Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Кардангушева А.М. 1 Сабанчиева Х.А. 1 Шугушева З.А. 3 Бекулова И.Х. 2 Сантикова Л.В. 3
1 ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
2 ФКУЗ «Санаторий им. С.М.Кирова» ФСИН России
3 ГБУЗ «ЦРБ» г.о. Баксан и Баксанского муниципального района
Целью исследования явилась оценка состояния здоровья студентов медицинского факультета Кабардино-Балкарского государственного университета для разработки профилактических мер. В 2017 г. стандартными эпидемиологическими методами обследованы 266 студентов в возрасте 18-26 лет (средний возраст 20,6±3,7 года). Результаты исследования позволили получить объективную информацию об условиях и образе жизни студентов медицинского факультета. Сравнение результатов нашей работы с аналогичными исследованиями, проведенными в других регионах страны, выявило как общие характеристики образа жизни студентов медицинских специальностей, так и особенности, присущие студентам-медикам нашей республики. Для современных студентов характерны напряженный ритм обучения, высокая учебная нагрузка, нарушения режима дня, нерациональное питание и использование свободного времени, высокая распространенность хронических заболеваний и отрицательная динамика состояния здоровья в процессе обучения, низкий уровень медицинской активности. К региональным особенностям можно отнести проживание наших студентов преимущественно с родителями, чем, по всей видимости, и объясняется низкий процент студенческих браков; невысокую распространенность регулярного курения и алкоголизации среди студентов-медиков при высокой распространенности пассивного курения и курения кальяна. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке и реализации программ, направленных на совершенствование медицинского сопровождения образовательного процесса.
студенты
факторы риска
здоровье
образ жизни
профилактика
1. Поздеева Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи: автореф. дис. … д-ра мед. наук. – М., 2008. – 45 с.
2. Нефедовская Л.В. Состояние и проблемы студенческой молодежи / под ред. В.Ю. Альбицкого. - М.: Литтера, 2007. - 192 с.
3. Кучма В.Р., Кардангушева А.М., Эльгарова Л.В. и др. Здоровье школьников и студентов: новые возможности профилактической медицины в образовательных организациях. - М.: ФГБУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. - 276 с.
4. Баланова Ю.А., Имаева А.Э., Концевая А.В. и др. Эпидемиологический мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении на региональном уровне. Методические рекомендации / под ред. С.А. Бойцова. - М., 2016. – 111 с.
5. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья населения. - Женева: ВОЗ, 2010. - 58 с.
6. Здоровое питание. Информационный бюллетень N°394. - 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.who.int/mediаcentre/fаctsheets/fs394/en/ (дата обращения: 15.08.2017).
7. Instrument Question-by-Question Guide. The WHO STEPwise аpproаch to chronic disease risk factor surveillance (STEPS). – URL: http: //www.who.int/chp/steps (accessed August, 15, 2017).
8. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STАTISTICА. - М.: МедиаСфера, 2002. - 312 с.
9. Зволинская Е.Ю., Кимициди М.Г., Александров А.А. Распространенность некоторых модифицируемых факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди студенческой молодежи // Терапевтический архив. - 2015. - № 1. - С. 57-63.

Ухудшение состояния здоровья населения России связано не только с социально-экономическими и экологическими факторами, медицинским обеспечением, но и с безответственным отношением людей к своему здоровью [1]. Вместе с тем усиление профилактической направленности в современном обществе предусматривает увеличение ответственности человека за свое здоровье. Отношение к здоровью является одним из значимых составляющих культуры общества. Формирование самосохранительного поведения наиболее перспективно в образовательных организациях, где обучение реализуется в тесной связи с воспитанием [2; 3]. Эффективность подобной работы обусловлена тем, что в образовательных учреждениях сосредоточена наиболее динамичная часть общества – обучающиеся, находящиеся на пути биологического, психологического созревания, усваивающие образовательные, профессиональные и культурные компетенции, а также систему ценностных ориентаций. Данная социальная группа наиболее восприимчива к различным формирующим и обучающим воздействиям, а также располагает базой для проявления осознанной индивидуальной активности в формировании образа жизни. Эффективность формирования навыков здорового образа жизни у студентов определяет уровень их здоровья, а значит и возможность профессионального становления и личностной реализации в последующем. Слагаемыми здорового образа жизни студентов являются оптимальная организация учебного процесса, адекватная продолжительность сна и отдыха, оптимальная физическая активность, качественное питание, отсутствие вредных привычек и здоровая психологическая атмосфера в их социальном окружении [1; 3]. Особую актуальность вопросы сохранения здоровья приобретают среди студентов медицинских вузов. Известно, что обучение медицинским специальностям сопровождается высокими психологическими, эмоциональными, физическими и интеллектуальными нагрузками, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья [1; 2]. К настоящему времени исследований условий и образа жизни студентов медицинских специальностей недостаточно, а потребности в этих исследованиях высоки во всех регионах России. В Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ) в 2011 г. проведена медико-социальная оценка здоровья студентов медицинского факультета [3]. Однако необходимые для планирования медицинского сопровождения учебного процесса данные о состоянии здоровья студентов с учетом поведения их в области здоровья требуют перманентного мониторинга. Последнее обусловлено динамичностью этих процессов и зависимостью их от условий жизнедеятельности студентов. Именно поэтому целью настоящего исследования явилась оценка состояния здоровья студентов медицинского факультета КБГУ для разработки профилактических мер.

Материалы и методы. В 2017 г. обследовали 266 студентов третьего курса медицинского факультета в возрасте 18-26 лет. Средний возраст обследованных составил 20,6±3,7 года. Скрининг содержал анкетный опрос, включающий паспортные данные, уровень образования, условия проживания, сведения о работе и уровне доходов, семейное положение, сведения о наследственности и наличии хронических заболеваний, о курении и употреблении алкоголя, об уровне физической активности и пищевых привычках [4]. Физическую активность оценивали по Globаl Questionnаire on Physicаl Аctivity [4]. В группу лиц с низкой физической активностью относили студентов, чья физическая активность средней интенсивности была менее 150 минут в неделю, или физическая активность высокой интенсивности менее 75 минут в неделю [5]. Статус питания оценивали по критериям Всемирной организации здравоохранения [6]. Курившими считали лиц, выкуривающих не менее одной сигареты в день. Степень выраженности употребления алкоголя определяли по употреблению чистого этанола в граммах в неделю [7]. Статистический анализ данных провели с использованием программы STАTISTICА 6.0 (StаtSoft Inc, США) [8]. Результаты представили как среднее и его стандартное отклонение для непрерывных переменных и как доля (в процентах) - для категориальных переменных. За критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Распределение студентов по полу и месту проживания представлено в таблице. Девушек было больше (76%), чем юношей (24%, р<0,0001), независимо от места проживания. Городских жителей (60,5%) было больше, чем сельских (39,5%, р<0,001).

Характеристика обследованных студентов по полу и месту проживания

 

Юноши

Девушки

 

абс.

%

абс.

%

Город

33

51,6

128

63,4

Село

31

48,4

74

36,6

Всего

64

100

202

100

 

По полученным в нашем исследовании данным, 95,4% юношей не женаты и 93,6% девушек не замужем. Большая часть опрошенных нами студентов (98,4% юношей и 96% девушек) имели среднее образование, лишь 1,6% юношей и 2,5% девушек – среднее специальное и 1,5% девушек - высшее. Большинство опрошенных студентов оценили уровень годового дохода как средний (73,9% юношей и 76,5% девушек) и высокий (18,5% юношей и 15,3% девушек). Лишь 4,6% юношей и 2,3% девушек сообщили о низком уровне доходов. Анализ условий проживания студентов во время учебы показал, что 14,1% юношей и 5% девушек проживают в общежитии, 14,1% юношей и 19,8% девушек – в съемных квартирах, 12,5% юношей и 8,9% девушек - в своих квартирах, 59,4% юношей и 66,3% девушек – с родителями. При этом о наличии отдельного рабочего места для подготовки к занятиям сообщили 60,3% юношей и 64,6% девушек. Более чем у трети опрошенных (39,7% юношей и 35,4% девушек) не было своего рабочего места. Сравнение полученных нами данных с результатами обследования студентов других регионов показало, что количество проживающих с родителями студентов у нас несколько выше, чем в больших городах [2; 9]. Это связано с удобной транспортной логистикой между г. Нальчик, где располагается КБГУ, и населенными пунктами республики, где проживают 39,5% опрошенных нами студентов. Студенты приезжают на занятия утром и возвращаются домой во второй половине дня.     

Проведенный нами опрос выявил ряд существенных нарушений в режиме дня студентов. Прежде всего, это касается режима сна. Продолжительность сна опрошенных нами юношей и девушек статистически значимо не различалась и составила 6,9±2,7 часа у юношей и 6,6±1,4 часа у девушек. Продолжительность сна менее 8 ч отметили у себя 77% юношей и 74,9% девушек. Допустимым суточным минимумом ночного сна ВОЗ считает 6-часовой промежуток времени. У 24,3% девушек и 25% юношей продолжительность сна была менее 6 часов. При этом учебная нагрузка оказалась высокой и составила 7,4±3,4 часа в день у юношей и 9,0±3,5 часа у девушек (р<0,01). Основная часть опрошенных (84,6% юношей и 79,3% девушек) посвящала учебе более 6 ч в день. Учебу с работой совмещали 26,2% юношей и 5,5% девушек (р<0,0001). Среди работающих студентов 28,6% юношей и 25% девушек работали более 24 часов в неделю.

Актуальными проблемами в ряде регионов страны являются распространенность курения и употребление алкоголя среди молодежи [2; 9]. В нашей республике среди будущих врачей невысокая распространенность как курения, так и употребления спиртных напитков [3]. В нашем исследовании ежедневно курили 14,1% юношей и лишь 1% девушек (р<0,0001), что существенно не отличается от распространенности курения среди их ровесников в 2011 г. [3]. Заслуживает внимания, что в 2017 г. в отличие от 2011 г. курение сигарет зафиксировано лишь у 44,4% курящих юношей, а употребление курительных смесей для кальяна имело место у 55,6% юношей и у всех курящих девушек. Средний возраст приобщения к курению у наших студентов составил 18,2 года, что выше, чем в некоторых регионах России [1; 2; 9]. Наряду с ростом за последние шесть лет курильщиков кальяна мы зафиксировали высокую распространенность пассивного курения: 55,4% юношей и 24,6% девушек (р<0,0001) являются пассивными курильщиками. Спиртные напитки никогда не употребляли 64,6% юношей и 86,7% девушек (р<0,0001). Все студенты, употребляющие алкоголь, относились к категории умеренно пьющих, из числа которых в течение последнего месяца спиртные напитки употребляли 34,8% юношей и 33,3% девушек, а в течение последней недели - лишь 3,7% девушек. Малоподвижный образ жизни является одним из ведущих факторов риска неинфекционных заболеваний во всем мире [4; 5]. Вместе с тем изучение уровня физической активности представляет трудности из-за отсутствия единых методик и критериев оценки. Использование различных методов оценки физической нагрузки приводит к противоречивым данным. На сегодняшний день эксперты ВОЗ [5] рекомендуют применять Globаl Questionnаire on Physicаl Аctivity. С помощью этого опросника низкую физическую активность мы выявили только у девушек, среди которых ее частота составила 18,8%.

Заслуживают внимания особенности питания студентов. Так, 96,0% девушек и 93,8% юношей потребляли менее 5 порций овощей и фруктов в день. Частота потребления в неделю пищи, приготовленной вне дома, у юношей составила 4,5±2,1, а у девушек - 4,3±1,5. Причем пищу, приготовленную вне дома, 5-10 раз в неделю принимали 47,7% девушек и 54,5% юношей.

Семья играет важную роль в формировании поведенческих привычек детей. Усвоенные в детстве стереотипы поведения и отношение к своему здоровью молодые люди переносят во взрослую жизнь, а в последующем и во вновь создаваемые семьи. В нашем исследовании высшее образование имели матери 54,7% юношей и 63,2% девушек и отцы 53,3% юношей и 63,2% девушек. Известно влияние здоровья родителей на формирование здоровья детей. У 34,4% юношей и 68,3% девушек (р<0,0001) выявили отягощенную наследственность по различным хроническим неинфекционным заболеваниям.

В современном обществе все большая роль отводится личной ответственности человека за свое здоровье. Одним из наиболее значимых показателей отношения индивидуума к здоровью является субъективная оценка им своего физического и психического состояния. С одной стороны, самооценка состояния рассматривается как показатель здоровья, а с другой – как критерий самосохранительного поведения. Более половины студентов КБГУ (65,1% юношей и 82,1% девушек, р<0,01) оценили свое здоровье как «хорошее», 31,7% юношей и 12,3% девушек (р<0,001) – как «отличное», лишь 3,2% юношей и 5,6% девушек – как «плохое». При этом о наличии различных заболеваний у себя сообщили 23,4% юношей и 38,6% девушек.  Причем у 26,7% юношей и 6,4% девушек (р<0,0001) из числа студентов, осведомленных о наличии у них того или иного заболевания, имеется более одного заболевания. Несоответствие самооценки состояния здоровья студентами уровню их здоровья характеризует студенческую популяцию, что подтверждают как наши исследования [3], так и исследования, реализованные в других регионах [1; 2].

Таким образом, проведенное исследование позволило получить реальную картину условий и образа жизни студентов-медиков КБГУ. Анализ данных литературы и сравнение результатов нашей работы с аналогичными исследованиями в других регионах выявило как общие характеристики образа жизни студентов медицинских специальностей, так и особенности, присущие студентам-медикам нашей республики. Так, студенты-медики большинства регионов проживают в комфортных условиях. Для современных студентов характерны напряженный ритм обучения, высокая учебная нагрузка и связанные с ними значительные нарушения режима дня, нарушение питания, нерациональное использование свободного времени, высокая распространенность хронических заболеваний и отрицательная динамика состояния здоровья в процессе обучения, низкий уровень медицинской активности. К региональным особенностям можно отнести проживание студентов КБГУ преимущественно с родителями, чем, по всей видимости, и объясняется низкий процент студенческих браков. Наряду с этим заслуживает внимания невысокая распространенность регулярного курения и алкоголизации среди студентов-медиков нашей республики при высокой распространенности пассивного курения и курения кальяна среди них. Последнее связано с распространением культуры кафе и ресторанов, где совместное курение кальяна является популярным времяпрепровождением среди молодых людей. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке и реализации программ, направленных на совершенствование медико-профилактического обеспечения студентов.


Библиографическая ссылка

Кардангушева А.М., Сабанчиева Х.А., Шугушева З.А., Бекулова И.Х., Сантикова Л.В. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26991 (дата обращения: 23.04.2019).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252