Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

Дюкарев Р.С. 1
1 МГИК «Московский государственный институт культуры»
В данной статье актуализируется проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи. В поисках нового содержания и эффективных средств гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в современной культурно-исторической среде автор выделяет хоровое пение. Хоровое пение как одно из традиционных средств формирования преданного гражданина-патриота своей Родины, как одно из действенных средств гражданско-патриотического воспитания молодежи. При разработке репертуара хора автор акцентирует внимание на песнях военно-патриотической тематики, уделяя особое внимание песням Великой Отечественной войны. Поэтические и музыкальные тексты военных песен пробуждают чувства и эмоции, прививают любовь к Родине, к родной природе, формируют уважение к истории Отечества. Важно создавать музыкально-образную среду и наполнять ее качественным песенным репертуаром, отражающим наше настоящее.
патриотизм
гражданско-патриотическое воспитание
хоровое пение
культурно-историческая среда
русские патриотические песни
песни военных лет
студенческая молодежь.
1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – Москва: ЭКСМО, 2003. – С. 434.
2. Булатова Н.Д. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание личности в условиях этнокультурного образования / Н.Д. Булатова // Материалы Международной научно-практической конференции «Образование, Наука, Культура» (28 апреля 2009 года). – Гжель, 2009. – С. 460-469.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – Москва, ЭКСМО, 2005. – С. 1136.
4. Дюкарев Р.С. Хоровое пение как средство гражданско-патриотического воспитания молодежи / Р.С. Дюкарев; под ред. Н.Д. Булатовой, Т.К. Солодухиной, В.И. Солодухина, Е.Ю. Стрельцовой, Л.В. Косогоровой // Теория и практика: Сборник материалов межвузовских научно-практических конференций (10 ноября 2016 г.). – М.: МГИК, 2017. – С. 105-110.
5. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей / А.Д. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 3 (53). – С. 98-103.
6. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 496.
7. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора / С.В. Попов. – М., 1957. – С. 3.
8. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с.
9. Формирование духовно-нравственных ценностей обучающейся молодежи в системе непрерывного образования: теория и практика: Сборник материалов IV межкафедральной научно-практической конференции (10 ноября 2014 г.) / Под ред. Н.Д. Булатовой, Т.К. Солодухиной, В.И. Солодухина, Е.Ю. Стрельцовой. – М.: МГИК, 2015. 207 с. – С. 52-59.
10. Щербаков А.Е. Песни страды боевой… / А.Е. Щербаков. – М.: Изд-во Главархива Москвы, 2010. – С. 5.
11. Ярошенко Н.Н. Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО / Н.Н, Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 2 (52). – С. 150-154.

На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи актуальна и имеет особую значимость, несмотря на то, что современная ситуация нестабильна. В настоящее время изменилась этнокультурная и социально-психологическая сферы человека, что непосредственно во взаимосвязи с постоянными изменениями культурно-исторической среды, которая, как утверждает Л.С. Выготский, выступает «в смысле развития личности и ее специфических свойств не как обстановка, а играет роль источника развития» [3].

Воспитание человека – сложная задача, так как всегда возникают разные проблемы в воспитании детей и молодежи. При смене политической ориентации государства проблемы могут обостряться в большей степени и могут стать источниками интенсивных эмоциональных всплесков, которые приводят к негативному жизненному сценарию. В связи с этим основная цель гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи заключается в ориентации молодого поколения на ценности отечественной и мировой культуры, формирование у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, популяризация военно-исторического наследия.

Особую актуальность проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи приобретает в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов (ФГОС поколения три плюс и три плюс плюс профессионального образования, ФГОС третьего поколения общего образования и др.). Чувство патриотизма и гражданственности формируется в процессе обучения, социализации и воспитания детей и молодежи. Вместе с тем социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается только воспитательным процессом в образовательном учреждении. Важное значение в решении этой проблемы имеет семья, образовательные и социально-культурные учреждения, средства массовой информации, общественные и религиозные организации, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.

Поэтому перед различными социальными институтами (школа, вуз, центры досуга и т.д.) стоит проблема осмысления именно среды, в которой постоянно находится человек, его понимание, в каком мире, в каком пространстве и в каком обществе он существует и какие требования предъявляет к нему общество.

Немаловажную роль в деле патриотического воспитания современной молодежи играют вузы культуры. Образовательно-воспитательный контент этих вузов, особенно этнокультурологического направления обучения, обладает огромным потенциалом по формированию патриотического и гражданского сознания у студентов, так как непосредственно нацелен на изучение культурно-исторического прошлого нашей страны, корней и традиций народной художественной культуры, народного искусства, в том числе музыкального.

Например, ученые-практики Московского государственного института культуры А.А. Аронов, Н.Д. Булатова, А.Д. Жарков, Е.Ю. Стрельцова, Ю.А. Стрельцов, Т.К. Солодухина, В.И. Солодухин, Т.В. Христидис, Н.Н. Ярошенко в своих трудах рассматривают проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания, ценностей и ценностных ориентаций нашей молодежи [2; 5; 8; 9; 11].

В связи с вышесказанным специфика гражданско-патриотического воспитания молодежи в системе современного образования должна заключаться в особых возможностях внеучебной досуговой деятельности, в процессе которой на основании добровольного и свободного выбора студента происходит его личностное развитие, оказывающее воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую сферу обучающегося.

Главная задача педагога-практика, руководителя, дирижера, того «значимого взрослого» (по терминологии В.И. Слободчикова), который находится рядом с ними, научить молодежь видеть и слышать голос истории Отечества. Важно заинтересовать молодежь и помочь стать активными исследователями, которые смотрят вокруг себя, чтобы увидеть и соприкоснуться с теми, кто является носителями традиций Родины. Необходимо научить любить свою Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвались нити времен и поколений, чтобы молодое поколение по-настоящему считалось наследниками Великой русской культуры и Великой Победы. Прошлое Родины – это ключ к познанию и пониманию настоящего, это главный вектор в будущее.

Как известно, патриотизм имеет в своих истоках любовь к отчему дому, познание истории родного края. В словарях мы находим следующее подтверждение толкования слова «патриотизм»: «патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [6, с. 496]; «патриотизм – любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации» [1, с. 434].

Возникает вопрос: как и с помощью каких средств и механизмов воспитывать патриотизм и гражданственность у современной студенческой молодежи?

По нашему мнению, эффективным средством гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в современной культурно-исторической среде является хоровое пение. Хоровое пение – одно из действенных средств воспитания чувства любви к родине. Как писал известный хормейстер С.В. Попов: «Через хоровую деятельность наш народ приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, а также и наследию русской национальной и мировой музыкальной классики» [7, с. 3].

Неоспоримым воспитательным потенциалом и эффективным средством гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи является хоровое пение. Через певческую деятельность молодой человек приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, наследию русской национальной и мировой музыкальной классики. Хоровое пение обладает рядом преимуществ: массовость, голос – инструмент, который есть у каждого здорового человека, общедоступность. Хоровое пение – это коллективный вид деятельности, а, как известно, коллективность, соборность – важные традиционные качества русского народа.

Хоровое пение – одно из древнейших видов искусства, существующее в России как неотъемлемая часть жизни. «Проезжая по России, я был удивлен музыкальностью местных жителей и их любовью к пению… Ямщики пели от начала до конца перегона, солдаты пели на марше, жители сёл и деревень – за любой, даже самой трудной работой; из церквей доносились стройные гимны, и среди вечерней тишины я часто слышал, как в воздухе разносились звуки мелодий из окружающих деревень», – еще в XIX веке писал английский путешественник историк Уильям Кокс.

Пение в хоре способствует развитию музыкальных и творческих способностей, так необходимых каждому человеку. А самое главное, развивает в человеке нравственно-эстетическое, духовное начало, воспитывает любовь к ближнему, к природе, к своей Родине, развивает в человеке чувство патриотизма.

Основная задача хоровых занятий по гражданско-патриотическому воспитанию способствовать формированию высококультурной, широко образованной личности, использование в воспитании учащихся знаний в области истории, истории культуры, литературы, искусства, национальных традиций русского народа и других народов России.

Целенаправленная коллективная работа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи средствами песен военной тематики должна создавать музыкально-образную среду для сохранения и приумножения традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей, формировать музыкальных вкус.

И здесь, безусловно, особую роль играет репертуар хора. Например, русские патриотические песни, песни военных лет как часть нашей истории, как культурное наследие русского народа. Особого внимания заслуживают песни, созданные в годы Великой Отечественной войны.

«Эти удивительные, замечательные песни вобрали в себя и отразили любовь к Родине, ненависть к захватчикам, уверенность в победе над коварным, беспощадным врагом, надежду на возвращение домой по окончании войны и встречу со своими близкими», – пишет А.Е. Щербаков, и мы с ним полностью согласны [10, с. 5]. Исполненные полюбившимися в народе певцами, они получали широчайшую известность по всей стране. С этим песнями провожали на фронт отцов, мужей, братьев и сыновей, они поднимали боевой дух и согревали сердца солдат в краткие часы отдыха. С ними шли на трудовую вахту труженика тыла: жены, сестры и матери, с ними встречали долгожданных победителей после окончания войны, под них поминали тех, кто не вернулся из боя домой. Поэтому с полным правом можно сказать, что песни военной поры – это легендарная, героическая страница культурно-исторического наследия нашего народа, летопись истории нашей Родины.

Их создателями были как уже известные композиторы-песенники – Матвей Блантер, Исаак Дунаевский, Александр Александров, Владимир Захаров, Константин Листов, Борис Фомин, так и представители более молодого поколения – Василий Соловьев-Седой, Анатолий Новиков, Борис Мокроусов, Никита Богословский, Евгений Жарковский и др. Нынешнему поколению молодежи есть чему поучиться у создателей этих песен. На этих песнях выросло не одно поколение, на них можно и нужно воспитывать и обучать современную студенческую молодежь.

Проведенные исследования показали, что 60 % опрошенных студентов   не знают даже самых популярных военных песен («Священная война», «Вечер на рейде», «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек», «Вася - Василек», «На солнечной поляночке», «Дороги», «День Победы»). Поэтому на занятиях хора необходимо давать более широкое представление о песнях военного времени, об истории создания песни, мастерской композитора и поэта, пробуждать эстетический и эмоциональный отклик, а также вызывать потребность стать «носителями» этих песен и передавать их по наследству [4, с. 108].

Результативность гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи средствами хорового пения во многом определяется реализацией историко-культурного и системно-деятельного подхода.

В результате популяризации военно-исторического наследия России необходимо:

  • прививать глубокого уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре, религиям народа России;
  • прививать уважение к Государственному гербу, флагу и гимну, основанное на героической истории русского народа;
  • воспитывать в духе национального взаимодействия и дружелюбия, единства народов России, а также интернациональное воспитание;
  • прививать любовь и уважение к русскому языку;
  • воспитывать уважение к Вооруженным Силам России и защитникам Отечества;

Константин Дмитриевич Ушинский утверждал, что патриотизм – могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и рядовыми наклонностями».

Выдающиеся педагоги-практики и музыканты (Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, В.Н. Сорока-Росинского, А. Сохора и др.) считают, что благоприятной средой для формирования патриотического чувства должно стать развитие эмоционально-ценностного отношения. Во время обучения – общения с музыкальными произведениями, интересными историческими фактами на эмоционально-чувственном фоне человек воспринимает на подсознательном уровне и постепенно трансформирует из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.

Удивительная особенность русской патриотической песни – это отображать переживания людей в разные моменты жизни, отражать страницы истории. Например, песни о Кремлёвских курантах, о Москве пробуждают чувство любви к нашей Родине. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания молодого поколения, формируют их духовный мир.

Безусловно, чтобы русская патриотическая песня тронула душу современного молодого человека, дошла до сердца, передавая призыв бескорыстной и истинной любви к Родине, к своему народу, необходимы эффективные методики и технологии, разработка организационно-педагогических условий в процессе гражданско-патриотического воспитания современной студенческой молодежи.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими гражданско-патриотическое воспитание молодежи, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Важно не только научить понимать и любить музыку, а развивать стремление и способность молодежи применить свой музыкальный опыт в творческих проявлениях. Для формирования музыкально-нравственной культуры молодежи использовать различные виды музыкальной деятельности.

Алгоритм занятий хора включает в себя следующие этапы:

  • слушание песни и первое впечатление от прослушанного (эмоционально-чувственный компонент);
  • знакомство с авторами и историей создания песни, с видами и формами популяризации патриотической песни (когнитивный компонент);
  • исполнительство (деятельный компонент);
  • рефлексия.

Особое внимание к слову, первостепенная роль поэтиче­ского текста в его синтезе с мелодией – все это вызывает эмоционально-действенный отклик у слушателей хора.

Руководителю хора, хоровой студии непременно нужно знать, что гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи – целенаправленная деятельность, призванная формировать у них ценностные ориентации, качества, нормы поведения патриота и гражданина России.


Библиографическая ссылка

Дюкарев Р.С. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ СРЕДСТВАМИ ХОРОВОГО ПЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26861 (дата обращения: 25.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252