиночка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. –2008. – № 5. – С.11-16.
10. Lunev A.N., Pugachova N.B., Stukolova L.Z. Socially oriented regional economic space as an instrument in managing the development of service sector / A.N. Lunev, N.B. Pugachova, L.Z. Stukolova // Актуальні проблеми економіки. – 2014. – Т. 155, № 5. – С. 247.
11. Lunev A.N., Pugacheva N.B., Stukolova L.Z. Development strategies for professional educational services under the increasing autonomy of territories within the federal state / A.N. Lunev, N.B. Pugacheva, L.Z. Stukolova // Актуальні проблеми економіки. – 2014. – Т. 10, № 160. – С. 215.
12. Ivanov V.G., Barabanova S.V., Shagieva R.V., Chikisheva N.M., Lunev A.N., Volkova N.V., Nabiullina K.R., Spirina E.V. The Essence and Content of State Regulation of Services Development in Conditions of Increasing Autonomy of Federal State Entitie // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6, no. 2. P. 149-154.
13. Terentyeva I.V., Starodubtsev M.P., Timonin A.I., Pugacheva N.B., Zykova N.N., Lunev A.N., Ezhov S.G., Starikova L.D. Assessment of state services quality and availability in the socio-cultural sphere // International Review of Management and Marketing. – 2016. – Vol. 6, no. 1. – P. 122-127.
14. Борисов В.В. Формирование физической культуры и культуры здорового образа жизни в современном образовательном пространстве // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. –2007. – № 31. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-fizicheskoy-kultury-i-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 09.06.2017).
15. Колесников В.В. Методические основы повышения эффективности процесса обучения курсантов приемам рукопашного боя // ППМБПФВС. – 2008. – № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osnovy-povysheniya-effektivnosti-protsessa-obucheniya-kursantov-priemam-rukopashnogo-boya-1 (дата обращения: 09.06.2017).

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Идея построения образовательного пространства актуализировалась в связи с необходимостью обеспечения системной целостности образовательного процесса [1]. В педагогическую науку понятие «пространство» пришло из естественных наук (географии, физики, астрономии). В этих науках пространство трактуется как протяженность места, неограниченное видимыми пределами; промежуток между чем-либо; место, вмещающее что-либо; область вокруг чего-нибудь [2].

В педагогических исследованиях образовательное пространство рассматривается как комплекс диалектично взаимосвязанных условий и факторов, обеспечивающих качество образования [3]. Многообразие условий и факторов, формирующих пространство, обуславливает эффективность процессов образования и саморазвития обучающихся [4].

Цель исследования – выявить особенности построения образовательного пространства в юридическом институте МВД России.

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования стал структурный подход, позволяющий выявить в построении образовательного пространства макро-, мезо- и микроуровни. На макроуровне функционирует мировое образовательное пространство. Его необходимость объясняется тенденциями развития образования во всем мире – глобализацией, означающей, что существует единый рынок труда и образовательных услуг, и информатизацией, включающей единое информационное пространство благодаря глобальной сети Интернет [5, 6]. На мезоуровне рассматривается образовательное пространство страны, региона, города, образовательной организации. Его построение обусловлено развитием таких тенденций в образовании, как гуманизация, индивидуализация, персонализация, означающими общедоступность образования, свободу выбора образовательной организации и образовательных программ [7, 8]. На микроуровне позиционируется образовательное пространство личности. Здесь определяющими тенденциями выступают интеллектуализация, аксиологизация, отражающие уровень овладения общечеловеческой и профессиональной культуры, а также развитие субъект-субъектных отношений в образовательном процессе [9; 10].

Результаты исследования. Основные результаты исследования состоят в выявлении двух направлений построения образовательного пространства в организации и особенностях их реализации в юридическом институте МВД России.

Выяснено, что эффективность построения образовательного пространства в организации повышается при условии интеграции учебных дисциплин. На основании данного критерия выявлено два направления построения образовательного пространства в организации.

Первое направление отражает общекультурную составляющую в построении образовательного пространства [1, 2]. На практике это проявляется в межпредметной интеграции, в рамках изучения конкретных тем, а также особенностях межличностной коммуникации субъектов образовательного процесса. Цель межпредметной интеграции – сформировать у обучающихся представление об относительной целостности конкретного процесса социальной действительности. В рамках интеграции нескольких учебных дисциплин (прежде всего, социально-гуманитарного цикла) моделируется конкретный процесс, значимый и в нацио­нальном, и мировом масштабе, а также обеспечивающий формирование социально-гуманитарного мышления обучающихся и осуществление их национально-культурной идентификации [2]. Моделирование такого процесса позволяет, во-первых, воссоздать оп­ределенную национальную или профессиональную культуру в ее исторической целостности (от зарождения до современности). Во-вторых, воспроизвести не­которую эпоху культурно-исторического развития социальной общности (этноса, населения страны, профессиональной группы и т.д.).

Особенности межличностной коммуникации субъектов образовательного процесса обусловлены распространением интерактивного обучения. Понятие «интерактивное обучение», описывающее процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных субъектов, сегодня в педагогической науке все более активно используется. Наиболее часто понятие «интерактивное обучение» употребляется в связи с информационными технологиями. Однако особенности профессионального образования обуславливают вариативное взаимодействие субъектов образовательного процесса, сотворчество преподавателя-студента, деловое сотрудничество субъектов образовательного процесса со службами, органами регионального и муниципального управления, постоянную смену режимов деятельности (субъектная интеграция, участие в разработке и реализации   научно-образовательных проектов) [4, 11].

Второе направление отражает профессиональную составляющую в построении образовательного пространства [12; 13]. На практике это проявляется в межпредметной интеграции дисциплин профессионального цикла, а также вовлечении обучающихся в учебно-профессиональную деятельность. В рамках интеграции дисциплин профессионального цикла моделируются конкретные профессиональные ситуации, виды профессиональной деятельности. Успешное освоение моделей поведения в таких ситуациях и видах деятельности способствуют формированию профессиональных компетенций, а в дальнейшем – конкурентоспособности на рынке труда. Вовлечение обучающихся в учебно-профессиональную деятельность обеспечивает освоение профессиональных ролей и, соответственно, надежность профессионального образования.

В образовательных организациях МВД России построение образовательного пространства обусловлено коллегиально-авторитарной системой управления, основанной на принципе единоначалия.

Например, юридическим институтом непосредственное управление осуществляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Управленческая деятельность начальника института включает два основных направления. Первое – это административно-организационное, охватывающее руководство личным составом; работу по подбору, расстановке и профессиональной подготовке кадров, обеспечению законности и служебной дисциплины; присвоение первых и очередных специальных званий; работу по обеспечению сохранности государственной и служебной тайны; назначение проведения служебных проверок. Второе направление – профессионально-педагогическое, охватывающее утверждение учебно-программной документации, положений о совете наставников, который создается  в целях совершенствования подготовки и воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел, об органах самоуправления (собрание групп, курсов; учебно-воспитательные комиссии курсов; суд чести; совет младших командиров; совет общежития); прием, перевод, отчисление и восстановление курсантов, организацию текущего контроля успеваемости.

Образовательное пространство юридического института МВД России можно рассматривать как диалектическую взаимосвязь коллегиально-авторитарной системы управления, обеспечивающую личностно-профессиональную подготовку будущих сотрудников органов внутренних дел и формирование готовности к выполнению оперативно-розыскных и служебно-боевых задач, с социально-педагогическими условиями самореализации субъектов образовательного процесса.

Общекультурная составляющая образовательного пространства юридического института предусматривает интеграцию социально-гуманитарных дисциплин с региональными социально-культурными проектами.

Например, республиканский проект «Против коррупции», направленный на формирование отрицательного отношения к взяточничеству в молодежной и студенческой среде. Разработчиками этого проекта стали активисты молодежного движения Республики Татарстан «Мы…» при активном участии представителей научного общества Казанского юридического института МВД России. Реализация проекта осуществляется при поддержке Совета ректоров учебных организаций и отдела по реализации антикоррупционной политики Аппарата Президента Республики Татарстан.

В Казанском юридическом институте активистами научного общества создана антикоррупционная группа. Основные цели деятельности группы состоят в пропаганде антикоррупционного мировоззрения и сотрудничестве с общественными организациями. В ходе реализации данного проекта были достигнуты такие результаты:   формирование среди курсантов негативного отношения к коррупционным действиям; участие курсантов в работе комиссий при студенческих советах вузов Республики Татарстан, занимающихся проблемами коррупции в системе высшего образования; выступления курсантов на дискуссионной площадке по поиску путей разностороннего решения проблемы коррумпированности в образовательной среде. В ходе реализации данного проекта курсантами проведено 18 антикоррупционных акций и встреч с молодежью в городах республики.

Профессиональная составляющая образовательного пространства юридического института обеспечивается особенностями основных образовательных программ и практических занятий.

Основные образовательные программы включают три модуля. Во-первых, это базовый модуль (типа: организация взаимодействия нарядов полиции с гражданами по поводу обращений, не связанных с деятельностью полиции; профилактика правонарушений, осуществляемая нарядами полиции; проведение опроса свидетелей и потерпевших и прочее). Во-вторых, это специализированный модуль (типа: предупреждение и пресечение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; действия нарядов полиции по пресечению и предупреждению краж; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и тому подобное). В-третьих, это модуль итогового контроля, предполагающий комплексную оценку теоретических знаний и проверку практических умений и навыков, полученных курантами, а также способностей применять их на практике.

Из содержания модулей видно, что курсантам необходимо довести меры безопасности на занятиях. Например, при изучении темы «Пресечение и задержание лиц, совершивших преступления, по “горячим следам”», курсантам, выступающим в роли сотрудников, приемы задержания выполнять с дозированным усилием, без резких толчков, ударов и рывков. Необходимо помнить о том, что чрезмерное усилие может травмировать захваченную на болевой прием конечность. Курсанты в роли правонарушителей должны быть готовы мгновенно подать сигнал о сдаче, если прием проводится эффективно. При изучении базового модуля необходимо добиваться четкого и правильного проведения приемов задержания. При изучении второго модуля уместно отработать комбинации приемов задержания, переход от одного приема к другому, а также применение приемов задержания в усложненных условиях (активное физическое сопротивление, преследование в городе на улице, в сельской местности, жилом строении и на автотранспорте) [14; 15].

Преподаватель должен добиваться сознательного усвоения учебного материала, а тренировочные задания должны соответствовать технической подготовленности и уровню физического развития курсантов. Преподаватель должен обращать внимание курсантов на то, что особенно большое значение при проведении приемов задержания имеют внезапность и быстрота. Это деморализует правонарушителя, лишает его способности сопротивляться, дает выигрыш во времени и в значительной степени способствует успеху проведения приема. При разучивании и совершенствовании приемов задержания необходимо помнить о том, что чем больше плечо рычага, тем меньше затрачивается усилие. При проведении болевого приема необходимо учитывать, какие мышцы противника участвуют в сопротивление руки, и выполнять прием следует в таком направлении, чтобы вынудить его сопротивляться слабой группой мышц. Систематическое и многократное повторение приемов с постепенным усложнением условий их выполнения, позволит овладеть прочными умениями и навыками.

Практические занятия включают учебные тревоги, тактико-специальные учения, спортивные соревнования по служебно-прикладным видам спорта.

Например, тактико-специальные учения, которые проводятся на старших курсах, включают в себя междисциплинарную интеграцию тактической, огневой, медицинской, топографической, служебной подготовки и гражданской обороны. Данные учения могут проводиться как в составе учебной группы, так и в составе курса. Выполнение определенных действий оценивается экспертом-преподавателем, и соответственно начисляются баллы. Все действия фиксируются на видеосъёмку, по завершении которой проводится разбор тактико-специальных учений с видеопросмотром и оценкой индивидуальных и групповых действий.

Цель тактико-специальных учений – отработка слаженности действий в составе подразделения при обнаружении группы террористов и ее уничтожения. Задачи – отработка взаимодействия подразделений при выдвижении к месту действий, блокировка и уничтожение террористов; тренировка и совершенствование выносливости, координации, силы воли и отработка индивидуальных и групповых действий; формирование морально-психологической устойчивости.

План последовательности действий включает следующее: служебная подготовка (знание нормативно-правовых документов и умение ими пользоваться); физическая подготовка (марш-бросок 6 км с преодолением различных препятствий в бронезащите с оружием); топографическая подготовка (ориентирование на местности, движение по азимуту в лесопосадке и селе, обнаружение террористов); гражданская оборона (преодоление зараженного участка местности с применением индивидуальных средств защиты); тактическая подготовка (действия в составе отделения и взвода - оборона, наступление, блокирование, задержание); медицинская подготовка (оказание первой медицинской помощи – наложение повязки, шины и переноска раненых).

Данная форма практических занятий эмоционально-мотивирована соревновательным элементом, что притягивает, заинтересовывает курсантов, позволяет отрабатывать и совершенствовать умения и навыки, необходимые при выполнении оперативно-розыскных и служебно-боевых задач будущих сотрудников органов внутренних дел.

Другим примером могут быть практические занятия по физической подготовке. Физическая подготовка – это основополагающая составляющая служебно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел. Каждый сотрудник должен ежегодно, а также при назначении на должность и присвоении очередного звания сдавать контрольные нормативы по физической подготовке. Основу физической подготовки составляют приёмы боевой борьбы, направленные на применение физической силы в соответствии с законом против правонарушителей. Боевая борьба является интеграцией различных видов единоборств и носит специализированный характер с учётом выполнения оперативно-розыскных и служебно-боевых задач. В ходе обучения в соответствие с учебной программой курсант проходит обязательный курс физической подготовки и посещает факультативные занятия. В то же время в институте организованы и проводятся спортивные секции по служебно-прикладным видам спорта: бокс, кик-боксинг, рукопашный бой, боевое самбо, борьба дзюдо, служебный биатлон, стрельба из боевого оружия, офицерское многоборье. С учетом своих интересов и физических особенностей курсанты выбирают служебно-прикладной вид спорта, и при координирующей, организующей, консультирующей деятельности преподавателя выстраивают систему индивидуальной физической подготовки.

Заключение. Значимость полученных результатов состоит в том, что выявление общекультурной составляющей образовательного пространства, обусловленной интеграцией учебного материала нескольких учебных дисциплин и особенностями межличностной коммуникации субъектов образовательного процесса, обеспечивает эффективность освоения общекультурных компетенций обучающихся. Выявление профессиональной составляющей образовательного пространства, обусловленной межпредметной интеграцией дисциплин профессионального цикла и вовлечением обучающихся в учебно-профессиональную деятельность, обеспечивает эффективность освоения профессиональных компетенций. Эффективность построения образовательного пространства в юридическом институте МВД России повышается при условии вариативного моделирования правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел и активного вовлечения в нее курсантов.


Библиографическая ссылка

Кубасов О.П., Молоствов А.Н., Рыбалкин Д.А., Халилуллин Ф.Ф., Пугачева Н.Б. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26592 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674