Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ФОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ: КОНЦЕПЦИЯ И ПАРАДИГМА

Павлова Л.Н. 1
1 1ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
В статье представлено теоретическое исследование педагогического управления ученическим коллективом. Характеристика концепции и парадигмы определяются как единицы методологии. Дана характеристика концепции педагогического управления ученическим коллективом и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом. Названы типы парадигмы педагогического управления ученическим коллективом: формализация, аналогия, предметное моделирование, идеализация. Понятия «парадигма» и «концепция» рассматриваются как системы знаний. Теоретическое обобщение реализации практики в образовательных организациях представляется как система знаний в форме концепции. Теоретическое обобщение практики развития образовательной политики представляется в форме парадигмы. Концепция педагогического управления ученическим коллективом представляет теоретическое обобщение практики реализации педагогического управления ученическим коллективом в образовательных организациях. Парадигма педагогического управления ученическим коллективом является теоретическим положением практики развития образования. Таким образом, форма научного исследования педагогического управления ученическим коллективом определяет поле исследования, характер его новизны и особенность результатов.
педагогическое управление
самоуправление
ученический коллектив
концепция
парадигма
1. Говердовская Е.В., Болховская А.Л. Информационная парадигма современного общества: социально-философский и педагогический обзор концепций // Философские науки. – 2013. - № 7. - URL: https://www: http://www.phisci.ru/index (дата обращения: 15.07.2017).
2. Чумаков В.И. Историко-педагогический анализ основных концепций женского образования // Известия ВГПУ. - 2007. - URL: https://www: cyberleninka.ru/article (дата обращения: 16.07.2017).
3. Бондаренко Е.Н. Концепции развития педагогического образования в европейских странах // Вестник ИЖГТУ им. М.Т. Калашникова. – 2008. - № 4. - С. 223-225.
4. Михайлова Е.Н. Современное педагогическое исследование в концепции оптимального подхода // Вестник ТГПУ. – 2010. – Вып. 2 (92). – С. 61-64.
5. Павлова Л.Н. Профессиональная деятельность педагога: содержательный и организационно-временной аспекты педагогического управления ученическим коллективом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5-3. – С. 502-505.
6. Павлова Л.Н. Методологические положения педагогического управления // Образование и безопасность: методология, теория, практика: коллективная монография / под ред. В.В.Садырина. – Челябинск: ООО «ЛИР», 2011. – С. 137-169.
7. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2008. - 352 с.

Актуальность изучения педагогического управления ученическим коллективом определена проблемой качества профессиональной деятельности педагога.

Целью статьи является сопоставительный анализ систем теоретического исследования в форме концепции педагогического управления ученическим коллективом и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом. На основании заявленной темы поставлены следующие задачи: дать характеристику концепции и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом, рассмотреть типы концепции педагогического управления ученическим коллективом и их потенциал по изучению обозначенной проблемы; подвергнуть анализу типы парадигмы педагогического управления ученическим коллективом и их потенциал по изучению обозначенной проблемы, а также эффективность использования форм научного исследования педагогического управления ученическим коллективом в зависимости от поставленной цели.

Теория  педагогического управления ученическим коллективом представляется нами как система знаний, которая может быть описана посредством двух форм научного познания: концепции и парадигмы.

Представим позиции ученых в отношении описаний научных сведений. Концепции социально-философская и педагогическая, по мнению Е.В. Говердовской, А.Л. Болховской, представляют парадигму современного общества. Конвергенция методологий указанных концепций позволяет получить инструментарий по изучению социальной реальности общества [1]. В.И. Чумаков, представляя историко-педагогический анализ основных концепций женского образования, определил возможность изучения вопроса через рассмотрение педагогических явлений как социальной действительности во времени и пространстве [2]. Концепция определяет цель, содержание, технологии обучения и образования. По мнению Е.Н. Бондаренко, концепция образования дает возможность представить структуру и основные формы организации образовательного процесса [3]. Представляя современное педагогическое исследование в концепции оптимизационного подхода, Е.Н. Михайлова назвала уровни исследовательской деятельности педагога. Методологический уровень исследования позволяет создать концепции. Теоретический уровень разрешает определить принципы, критерии оптимизации с позиции разных методологических подходов. Задачей прикладного уровня исследования является разработка инструментария оптимизации, форм и методов исследовательской работы [4]. Автором данной статьи ранее рассмотрена была концепция содержания профессиональной деятельности педагога в диапазоне организационно-временного аспекта педагогического управления ученическим коллективом [5; 6].

Следовательно, применительно к изучению проблемы педагогического управления ученическим коллективом парадигма представляется в виде конвергенции концепций, продуктом которой является универсальный инструментарий исследования. Концепция описывает педагогические явления в обществе относительно временных рамок. Концепция содержит целевые ориентиры, представляет структуру и основные формы организации образовательного процесса, технологии обучения и образования. Определив методологию исследования концепции, следует сформулировать принципы и критерии, разработать инструментарий, формы и методы исследования. Затем описать каркасную структуру профессиональной деятельности.

Рассмотрим систему знаний «концепция» в аспекте проблемы педагогического управления ученическим коллективом. Концепция посредством идеи изысканий, её замысла и гипотезы представляется в виде теоретической модели педагогического управления ученическим коллективом, которая позволяет раскрыть сущность изучаемых процессов действительности педагогической деятельности. Обеспечивается описание концепции с точки зрения различных методологических подходов. Обобщенная модель позволяет обнаружить структуру педагогического управления и ход управления педагогом ученическим коллективом. Такое формальное исследование разрешает описать характеристику структуры педагогического управления ученическим коллективом в виде комплекса генеральных положений, основанных на эмпирических методах исследования (наблюдение, эксперимент и др.). Концепция педагогического управления ученическим коллективом представляет систему компонентов взаимосвязанных и взаимообусловленных, знакомит с авторской идеей решения практической проблемы – реализацией управленческой компетентности педагога. Развитие теоретического исследования определяется социально-педагогическими условиями. Реализация концепции педагогического управления ученическим коллективом отображается практикой образовательного процесса. Данную позицию можно трактовать как необходимое и достаточное обеспечение профессиональной педагогической деятельности на определенной ступени владения управленческой компетентностью. Теория вопроса иллюстрируется степенью обобщенности эмпирических методов исследования.

Таким образом, «концепция» как форма научного познания представляет собой теоретическое обобщение практики реализации педагогического управления ученическим коллективом в образовательных организациях. Тем самым подтверждаем позицию о том, что концепция представляет собой систему суждений, которую можно представить в виде теории вопроса с адресным применением данного учения.

В таблице 1 представлены типы концепции педагогического управления ученическим коллективом. Данные концепции представлены были Л.Н. Павловой в печати.

Таблица 1

Типы концепции педагогического управления ученическим коллективом

№ п/п

Типы концепции

Потенциал концепции

1.

Логико-семантическая модель педагогического управления ученическим коллективом

Описание функций педагогического управления через логику семантического аспекта понятий

2.

Теоретическая модель педагогического управления ученическим коллективом

Описание технологии педагогического управления ученическим коллективом

3.

Модель качества педагогического управления ученическим коллективом

Описание возможности реализации педагогического управления ученическим коллективом посредством управленческой профессиональной компетентности педагога

 

Задачей логико-семантической модели педагогического управления ученическим коллективом является рассмотрение содержания основных понятий и установление между ними смысловых значений с целью описания объекта исследования в терминах профессиональной педагогики. Задача теоретической модели педагогического управления ученическим коллективом - формирование комплекса задач и комплекса функциональных компонентов, параметров и условий реализации педагогического управления ученическим коллективом. Задачей модели качества педагогического управления ученическим коллективом является выявление сущности и содержания управленческой компетентности педагога, определение условия реализации управленческой компетентности педагога и обоснованность оценки профессиональной педагогической деятельности по отношению к ученическому коллективу, что позволяет определить требования к уровню профессиональной подготовки педагога.  Систематизация очерчивания проблемы в форме концепции педагогического управления ученическим коллективом позволяет типологизировать педагогическую деятельность и теоретические положения представить посредством парадигмы педагогического управления ученическим коллективом. Парадигма отражает представление о нормативной модели образования и модели научной деятельности, определяющей ценностные критерии и методологические подходы. Парадигма педагогического управления ученическим коллективом как форма научного познания определяет взгляд на исследование с точки зрения положения указанной проблемы в разрезе ценностно-целевых установок процесса образования в соответствии с философией образования на современном этапе. Парадигма педагогического управления ученическим коллективом несет нагрузку по определению позиций в профессиональной деятельности педагога и базируется на теоретических методах исследования [7]. Парадигма может быть представлена в виде формализации педагогического управления ученическим коллективом. В этом случае определяем смысловое содержание понятия «педагогическое управление ученическим коллективом», и требуется описать порядок организации и реализации педагогического управления ученическим коллективом. С этой целью изучения системы профессиональной деятельности в виде педагогического управления ученическим коллективом исследователю необходимы специально создаваемые средства. Парадигма по аналогии управления человеческими ресурсами предназначена рассматривать педагогическое управление как конкретную функцию педагогической деятельности и как уровень управления образовательной организацией. Фиксировать можно изменения роли педагогического управления ученическим коллективом и места в управлении образовательной организации педагога, а также условия выполнения функций управления педагогом. Здесь уместно использовать логические средства познания для согласования одной системы знаний с другой: теорию профессиональной педагогики с теорией управления человеческими ресурсами. Парадигма в виде предметного моделирования позволяет описать педагогическое управление ученическим коллективом как оригинал исполнения профессиональной деятельности в реальных условиях. В такой парадигме объект исследования является одновременно средством эксперимента. Для подтверждения результатов целесообразно использовать математические средства познания. Метод познания «идеализация» позволяет педагогическое управление представить как безупречное управление коллективом. Это является целью исследования в данном случае. Средствами познания будут структура и логика организации научного исследования. Результатом исследования станет теория педагогического управления ученическим коллективом, в основу которой положен образ управленческой компетентности педагога. Возможные теоретические исследования педагогического управления ученическим коллективом в виде парадигмы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Типы парадигмы педагогического управления ученическим коллективом

№ п/п

Тип парадигмы

Средства научного познания

Потенциал парадигмы

1.                   

Формализация педагогического управления ученическим коллективом

Специально создаваемые орудия для познавательной цели

 

Смысловое содержание понятия «педагогическое управление ученическим коллективом» как системы профессиональной деятельности

2.                   

Аналогия педагогического управления ученическим коллективом  с управлением человеческими ресурсами

Логические средства познания для согласования теории профессиональной педагогики с теорией управления человеческими ресурсами

Реализация функции педагогического управления ученическим коллективом  как уровень управления образовательной организацией

3.                   

Предметное моделирования педагогического управления ученическим коллективом

Педагогическое управление ученическим коллективом  является   средством научного познания 

Реализация профессиональной управленческой деятельности педагога  в реальных условиях

4.                   

Идеализация педагогического управления ученическим коллективом

Логические средства познания

Представление идеального педагогического управления ученическим коллективом

 

Содержание теории педагогического управления ученическим коллективом ограничивается приоритетными средствами научного познания в каждом конкретном случае, который зависит от суждения о педагогическом управлении ученическим коллективом на основе типовой характеристики парадигмы и не исключает возможность обобщения всех типов парадигм педагогического управления ученическим коллективом в одном исследовании.

Итак, теория педагогического управления ученическим коллективом может быть представлена посредством формализации, аналогии, предметного моделирования, идеализации.

Формализация позволяет сделать разбор понятия и представить систему педагогического управления ученическим коллективом; как профессиональную функцию и подсистему управления образовательной организации педагогическое управление можно показать посредством аналогии; предметное моделирование описывает педагогическое управление ученическим коллективом в реальных условиях; идеализация педагогического управления знакомит с совершенным управлением ученическим коллективом. Верификация парадигмы педагогического управления ученическим коллективом представляет практику социального развития общества, отражая ценностно-целевые ориентиры общества, оформляя критерии образовательного процесса в виде требований к профессиональному образу педагога через стандартизацию его деятельности. На данном уровне научного познания, основываясь на эволюции взглядов о профессиональной деятельности педагога, можем зафиксировать содержание педагогического управления ученическим коллективом на современных позициях.

Таким образом, форма научного познания «парадигма» представляет теоретическое положение практики реализации педагогического управления ученическим коллективом в образовательных организациях в условиях социального развития на определенном этапе существования общества.

С целью рассмотрения теории вопроса педагогического управления ученическим коллективом различными способами научного познания, на основе изложенного материала сравним характеристики концепции педагогического управления ученическим коллективом и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом по следующим параметрам: сущность, приоритетные методы научного познания, понятийно-категорийный аппарат теории, содержательно-смысловое наполнение, условия развития исследования, верификация. Определение сущности концепции педагогического управления ученическим коллективом и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом позволяет обозначить свойства каждой из данных форм научного познания. Порядок в приоритете методов научного познания по уровню (эмпирический и теоретический или теоретический и эмпирический) обозначает приоритет нормам познания, а значит, по суждениям результатов исследования. Уровень эмпирического исследования педагогического управления ученическим коллективом позволяет представить педагогическую деятельность как профессиональное явление и обозначить взаимосвязь между педагогическим управлением и ученическим коллективом. Эмпирический уровень исследования предполагает практическое взаимодействие исследователя с объектом изучения, поэтому основным методом изучения будет педагогический эксперимент и наблюдение. Теоретический уровень познания педагогического управления ученическим коллективом раскрывает суть управления ученическим коллективом педагогом, позволяя опосредованно изучать объект. В этом случае применимы в качестве методов исследования формализация педагогического управления ученическим коллективом, аналогия педагогического управления ученическим коллективом с управлением человеческими ресурсами, предметное моделирование педагогического управления ученическим коллективом, идеализация педагогического управления ученическим коллективом. Вместе с тем границы различий эмпирического и теоретического уровней познаний условны.

Понятийно-категорийный аппарат концепции педагогического управления ученическим коллективом и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом определяется сущностью теории и методами исследования, научное поле которых обусловливается через понятия, категории, термины, свойства, признаки, закономерности. Содержательно-смысловое наполнение концепции педагогического управления ученическим коллективом и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом различны по проекциям теоретических положений на практику профессиональной деятельности педагога. Условия развития исследования в форме концепции педагогического управления ученическим коллективом и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом, а также способы подтверждения теории вопроса определены их статусом исследования. Изложенные позиции обобщены в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика концепции и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом

п/п

Параметры характеристики

Концепция

педагогического управления ученическим коллективом

Парадигма

педагогического управления ученическим коллективом

  1.  

Сущность

Теоретическое обобщение практики реализации педагогического управления ученическим коллективом в образовательном процессе

Теоретическое положение практики реализации педагогического управления ученическим коллективом в образовательной политике

  1.  

Методы научного познания

Эмпирический, теоретический

Теоретический, эмпирический

  1.  

Понятийно-категорийный аппарат

Модель, структура педагогического процесса, компоненты системы педагогического управления ученическим коллективом

Формализация, аналогия, предметное и мысленное моделирование, идеализация педагогического управления ученическим коллективом

  1.  

Содержательно-смысловое наполнение

Идея и реализация педагогического управления ученическим коллективом

Положение педагогического управления ученическим коллективом на основе логики социального развития общества

  1.  

Условия развития исследования

Социально-педагогические

условия

Социально-экономическое развитие общества

  1.  

Верификация

Практика образовательного процесса

Положение практики образовательной политики

 

Таким образом, основанием для определения форм теоретического исследования педагогического управления ученическим коллективом может быть его целевое назначение, как то: теоретическое обобщение практики образовательного процесса изучаемой проблемы или теоретическое положение практики государственной образовательной политики. Избранная форма научного исследования педагогического управления ученическим коллективом (концепция, парадигма) определяет поле исследования, характер его новизны, особенность результатов.

Выводы

Используя сопоставительный анализ систем теоретического исследования педагогического управления ученическим коллективом, сделаны были следующие выводы:

  1. Типы концепции педагогического управления ученическим коллективом и типы парадигмы педагогического управления ученическим коллективом отличаются по потенциалу исследовательской работы (по совокупности имеющихся возможностей).
  2. Характеристика концепции и парадигмы педагогического управления ученическим коллективом различаются на основании сущности, условий развития исследования и верификации теории изучаемой проблемы.
  3. Концепция педагогического управления ученическим коллективом является структурным элементом теоретического положения практики государственной образовательной политики (парадигмы).

 


Библиографическая ссылка

Павлова Л.Н. ФОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ: КОНЦЕПЦИЯ И ПАРАДИГМА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26795 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252