Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ИХ СЕМЕЙ

Долгова В.И. 1 Рокицкая Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Актуальность проведенного исследования связана с тем, что на современном этапе развития образовательной сети необходимо четко обозначить совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования в отдельных организациях и в системе образования в целом. Цель исследования - определить функции и содержание деятельности Городского ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей. Исследование проводилось на базе Городского ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей как структурного подразделения МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска». Были выявлены шесть ведущих функций Ресурсного центра: нормативная, функция сопровождения, методическая, информационно-аналитическая, консультационно-просветительская и организационная. На повышение уровней реализации исследуемых функций направлено решение основных задач Ресурсного центра в условиях сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций, совместная деятельность которых обеспечивает возможность обучающемуся с расстройствами аутистического спектра осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов этих организаций.
сетевое взаимодействие
школа-интернат
расстройства аутистического спектра
задачи
цель
функции
содержание деятельности
1. Гребенщикова А.В. Сетевое взаимодействие в образовании: философские подходы к сущности взаимодействия // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - № 2 (15). - С. 17-25.
2. Скидан Е.И. Сетевое взаимодействие в образовании // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры: материалы Всероссийской научно-практической конференции: сб. / НВГУ; отв. ред. Ю.В. Безбородова. - Нижневартовск: НВГУ, 2014. - С. 99-102.
3. Белоусова Н.А. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и образовательных организаций по вопросам здоровьесбережения / Н.А. Белоусова, Е.В. Ильяшенко // Сетевое взаимодействие как форма реализации государственной политики в образовании: сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 18-19 февраля 2015 г.). – Челябинск: СИМАРС, 2015. – 386 с.
4. Кириллова Т.К. Ресурсный центр - ядро сетевого взаимодействия в организации инновационной деятельности образовательного учреждения // Региональное образование: современные тенденции. – 2012. – № 1 (16). – С. 33-36.
5. Ломакин О.Е. В Москве создан Городской ресурсный инновационный центр / О.Е. Ломакин, Е.Н. Павличенко // Профессиональное образование. Столица. – 2012. – № 12. – С. 31-32.
6. Крикьянц Е.В. Городской ресурсный центр развития инклюзивного образования: из опыта работы / Е.В. Крикьянц, Л.А. Еремина // Поиск: научно-методический журнал. – 2016. – № 4 (56). – С. 51-53.
7. Хаустов А.В. Направления деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - № 4 (53). - С. 14-18.
8. Проектирование организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС/МКУ «Городской методический центр» Сорочинского городского округа. – Оренбург: ОГПУ, 2015. – Сборник № 2, 27.11.2015. - 27 с.
9. Кижакина Ю.В. Социально-педагогическая деятельность с детьми с РАС / Ю.В. Кижакина, А.С. Ковалева // Вестник научных конференций. - 2017. - № 3-6 (19). - С. 68-69.
10. Алехина С.В. Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - № 4 (53). - С. 10-13.
11. Нестерова А.А. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы / Р.М. Айсина, Т.Ф. Суслова // Образование и наука. - 2016. - № 2 (131). - С. 121-131.
12. Погонина О.Г. Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - № 3 (52). - С. 55-62.
13. Черенева Е.А. Межведомственная модель организации системы помощи детям с РАС в Красноярском крае / Е.А. Володенкова // Аутизм и нарушения развития. - 2016. - Т. 14. - № 4 (53). - С. 19-26.

Анализ научных работ, посвященных решению государственных задач в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций показывает, что в них широко представлены нормативно-правовые основы сетевых взаимодействий образовательных организаций, авторские подходы к организации различных форм сетевого взаимодействия, раскрываются управленческие механизмы и методические особенности организации сетевых форм взаимодействия, предлагаются векторы оптимизации современного российского образования на основе запросов государства, социума и работодателей [1-3].

Ядром сетевых программ инновационной работы образовательных учреждений выступают сегодня Ресурсные центры [4-7]. Раскрыт опыт их проектирования в аспекте организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном учреждении [8-13].

Ресурсные центры создаются для образования и комплексного сопровождения физических лиц, имеющих физический или психический недостаток в развитии, устанавливаемый психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и являющийся препятствием для получения образовательных услуг вне специально организованных условий, а также для проведения информационно-просветительской работы с педагогическими и руководящими работниками системы общего и специального (коррекционного) образования по образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Ограниченные возможности здоровья подтверждает решение ПМПК, которая представляет собой организованную форму взаимодействия специалистов с целью своевременных действий по выявлению особенностей физического и (или) психического развития и (или) поведенческих отклонений, готовых к проведению комплексных мероприятий психолого-медико-педагогических обследований (далее - обследований) и составления по результату обследований рекомендации о психолого-медико-педагогической поддержке и характере их образовательной индивидуальной траектории, а также для подтверждений, уточнений или изменений тех рекомендаций, которые выданы ранее.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это несколько групп всеобъемлющих первазивных нарушений, характеризующихся качественными нарушениями социального взаимодействия, коммуникативных процессов, а также специфическими, стереотипными интересами и действиями. Ресурсным центром для таких обучающихся является учреждение, реализующее многоуровневое обучение детей в РАС с обеспечением комплекса психолого-педагогических и медико-социальных услуг, направленных на получение качественного и доступного образования, развитие, коррекцию и успешную социализацию обучающихся.

Ресурсным классом при этом становится специально сформированный класс, в котором обеспечены специальные образовательные условия для ребенка с РАС, с целями реализации прав этих детей на качественные и доступные образовательные услуги и общественную жизнь, на индивидуальную и групповую коррекционно-образовательную работу и сопровождение на занятиях регулярного учебного процесса.

Сегодня деятельность Ресурсного центра регламентируют действующее законодательство РФ, дополнительно по нашей области (как и по любой другой) указы и распоряжения губернатора, постановления и распоряжения правительства Челябинской области, приказы министерства образования Челябинской области, устав учреждения, соответствующее положение, должностные инструкции, приказы и распоряжения директора учреждения, на базе которого создан Ресурсный центр.

Статус Ресурсного центра присваивается учреждению распоряжением Комитета по делам образования г. Челябинска. Ресурсный центр организует инновационную деятельность в соответствии с заданием, порядком и в сроки, установленные распоряжением Комитета по образованию, который также осуществляет координацию деятельности и научно-методическое сопровождение Ресурсного центра.

Цель исследования определить функции и содержание деятельности Городского ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе Городского ресурсного центра (далее – Ресурсный центр) по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей как структурного подразделения МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска».

Подразделениями Ресурсного центра являются: адаптационные классы, ресурсные классы, консультационно-просветительская площадка.

Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты муниципальных образований Челябинской области, Федеральными государственным образовательными учреждениями высшего образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», Областным центром диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, ППМСС-центрами, ПМПК, Муниципальным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр г. Челябинска» и другими образовательными и научными учреждениями, ассоциациями, общественными и другими организациями, занимающимися выявлением, поддержкой и сопровождением детей с РАС.

Целью деятельности Ресурсного центра является формирование инновационной информационно-образовательной среды, обеспечивающей комплексное сопровождение образования, коррекции, развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра (нарушения опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии) и их семей, с использованием сетевого взаимодействия организаций разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС.

Проведена экспертная оценка реализации функций вне Ресурсного центра. При выборе отдельного эксперта, прежде всего, принималось во внимание соответствие сферы его компетентности задачам экспертизы, а также уровень квалификации эксперта в рассматриваемой области. Профессиональными экспертами выступили «независимые», т.е. не относящиеся к данному образовательному учреждению высококвалифицированные представители профессионального сообщества педагогических работников (педагоги, менеджеры образования, ученые и вузовские преподаватели, работающие в сфере педагогического образования). При разработке критериев экспертной оценки был использован следующий алгоритм: 1) конкретизирован комплекс показателей, которые в совокупности характеризуют уровень развития оцениваемого качества, результата; 2) определена номенклатура уровней (недопустимый, критический, приемлемый, желаемый). Общее количество задействованных экспертов составило 12 человек. Экспертная оценка эффективности деятельности Ресурсного центра производится в сроки с 1 февраля по 1 апреля года, следующего за отчётным.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования оптимального сочетания функций и содержания деятельности Ресурсного центра выявили шесть его ведущих функций: нормативную, функцию сопровождения, методическую, информационно-аналитическую, консультационно-просветительскую и организационную.

В ходе констатирующего эксперимента получены результаты экспертной оценки реализации названных функций в условиях разрозненных действий субъектов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей, которые представлены в таблице.

Экспертная оценка реализации исследуемых функций вне Ресурсного центра

 

N

 

Функции

У Р О В Н И

(%)

недопустимый

критический

приемлемый

желаемый

1.                   

Нормативная функция

10

22

56

12

2.                   

Функция сопровождения

14

20

53

13

3.                   

Методическая функция

15

21

49

15

4.                   

Информационно-аналитическая функция

13

19

54

14

5.                   

Консультационно-просветительская функция

7

14

69

10

6.                   

Организационная функция

9

12

61

18

7.                   

Среднее значение

11,3

18

57

13,7

 

В таблице 1 показано распределение экспертных оценок по уровням реализации исследуемых функций вне Ресурсного центра: лучше всего, но далеко не в полной мере достигается приемлемый уровень.

Нормативная функция поддерживает соблюдение педагогических норм, обусловливает учет определенных требований, предписаний, правил к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий; создание и систематизацию банка нормативно-правовых документов, интерактивной справочной базы для педагогов и родителей (законных представителей) детей с РАС; фиксирует права ребенка с РАС, определяет права и обязанности всех субъектов Ресурсного центра. Недопустимый уровень реализации нормативной функции показывает наименьшее из значений экспертных оценок, но тем не менее он выявлен в каждом десятом случае; критический уровень – почти в каждом пятом; желаемый – только в каждом восьмом. Лучше всего проявился приемлемый уровень – в каждом втором случае. Например, проявился недопустимо низкий уровень интерактивной справочной базы для педагогов и родителей (законных представителей) детей с РАС.

Функция сопровождения обеспечивает создание специальных условий безбарьерной информационно-образовательной, коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию комплексного сопровождения образования, коррекции, развития и социализации детей с РАС; реализацию индивидуальных программ развития детей с РАС и контроль её эффективности; деятельность по психолого-педагогическому и социальному сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС. Недопустимый уровень выявлен в каждом седьмом случае; критический уровень – в каждом пятом; желаемый – почти в каждом восьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – более чем в каждом втором случае.

Методическая функция реализует накопление, разработку, внедрение и распространение программно-методического обеспечения системы деятельности по комплексному сопровождению детей с РАС и их семей; апробацию и внедрение основных моделей образования и социализации детей с РАС; организацию обучения специалистов разной ведомственной принадлежности, работающих с детьми с РАС, по использованию в практике работы эффективных достижений в области образования, социальной работы; изучение и распространение передового педагогического опыта и достижений в системе комплексного сопровождения детей с РАС и их семей; организацию и проведение конференций, семинаров, практикумов и т.д. Недопустимый уровень реализации методической функции выявлен почти в каждом седьмом случае; критический уровень –почти в каждом пятом; желаемый – почти в каждом седьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – более чем в каждом втором случае.

Информационно-аналитическая функция включает в себя привлечение внимания средств массовой информации, муниципальных ведомств, учреждений и некоммерческих организаций к проблемам детей с РАС и их семей; системный анализ и оценку обоснованности поставленных целей и задач, эффективности условий, методов и форм деятельности Ресурсного центра. Недопустимый уровень реализации информационно-аналитической функции выявлен почти в каждом восьмом случае; критический уровень –почти в каждом пятом; желаемый – более чем в каждом седьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – более чем в каждом втором случае.

Консультационно-просветительская функция обеспечивает просвещение основных субъектов образования, работающих с детьми с РАС, по вопросам их комплексного сопровождения, с использованием различных форм (лекции, семинары, вебинары и др.) и средств (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации включая электронные версии); оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям), обучающимся по вопросам, входящим в компетенцию Ресурсного центра. Недопустимый уровень реализации консультационно-просветительской функции выявлен в каждом четырнадцатом случае; критический уровень –в каждом пятом седьмом; желаемый – в каждом десятом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – 1,45 случая.

Организационная функция обеспечивает координацию деятельности основных субъектов и структурных подразделений Ресурсного центра; организацию и координацию деятельности по созданию эффективных междисциплинарных форм взаимодействия педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, классных руководителей, классных воспитателей, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов для совершенствования системы комплексного сопровождения детей с РАС в условиях образовательного учреждения. Недопустимый уровень реализации организационной функции выявлен в каждом одиннадцатом случае; критический уровень – почти в каждом пятом; желаемый –почти в каждом шестом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – почти в каждом втором случае.

Средние значения проявления всех функций показали, что недопустимый уровень их реализации выявлен почти в каждом девятом случае; критический уровень – почти в каждом шестом; желаемый – в каждом седьмом. Лучше всего также проявился приемлемый уровень – почти в каждом втором случае.

По сравнению с другими успешнее реализуются две функции - консультационно-просветительская функция и организационная, у них сумма показателей недопустимого и критического уровней меньше, чем у остальных функций (по 21%).

При этом желаемый уровень почти вдвое выше у организационной функции. Будем считать условно, что на сегодняшний день активнее действует организационная функция. Это проявляется в том, что отдельно взятые организации, и не только образовательные, но и научные, медицинские, организации культуры, физкультурно-спортивные и другие, проводят работу по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра и их семей, но уровень комплексной реализации исследуемых функций продолжает оставаться низким.

На повышение уровней реализации исследуемых функций направлено решение основных задач Ресурсного центра, в их числе:

  1. Разработка и внедрение моделей эффективного комплексного сопровождения процесса образования, коррекции, развития и социализации детей с расстройствами аутистического спектра.
  2. Обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с РАС, по вопросам социально-трудовой адаптации и обучения, воспитания, психолого-педагогической коррекции детей с РАС, повышение родительской компетентности и социальной активности семей.
  3. Разработка рекомендаций по учебно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению и сопровождению образовательного процесса детей с РАС (модели, разработки, мониторинг, методические рекомендации и т.п.) для основных субъектов образования.
  4. Формирование информационной среды через создание многофункционального информационно-консультационного ресурса (портала) по научно-методическому сопровождению образования и социализации обучающихся с РАС (нарушение опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии).
  5. Формирование и поддержка в актуальном состоянии на портале банка нормативно-правовых документов, интерактивной справочной базы, базы передового педагогического опыта, методических материалов для педагогов и родителей (законных представителей) детей с РАС по вопросам комплексного сопровождения процесса образования и социализации детей с РАС в г. Челябинске.
  6. Организация обсуждения, обобщения и распространения инновационного педагогического опыта по созданию и внедрению технологий сопровождения и реализации процесса образования, развития, коррекции и социализации детей с РАС и их семей в образовательной организации через участие в научно-практических конференциях, организацию семинаров, проведение мастер-классов, круглых столов с использованием современных информационных технологий, веб-сайтов, электронных СМИ, осуществление издательской деятельности, публикаций выводов передового опыта.
  7. Проведение образовательных (обучающих семинаров, стажировок, супервизий), консультационных и аналитических мероприятий для специалистов, осуществляющих деятельность по сопровождению и реализации процесса образования и социализации детей с РАС в г. Челябинске.
  8. Участие в реализации мероприятий долгосрочных целевых программ, иных проектов федерального, регионального и муниципального уровней, решающих проблемы образования и социализации обучающихся с РАС (нарушение опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии).
  9. Организация сетевого взаимодействия с организациями разной ведомственной принадлежности, работающими с детьми с РАС в Челябинской области по вопросам комплексного сопровождения образования и социализации обучающихся с РАС (нарушение опорно-двигательного аппарата и сложные сочетанные нарушения в развитии) и их семей.

Заключение

Проведенный анализ выявил шесть его ведущих функций: нормативную, функцию сопровождения, методическую, информационно-аналитическую, консультационно-просветительскую и организационную.

Полученные в ходе констатирующей экспертизы результаты реализации названных функций в условиях разрозненных действий субъектов психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и их семей свидетельствуют о том, что желаемый уровень достигается редко.

Сетевые формы, реализующие образовательные программы, обеспечивают более широкие возможности её освоения в условиях использования ресурсного оснащения многих учреждений, и не только тех, которые предоставляют образовательные услуги, но и тех организаций, чьи ресурсы необходимы.

Реализацию любой образовательной программы в сетевых формах вместе с организацией, осуществляющей образовательные услуги, может принимать научная или медицинская организация, организация культуры, физкультурно-спортивная и иная организация, обладающая совокупностью ресурсов, необходимых для выполнения учебных задач и выполнения исследуемых функций.


Библиографическая ссылка

Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ИХ СЕМЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26792 (дата обращения: 19.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252