Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПО СКРАПБУКИНГУ

Пачурин Г.В. 1 Мухина М.В. 2 Шевченко С.М. 2 Толстикова М.А. 2
1 ФБГУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.А. Алексеева»
2 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
В работе представлена авторская программа кружка декоративно-прикладного творчества по скрапбукингу «Кружевница». Программа разработана в рамках внеурочной деятельности в соответствии с новым образовательным стандартом. Рассмотрена роль внеурочной деятельности в развитии декоративно-прикладного творчества детей подросткового возраста. Обосновывается целесообразность использования кружка как наиболее распространенной формы внеурочной деятельности в школе. Показана важная роль раздела «Декоративно-прикладное творчество» школьной программы «Технология» в трудовом обучении учащихся. Выявлена растущая быстрыми темпами популярность нового направления декоративно-прикладного творчества – скрапбукинга, а также интерес подростков к данному виду деятельности. Обоснована целесообразность разработки программы кружка по скрапбукингу. В программе разработаны: учебно-тематический план кружка; планы-конспекты занятий; требования к материально-техническому оснащению кружка; методические рекомендации по организации проектной деятельности в кружке. Некоторые разделы программы приведены в статье. Представлены результаты использования программы кружка «Кружевница». Программа характеризуется высокой практико-ориентированностью и мотивацией творческой активности обучающихся.
внеурочная деятельность
декоративно-прикладное творчество
кружок
авторская программа
скрапбукинг
методы обучения
образовательные результаты
1. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Инновационные технологии педагогического образования на современном этапе // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 10. - С. 22-23.
2. Шевченко С.М., Тюмина Н.С. Тенденции инновационного развития общего образования // Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции «Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения», март 2016. - С. 50-52.
3. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Cовременные концепции фоpмиpования инфоpмационной культуpы: сpавнительный анализ // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4 (9). – URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/covpemennye-kontseptsii-fopmipovaniya-infopmatsion (дата обращения: 24.04.2017).
4. Груздева М.Л. Реализация сетевого взаимодействия вузов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/realizatsiya-setevogo-vzaimodeystviya-vuzov (дата обращения: 24.04.2017).
5. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Котов Е.Л. Дополнительное образование детей: новые подходы // Современные наукоемкие технологии. - 2016. – № 5-1. - С. 171-177.
6. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: метод. пособие / А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова и др. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 120 с.
7. Сибагатуллина А.М. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2012. - 93 с.
8. Соколов М.В. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11 «Изобразительное искусство и черчение» / М.В. Соколов, М.С. Соколова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 432 с.
9. Федюшина Е.А. Креативный скрапбукинг. - Хотимль-Кузменково, 2013. – 20 с.

XXI век характеризуется переходом общеобразовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ООО). Основной целью введения ФГОС ООО нового поколения является создание условий, направленных на решение актуальных задач современного образования, а именно: доступного, качественного образования, результатов обучения, соответствующих профессиональным стандартам, современным запросам личности, общества и государства. Новый образовательный стандарт отличается подходом к внеурочной деятельности как к обязательному элементу учебного процесса. В Федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений занятия по внеурочной деятельнос­ти рассматриваются как неотъемлемая часть образовательного школьного процесса, имеющая важное значение для активизации мотивации учебно-познавательной деятельности [1-3]. В соответствии с требованиями ФГОС современное учреждение образования является ответственным за результаты освоения основной образовательной программы обучающимися, за создание архитектуры программы подготовки, а также необходимых условий ее реализации. В рамках обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся образовательное учреждение должно предусмотреть образовательные часы и на учебные курсы, и на внеурочную деятельность, обеспечить оптимальные формы их выстраивания в процессе обучения, способы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.

К схемам реализации внеурочной деятельности можно отнести: деятельность непосредственно в образовательном учреждении, деятельность через сетевое сотрудничество с другими организациями как с участием, так и без участия педагогов дополнительного образования (комбинированная схема), а также с использованием каникулярного времени (специализированный лагерь, летние школы) [4; 5]. Внеурочная деятельность рассматривается в ФГОС как деятельность, предполагающая выстраивание образовательной траектории, обеспечивающей сопровождение, поддержку, социальную адаптацию обучающегося на протяжении всего периода обучения, создающая дополнительные условия для развития обучающихся [6; 7]. Наиболее распространенной формой внеурочной деятельности в школе является кружок. Кружок, как форма внеурочной деятельности, позволяет развить творческое мышление у детей, наиболее полно раскрыть их способности при работе с различными материалами, провести интересные экскурсии и мастер-классы, связанные с изучением конкретной темы [5].

Авторами проанализирована школьная программа по технологии с целью исследования потенциальных возможностей реализации ряда ее разделов в рамках внеурочных занятий. Количество часов, отводимых на данный предмет в школе, катастрофически мало, притом что трудовая деятельность является одним из самых активных средств подготовки к жизни, а трудовое обучение - средством вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности.

Важная роль в трудовом обучении учащихся отводится разделу «Декоративно-прикладное творчество» (ДПТ). На занятиях по декоративно-прикладному творчеству у учащихся развивается осознанное профессиональное самоопределение, самореализация, эстетическое отношение к окружающей действительности; мотивация к трудовой деятельности. Понятие «декоративно-прикладное творчество» отличается широтой и многогранностью. В изделиях народных промыслов сохраняется опыт многих поколений талантливых мастеров гончарного искусства, мастеров по обработке дерева, металла, камня, кости, рога, ткани и т.д. Сохранение и продолжение традиций народного творчества как истока декоративно-прикладного искусства важно как для современного прикладного искусства, так и для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Основными видами декоративно-прикладного творчества являются: батик (холодный и горячий), бисероплетение, вышивание, вязание, макраме, кружевоплетение, гобелен, квиллинг, скрапбукинг, керамика, ювелирное искусство, лаковая миниатюра, художественная роспись по дереву и металлу, художественная резьба, художественная обработка кожи, художественная обработка металла, оригами, бумагопластика и другие [8].

При анализе действующей программы по технологии было отмечено отсутствие такого быстро набирающего популярность направления декоративно-прикладного творчества, как скрапбукинг. В последние десять лет популярность скрапбукинга во всем мире растет. В России это направление только начинает развиваться. Приёмы скрапбукинга настолько просты, что каждый может попробовать выполнить небольшие и оригинальные открытки в этой технике. Несмотря на простоту, работы невероятно изящны и красивы.

Скрапбукинг (или скрэпбукинг, англ. Scrapbooking: scrap - вырезка и book - книга, буквально «вносить в книгу») - вид ручного творчества, который заключается в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов; способ хранения личной и семейной истории в форме фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей. Скрапбукинг позволяет сохранять и передавать семейные истории из поколения в поколение, передавать их с помощью особых визуальных и тактильных приемов «из уст в уста» [9]. Для скрапбукинга, в отличие от традиционного фотоальбома, характерно сопровождение материала небольшими заметками, памятными вещичками, что позволяет передать настроение, отношение к конкретному событию, а не просто его визуализацию. В связи с этим особое значение приобретают различные памятные элементы: ярлычки от одежды, авиабилеты, билеты в кино, буклеты и другое.

Скрапбукинг позволяет не только создавать уникальные, неповторимые и удивительные скрап-поделки, освоив стили и техники кардмейкинга, но и развивать творческие способности детей, применяя современные методы, приемы и технологии обучения.

Учитывая растущий интерес к данному виду декоративно-прикладного творчества среди подрастающего поколения, авторами было проведено исследование представленности кружков по скрапбукинку в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Результаты исследования показали, что существующие кружки по декоративно-прикладному искусству направлены на: изучение прикладного творчества (детский клуб «Олимп»), народной куклы (детский клуб «Орбита»), работу с бисером, вышивку, мягкую игрушку, занятия батиком (детский клуб «Парус» и МОУ СОШ). Направление скрапбукинг не дается ни в одном образовательном учреждении или учреждении дополнительного образования Нижнего Новгорода и Нижегородской области. На сегодняшний день скрапбукинг представлен только в форме разовых мастер-классов.

В работе было проведено исследование интереса учащихся к данному к данному виду деятельности посредством проведения презентации (мастер-класса) по скрапбукингу и последующего анкетирования. В исследовании приняли участие 29 человек. 87% учащихся высказали интерес к скрапбукингу как новому виду декоративно-прикладного творчества, 83% ребят выразили желание заниматься в кружке.

Таким образом, в связи с растущей популярностью данного вида декоративно-прикладного творчества, отсутствием его в школьной программе и большим интересом учащихся школ к скрапбукингу авторами работы была разработана программа кружка декоративно-прикладного творчества по скрапбукингу «Кружевница».

Так как внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС ООО должна быть направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [6; 7], разработанная программа кружка «Кружевница» нацелена на углубление знаний, умений и навыков обучающихся по декоративно-прикладному творчеству за счет взаимосвязи трудового обучения в школе и внеурочных занятий. Отличительной особенностью программы является ее практико-ориентированный характер. Программа объемом 68 часов рассчитана на детей 13–17 лет, т.е. на младший и старший подростковый возраст. Количество обучающихся в группе 10–12 человек, продолжительность занятия 2 часа 1 раз в неделю. Программа состоит из учебно-тематического плана кружка; планов-конспектов занятий; требований к материально-техническому оснащению кружка; методических рекомендаций по организации работы кружка и проектной деятельности в кружке.

Распределение часов по разделам программы кружка «Кружевница» представлено в таблице.

Распределение часов по разделам программы кружка «Кружевница»

№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

1

Основы скрапбукинга

5

2

Основные направления скрапбукинга

12

3

Базовые техники, используемые в скрапбукинге

10

4

Базовые стили скрапбукинга

9

5

Цветоведение в скрапбукинге

1

6

Технологические основы скрапбукинга

4

7

Технология изготовления открытки

5

8

Технология изготовления подарочной упаковки

5

9

Технология изготовления скрап-странички

11

10

Заключительный

2

ИТОГО

68

 

Ниже в качестве примера приведено содержание двух разделов программы.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СКРАПБУКИНГА (5 ЧАСОВ)

Тема занятия 1: «История скрапбукинга».

Дата: 1-я неделя.

Количество часов: 1.

Содержание занятия: введение в программу. Понятие «скрапбукинг» и его роль в декоративно-прикладном творчестве. История развития скрапбукинга на Западе и в России.

Планируемые результаты

Предметные: общее понятие о значении труда в жизни человека и общества.

Личностные: развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся.

Тема занятия 1: «Материалы и инструменты».

Дата: 1, 2-я неделя.

Количество часов: 3.

Содержание занятия: материалы, используемые для скрапбукинга: дизайнерская бумага, калька, картон, крафт-бумага, кардсток, пастель, и их свойства. Клей и клеящие средства. Режущие инструменты. Карандаши. Маркеры. Люверсы и кроподайл (установщик люверсов). Штампы. Триммер для бумаги. Палочки для тиснения. Замена материалов.

Планируемые результаты

Предметные: первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

Личностные: воспитание бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам. Развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся.

Тема занятия 3: «Виды скрапбукинга».

Дата: 3-я неделя.

Количество часов: 1.

Содержание занятия: бумажный (или традиционный) скрапбукинг как вид ручной работы. Цифровой скрапбукинг. Гибридный скрапбукинг.

Планируемые результаты

Предметные: первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

Личностные: развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СКРАПБУКИНГА (12 ЧАСОВ)

Тема занятия 4: «Направления АТС в скрапбукинге».

Дата: 3, 4-я неделя.

Количество часов: 3.

Содержание занятия: понятие АТС (Artist Trading Card). История обменных карточек. Основные требования, технологии и правила создания АТС. Сайты по обмену карточками АТС.

Планируемые результаты

Предметные: первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

Личностные: развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся.

Тема занятия 5: «Направление кардмейкинг в скрапбукинге».

Дата: 5-я неделя.

Количество часов: 2.

Содержание занятия: история развития кардмейкинга. Материалы для кардмейкинга. Техники создания различных эффектов на бумаге. Типы бумаги, фактура. Создание скетча открытки.

Планируемые результаты

Предметные: первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

Личностные: развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся.

Тема занятия 6: «Направления inch и rinch в скрапбукинге».

Дата: 6-я неделя.

Количество часов: 2.

Содержание занятия: декорирование в скрапбукинге. Описание элементов и материалов для украшения изделий в скрапбукинге. Понятия «инчик», «ринч», «твинчик». Изготовление серии «инчиков», «ринчиков» и «твинчиков» с последующим их применением в дизайне фотоизделий.

Планируемые результаты

Предметные: первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

Личностные: развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся.

Тема занятия 7: «Направления lifting (лифтинг), doodling (дудлинг), zentangle (зентанглы) в скрпабукинге».

Дата: 7, 8-я неделя.

Количество часов: 4.

Содержание занятия: понятие «скрап-лифтинг». Понятие «дудлинг». Понятие «зентаглы». Применение дудлинга. Структура странички скрап-фотоальбома. Техника дудлинг и лифтинг фона страницы для альбома.

Планируемые результаты

Предметные: первоначальные представления о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

Личностные: развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся.

В результате освоения данной программы обучающиеся должны обладать:

- знаниями об основах цветоведения, композиции;

- знаниями об исторических особенностях развития скрапбукинга;

- знаниями о материалах и инструментах, используемых в скрапбукинге;

- базовыми техниками и стилями в скрапбукинге;

- знаниями различных техник и приемов работы с бумагой;

- умениями создавать альбомы (скрапбукинг), открытки (кардмейкинг), календари, коробочки, конверты, приглашения и визитки (прикладной скрапбукинг);

- умением использовать различные техники и стили при создании альбомов, открыток и предметов прикладного скрапбукинга.

При реализации программы целесообразно использовать следующие формы и методы работы: лекции, практические работы по каждому разделу, метод проектов, временные работы в группах, мастер-классы и др. В конце курса обязательна организация выставки работ учащихся. Кроме того, в процессе реализации программы необходимо проведение различных конкурсов. Это будет способствовать саморазвитию учащихся, формированию интереса, мотивации и развитию творческих способностей.

Занятия кружка по скрапбукингу можно проводить в школьных учебных мастерских или учебных классах. Важнейшей особенностью скрапбукинга является специфическая материально-техническая база. Эксклюзивность материально-технической базы кружка скрапбукинга заключается в использовании не классических для кружков по технологии материалов и оборудования. Среди материалов существует огромное разнообразие, это и люверсы, и брадсы, различные стразы, рамочки, чипборды, пуговки, более десяти видов бумаги, ленты, металлические украшения и прочая фурнитура. Среди оборудования можно выделить машинки для эмброссинга, тиснения и вырубки, различные фигурные дыроколы, клеевые пистолеты, штампы и многое другое.

Для занятий скрапбукингом используется выпускаемая специально для него бумага, чаще всего форматом 30х30 см; в том числе цветная и узорная бумага, украшенная блёстками, лаковыми или бархатными деталями. Также может использоваться калька, картон (в том числе гофрированный), цветная бумага для пастели, акварельная бумага и т.д. Для украшения можно использовать как промышленные наборы объёмных элементов (брадсы, люверсы, половинки «жемчужинок» и др.), так и памятные семейные вещички: порванные цепочки, ракушки и плоские камешки с моря и др. Для украшения могут использоваться узоры, надписи, различные картинки. В ходе изучения разработанной программы обучающиеся смогут создавать настоящие изделия, познавать радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного материала в художественное произведение.

В результате работы кружка «Кружевница» по данной программе были получены следующие результаты. На начальном этапе внедрения программы в процессе анкетирования, о котором говорилось выше, было выявлено не только наличие интереса у учащихся к скрапбукингу, но и оценен ряд других параметров учащихся: мотивация к занятиям по декоративно-прикладному творчеству, знания об инструментах и материалах, используемых в декоративно-прикладном творчестве, свойствах и способах обработки различных материалов, значение точных дисциплин для декоративно-прикладного творчества и т.д.

Полученные на этом этапе результаты показали, что ребята слабо заинтересованы в изучении ДПТ, не достаточно владеют знаниями об инструментах, имеют слабое представление о материалах, их свойствах и способах обработки, не знают современных тенденций в развитии ДПТ.

Между тем именно скрапбукинг знакомит учащихся с новыми видами материалов, современными способами их обработки, оригинальным использованием уже знакомых материалов в творческом процессе.

После проведения занятий по разработанной программе у обучающихся наметилась тенденция значительных изменений измеряемых показателей, что видно на диаграмме: все показатели изменили свое значение в сторону увеличения.

Результаты анкетирования учащихся до (ряд 1) и после (ряд 2) занятий в кружке

Из данных, представленных на диаграмме, можно сделать вывод, что обучение по разработанной программе способствует усилению мотивации учащихся к занятиям по ДПТ и, как следствие, к трудовому обучению, возникновению познавательного интереса к элементам декоративно-прикладного творчества, развитию творческих способностей, самореализации и т.д. Следует отметить, что в процессе работы над изделиями ребята часто демонстрировали оригинальные способы использования различных материалов в изделиях и изобретали новые способы обработки традиционных материалов (бумага, картон), что способствует развитию их творческих способностей, самореализации и т.д. Приобретенные на внеурочных занятиях умения и навыки позволят обучающимся не только творчески развиваться, но и радовать близких своими шедеврами.

Разработанная программа может использоваться не только во внеурочной деятельности, но и при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» в рамках школьного предмета «Технология», а также в учреждениях дополнительного образования.


Библиографическая ссылка

Пачурин Г.В., Мухина М.В., Шевченко С.М., Толстикова М.А. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА ПО СКРАПБУКИНГУ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26803 (дата обращения: 19.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252