Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ганьшина Г.В. 1 Лунина Г.В. 2
1 Московский городской педагогический университет
2 Государственный гуманитарно-технологический университет
На начальном этапе поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию особо остро стоит проблема адаптации к условиям учреждения. Ответственность за период адаптации ребёнка к условиям детского сада полностью лежит на родителях и сотрудниках дошкольной образовательной организации. В современном образовании функцию сопровождения эффективно решает тьютор. Тьюторство в детском саду рассматривается как целенаправленный процесс пошагового сопровождения ребенка, необходимого для раскрытия многогранности его личности, индивидуальных склонностей и особенностей. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции на этапе адаптации, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство дошкольной организации. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации позволяет минимизировать стрессовое состояние, а также индивидуализировать весь образовательный процесс в соответствии с особенностями ребенка, его потребностями и возможностями, способствует выработке у педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей конкретной системы деятельности по адаптации детей к условиям дошкольной организации, социально-личностному развитию детей в соответствии с современными требованиями и особенностями системы дошкольного образования.
адаптация детей к условиям дошкольной организации.
тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/info (дата обращения: 18.04.2017).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 18.04.2017).
3. Тьютор в образовательном пространстве: учебное пособие /В.П. Сергеева [и др.]. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 216 c.
4. Баева А.П. Тьюторство в дошкольном образовании: важный элемент педагогической деятельности или дань моде? [Электронный ресурс]. URL:http://narfu.ru/upload/medialibrary/711/baeva.pdf (дата обращения: 22.05.2017).
5. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации / Г.В. Ганьшина, Е.В. Бабаева, Ж.В. Муравьева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25544 (дата обращения: 18.02.2017).
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В.Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 240 с.
7. Педагогика культуротворческого досуга: учебное пособие / Г.В. Ганьшина [и др.]. – Москва, 2016. – 260 c.
8. Майер А.А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ: учебно-методическое пособие / Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 176 с.
9. Социально-культурное партнерство: вуз-музей-библиотека в условиях инновационного развития. Монография / Т.И. Бакланова [и др.]. – Москва, 2016. – 308 с.
10. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В., Старых Л.В. Формирование здорового образа жизни семьи средствами рекреативных технологий /Г.В. Ганьшина [и др.] // Cовременные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26423 (дата обращения: 22.05.2017).
11. Муравьева Ж.В. Социально-культурные условия организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий: дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2009. – 168 с.

В настоящее время в России продолжается модернизация образования на всех уровнях. На решение задач по достижению высокого качества содержания всех видов образования, повышению доступности программ социализации детей и молодежи нацелены основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016–2020 годы, определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1].

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией (ДОО), является «…взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [1]. Впервые разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [2], который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

На начальном этапе поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию особо остро стоит проблема адаптации ребенка к новым для него условиям. Практически у каждого ребёнка адаптация к ДОО вызывает сильный стресс: малыш должен привыкнуть к новым для него условиям, общаться с незнакомыми для него людьми. Во многом отличающийся от домашнего режим дня, отсутствие родителей, иной стиль общения, необходимость постоянного контакта со сверстниками и взрослыми, новое помещение – все это травмирует слабую психику ребёнка, вызывая защитную реакцию в виде постоянного плача, отказа от сна, общения с окружающими и еды. Ответственность за период адаптации ребёнка к условиям детского сада полностью лежит на родителях и сотрудниках ДОО. Только комплексный подход к решению проблемы позволит максимально безболезненно осуществить привыкание ребёнка к детскому саду.

В современном образовании функцию сопровождения эффективно решает тьютор [3,С.5]. В дошкольных организациях тьютор может и должен помочь детям адаптироваться к новым для них условиям. В соответствии с Профессиональным стандартом «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)», функция тьютора в ДОО заключается в осуществлении педагогической деятельности по сопровождению процесса формирования и реализации индивидуальной траектории развития ребенка дошкольного возраста.

Целью данного исследования является обоснование роли тьюторского сопровождения в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение. Инновационные процессы, происходящие в системе дошкольного образования на современном этапе, выявили актуальность проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста, являющегося одним из главных составляющих всестороннего развития ребёнка, способствующего его успешности в будущем и дальнейшему самоопределению в профессии.

Особого внимания педагогов и родителей требует процесс поступления ребенка в детский сад. Острая проблема адаптации малыша к новым условиям, новым людям и серьезные последствия этого процесса, отражающиеся часто негативно на состоянии организма ребенка, определяют необходимость скрупулезного учета всех факторов, способствующих комфортной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.

Адаптация, как процесс приспособления организма к новым для него условиям, предполагает выработку адекватной реакции на разные изменения окружающей среды. Различные субъективные реакции организма, зависящие от психических, физиологических и интеллектуальных особенностей личности, от взаимоотношений в семье, от различных параметров здоровья ребенка, составляют основу процесса адаптации.

Существует три фазы адаптационного процесса. В период острой фазы наблюдаются разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, приводящие к частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению веса и аппетита, замедленному речевому развитию. Фаза может длиться около одного месяца. В течение 3–5 месяцев прохождения подострой сохраняется адекватное поведение малыша, но значительно замедляется темп психического развития, по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза компенсации характеризуется ускоренным развитием, что дает мощный толчок в формировании личности ребенка. Острая фаза адаптационного периода имеет три степени тяжести прохождения. Легкой степени адаптации свойственна нормализация поведения в течение 10–15 дней, прибавка в весе согласно норме, адекватно поведение в группе сверстников, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. Адаптация средней тяжести протекает в течение месяца, сопровождаясь потерей в весе, наблюдаемые симптомы психического стресса приводят к ослаблению здоровья и краткосрочному заболеванию (5–7 дней). Тяжелая степень адаптации может продлиться от 2 до 6 месяцев. Часто болеющий ребенок может потерять полученные навыки, постоянное нахождение в стрессовой ситуации приводит как  к физическому, так и психическому истощению организма. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение младшего дошкольника в период адаптации к условиям детского сада, которое помогает ребенку безболезненно приспособиться к новым для него условиям, формируя позитивный характер конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.

В изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО большой вклад внесли Ш.А. Амонашвили, Н.Д. Ватутина, Т.В. Костяк,  Г.Ф. Кумарин, А.В. Мудрик и др. В современных научных трудах зарубежных учёных (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова) особое внимание уделяется проблеме привыкания детей к общественному воспитанию. Авторы констатируют, что поступление в дошкольное учреждение сопровождается серьезными негативными изменениями в эмоционально-личностной сфере ребенка и требует достаточно длительной  продуманной коррекционной работы.

Если психология изучает адаптационные возможности личности, продуманные механизмы включения ребенка в социальную среду, то педагогика рассматривает проблему педагогической поддержки процесса адаптации подрастающего поколения, занимается поиском эффективных технологий интеграции личности в новое социокультурное пространство, обосновывая роль различных институтов в успешной социализации в адаптации детей.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психического, физиологического, интеллектуального и физического развития ребенка, от того, как общаются все члены семьи друг с другом и с ближайшим окружением, от условий, которые созданы в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая может проявляться в поведенческих нарушениях, игровой и учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и воспитателями. Педагогическое сопровождение необходимо ребёнку на протяжении всего периода дошкольного детства, поэтому важно в каждой дошкольной образовательной организации разработать продуманную программу индивидуализации процесса развития ребенка, исходя из современных требований системы дошкольного образования в целом, а также особенностей и возможностей каждого ребенка.

Проблему психолого-педагогического сопровождения раскрыты в научных трудах М.Р. Битяновой, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газман, И.В. Дубровиной, В.Е. Летуновой, А.В. Мудрик, С.Д. Полякова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и др.

В дошкольной образовательной организации тьютор может осуществлять пошаговое сопровождение ребенка, раскрывая многогранность его личности на основе учета индивидуальных особенностей каждого. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) является новой специальностью в дошкольном образовании. Тьюторское сопровождение ориентировано на проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, учитывающей потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Сегодня тьюторство динамично вводится в образовательные организации, особенно в свете инклюзивного  (интегративного)  образования, где роль тьютора  как  сопровождающего  и  наставника детей не просто велика, но и крайне необходима [4]. Программы тьюторского сопровождения помогают детям-инвалидам в преодолении социально-психологической изолированности, содействуют их социальной реабилитации и интеграции, самовыражению и самореализации, а также направлены на оказание помощи родителям, создание благоприятного социального окружения и др. [5]. Тьюторское сопровождение заключается в построении индивидуального образовательного маршрута ребёнка, направленного на постоянное рефлексивное сопоставление его сегодняшних достижений с предыдущими, с интересами и поставленными целями.

Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции на этапе адаптации, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство дошкольной организации. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям ДОО позволяет минимизировать стрессовое состояние, а также индивидуализировать весь образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, его потребностями и возможностями. Тьютор разрабатывает и реализует индивидуальную программу социализации ребенка. Он должен выстроить образовательный процесс, учитывая персональные особенности ребенка, имеющийся у него потенциал, чтобы появилась возможность для усвоения программы каждым малышом. Тьюторство  не  только  помогает  детям овладеть  программой,  но  и  создает условия для обучения  ребенка в  соответствии  с  его  возможностями,  не нарушая  процесс  развития  остальных  детей. 

Тьютором в дошкольной образовательной организации может выступать воспитатель, психолог, который поможет ребенку преодолеть трудности. Тьюторство рассматривается как процесс консультирования, соучастия, опосредованного контроля, поощрения инициативы и проявления самостоятельности малыша в проблемной ситуации при минимальной помощи педагога. Тьюторское сопровождение помогает ребёнку в его личностном росте, настраивает на открытое общение, развивает эмпатию, как у педагогов, так и у воспитанников.

А.В. Мудрик [6, С.123] подчеркивает, что сопровождение является особой областью профессиональной деятельности педагога и направлено на поддержку ребёнка в овладении социально-культурными и нравственными ценностями, необходимыми для самореализации и саморазвития. Сопровождение в дошкольном учреждении предполагает последовательную продуманную деятельность, направленную на помощь и поддержку ребенка в трудных для него ситуациях. Сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги со специфическим набором функций», и их деятельность должна быть «основана именно на идеях педагогики поддержки», при которой ребёнок сам решает, чем ему заняться и какие средства для этого выбрать, что обеспечивает эмоциональную включенность детей в деятельность и их субъектность [7, С.34].

Направленность и интенсивность тьюторского сопровождения во многом зависит от развития социокультурной среды семьи, особенностей ребенка и возникающих проблем в его развитии и воспитании.

Успешность тьюторского сопровождения адаптации детей к условиям ДОО обусловлена, c одной стороны, своевременностью включения семьи, с другой стороны, согласованностью действий всех субъектов адаптационного процесса. Технология тьюторского сопровождения адаптации детей к дошкольной образовательной организации реализуется поэтапно, основываясь на всевозрастающей роли семьи в образовании и социализации ребенка дошкольного возраста.

Для оптимизации процесса адаптации детей к условия дошкольной образовательной организации необходимо предварительно знакомить родителей с условиями работы  учреждения, продуманно подходить к подбору педагогов в формирующихся группах, постепенно заполняя группы. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации, учет индивидуальных особенностей детей, информирование родителей о динамике адаптации каждого ребенка позволят создать благоприятную обстановку для всех участников психолого-педагогического сопровождения.

В процессе адаптации ребенка к условиям ДОО тьютор может эффективно использовать различные арт-технологии, которые активно применяют в своей деятельности педагоги, психологи, музыкальные руководители и другие специалисты организации. Элементы телесной терапии развивают волю ребенка, чувствительность, знакомят его с собственным телом, учат понимать свои эмоции и эмоции других. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Телесно-ориентированная терапия способствует оптимизации функционального состояния ребенка. При этом желательно комплекс завершать сеансами релаксации, способствующих расслаблению, полноценному отдыху нервной системы, приводящих в совершенное равновесие кровообращение. Использование тьютором фольклора при общении с детьми также положительно влияет на процесс их адаптации к условиям детского сада. Колыбельные песни снимают эмоциональное и мышечное напряжение, успокаивающе действуя на ребенка. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Дети, которым в детстве пели песни, вырастают более нежными, добрыми. Для снятия психо-эмоционального напряжения можно применять сказкотерапию, с помощью которой ребенок учится узнавать и передавать эмоции по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей [4].

Все занятия организуются в игровой форме, так как игра – основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Игровая деятельность в период адаптации направлена на установление эмоционального контакта, доверия между детьми и взрослыми. В сознании ребенка должна выработаться установка, что в детском коллективе и учреждении в целом, его окружают душевные, всегда готовые понять и прийти на помощь люди. Эмоциональное общение возникает на основе интересных совместных действий, которые сопровождаются ласковым взглядом, улыбкой, добрым словом. Взрослый всегда является инициатором как коллективных, так и индивидуальных игр. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

В каждом дошкольной образовательной организации перед поступлением ребенка в учреждение для родителей проводятся консультации по созданию благоприятных условий в период адаптации детей к ДОО. Необходимо бережное и внимательное отношение родителей к ребенку, стремление помочь ему пережить это сложное время [8, С. 78].

Цель современного образования, как части общей культуры, – создать условия для конструктивного сотрудничества семьи, различных образовательных и общественных организаций, учреждений культуры и социальных служб [9, С.261]. Задача тьютора и педагогов ДОО – сделать родителей полноценными участниками образовательных отношений, оказывая им педагогическую помощь, заинтересовывая, привлекая семью к участию в разнообразных мероприятиях, формируя единый подход в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей, так как именно семья придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения [10], неизменно выполняя важнейшие функции по передаче глубинных культурных ценностей и традиций народа [11, С.103].

Выводы. Научная новизна исследования заключается в изучении и обосновании психолого-педагогических условий становления тьюторского сопровождения адаптации детей в дошкольной образовательной организации.

Успешную адаптацию ребенка может обеспечить открытость дошкольной образовательной организации для семьи, где каждый родитель в удобное для него время имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок. Сотрудничество тьютора и родителей в воспитании детей должно быть основано на взаимопонимании и доверии для создания активной развивающей среды, конструктивного общении детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОО.


Библиографическая ссылка

Ганьшина Г.В., Лунина Г.В. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26703 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674