Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Гладенкова В.П. 1 Жмыхова А.Ю. 1 Шишкина Ю.П. 1 Лобанова Ю.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»
Проведен качественный анализ выполнения практических испытаний по гимнастике и баскетболу учащихся 9–11-х классов средней (полной) школы: отдельно для юношей и девушек в своих возрастных группах. Анализ полученных данных показал слабый уровень прыжковой подготовки школьников, это выражается в трудности выполнения упражнений. Основными ошибками выполнения элементов гимнастики, как у юношей, так и у девушек явились недостаточная высота полетной фазы прыжков, искажение рабочей осанки, отсутствие слитности и неоправданные задержки и паузы между элементами. Наименее распространенными явились ошибки приземления и недостаточной фиксации статических элементов. Наибольший процент допущенных ошибок у юношей и девушек в практических заданиях по баскетболу был выявлен непопаданием мяча в кольцо и нарушение правил в технике ведения мяча. Для улучшения результатов выполнения практических испытаний школьниками составлены методические рекомендации.
качественный анализ
практические испытания
учащиеся 9-11-х классов
1. Чесноков Н.Н. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» – инновации в физическом воспитании / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 3. – С. 238-244.
2. Положение о районном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физкультуре цели и задачи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zadocs.ru/sport/9639/index.html (дата обращения: 30.08.2017).
3. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году / под общ. ред. Н.Н. Чеснокова. – М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2006. – 104 с.
4. Лагутин А.Б. Гимнастика в вопросах и ответах: учебное пособие / А.Б. Лагутин, Г.М. Михалина. – М.: Физическая культура, 2010. – 144 с.
5. Чесноков Н.Н. Практические испытания на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин. – М.: Физическая культура, 2016. – 43 с.

В России развитию физической культуры и спорта придается очень большое значение. Именно физическая культура способна воспитать гармонически развитую личность и подготовить детей к практической жизни.

К сожалению, подрастающее поколение не всегда понимает важность и значимость физической культуры. Существует немало способов вызвать у детей интерес к дисциплине. Преимущественно это игровые методы или методы соревновательного плана. Для ребенка важно стать лучшим, первым. Именно таким мероприятием может стать олимпиада по физической культуре. А если она выходит за пределы школы, города, области, то является поистине глобальным событием для учащихся средних общеобразовательных школ. В этом крупномасштабном событии принимают участие ученики, наиболее разносторонне развитые физически и интеллектуально.

Направленность олимпиады проявляется, прежде всего, во всестороннем развитии личности школьника. При регулярном выполнении физических упражнений происходит развитие мышечной памяти, а это способствует сохранению двигательного потенциала до глубокой старости. C помощью варьирования и поэтапного усложнения практических испытаний от этапа к этапу школьники вовлекаются в регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями. Это способствует также повышению качества преподавания предмета «Физическая культура» в школе [1]. 

Олимпиада по физической культуре решает следующие задачи:

- выработать у школьников потребность в постоянном физическом самосовершенствовании;

- расширять теоретические знания по физической культуре;

- пропагандировать здоровый образ жизни с целью профилактики и устранения вредных привычек;

- выявлять и поощрять наиболее подготовленных школьников, а также учителей физической культуры и руководителей образовательных учреждений, добившихся высоких результатов в развитии физической культуры [2].

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» – это конкурсное испытание учащихся 9–11-х классов средней (полной) школы: отдельно для юношей и девушек в своих возрастных группах.

Конкурсное испытание состоит из заданий теоретико-методического и практического характера [3,4].  Задания олимпиады составляются на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

Победителем олимпиады может стать всесторонне развитый физически и интеллектуально школьник, который продемонстрировал свои знания и умения в области физической культуры.

Цель исследования состояла в проведении качественного анализа выполнения практических испытаний по гимнастике и баскетболу и составлении методических рекомендаций для уменьшения ошибок выполнения отдельных элементов.

Методы и организация исследования. Исследования проводились на базе Астраханского государственного технического университета в 2016–2017 учебном году в рамках регионального этапа Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура» по разделам: гимнастика и баскетбол. В них приняло участие 79 юношей и 60 девушек 9–11-х классов.

Теоретико-методическое испытание заключалось в ответах на тестовые вопросы.

Практические испытания заключались преимущественно в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по курсу «Физическая культура». Олимпиадные задания состоят из набора технических приемов, характерных виду спорта, по которому проводится испытание [5].

В гимнастической дисциплине участники выполняли акробатическую комбинацию, которая оценивалась по двум параметрам: трудность исполнения и качество исполнения.

Критерий и методика оценки выполнения заданий были разработаны специально Центральной предметно-методической комиссией олимпиады. Максимально возможная оценка, как у юношей, так и у девушек составляла 20,0 баллов. За каждое неисполненное упражнение снималась «стоимость» этого упражнения (в баллах).

Оценка качества выполнения практического задания по баскетболу складывалась из двух параметров: времени, затраченного школьником на выполнение всего конкурсного испытания, и штрафного времени (за нарушения техники выполнения отдельных приемов).

Результаты и их обсуждение. Анализ полученных данных показал слабый уровень прыжковой подготовки школьников. Эти упражнения вызвали трудность у школьников (табл. 1, 2).

Таблица 1

Основные ошибки выполнения элементов гимнастики (юноши)

№ п/п

Ошибки выполнения

Сбавки в %

1.

Недостаточная высота полетной фазы прыжков, искажение рабочей осанки

38

2.

Отсутствие слитности, неоправданные задержки и паузы между элементами

26

3.

Сильное искажение обязательного элемента

19

4.

Недостаточная фиксация статических элементов

9

5.

Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом

8

 

Таблица 2

Основные ошибки выполнения элементов гимнастики (девушки)

№ п/п

Ошибки выполнения

Сбавки в %

1.

Отсутствие слитности, неоправданные задержки и паузы между элементами

31

2.

Недостаточная высота полетной фазы прыжков, искажение рабочей осанки

27

3.

Сильноеискажение обязательного элемента

16

4.

Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом

14

5.

Недостаточная фиксация статических элементов

12

 

Юноши и девушки  допускают одинаковые ошибки. Разница заключается только в их количестве. Основной причиной выявленных ошибок служит недостаток развития мышечной памяти.

Самыми распространенными ошибками были ошибки приземления и недостаточной фиксации статических элементов. Чтобы избежать их, необходимо иметь хорошую мышечную систему.

Больше всего ошибок в практических заданиях по баскетболу связано с непопаданием мяча в кольцо (табл. 3,4).

Таблица 3

Основные ошибки выполнения практического задания по баскетболу (юноши)

№ п/п

Ошибки выполнения

Сбавки в %

1.

Непопадание мяча в кольцо

38

2.

Нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение)

17

3.

Выполнение ведения не той рукой (оговаривается правилами выполнения испытания)

16

4.

Обводка стойки не с той стороны

15

5.

Сбивание стойки и пропуск обводки одной из стоек

14

 

Таблица 4

Основные ошибки выполнения практического задания по баскетболу (девушки)

№ п/п

Ошибки выполнения

Сбавки в %

1.

Непопадание мяча в кольцо

27

2.

Нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение)

25

3.

Обводка стойки не с той стороны

18

4.

Выполнение ведения не той рукой (оговаривается правилами выполнения испытания)

18

5.

Сбивание стойки и пропуск обводки одной из стоек

12

 

У девушек, в отличие от юношей, также распространенной явилась ошибка нарушения правил техники ведения мяча.

Умение точно бросить мяч в корзину зависит от многих факторов: глазомера, технических навыков, силы основных мышечных групп, умения хорошо координировать свои движения. Существенную роль играют и психологические факторы: нервозность, недостаток решимости, торопливость и т.п. Девушки более эмоциональны, чем юноши, поэтому этот фактор очень сказывался в умении точно бросить мяч в корзину.

Среди остальных ошибок, которые были допущены участниками олимпиады, явилось недостаточное разнообразие условий применения того или иного приема, который стимулирует формиро­вание и совершенствование способов его выполнения. 

Результаты выступлений юношей и девушек по двум видам практических испытаний представлены в таблице 5.

Таблица 5

Итоговые результаты по практическим испытаниям школьников

 

Юноши

Девушки

Зачетный балл по баскетболу

31,9±0,08

29,8±0,09

Зачетный балл по гимнастике

15,5±0,07

15,4±0,08

Итоговый балл

47,4±0,08

45,2±0,08

 

Как видим, у юношей  зачетные и итоговые баллы выше, чем у девушек.  Это объясняется более развитой мышечной системой у них.

Заключение. В процессе исследования было установлено, что зачетные баллы по всем видам испытаний у юношей выше. Они более выносливы, чем девушки, и более уверены в своих силах, проявляя при этом спокойствие, так необходимое на пути к победе.

Существенное влияние на правильное исполнение элементов гимнастики оказывает уровень прыжковой подготовки, а баскетбола – уровень координационных способностей.  При организации уроков физической культуры эти факторы необходимо учитывать.

Гимнастика к тому же имеет определенные требования к развитию физических качеств. К примеру, в акробатической комбинации необходимо присутствие силы, гибкости и координации. Уровень развития этих качеств сказывается на выполнении гимнастических упражнений. В связи с этим школьниками были допущены грубые, средние и мелкие ошибки.

К грубым ошибкам было отнесено выполнение комбинаций без четкого начала или окончания. К средним ошибкам относилось невыполнение общей детали техники упражнения, значительное разведение ног и др. К мелким ошибкам относились ошибки, связанные с деталями техники.

Проанализировав результаты выступления  школьников, можно предложить следующие рекомендации для более эффективной  их подготовки к участию в олимпиаде на всех ее этапах и устранения некоторых ошибок:

  1. При разучивании упражнений необходимо соблюдать гимнастический стиль их выполнения.
  2. При управлении поворотом на необходимый угол, необходимо добиваться должного угла поворота в упражнении.
  3. При выполнении упражнений на равновесие надо добиваться устойчивости и правильного положения тела.
  4. Для развития прыгучести необходимо вводить на уроки физической культуры как можно больше прыжковых упражнений. При этом ограничить высоту прыжков и научить детей мягче приземляться, так как у них выражен недостаточный уровень проявления мышечной силы нижних конечностей. Следует также обратить внимание на дозировку этих упражнений, так как вегетативные функции у детей отстают от развития моторики. В связи с учащением дыхания при прыжках, упражнения должны использоваться в правильном сочетании дыхания и двигательных действий.
  5. Для развития точности броска в баскетболе на уроках по физической культуре необходимо использовать упражнения с мячом в эстафетах и подвижных играх.
  6. Для поддержания психофизиологического состояния организма детей в пределах нормы необходимо грамотно сочетать упражнения высокой интенсивности со средней и низкой.

Библиографическая ссылка

Гладенкова В.П., Жмыхова А.Ю., Шишкина Ю.П., Лобанова Ю.О. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26950 (дата обращения: 23.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252