Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АВТОНОМНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В XXI ВЕКЕ

Голошумова Г.С. 1 Чернова О.Е. 2 Тимиров Ф.Ф. 3 Ежов К.С. 4
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
2 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
3 Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»
4 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
В данной статье рассматриваются сущность автономности студентов и ее структура (мотивационный, личностный и компетентностный компоненты). По мнению авторов, автономность представляет собой способность личности осознанно осуществлять свою образовательную деятельность, рефлексировать и адекватно ее оценивать, накапливая положительный опыт, конструктивно взаимодействовать с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности, принимая на себя ответственность за процесс и продукт данной деятельности. Авторами разработаны критерии (побудительный, прикладной, психический) и показатели сформированности автономности, а также шкала оценки уровней сформированности компонентов автономности студентов (А - полностью сформирован, B - частично сформирован, C - слабо сформирован, D - не сформирован). В статье обоснована значимость автономности в качестве ведущего принципа подготовки кадров в 21 веке. Предлагаемая концепция успешно апробирована в вузах различных регионов Российской Федерации.
автономность
образование в течение всей жизни
рефлексия
самооценка
мотивация.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.09.2017).
2. Голошумова Г.С. Подготовка научно-педагогических кадров в системе высшего экономического образования [Текст]/ Г.С. Голошумова, Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1. – С. 18-26.
3. Holec H. Autonomy and Foreign Language Learning [Текст]: Pergamon Press, 1979. – 53p.
4. Little D. Learner Autonomy [Текст]. Dublin, 1991. – 154 p.
5. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии [Текст] / Н.Ф. Коряковцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –192 с.
6. Цывкунова Е.А. Формирование автономности студента лингвистического вуза на основе междисциплинарного взаимодействия учебных курсов (Английский и латинский языки) [Текст]: дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2002. – 203 с.
7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студ. пед. вузов и учителей [Текст]/ Е.Н. Соловова. − M.: АСТ: Астрель, 2008. – 55 с.
8. Голошумов А.Ю. Пути и средства оптимизации информационного образовательного пространства [Текст] / А.Ю. Голошумов, Г.С. Голошумова [и др.] // Вестник УРАО. – 2016. – № 2. – С. 26-30.
9. Гавриленко Н.Н. Программа дополнительного профессионального образования «Переводчик по направлениям и специальностям инженерного факультета» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web-local/rudn/ru/web-local/kaf/rj/index.php?id=36 (дата обращения: 15.09.2017).
10. Голошумов А.Ю. Пути и средства активизации творческой деятельности личности в условиях модернизации образования [Текст]/ А.Ю. Голошумов, Г.С. Голошумова, П.С. Ефимова // Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции; Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т; отв. ред. В.А. Кручинин. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2014. – С. 199-204.

После подписания Россией Болонской Декларации в 2003 году возникла острая необходимость модернизации высшего образования для подготовки конкурентоспособных кадров.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает пути и способы достижения данной цели. В частности, в нем (ч. 4, ст. 48) говорится о том, что педагогический работник обязан «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности…» [1],  а в ч. 3 ст. 2 сказано, что «обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни», т.е. задача современной высшей школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся личностные смыслы, которые будут способствовать становлению специалиста, готового работать автономно, что в свою очередь активизирует в вузе «инновационный поиск образовательных стратегий, консолидацию образовательных ресурсов, целевое взаимодействие всех  субъектов образовательного  пространства»[2, c. 25].

Актуальность данной проблемы обусловила цель нашего исследования, заключающегося в разработке методики формирования автономности студентов и апробации теоретических положений на практике.

В трудах отечественных и зарубежных ученых (Х. Холек, Д. Литтл, Н.Ф. Коряковцева, Е.А. Цывкунова  и др.) термин «автономность» трактуется по-разному.

По мнению Х. Холека: «автономность – умение брать на себя ответственность за свою учебную деятельность относительно всех аспектов этой деятельности, а именно: установление целей, определение содержания и последовательности, выбор используемых методов и приемов, управление процессом овладения, оценка полученного результата» [3, с. 3].

По мнению Д. Литтла, «автономность – это способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений. Данная способность включает в себя и одновременно предопределяет тот факт, что учащийся вырабатывает определенное психологическое отношение к процессу и содержанию учебной деятельности». Эта способность проявляется не только в том, как человек учится, но и в том, как он переносит приобретенные знания и умения в более широкие контексты [4, c. 17].

 Н.Ф. Коряковцева считает, что широкое понимание автономии студента в учебной деятельности предполагает следующие параметры:

  • Деятельностный: владение стратегиями и приемами учебной деятельности и управление ею от постановки цели до оценки результата в соответствии со своими потребностями;
  • Личностные параметры: способность к критической рефлексии, к принятию ответственных решений относительно всех этапов учебной деятельности, к переносу опыта учебой деятельности в новые учебные ситуации, гибкость в различных учебных контекстах [5].

В своей работе Е.А. Цывкунова определяет автономность как «способность, желание и готовность студента самообучаться, взять на себя ответственность и эффективность своего обучения во время пребывания в учебном заведении, а также приобрести умения и навыки, позволяющие осуществлять самообразование и самосовершенствование после окончания учебы в вузе» [6, с. 68].

Е.Н. Соловова пишет о необходимости формирования готовности обучающихся к учебной автономности, в основе которой лежит способность концентрировать внимание на целях и задачах образования, самому управлять процессом образования, контролировать и оценивать динамику своего развития, не терять уверенности в собственных силах в случае неудач и т.д. [7].

Различие позиций отечественных и зарубежных ученых проявляется в определении роли преподавателя и учебного заведения в формировании автономности. Западные исследователи считают, что в условиях полной автономности студент несет всю ответственность за свое дальнейшее обучение, что подразумевает непричастность преподавателя или учебного заведения.

Однако, на наш взгляд, данный подход не сможет применяться в России в ближайшем будущем, т.к. противоречит российской ментальности.

Мы под термином «автономность» подразумеваем способность личности осознанно осуществлять свою образовательную деятельность, рефлексировать и адекватно ее оценивать, накапливая положительный опыт, конструктивно взаимодействовать с образовательной средой и субъектами образовательной деятельности, принимая на себя ответственность за процесс и продукт данной деятельности.

Для простоты оценки сформированности автономности студентов мы можем выделить следующие компоненты автономной деятельности: мотивационный, личностный и компетентностный.

Мотивационный компонент содержит  мотивы автономной деятельности; потребность к самообразованию;  потребность в овладении умениями, навыками и способами автономной деятельности.

Личностный компонент автономной деятельности студентов вуза подразумевает наличие адекватной самооценки; умственных свойств, выступающих в качестве основы учебных действий; качеств-привычек, способствующих повышению эффективности самостоятельной деятельности (трудолюбие, общая организованность, тайм-менеджмент и т.д.); психических свойств личности (память, внимание и т.д.), необходимых для эффективного выполнения автономной работы.

Компетентностный компонент включает в себя знания, умения и навыки целеполагания и самостоятельного нахождения способов их достижения, планирования  и организации своей автономной работы; самоконтроль, самоанализ и корректировку своей деятельности; владение способами работы с информацией; использование интерактивных компьютерных технологий, которые в современном образовательном процессе  «из ряда вспомогательных средств переместились в состав основных и стали одним из необходимых условий» для организации автономной работы [8, с. 26].

Также мы предлагаем оценивать сформированность автономности студентов  по следующим критериям и показателям (табл.1).

Таблица 1

Критерии и показатели определения сформированности автономности студентов

Критерии

Показатели

Побудительный

– сформированность мотивов  автономной деятельности;

–  наличие потребности к автономной деятельности; 

– личная значимость автономности и независимости. 

Прикладной

– умение самостоятельно планировать и организовывать свою автономную работу;

– владение способами работы с информацией;

– умение ставить цели и самостоятельно находить способы их достижения;

– умение использовать интерактивные компьютерные технологии при решении задачи развития навыков автономной работы ;

 – умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и корректировку своей автономной работы;

− умение осуществлять рефлексию своей автономной деятельности.

Психический

наличие адекватной стабильной самооценки;

− наличие развитых аналитических способностей;

− трудолюбие, высокая организованность, пунктуальность, ответственность;

− развитые память и внимание.

 

В таблице 2 представлена шкала оценки уровней сформированности компонентов автономности студентов.

Таблица 2

Уровни сформированности компонентов автономности студентов

Уровни

Компоненты

Личностный

A

− обладает адекватной стабильной самооценкой своих способностей, знаний, умений и навыков;

− трудолюбив; пунктуален, ответственен;

− организован, умеет хорошо спланировать свое время и распределять задачи, расставлять приоритеты;

− прекрасно развитые память и внимание;

− блестящие аналитические способности;

−в полной мере сформированные умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы.

B

− самооценка своих способностей, знаний, умений, навыков достаточно адекватна, но не всегда стабильна;

− в большинстве случаев трудолюбив, пунктуален, ответственен;

− как правило, умеет спланировать свое время, организовать работу, распределить задачи, расставить приоритеты;

− хорошо развитые оперативная и долгосрочная память и внимание;

− хорошие аналитические способности;

− достаточно сформированные умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы.

C

− самооценка своих способностей, знаний, умений, навыков недостаточно адекватна и часто не стабильна, плавающая;

− может быть трудолюбивым, пунктуальным и ответственным, но не часто проявляет эти свойства;

− редко занимается планированием, распределением задач и расстановкой приоритетов, не всегда может организовать свою работу;

− иногда появляются проблемы с запоминанием информации и вниманием, не всегда может сконцентрироваться на предмете в течение определенного времени;

− посредственные аналитические способности;

− средний уровень сформированности умений анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы.

D

− самооценка неадекватна (чрезмерно завышена или занижена), не способен реалистично оценить свои способности, знания, умения, навыки;

− не отличается трудолюбием, пунктуальностью и ответственностью, не готов самостоятельно отвечать за результаты своей работы, склонен в неудачах винить других людей или обстоятельства;

− имеет слабое представление об организации своей  работы, планировании  времени, распределении задач и расстановки приоритетов, склонен все оставлять на последний день;

− имеются проблемы с запоминанием информации (не развита  оперативная память, проблемы с продуктивностью памяти (объем, быстрота, точность, длительность, готовность)); имеются проблемы с вниманием (как произвольным, так и после произвольным);

− плохо развиты аналитические способности;

− слабо сформированы умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, делать выводы.

Продолжение Таблицы 2

Уровни

Мотивационный

A

−  в полной мере сформированные мотивы автономной деятельности; 

− очень высокая потребность в овладении способами автономной работы;

 −  высокая потребность в достижении личных результатов посредством автономной работы.

B

− достаточно сформированные мотивы автономной деятельности;

 − высокая потребность в овладении способами автономной деятельности;

− готов совершенствовать навыки автономной работы.

C

−  неустойчивые мотивы автономной деятельности;

 − слабая потребность в овладении способами автономной деятельности;

− слабая личная заинтересованность в формировании навыков автономной работы.

D

− слабо сформированные мотивы автономной деятельности;

− нет потребности к автономной работе;

−  не осознается личная значимость наличия навыков автономной работы.

 

Компетентностный

A

−  успешно планирует и организует свою автономную работу;

− в полной мере владеет способами поиска, сбора и обработки информации;

− в полной мере сформированы умения ставить цели и  находить способы решения самообразовательных задач;

− в полной мере владеет навыками использования интерактивных компьютерных технологий   при достижении самообразовательных целей; 

− в полной мере осуществляет самоконтроль, самоанализ и корректировку своей  автономной деятельности;

− в полной мере осуществляет рефлексию своей автономной деятельности.

B

− умеет самостоятельно планировать и организовывать свою автономную работу;

− достаточно владеет способами поиска, сбора и обработки информации;

− достаточно сформированы умения ставить цели и  находить способы решения поставленных задач;

− достаточно владеет навыками использования интерактивных компьютерных технологий; 

− достаточно умеет осуществлять самоконтроль, самоанализ и корректировку своей автономной работы;

 осуществляет рефлексию своей автономной  деятельности.

C

− при помощи руководителя может запланировать и организовать свою автономную деятельность;

− слабо владеет методами поиска, сбора и обработки информации;

−  может  находить способы решения этапов поставленных задач;

− недостаточно владеет навыками использования интерактивных компьютерных технологий при достижении поставленных целей;

−  проявляет элементы самоконтроля и самоанализа, может частично скорректировать свою автономную деятельность;

− появляются первые признаки рефлексии своей автономной деятельности.

 

Продолжение Таблицы 2

Уровни

Компетентностный компоненты

D

− не умеет самостоятельно планировать и организовывать свою автономную работу;

−  очень слабо владеет способами поиска, сбора и обработки информации;

− при помощи руководителя может ставить цели и  находить способы решения поставленных задач по образцу;

− начальные умения использовать единичные интерактивные компьютерные технологии;

-редко осуществлять самоконтроль;

-очень слабые умения осуществлять рефлексию и корректировать свою автономную деятельность.

 

На основе вышесказанного мы можем выделить следующие направления формирования автономности студентов:

  • формирование у студентов адекватных мотивов для автономного обучения;
  • формирование и развитие умственных свойств, выступающих в качестве основы учебных действий (сравнение, обобщение, абстракция и т.д.);
  • формирование адекватной самооценки своей автономной деятельности;
  • формирование качеств-привычек, способствующих повышению эффективности автономной деятельности (трудолюбие, общая организованность, тайм-менеджмент и т.д.);
  • формирование и развитие в процессе автономной работы психических свойств личности (память, внимание и т.д.), необходимых для ее эффективного выполнения.

Данные положения по формированию автономности студентов были апробированы в ряде вузов Москвы, Нижнем Тагиле и Екатеринбурге в 2015–2017 гг. и получены положительные результаты.

Например, в Российском университете дружбы народов была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию автономности  с участием 80 студентов, обучающиеся по Программе «Переводчик по направлениям и специальностям инженерного факультета» (английский язык) [9].

До начала обучения было проведено анкетирование и тестирование в контрольной и опытно-экспериментальной группах для оценки уровня сформированности всех компонентов автономной деятельности.

Разработка материалов констатирующего и итогового срезов проводилась с опорой на следующие положения: успешность процесса обучения неразрывно связана с формированием мотивации к получению знаний и приобретению определенного комплекса умений; осознание студентом себя как полноправного участника процесса обучения, несущего ответственность за результаты обучения, возможность самостоятельно ставить цели, планировать свою работу, оценивать достижение поставленных целей и задач что значительно повышает мотивацию и способствует развитию автономности обучаемых [10].

Были получены следующие результаты (табл.3-6).

Таблица 3

Уровни сформированности мотивационного, личностного и компетентностного компонентов автономности контрольной группы на констатирующем (КГ1) и итоговом (КГ2) этапах опытно-экспериментальной работы

Компоненты

А (5)

B(4)

C (3)

D (2)

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

Мотивацион-ный

41,5 %

37,89 %

34,97 %

33,67 %

17,31 %

19,81 %

 6,22 %

9,17 %

Личностный

18,95 %

21,31 %

49,34 %

 50 %

26,81 %

28,35 %

4,9 %

0,34 %

Компетентност-ный

26,34 %

29,31 %

33,45 %

35,68 %

21,54 %

23,14 %

18,67 %

 11,87 %

 

Таблица 4

Уровни сформированности мотивационного, личностного и компетентностного компонентов автономности опытно-экспериментальной группы на констатирующем (ОЭГ1) и итоговом (ОЭГ2) этапах опытно-экспериментальной работы

Компоненты

А (5)

B(4)

C (3)

D (2)

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

Мотивацион-ный

48,57 %

50 %

33,33 %

36,67 %

13,34 %

13,33 %

4,76 %

0 %

Личностный

20,95 %

60 %

51,43 %

33,33 %

22,94 %

6,67 %

4,67 %

0 %

Компетентност-ный

27,15 %

40 %

32,86 %

36,67 %

20 %

23,33 %

19,99 %

0 %

 

В Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина после проведения опытно-экспериментальной работы по формированию автономности с участием 50 студентов, обучающихся по Программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (английский язык), были получены сходные результаты.

Таблица 5

Уровни сформированности мотивационного, личностного и компетентностного компонентов автономности контрольной группы на констатирующем (КГ1) и итоговом (КГ2) этапах опытно-экспериментальной работы

Компоненты

А (5)

B(4)

C (3)

D (2)

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

КГ1

КГ2

Мотивационный

39,6 %

37,4 %

37,8 %

36,5 %

17,9 %

21,4 %

4,7 %

4,7 %

Личностный

17,4 %

20,3 %

46,8 %

48,1 %

29,3 %

30,6 %

6,5 %

1,0 %

Компетентност-ный

24,8 %

28,7 %

31,6 %

35,4 %

23,5 %

28,9 %

20,1 %

7,0 %

 

Таблица 6

Уровни сформированности мотивационного, личностного и компетентностного компонентов автономности опытно-экспериментальной группы на констатирующем (ОЭГ1) и итоговом (ОЭГ2) этапах опытно-экспериментальной работы

Компоненты

А (5)

B(4)

C (3)

D (2)

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

ОЭГ1

ОЭГ2

Мотивационный

38,7 %

48,4 %

35,4 %

38,6 %

16,3 %

13,0 %

  9,6 %

0 %

Личностный

16,9 %

46,6 %

45,4 %

50,1 %

27,3 %

3,3 %

10,4 %

0 %

Компетентностный

24,6 %

39,9 %

30,8 %

37,7 %

24,6 %

22,4 %

20,0 %

0 %

 

Полученные результаты были достигнуты за счет повышения мотивации к изучению курса, интерактивной работе, возможности самостоятельно планировать время учебы, большому количеству практических заданий, разнообразным обучающим тестам, дающим возможность неоднократно прорабатывать материал до полного его усвоения, грамотно составленной программе обучения, простоте в обучении, несмотря на сложность изучаемого материала.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что предлагаемая методика формирования автономности студентов вуза является эффективной и ее использование в учебном процессе правомерно.


Библиографическая ссылка

Голошумова Г.С., Чернова О.Е., Тимиров Ф.Ф., Ежов К.С. АВТОНОМНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В XXI ВЕКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27004 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252