Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИСТОРИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КИНОКЛУБ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»

Гурьянов П.С. 1 Гурьянова М.Н. 1
1 ФГБОУ ВО Пермская государственная фармацевтическая академия
Предложена новая форма самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «История фармации» – историко-фармацевтический киноклуб. Создан алгоритм разработки и внедрения формы самостоятельной работы «Историко-фармацевтический киноклуб». Выделены учебные цели и задачи данной формы самостоятельной работы студентов. Разработаны требования к отбираемым в фонд киноклуба фильмам: соответствие содержания фильма темам учебного плана, соответствие содержания фильма исторической реальности, направленность содержания фильма на формирование у студента позитивного мироощущения, гордости за выбранную профессию, формирование понимания смысла выбранной профессии. Проведен анализ посещаемости – историко-фармацевтического дискуссионного киноклуба. Обработка листов посещаемости киноклуба показала, что значительное число студентов (15–25 % обучающихся на курсе в различные годы) посетили большее количество сеансов от 10 до 17. Создавались постоянные группы участников дискуссий. Предложен способ дополнительного осмысления и закрепления полученных в ходе участия в дискуссионном киноклубе знаний – упражнение по написанию эссе по разработанным преподавателями курса темам.
самостоятельная работа
цели
задачи
методические подходы
киноклуб
фармацевтическая этика
профессиональная идентичность
1. ФГОС ВО по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета) утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» августа 2016 г. № 1037. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71375330.
2. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: [учеб.-метод. пособие] / [А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина, А.В. Усачева, И.Ю. Вороткова; под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург, 2016. – 80 с.
3. Актуальные проблемы подготовки педагогов к деятельности в современных условиях. Учебно-методическое пособие / сост. Е.В. Черникова. – Тирасполь, 2012. – 82 с.
4. Раковская В.С. Самостоятельная работа иностранного студента как один из способов социальной адаптации к обучению в российском вузе /В.С. Раковская // Материалы всероссийского семинара «Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты». – Томск, 2008. – С.107-111.
5. Гурьянова М.Н., Балахонова Е.Г., Ворожцова Е.С., Гурьянов П.С., Малеева Т.Л. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История фармации»: методические рекомендации для преподавателей /М.Н. Гурьянова [и др.]. – Пермь: ПГФА, 2014. – 67 с.

Одной из важнейших стратегических задач профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Требованиям стандарта высшего профессионального образования по специальности «Фармация» к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста является приобретение ими не только профессиональных, но и общекультурных компетенций, студент должен приобрести способности к абстрактному мышлению, синтезу, анализу, реализации этических принципов в профессиональной деятельности [1].     

Цель исследования: разработка и внедрение новой формы самостоятельной работы студентов. Методы исследования: логический, эксперимент, наблюдение. Материалы исследования: листы посещения историко-фармацевтического киноклуба студентами; эссе, созданные студентами на основании просмотра и осмысления сюжетов, смыслов представленных на заседаниях киноклуба фильмов.

Дисциплина «История фармации» включена в учебный план 1 курса студентов, получающих высшее образование по специальности «Фармация». История фармации как наука и предмет играет важную роль в подготовке специалистов, формировании их мировоззрения, повышения уровня общей и профессиональной культуры. Она является составной частью общей истории науки и культуры. История медицины и фармации отражает борьбу идей, как в прошлом, так и в современном мире, дает критерии для оценки теорий медицины и фармации и понимания современного этапа развития здравоохранения. История фармации помогает формированию научного мировоззрения, воспитывает навыки исторического мышления, научного представления о взаимосвязи общественных, естественных и специальных дисциплин, в итоге создаёт предпосылки для формирования профессиональной идентичности. Дисциплина является одним из вариантов вторичной профориентации, позволяющей укрепить студентов во мнении правильности выбора специальности, понять глубину идей и проблем, заложенных в профессию. Учебный план дисциплины кафедры организации, экономики и истории фармации ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия» Минздрава России включает 18 тем, объединенных в 5 разделов. Занятия дисциплины предусматривают как аудиторную работу студентовв в виде лекций и семинарских занятий, так и самостоятельную работу. Выбираемые кафедрой виды и формы самостоятельной работы должны поддерживать и развивать интерес студента к изучаемой дисциплине и специальности в целом. Поэтому вопрос выбора видов и форм самостоятельной работы является чрезвычайно актуальным.

Самостоятельная работа является одной из форм учебно-воспитательного процесса [2]. По определению, представленному в методическом пособии Е.В. Черниковой, самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время [3]. Данная форма учебно-воспитательного процесса выполняет несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся); развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи); воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.) [4]. Традиционно самостоятельная работа дисциплины «История фармации» включает в себя разнообразные формы учебной деятельности: домашние задания, завершение работы, начатой в аудитории, подготовка к лекции или семинару, изучение основного и дополнительного материала, чтение и переработку литературы в библиотеке, написание рефератов, сочинения на заданную тему, доклада, конкурс постеров, защита проектов, зачёт [5]. По нашему мнению, главная роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю. Именно он является главным участником образовательно-воспитательного процесса. Соответственно при изучении дисциплины используются 2 уровня самостоятельной работы: управляемая преподавателем самостоятельная работа и собственно самостоятельная внеаудиторная работа или домашняя работа. Выбор различных уровней, видов и форм самостоятельной работы должен опираться не только на возможности преподавателя, но и в большей степени на характерные особенности и подготовленность студентов к усвоению учебного материала. Наш опыт взаимодействия со студенческой аудиторией первого курса позволил выделить следующие личностные характеристики обучающихся: отсутствие исторические знаний в целом и истории собственной страны в частности, отсутствие понимания целей, задач и высших смыслов выбранной специальности, плохое знание литературы в целом и отечественной в частности, отсутствие базы прочитанных книг исторической тематики, как следствие, отсутствие умений анализа и сравнения исторических фактов, как следствие, желание найти готовые ответы в интернете, и полная растерянность при отсутствии готовых ответов. Как результат, студент- первокурсник не готов увидеть межпредметные связи изучаемого материала, логику исторических и философских процессов развития фармации, преемственность изучаемых дисциплин. Поэтому актуальным явилось поиск и дальнейшее использование формы самостоятельной работы. Нами было учтено, что в настоящее время в жизнь людей вошёл широкий поток аудиовизуальной информации. В свою очередь это повлекло изменение сознания и мышления людей, в первую очередь людей, относящихся к возрастной группе «ранняя взрослость». Молодые поколения, воспитанные телевизором и компьютером, лучше воспринимают видеоряд, чем текст книги. Известно, что использование видео уроков имеет свою достаточно длинную историю и насчитывает около 80 лет. Поэтому нами предложена такая аудиторная форма самостоятельной работы, осуществляемая под руководством преподавателя, как историко-фармацевтический киноклуб. Данная форма используется в процессе изучения дисциплины «История фармации» в течение 5 лет, начиная с 2012–2013 учебного года. Применение данной формы потребовало от методистов дисциплины формулирование алгоритма разработки и внедрения формы самостоятельной работы «Историко-фармацевтический киноклуб». Алгоритм включил следующие этапы: определение учебных целей данной формы самостоятельной работы; определение учебных задач; создание фонда художественных и документальных фильмов, соответствующих по содержанию, смыслам, логике, учебным и воспитательным задачам учебного процесса дисциплины; разработка плана работы киноклуба; определение основных разбираемых в дискуссионном клубе вопросов; проведение заседаний киноклуба; анализ эффективности деятельности киноклуба. Учебные цели формы самостоятельной работы студентов «Историко-фармацевтический киноклуб» определены, как углубленное знакомство с биографиями и личным вкладом в медицину и фармацию выдающихся деятелей мировой и отечественной медицинской и фармацевтической науки, состоянием медицины и фармации в отдельные исторические периоды развития общества; формирование чувства исторической преемственности будущим специалистам сферы здравоохранения; рассмотрение становления гуманистических идей и установок, как основы медицины и фармации, экзистенциальной основы работника сферы здравоохранения. В число задач данной формы самостоятельной работы включены: получение новых навыков анализа видеоматериала; навыков публичного выступления и ведения дискуссий; поднятие общеобразовательного, интеллектуального и культурного уровня студентов; пропаганда научно-исследовательской деятельности в фармации; обсуждение проблем развития науки и самореализации учёного; патриотическое воспитание; обсуждение морально-этических аспектов фармации. Поиск художественных и документальных фильмов позволил составить фонд из 22 фильмов. Разработка плана работы киноклуба включила следующие методические подходы: соответствие темы, изучаемой студентами, и представляемого фильма (принцип соответствия объекта рассказа и показа); возможность опоры на факты, представленные в фильмах при изучении последующих дисциплин общего учебного плана: микробиологии, фармэтики, фармтехнологии и т.д.; определение стратегий ведения дискуссий: свободная дискуссия, программированное ведение, компромиссная форма; определение методов анализа сюжетов фильмов и увиденных проблем: методы сравнения, группировки событий и фактов, выделения основной проблемы, мозговой штурм.

Разработаны требования к отбираемым в фонд киноклуба фильмам: соответствие содержания фильма темам учебного плана, соответствие содержания фильма исторической реальности, направленность содержания фильма на формирование у студента позитивного мироощущения, гордости за выбранную профессию, понимания смысла выбранной профессии, сформированного статуса профессиональной идентичности, усвоение принципов фармацевтической этики. Пример плана представлен в таблице 1.

Таблица 1

Пример работы плана историко-фармацевтического киноклуба

Разделы и темы, по которым предлагается посещение киноклуба

Название фильма

Основные разбираемые в дискуссионном клубе вопросы

Раздел 1. История медицины и фармации Древнего мира

Тема: Истории медицины и фармации первобытного общества

Миклухо-Маклай, 1947 г., СССР

Работа русских учёных в борьбе против расизма и антропологического неравенства. Опасность антигуманного дифференцирования и дискриминации людей для врача и фармацевта.

Тема: Истории медицины Древнего Египта

Фараон, 1965 г., Польша

Жречество, отвечавшее за идеологию, как один из источников медицины.

Раздел 2. История медицины и фармации Средних веков

Тема: История медицины и фармации Средневековой Европы

Парацельс, 1943 г., Германия

Научная и врачебная деятельность Парацельса. Алхимия на службе медицины. Борьба с косностью мышления. Любовь к людям как главная сила медицины, Смерь как главный её враг.

Тема: История медицины и фармации Византии и Арабских Халифатов

Авиценна, 1956 г., СССР

Научная и врачебная деятельность Авиценны и арабских учёных. Проблемы развития и регресса медицины, гуманизма и цивилизации.

Раздел 3. История медицины и фармации Нового времени

Тема: История развития фармации Нового времени

Повесть о Луи Пастере, 1936 г., США

Научная и врачебная деятельность Луи Пастера. Достижения микробиологии, асептики, антисептики. Служение людям как главная цель деятельности человека и учёного.

 

Викторианская аптека, 2010, Великобритания

Технология изготовления лекарственных средств в период 17–19 вв. Принципы оформления аптек.

Раздел 4.История медицины и фармации Российского государства

Тема: История медицины и фармации Московского государства

Знахарь, лекарь врач. 1987 г., СССР

 

История развития медицины и фармации в России 14–19 вв.

Стеночные бои на масленицу, 2010 г.

Роль традиционной культуры в сохранении здоровья

Тема: История медицины и фармации в Российском государстве в 18–19 вв.

Пирогов, 1947 г., СССР

Научная и врачебная деятельность Пирогова. Самоотверженность, служение людям и Родине, нестяжательство, как основополагающие смыслы врача, провизора и интеллигенции.

Тема: История развития фармации в Российском государстве в начале 20 века

Доктор Калюжный, 1939 г., СССР

Организация здравоохранения в СССР в сельской местности в 30-х годах. Выбор: вернуться по окончании обучения на малую Родину или остаться в большом городе. Воля как инструмент преобразования мира и свободы.

Тема: История фармации в России во 2 половине 20 века, начале 21 века.

Открытая книга, 1973 г., СССР

Организация научной деятельности в СССР. Творчество и воля в труде ученого.

 

Доктор Вера, 1967, г. СССР

Медицина за линией фронта. Проблема выбора своей судьбы. Большой и малый подвиг в профессии.

 

Иду на грозу, 1965 г., СССР

В чём смысл науки и научной деятельности. Нужно ли поступаться принципами. Экзистенциальный выбор учёного: иметь или быть.

Раздел 5. Региональный компонент. История медицины и фармации Пермской губернии и Пермского края

Тема: История медицины и фармации Пермской губернии 1737–1864 гг.

Каменный цветок, 1946 г., СССР

Культура труда в развитии уральского характера, создании особого психотипа человека на Урале –«мастеровой человек». Выбор смысла жизни.

 

План работы историко-фармацевтического киноклуба пересматривается и утверждается ежегодно. В нём определяются разделы и темы дисциплины, которые будут сопровождаться заседаниями киноклуба, перечень фильмов, основные разбираемые в дискуссионном клубе вопросы, даты и время проведения заседаний. Выявлены положительные стороны использования формы обучения «киноклуб»: увлечение аудитории просмотром, создание атмосферы сопереживания, возникновение желания выяснить то, что оказалось непонятным при просмотре, желания обсудить в группе увиденное в фильме: его сюжет, судьбы и поступки героев, дать оценку событиям, фактам, смыслу фильма. Выявлены проблемы в освоении студентами занятий киноклуба: неумение смотреть фильмы, не прерываемые рекламой; необходимость преподавателю рассказывать перед началом занятия особенности исторического периода, в рамках которого разворачивается сюжет; необходимость преподавателю рассказывать перед началом занятия о писателе и его творчестве, на основе произведения которого поставлен тот или иной фильм. Разработаны требования к преподавателю, ведущему занятия киноклуба. Он должен являться преподавателем дисциплины «История фармации»; обладать навыками выстраивания этапов проведения киноклуба; владеть методами ведения дискуссии, коммуникативными тактиками стимулирования рассуждения; уметь создать ситуации сопереживания героям фильмов и развивать у студентов способности к сопереживанию; уметь формировать блоки заданий для домашних заданий, выполняемых студентами после посещения киноклуба.

Анализ посещаемости киноклуба проводится ежегодно. Студентам предлагается посетить минимум 2 из 17 сеансов для получения зачётных баллов. Обработка листов посещаемости показала, что ряд студентов посетили большее количество сеансов, чем необходимо для зачёта. Причем в 2013–2014 и 2015–2016 учебных годах таких студентов стало значительно больше, чем в 2012–2013 учебном году, что говорит о развитии привлекательности данной формы самостоятельной работы. Так, в 2012–2013 г. 15,23 % студентов приняли участие более чем 2-х сеансах (в 3-х) и только 0,4 % в 4-х. В 2013 г. принявших участие более чем в 2-х сеансах уже было 25 %: 14,3 % в 3-х, 5,7 % в 4-х, 5 % в 5 и более сеансах. Максимальное количество посещений у одного студента составило 10 сеансов. В 2016–2017 году образовалась группа, посетивших все сеансы. В среднем на один сеанс приходили 37 человек, минимальная наполняемость составила 12 человек, максимальная 108. Длительность дискуссии варьировалась от 20 минут до часа, причем как в 2012, так и в 2013–2014–2015–2016 гг. формировалась небольшая группа студентов, которые и после окончания мероприятия просили преподавателя ещё глубже рассказать о философии фармацевтической этики, ещё в течение часа-полутора. Способом дополнительного осмысления и закрепления, полученных в ходе участия в дискуссионном кино-клубе знаний, стало упражнение по написанию эссе по разработанным преподавателями курса темам. Темы эссе развивали идеи, заложенные в фильмах, и отражение этих идей в фармации. Дополнительным преимуществом этого упражнения стало то, что студенты, не высказывавшиеся на киноклубе, смогли донести свои соображения. В ходе написания эссе студент совершал интериоризацию освоенных им смыслов деятельности в фармации, формировал внутренние структуры своей психики, которые затем позволят сформировать профессиональную идентичность. В результате был получен обширный материал для исследования, состоящий из сотен работ, в которых студентами обсуждаются проблемы медицины и фармации, высказываются порой весьма глубокие и нетривиальные мысли о философии и смыслах профессии. Первые эссе, как правило, были слабыми как с точки зрения глубины излагаемых мыслей, так и бедности языка. Это в частности говорит и о недостатках школьного образования, где обучаемые не имеют опыт систематического написания сочинений, развёрнутого изложения мысли, не обсуждают на достаточном уровне идей классической литературы. Однако работы, систематически посещавших киноклуб, присутствующих на методологических разборах идей фильмов преподавателем, участвующих в дискуссиях, довольно быстро наращивали уровень, как по языку, так и по содержанию. Таким образом, дискуссионный киноклуб стал отчасти и формой восполнения гуманитарного провала выпускников современной школы. Использование данной формы самостоятельной работы студентов доказало её эффективность и самостоятельность.


Библиографическая ссылка

Гурьянов П.С., Гурьянова М.Н. ИСТОРИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КИНОКЛУБ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26777 (дата обращения: 19.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252