Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Богданова А.А. 1
1 ГОУ ВПО «Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета»
В статье рассматриваются методические условия использования историко-ментального содержания в школьном курсе истории Великой Отечественной войны. Изучение роли и места ментальных факторов в историческом образовании способствует глубокому постижению истории цивилизаций, позволяет подходить к изучению прошлого объективно, с адекватными ему критериями. Автор проанализировал ключевые направления изменения в менталитете, духовной жизни и общественном сознании советского общества в годы Великой Отечественной войны. В качестве основных приемов изучения общественного сознания выделены мемуары, письма с фронта, литература и фольклор, героические образы и символы, отразившиеся в коллективной исторической памяти. Изучение менталитета и динамики изменения общественного сознания в годы Великой Отечественной войны способствует постижению учащимися радости военных и трудовых побед, горечи поражений, личностных достижений людей, героизма, подвига, что является, по мнению автора, факторами воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
патриотизм
Великая Отечественная война
духовная жизнь
общественное сознание
менталитет
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/718464 (дата обращения: 01.09.2017).
2. Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории [Электронный ресурс]. - URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html (дата обращения: 01.09.2017).
3. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://egeigia.ru/all-ege/demoversii-ege/istoriya/2152-demoversiya-ege-2017-po-istorii-ot-fipi-skachat (дата обращения: 01.09.2017).
4. Искровская Л.В. Формирование знаний учащихся об исторической ментальности (на материале курса всеобщей истории 7 класса): дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 2000. – 271 с.
5. Искровская Л.В. Содержательные особенности курса Всеобщей истории в условиях перехода на новые ФГОС [Электронный ресурс]. - URL: http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-66908.html (дата обращения: 01.09.2017).
6. Наумов И.В. Ментальные характеристики российского образования: социально-философский анализ: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Новочеркасск, 2009. – 23 с.
7. Сомов В.А. Музыкальное произведение «Священная война» как фактор формирования мотивации сопротивления в начальный период Великой Отечественной войны // Клио. – 2010. – № 4. – С. 65-69.
8. Быков А.В. Мемуарная литература в историографии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вестник Омского университета. Сер.: Исторические науки. - 2014. - № 3. - С. 55-64.
9. Батов П.И. В походах и боях. – М.: Воениздат, 1974 [Электронный ресурс]. - URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/batov/index.html (дата обращения: 01.09.2017).
10. Письма с фронта – Я помню [Электронный ресурс]. - URL: https://iremember.ru/letters/
(дата обращения: 01.09.2017).

Актуальность данного исследования обусловлена обращением к героическим страницам Великой Отечественной войны, изучение которых обладает мощным воспитательным потенциалом, способствует формированию духовно-ценностных ориентиров обучающихся.

Несмотря на многие негативные моменты современной образовательной ситуации: недостаточное количество часов, отводимых на изучение войны, некорректное освещение событий важнейшего военного противостояния ХХ века в некоторых школьных учебниках, предмет «История» остается важнейшей мировоззренческой дисциплиной, формирующей у учащихся знания о Второй мировой и Великой Отечественной войнах.

Выделим и позитивные тенденции последних лет, свидетельствующие об усилении внимания общества и государства к событиям ушедшей войны. Так, ФГОС основного общего образования среди приоритетных личностных результатов обучения выдвигает «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России... усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [1]. В утвержденной концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории обращается особое внимание на формирование гражданственности и патриотизма при обучении истории: «при формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг.» [2]. Еще одним моментом, свидетельствующим об особом отношении государства к событиям Великой Отечественной войны, является выделение в контрольных измерительных материалах для проведения в 2016-2017 гг. ЕГЭ по истории отдельных обязательных позиций по истории Великой Отечественной войны - им стал 8 вопрос части первой КИМов ЕГЭ, в котором проверяются знания о «фактах героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны» [3].

В учебниках истории события Великой Отечественной войны раскрываются по традиционной схеме: освещение основных этапов войны и крупнейших военных операций, отношения СССР и стран антигитлеровской коалиции, советский тыл в годы военного лихолетья, а также культура и повседневная жизнь советского общества в годы войны. Между тем в учебниках почти не представлен феномен менталитета, национального характера в годы суровых испытаний, отсутствует анализ роли социальной психологии масс. Указанные положения определили цель данного исследования – определить методические условия формирования историко-ментальных знаний при изучении истории Великой Отечественной войны.

Результаты исследования и их обсуждение. Одной из первых к практике изучения вопросов исторической ментальности в школьном преподавании обратилась Л.В. Искровская [4]. По мнению исследователя, игнорирование сведений об исторической ментальности в историческом образовании ведет к однобокому её постижению, в то время как знание менталитета народа, определенной социальной группы ориентирует учащихся на глубокое постижение культурных особенностей цивилизаций в их историческом развитии. Изучение ментальных характеристик в историческом процессе «способствует становлению морально-этических представлений школьников, оберегает их от навязывания далекому прошлому психологических анахронизмов, а в реальной действительности - от навязывания собственной модели поведения представителям иных культур» [5], - метко указывает Л.В. Искровская.

Включение историко-ментального содержания в школьном преподавании позволяет создать своеобразный иммунитет у подрастающего поколения по отношению к неблагоприятным воздействиям социума и массовой культуры, определяя границы эффективности инокультурных заимствований в сфере образования и воспитания. Именно это имел в виду И.В. Наумов, вводя в научный оборот определение ментальных характеристик образования, призванных сохранить менталеобусловленные специфические черты отечественных образовательных традиций. Менталеобусловленная специфика определяется, по мнению автора, как «глубокая интегрированность образования в ценностно-символическое пространство культуры, приоритет духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе» [6, с. 8]. В этой связи привлечение знаний об исторической ментальности при изучении Великой Отечественной войны выступает основой воспитания патриотизма и формирования духовно-нравственных ориентиров обучающихся.

Рассмотрим реализацию данной парадигмы на примере занятия по теме «Менталитет советского народа в годы Великой Отечественной войны». Повествуя о духовной жизни советского общества в годы Великой Отечественной войны, мы обращаем внимание учащихся на факторы, влияющие на изменение общественного сознания: образцы героического прошлого, примеры самоотверженного служения Родине, с одной стороны, и трансформация общественных настроений, перемены и подвижки национального характера, менталитета советских людей - с другой.

В годы Великой Отечественной войны происходит пересмотр ключевых составляющих в осмыслении патриотизма: духовный переворот от социалистических и революционных мотивов в пропаганде к растущему чувству «малой родины», над которой нависла смертельная опасность.

Родина воспринималась как большой дом советского народа, а воины, вступившие в смертельную схватку, встали на защиту Родины, своего дома, своей семьи, своих детей. Огромным эмоциональным эффектом обладает прослушивание аудиозаписи песни В.И. Лебедева-Кумача «Священная война», ставшей своеобразным гимном защиты Отечества [7, с. 65]. Учащиеся устанавливают межкурсовые связи, указывая, что фашистские полчища ассоциируются как орда, вражеская тьма, и на правое дело, в войну народную, священную на помощь русским воинам спешат уже ушедшие поколения героического прошлого страны. Ведь не зря в годы войны происходит коммеморация подвигов и достижений русских воинов Александра Невского, Дмитрия Донского и др.

Целесообразным на занятии является и привлечение мемуаров непосредственных участников войны, которые являются «незаменимым источником при изучении проблем, связанных с повседневным существованием человека в условиях войны» [8, с. 64]. Условия военного времени требовали выполнения приказов вышестоящего руководства и подчинения воинской дисциплине, но все же воины проявляли смекалку, находчивость, демонстрировали проявление инициативы, способность принимать самостоятельные решения в неординарной ситуации.

В мемуарах дважды Героя Советского Союза генерала армии П.И. Батова приводятся очень доходчивые примеры применения солдатской смекалки [9]. Подготовка к решительным боям на Курском направлении весной 1943 г. осложнялась распутицей и невозможностью воспользоваться единственной железнодорожной веткой в связи с уничтожением фашистами всех паровозов. В этих условиях русские умельцы предложили оригинальное решение трудной технической задачи: использование опыта петербургской конки. Грузовики потянули по два-три вагона, надев на колеса бандажи по ширине железнодорожного полотна. Всего с помощью такой самодельной «конки», было подвезено более 20 тысяч тонн грузов. При освобождении Бобруйска летом 1944 г. для дезориентации фашистов при определении главного удара разведчики армии П.И. Батова разработали «инженерную операцию». Они предприняли смелое решение перехода и переброски резервов для наступления через гиблые болота, используя мокроступы для пехоты и гати для тяжелой техники. Анализ и интерпретация воспоминаний способствует формированию у учащихся оценочных суждений: на войне важны смекалка и сообразительность, фронтовая хитрость и находчивость.

Актуальным на занятии является и привлечение вещественных источников - предметов фронтового быта, несущих в себе ментальные признаки. Красноречивы в этой связи временные обелиски, созданные бойцами на месте гибели товарищей, отличающиеся скромностью и непрезентабельностью. Обычно это сделанная из фанеры пирамидка с фанерной звездой наверху или просто столбик с небольшой дощечкой, на котором указано имя погибшего, краткие биографические данные и указание на принадлежность к роду войск: танкист, пехотинец и т.д. Нередко на могилу клали предметы военного быта: простреленную каску (пехотинец), руль от машины (шофер), трак от гусеницы (танкист), но везде присутствовала звезда как символ Красной Армии - фанерная или из жести консервной банки, иногда выкрашенная в красный цвет. Все это, несомненно, ментальные признаки. Ментальное значение имел и пограничный столб с надписью «СССР». Эти столбы бойцы устанавливали в сопровождении ружейных залпов. Демонстрация с помощью учебной презентации вещественных источников обеспечила более эмоциональное восприятие событий войны учащимися.

Весомую информацию для изучения менталитета может дать и лингвистическая информация. Многие боевые машины получали ласковые имена-прозвища, свидетельствующие о сердечном к ним отношении. Так, за реактивным минометом прочно закрепилось имя «Катюша», взятое из известной песни М. Блантера и М. Исаковского. Шестиствольный миномет называли «Ванюшей», ласковые прозвища получали и самолеты «Кукурузник», «Ястребок». Особо отметим, что самолет У-2 пользовался на фронте особыми симпатиями. Как только его не называли: «огородник», «уточка», «барабанщик», «спичечная коробка», «консервная банка» и даже «король воздуха». Учащиеся смогли тонко подметить, что в этих грубоватых и смешных прозвищах таится неподдельная любовь и гордость, тогда как фашистские самолеты получали обидные и уничижительные прозвища: «кочерга», «костыль», «горбач», «каракатица», «рама», «макаронник», «штанина».

О менталитете в годы Великой Отечественной войны много могут сказать и этнографические источники. Военная жизнь сурова и регламентирована уставом, тем не менее на фронте широко бытовали приметы и поверья. Была вера в вещие сны, в амулеты. Внимание учащихся обращается на широко известное произведение К. Симонова «Жди меня», в защитную силу которого вера бойцов была очень сильной. Солдаты переписывали его и хранили у сердца. В этом случае оно, с одной стороны, «отводило пулю», а с другой – обеспечивало верность оставленной в тылу жены или подруги. В экстремальных условиях войны суеверия проявлялись с особенной силой. Ведь каждый солдат, идущий в бой, понимал, что смерть совсем рядом, все могут быть убиты – значит, надо к близкой смерти должным образом подготовиться. В этой связи чистилось и проверялось личное оружие, приводился в порядок внешний вид. Очень часто встречалось обыкновение писать домой письма без упоминания о предстоящем бое. На написание писем командование отводило специальное время перед боем.

Письма фронтовиков представляют собой уникальный тип исторических источников, необходимых для изучения менталитета русского народа в годы суровых испытаний. Учащимся предлагается провести контент-анализ писем фронтовиков и определить их характерные черты. Вот, к примеру, выдержка из письма гвардии медсестры Н.А. Качуевской, написанного в сентябре 1942 г., в один из драматических периодов отступления советских войск: «Наша часть била гадов-фрицев крепко, по-гвардейски, а потом мы были на отдыхе, а сейчас опять они от нас начнут получать по первое число. Так и надо этой погани за то, что нарушили нашу мирную жизнь» [10].

Учащиеся выделили схожие содержательные линии в эпистолярных источниках: безусловная вера в Победу, беспокойство за родных и близких, желание скорейшего возвращения домой. Отметим, что фронтовые письма – наиболее значимая группа источников при исследовании менталитета фронтовика. Однако учтем, что при издании все солдатские письма проходили строжайший отбор. Все письма как на подбор говорят о готовности бойцов к подвигу, об их решимости защищать Родину от врага, об их беззаветной верности партии и Сталину - одним словом, в них предстают не реальные солдаты, а рыцари без страха и упрека.

Важнейшим источником при исследовании психологических проблем Великой Отечественной войны являются материалы устного народного творчества, которые в наиболее общем виде отражают как типичные характеристики национального характера, так и ведущие детерминанты поведения в чрезвычайных условиях войны. Преподаватель предлагает вспомнить часто встречающиеся солдатские пословицы и поговорки, фиксирующие в солдатской ментальности стандартные образцы поведения на службе: «Терпи казак – атаманом будешь», «Хлеб да вода – солдатская еда», «Честь солдата береги свято», «Либо грудь в крестах, либо голова в кустах», «Солдат спит, служба идет!». В результате беседы обучаемые выясняют, что повседневные аспекты солдатского быта доминируют над доблестью и геройством, однако желание выжить в чрезвычайных условиях войны все-таки не должно преобладать над солдатской честью, взаимовыручкой.

Менталитет характеризуется наличием в его структуре определенных смысловых полей, символов, знаков. Показательным в этом плане является обращение к воинскому знамени – символу Родины, доблести, чести. История знает множество примеров, когда ценой собственной жизни воины спасали знамя, а его потеря или утрата была величайшим позором для солдата и его части. На военном параде 24 июня 1945 г. на помост Мавзолея были брошены и сожжены вражеские знамена и штандарты. Сожжение фашистских знамен подчеркнуло отвращение к разбитому врагу.

В годы Великой Отечественной войны появляется необходимость возникновения и рекламирования образцов героического поведения, олицетворяющих беспримерный подвиг и скорую победу над врагом. Образцы поведения отбирались и ретушировались, становясь своеобразными символами. Эти символы приобретают значение ментальных, так как способны проникать в общественное сознание, изменяя его и в конечном счете трансформируя менталитет. Ментальные символы, приобретая значение самостоятельного ценностного смысла, становятся факторами имитации и копирования в реальной жизни и обладают весомым идеологическим механизмом агитационно-пропагандистского воздействия. Все эти разнообразные смысловые образы можно условно классифицировать на символы, связанные с персонификацией героя, и неодушевленные символы-знаки, являющиеся устойчивой ассоциацией концепта «Великая Отечественная война».

Далее учитель просит назвать имена героев, с которыми прежде всего ассоциируется героизм советского народа в Великой Отечественной войне. Учащиеся, припоминая исторический материал, связывают доблестный подвиг советского народа прежде всего с именами Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, героями-молодогвардейцами, участниками обороны Москвы - панфиловцами. Наряду с персонифицированными символами Великой Отечественной войны, существуют героические знаки-символы, прочно ассоциирующиеся с определенными географическими объектами. В результате коллективного обсуждения учащиеся выделяют наиболее значимые из них: Брестская крепость, блокадный Ленинград, дом Павлова в Сталинграде. Эти географические наименования, будучи первоначально пропагандистскими, со временем приобретают функцию ценностных смысловых полей, устойчиво проникая в структуру общественного сознания. Появление некоторых знаков-символов было неоднозначным. К примеру, о Малой земле и её защитниках - участниках освобождения Новороссийска «вспомнили» и начали массированно освещать в 70-е гг. прошлого столетия. Интерес к этому событию истории Великой Отечественной войны был связан с непосредственным участием во фронтовой операции главы государства Л.И. Брежнева.

Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что посредством создания определенных смысловых полей – символов, государство, используя средства массовой информации и систему образования, воздействует на общественное сознание, корректируя менталитет.

Выводы. Указанный подход к организации обучения, при котором имеет силу личностно значимая для учащихся информация: пословицы и поговорки, прослушивание с детства знакомых песен, стихотворений военных лет, анализ фронтовых писем, работа с мемуарами, не может оставить их равнодушными. В этом случае образовательная задача решается на личностном уровне, переживается как жизненная проблема, что, в свою очередь, мобилизует и развивает интеллект обучающихся. Мир человеческого опыта – исторической ментальности, представленный в воспоминаниях, литературных, вещественных, этнографических и письменных источниках, символах и образах эпохи Великой Отечественной войны, раскрывается для учащихся как личностно-смысловой, и его постижение обладает духовно-ценностным потенциалом.

Как видим, привлечение историко-ментального содержания при изучении Великой Отечественной войны способствует осознанию обучаемыми того, что Победа в войне ковалась не столько силой оружия, сколько силой мужества и боевого духа советского народа. Постижение историко-ментального содержания позволяет увидеть жизнь рядовых воинов, женщин, детей на войне, акцентировать связь современных событий с прошлым опытом народа, что в конечном итоге является фактором формирования общечеловеческих и гражданско-патриотических ценностей обучаемых.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта СФ БашГУ В17-68.


Библиографическая ссылка

Богданова А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26769 (дата обращения: 24.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252