Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

Шнейдер Е.М. 1 Димитрюк Ю.С. 1 Тамошкина Е.В. 1
1 ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»
Преобразования высшей школы связаны с аудитом функциональных особенностей: исследовательская деятельность, преподавание, предоставление услуг образования не могут идти вразрез с ценностными основами и культурно-историческими целями академического университетского общества. Формы, методы научных исследований (для преподавательского состава) преподавания и обучения должны непрестанно совершенствоваться в направлении сложившегося внутреннего уклада, а также организации научной и учебной жизни высшей школы, ее академического пространства. Среди условий преобразований образовательного пространства высшей школы является успешное освоение студентами различных социальных практик, набора умений и навыков, обретение культуры профессионального поведения. Высшие учебные заведения являются главным источником и ведущей профессионально-ресурсной базой, благодаря которой формируются изменения социально-экономического уклада страны. Упор на качественное образование развивающегося общества, высокий человеческий потенциал являются главенствующими в процессе внедрения различных направлений преобразований. Адекватная социально-экономическая политика как на региональном, и особенно на федеральном уровне способствует наращиванию, концентрации и эффективному применению научно-образовательного потенциала вузов и общества в целом. В статье рассмотрены основные системные и структурные изменения в современном высшем образовании России, указаны основные пути инновации высшей школы.
высшее образование
профессиональная подготовка
инновационные изменения высшей школы
1. Димитрюк Ю.С., Ветров Ю.П. Исследовательский компонент содержания и технологий современного инженерного образования / Ю.С. Димитрюк, Ю.П. Ветров // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития». – 2013: Издательский Дом ТМБпринт (Тамбов). – № 9 (27). – С. 41-45.
2. Булах К.В., Банщикова Т.Н., Шнейдер Е.М. Проблема выявления и оценки развития личностного компонента в структуре компетентностной модели будущего специалиста / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22295 (дата обращения: 24.07.2017).
3. Ляпунова А.Д. Инновационная система управления вузом в современных условиях / А.Д. Ляпунова // Материалы круглого стола II всероссийской научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании», 09–10 апреля 2009 года: Липецкий государственный педагогический университет (Липецк), 2009. – С. 43-47.
4. Султанова Д. М. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Султанова Дилара Мирзалиевна; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. – Махачкала, 2011. – 202 с.
5. Долгополова Н.В. Системные и структурные изменения в современном высшем образовании в России / Н.В. Долгополова // Материалы Международной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития», 2014. – №8 (41): Издательский Дом ТМБпринт (Тамбов). – С. 34-37.
6. Белов С.А. Подготовка педагогов профессионального обучения к разработке инновационных образовательных технологий / С.А. Белов // Материалы Международной научно-практической конференции «Перспективы науки». – Тамбов, 2013. – № 9 (48). – С. 37-41.

Одной из ключевых характеристик мирового сообщества на современном этапе исторического развития является радикальное ускорение социального и научно-технического прогресса, а также широкомасштабное распространение современных идей и технологий. В связи с этим воспроизводство знаний, опирающееся на инновационную основу, оказывает все большее воздействие на темпы экономического развития. Динамика внедрения инноваций в экономику России, задаваемая высшим руководством страны, в преобладающей мере зависит от формирования ее новой структуры, в составе которой научно-образовательная сфера занимает все более значимое место, что в значительной степени обусловлено укреплением позиций ее наиболее действенных институтов – высших учебных заведений. С целью формирования стратегии развития, направленной уже не на восстановительную, а на расширительную динамику, у России нет другого пути, чем формирование экономики, опирающейся на знания и умения нового, инновационного типа. Указанное обстоятельство вместе с потенциалом научно-образовательной сферы, обеспечивающим инновации в промышленности и экономике, обусловливает особое местоположение этой социально-экономической системы в макроэкономической системе страны. Для осуществления требуемых инноваций, сама научно- образовательная сфера обязана применять в своей деятельности самые современные информационные и инновационные технологии. Последнее напрямую связано с усовершенствованием технологий, механизмов и способов управления инновационным развитием научно-образовательной сферы. Эти выводы полностью и многократно подтверждены мировым опытом, говорящим о том, что модернизация, улучшение системы образования, основанной на инновациях, невозможна без определения основополагающих приоритетов экономической политики государства, задающих основной вектор управляющих воздействий на образовательную среду. Также не подлежит сомнению и тот факт, что научно-образовательная сфера в целом и высшая школа в частности, по причине своего уникального положения в социуме, являются не столько конечной целью внедрения инноваций, сколько непременным условием стабильного инновационного развития экономики любой страны [1].

Углубление значения и роли инновационной деятельности в развитии социума вполне закономерно ведёт к ускорению темпов разработки и внедрения инноваций. Накопление предпосылок для качественных преобразований в образовательных институтах, а именно в высшей школе, влечёт за собой не только трансформацию ее внешних параметров, но и приводит к активному поиску, а также внедрению новых качеств системы образования. Изучение преобразований в высшей школе призвано к жизни не только поступательным процессом социально-экономических трансформаций российского общества, но одновременно и кризисом основ высшей школы, как углубляющимся противоречием между новыми потребностями и запросами, в частности, формирующегося постиндустриального общества, и настойчиво сохраняющимися сложившимися формами и методами развития знания, а также построения системы научно-образовательной практики субъектов обучения. В целом же, все векторы, темп, а также итоги процессов преобразований в вузе задаются с учетом образовательной политики, корректно формулируемых управленческих решений и готовности научно-педагогического коллектива к участию в трансформировании, связанным с опережающим развитием социума [2].

Опережение может проходить с помощью постоянных и планомерных изменений, в свою очередь, требующих стратегических разработок планов по развитию высшей школы в современном социально-экономическом окружении, самоидентификации в условиях изменения требований к высшему профессиональному образованию. К данным изменениям можно отнести: поглощение и управленческих, и образовательных процессов новыми технологиями, ужесточение предъявляемых требований к качеству высшего образования, разнообразие методов передачи знаний (в рамках корпоративного, дистанционного и иных видов обучений), поддержка принципа разнообразия направлений подготовки, уровней, форм получения высшего образования, общедоступность, а также ответственность высшей школы перед социумом. Наряду с этим вузы, как социальные институты, всегда стремятся к состоянию стабильности и по этой причине сопротивляются радикальным изменениям.

Хоть и является невозможным точно определить генезис термина «инновация» (новшество), предполагается, что данный термин пришёл из естественных наук в общественные, поскольку в первую очередь и в подавляющем количестве инновации внедряются в области медицины, промышленности и агрономии. Хотя и новшества сопровождают социум с самого начала его формирования, как педагогическая категория они сравнительно молоды и в этом состоит одна главных из причин того, что при их определении существует большие разногласия, но в то же время нет существенных непониманий и разночтений.

Самые критические различия в определении термина «инновации» связаны с употреблением родственных и близких по значению терминов для их характеристики. Это разнообразие терминов хоть и подчёркивает синонимическое богатство языка, но также и указывает на настоятельную необходимость их конкретизации и не только лишь ради теории, но и ради практики. Инновации – это не только идеи, но и средства, и процессы, и результаты, взятые в единстве качественного усовершенствования педагогической системы. Некоторые педагоги считают инновации узким пониманием модернизации образования, некоторые — широким и т. п. Другие – слово «нововведение» заменяют терминами модернизация, осовременивание, реформа, оптимизация, совершенствование и т. д.

Под определением «педагогические инновации» мы понимаем проводимые в педагогической системе реформы, которые улучшают как течение, так и итоги учебно-воспитательного процесса. Но нововведения могут не только улучшить, но и ухудшить систему. Некоторые из новшеств могут быть или стать тормозом для модернизации образовательной системы. Относящиеся к итогам внедрения новшеств в образование вопросы в такой же степени можно отнести и к области педагогической инноватики.

Первые попытки перехода российского образования на путь модернизационного развития относятся к началу 2000-х гг., когда окончился этап формирования обновленной системы образования в постсоветской России, которая, в свою очередь, заключалась в появлении негосударственных высших учебных заведений, переориентированию системы высшего образования на обеспечение запросов рынка труда, а также постепенном применении международных стандартов организации образовательного процесса. В начале 2000-х гг. руководство страны, осознавая насущность модернизации системы образования как базиса для культурной и экономической конкурентоспособности России в мировом масштабе, взяло курс на стимулирование разработок в области инновационных моделей и технологий, а также их внедрение в систему высшего образования. На современном этапе социально-экономических развития система высшего образования не может существовать вне пространства государственного контроля и поддержки, только за счет одних лишь коммерческих инвестиций. Поэтому становится всё более актуальным вопрос о формировании единой стратегии модернизации высшего образования и реализации в ее рамках общего курса на социально-экономическое и социокультурное развитие Российского государства [3].

Преобразования высшей школы связаны с аудитом функциональных особенностей: исследовательская деятельность, преподавание, предоставление услуг образования не могут идти вразрез с ценностными основами и культурно-историческими целями академического университетского общества. И потому формы, методы научных исследований (для преподавательского состава) и преподавания, обучения и внеучебной деятельности (для субъектов обучения) должны непрестанно совершенствоваться в направлении сложившегося внутреннего уклада, а также организации научной и учебной жизни высшей школы, ее академического пространства.

Инновационные поиски педагогики высшей школы в свете реализации парадигмы компетентностного подхода к образованию направлены на такое проектирование и организацию учебного процесса, которое учитывало бы потребности личности будущего специалиста в развитии своего творческого потенциала, готовности и способности действовать успешно в нестандартных ситуациях. В последние годы в педагогике разработан целый ряд инновационных технологий обучения, соответствующих форм, методов и средств, обладающих большим потенциалом в развитии личности будущего специалиста.

Фундаментальные ценности высшей школы лежат на позициях инновационности в развитии, что расширяет ее познавательный потенциал, опирающийся на принципы проблемной ориентированности и междисциплинарности, а также практикоориентированных форм обучения [4]. Традиционные функции, выполняемые университетами, являются: проведение научных исследований и трансляция знаний. На данном же этапе развития общества вузы все чаще привлекаются для решения задач развития регионов, что в свою очередь формулирует третью функцию университета – быть социокультурным центром, системообразующим фактором развития регионального пространства. При этом по своей природе многие инновации вступают в противоречие, с одной стороны, со всем консервативным, которое направлено на сохранение традиционно сложившегося академического положения высшей школы, а с другой стороны, – нацелены, в рамках стратегического планирования, на существенное повышение технико-экономической эффективности всех видов деятельности вузов. В таком случае указанные цели могут быть достигнуты обеспечением в структурных подразделениях вуза интеграции образовательной и научной деятельности, свободы научного творчества, аккумулирования ресурсов на главных векторах развития науки, техники и технологий, создание благоприятных организационно-педагогических условий для всех субъектов инновационных процессов.

Отметим некоторые обстоятельства, которые влияние на усовершенствование и оптимизацию основных направлений системы высшей школы, а именно:

1) динамические изменения условий труда;

2) формирование новой парадигмы экономического развития;

3) демократизация образования;

5) изменения в демографии стран.

Отметим, что изменения высшей школы происходят как в России, так и во всех постиндустриальных странах. Если провести сравнительный анализ, то можно понять, что российские реформы во многом отличается от таких же реформ, происходящих в других странах постсоветского пространства. Отметим, что во многих странах мира именно влияние государства на деятельность вузов снизилось, следствием чего стало массовое распространение высшего образования, а также сложности удовлетворения значительно выросших потребностей социума в получении людьми данного образовательного уровня.

В новой редакции Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в качестве цели инновационного развития российского социума обозначено формирование у граждан страны компетенции «инновационного человека», включающей в себя такие компоненты: готовность и способность к непрерывному образованию, критическое мышление, профессиональную мобильность, креативность и предприимчивость, конкурентоспособность, сочетание индивидуальных и командных способностей, владение иностранными языками как коммуникационными инструментами. Соответственно, система образования в стране должна быть ориентирована на развитие в гражданах вышеперечисленных инновационных качеств, в том числе и путём определенной модернизации образовательного процесса, внесения новшеств в учебно-методические планы и программы, а также расширения функциональной составляющей учреждений высшего профессионального образования.  Одним из самых важных направлений в рамках стратегии модернизации российского высшего образования стало расширение научно-исследовательской и научно-производственной деятельности высших учебных заведений. Для решения этой задачи был взят курс на создание и развитие при вузах малых инновационных предприятий. Важным моментом в процессе модернизации российского образования является разработка государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

По нашему мнению, переход вузов на инновационную модель развития по своей сути является динамичным процессом высокой интенсивности и эффективности, и запускающим в действие различные факторы, среди которых важное место занимает фактор человеческого капитала, т.е. субъектов, способных осуществить разработку, внедрение и продвижение модернизации общества. Вузы постоянно ставят перед собой задачи создания и реализации проектов и успешно решают их. Высшие учебные заведения активно применяют актуальные технологические решения, анализируют и вырабатывают способы решения проблем, а также проводят мониторинг и находят конкурентные преимущества. При этом если первостепенное значение придаётся аккумулированию собственного опыта, накоплению знаний с применением собственных потенций, а также развитию и совершенствованию собственной базы знаний для своего бизнеса, то такие вузы называют самообучающимися. Именно данными вузами на рынке научно-образовательных услуг позиционируют себя вузы, которые нацелены на внедрение инноваций. Особенно важно для такого вуза обучение, поскольку свое конкурентное преимущество он строит на инновациях.

Среди условий преобразований образовательного пространства высшей школы является успешное освоение студентами различных социальных практик, набора умений и навыков, обретение культуры профессионального поведения. Высшие учебные заведения являются главным источником и ведущей профессионально-ресурсной базой, благодаря которой формируются изменения социально-экономического уклада страны. Упор на качественное образование развивающегося общества, высокий человеческий потенциал являются главенствующими в процессе внедрения различных направлений преобразований.       Адекватная социально-экономическая политика, как на региональном и особенно на федеральном уровне, способствует наращиванию, концентрации и эффективному применению научно-образовательного потенциала вузов и общества в целом [5].

Определение различия в особенностях функционирования вузов даёт право говорить о поляризации регионального развития высшей профессиональной школы, о разновекторности структурно-содержательных преобразований в высших учебных заведениях, в частности, в использовании самых разных методов, ресурсов и стратегий для их воплощения. Данный выбор часто предопределяется ориентацией на краткосрочную перспективу, решение текущих, сиюминутных задач, традиционностью подходов к тактическому выбору. Данный целевой вектор позволяет говорить о важности разработки инновационных образовательных технологий, вбирающих в себя имеющийся в педагогической науке и практике опыт по реализации основных принципов гуманистического подхода к личности обучающегося [6]. Многим высшим учебным заведениям сложно до конца определиться в стратегических направлениях своего развития, выбрать ту политику, которая будет реализована в рамках стратегического управления. Инновационные методы развития высшей школы в настоящее время довольно полно отражают процесс развития актуальных идей постоянного учения, а также современных тенденций формирования единого образовательного пространства. Использование в системе высшего образования модульной структуры профессиональной подготовки, гуманизация образования, а также активное развитие высоких технологий включаются в основные ресурсы современной формации; предполагается реализация многочисленных проектов по разработке и внедрению основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры.


Библиографическая ссылка

Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошкина Е.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 18.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252