Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Уткина Т.В. 1 Рыженкова Н.В. 2
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
2 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России С.А. Кислова»
Авторами статьи приводятся аргументы о необходимости изменения подходов к профориентационной работе в образовательных организациях, использования кластерного подхода, эффекта синергии при организации совместной работы организаций, заинтересованных в профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации учащихся. В статье рассматриваются значимость и перспективность организации образовательного кластера «школа – наука – технологии – предприятия» для решения проблемы профессионального самоопределения учащихся. Авторы выделили основные характеристики образовательного кластера, ориентированного на развитие склонностей, способностей и интересов обучающихся, их социального и профессионального самоопределения с учетом потребностей рынка труда. В работе приведено описание модели сетевого взаимодействия в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера. Практическая значимость статьи заключается в том, что в ней определены: условия активизации творческого потенциала обучающихся, развития их склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения.
профессиональное самоопределение
кластерный подход
образовательный кластер
сетевое взаимодействие
социальное партнерство
1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г., зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012 г., рег. № 24480 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/ 2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения 10.09.2017).
2. Калицкий Э.М. Труд, работа, профессия: образование как один из важнейших институтов общества / Э.М. Калицкий// Народная асвета. – 2008. – № 1. – С.12-35.
3. Осипова С.И., Рудницкий Э.А., Лощилова М.А. Продуктивное сетевое взаимодействие в контексте повышения качества инженерного образования / С.И. Осипова [и др.] // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3. – С. 543-547.
4. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С.Н. Чистякова // Педагогика. – 2005. – №1. – С.19-26.
5. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография / А.В. Смирнов. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 102 с.
6. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: дис. ... канд. пед. наук. – Казань, 2008. – 253 с.
7. Проскурина Т.Л. Образовательный кластер как региональная инновационная стратегия /Т.Л. Проскурина // Образовательные технологии. – 2011. – № 3. – С. 53–63.
8. Шайкина В.Н. Особенности построения жизненных стратегий студентами вуза / В.Н. Шайкина // Южно-Уральский государственный университет: материалы 65-ой Научной конференции. – 2013. – С. 237-240.
9. Чернявская Е.В. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сетевого обучения: монография /Е.В. Чернявская. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – 162 с.
10. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.] – М.: Федеральный институт развития образования. – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 38 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования устанавливает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы, одним из которых является: осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов [1].

Самоопределение учащихся не может быть осуществлено только в рамках предметного содержания школьного образования, предметному образованию необходима интеграция с дополнительным, которое является одним из определяющих факторов развития у учащихся социального и профессионального самоопределения. Самоопределение личности – это сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях, компонент выстраивания личностно-профессиональной и социальной траектории развития. Одна из особых форм самоопределения – профессиональное самоопределение [2]. Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся требует новых подходов к профориентационной работе в образовательных организациях с обязательным учетом потребностей рынка труда и образовательно-профессиональных запросов выпускников школ.Эффективным решением проблемы по поиску новых подходов является использование эффекта взаимодополняющей силы коллективности [3], т.е. консолидация всех организаций, заинтересованных в оказании помощи учащимся в их профессиональном самоопределении и профессиональной ориентации. Профессиональную ориентацию рассматривают как систему взаимодействия личности и общества, направленную на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры [4].

При организации совместной работы организаций, заинтересованных в профессиональном самоопределении и самореализации учащихся целесообразно использовать кластерный подход и через создание образовательного кластера осуществлять подготовку учащихся к профессиональному самоопределению. Под образовательным кластером понимают систему обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технология-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [5]. О.Е. Яворский при определении образовательного кластера наделяет его отличительными чертами – это создание условий для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования, поднятие престижа высококвалифицированных рабочих профессий, интеграция образования с наукой и производством [6]. Т.Л. Проскурина определила образовательный кластер как инновационную агломерацию, характеризующуюся географической концентрацией образовательных учреждений различного типа, специализирующихся в общей области деятельности (например, реализующих образовательные программы профильного уровня), развивающих взаимосвязи с инфраструктурными акторами, делающих вклад в собственную конкурентоспособность в соотношении с ключевыми аспектами региональной образовательной политики, тем самым способствуя развитию конкурентоспособности региона [7, с. 59].

Учитывая вышеизложенные определения, нами выявлены основные особенности, которые необходимо учесть при создании образовательного кластера, ориентированного на развитие склонностей, способностей и интересов обучающихся, их социального и профессионального самоопределения с учетом потребностей рынка труда: консолидация географически близких групп взаимосвязанных организаций в инновационной цепочке «школа – наука – технологии – предприятия», специализирующихся в общей области деятельности, вносящие вклад в собственную конкурентоспособность в соотношении с ключевыми аспектами региональной образовательной политики, тем самым способствуя совершенствованию образования в направлении подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению.

В качестве примера организации работы по профессиональному самоопределению учащихся в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера рассмотрим пример сетевого взаимодействия, созданного на базе одной из школ Челябинской области (МБОУ СОШ № 1 г. Коркино), являющейся региональной инновационной площадкой. В ходе реализации задач в рамках психолого-педагогической работы в МБОУ СОШ № 1 г. Коркино была проведена диагностика, которая позволила сделать вывод о том, что только у 39 % учащихся сформирована готовность к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности, у 49 % учащихся не выявлена уверенность в профессиональных предпочтениях, у 12 % учащихся отсутствуют представления о дальнейшем жизненном пути. В этой ситуации говорить о том, что школьное образование способствует профессиональному самоопределению учащихся, нельзя [8]. Несмотря на то, что общеобразовательная организация (МБОУ СОШ № 1 г. Коркино) реализовывала профориентационную деятельность при проведении различных мероприятий, в том числе и классных часов, достичь реального успеха в мотивации и подготовке выпускников к осознанному выбору профессии подобным образом не удалось. Для изменения ситуации школой были поставлена задача по организации работы в направлении создания инновационной цепочки «школа – наука – технологии – предприятия», способствующей совершенствованию образования в направлении подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению.

Успешная реализация поставленной задачи, обеспечивающая повышение у учащихся осознанного выбора будущей профессии стала возможной при разработке МБОУ СОШ № 1 г. Коркино модели сетевого взаимодействия в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера. При создании модели администрация и коллектив школы руководствовались работами Чернявской Е.В. по созданию организационных и педагогических условий сетевого взаимодействия в процессе профильного обучения в рамках социального партнерства [9], а также Концепцией организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования [10]. Для создания модели, обеспечивающей профессиональное самоопределение учащихся на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства необходимо: определить потребности современного рынка труда г. Коркино и региона в целом в специалистах и соотнести профессиональные намерения выпускников с этими потребностями; определить педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников на основе социального партнерства в условиях сетевого взаимодействия; совершенствовать систему обучения на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Школа в образовательном кластере выполняет роль центра по ориентированию обучающихся на производства региона. Основная задача школы при реализации кластерного подхода в условиях организации сетевого взаимодействия и социального партнерства заключается в показе учебными заведениями профессионального и высшего образования, предприятиями отрасли привлекательность их кооперации, которая должна обеспечить развитие их будущего кадрового потенциала, и как следствие – развитие экономики региона.

Образовательный кластер включает четыре подкластера, ориентированных как на внутришкольное взаимодействие, так и взаимодействие школы с организациями среднего и высшего профессионального образования, предприятиями города и области, организациями дополнительного образования. Каждый подкластер в образовательном кластере обеспечивает осуществление профессионального самоопределения учащихся как целостной системы в контексте выделенных направлений:

  1. Профессиональное просвещение (ознакомление учащихся с социальными аспектами выбора профессии, расширение кругозора об отраслях и профессиях, востребованных в регионе).
  2. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся к той или иной профессии.
  3. Организация профессиональных проб с целью отбора учащихся, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить ту или иную профессиональную модель поведения и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
  4. Интеграция урочной и внеурочной деятельности, которая должна органично соединить эти виды деятельности, избавить от случайности и стихийности в профориентационной работе.

Рассмотрим каждый подкластер. Первый подкластер представляет собой внутришкольную организацию психолого-педагогических условий, направленных на процесс профессионального самоопределения учащихся, и включает в себя организацию урочной деятельности и внеурочной профориентационной деятельности. Наиболее распространенными формами внеурочной деятельности стали межпредметные кружки (теоретико-прикладного направления), научно-технический клуб, малая академия, школьное многопрофильное конструкторское бюро. В рамках внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты (например, «Подготовка к антикоррозийной обработке с помощью очистки металлопроката дробью», «Высокоточная плазменная резка на машине с ЧПУ», «Обработка деталей на станках с ЧПУ», «Сварка металлоконструкций на автоматических сварочных машинах с ЧПУ», «Применение двухкомпонентных эмалей для антикоррозийной защиты», «Профессии, востребованные на предприятии»), конструируют и собирают приборы и оборудование, чертят схемы, изготавливают модели. В качестве эффективных форм профессиональной ориентации школьников зарекомендовали себя конкурсы профессионального мастерства, турниры смекалистых, участие в международном движении World Skills International, объединяющим конкурсы профессионального мастерства как для студентов техникумов, колледжей и вузов, так и для школьников (KidSkills).

В рамках этого подкластера проводятся научно-практические семинары по вопросам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся; конференция «Парад профессиональных предпочтений», ориентированная на профориентационную работу в рамках проектной деятельности учащихся; элективные курсы, имеющие профориентационную направленность, такие как: «Выбор профессии – выбор будущего. Шаги к успешной карьере», «Информационные системы и базы данных», «В мире ФЛЕШ» и др. Деятельность по организации профессионального самоопределения осуществлялась через различные формы работы: встречи – консультации, круглые столы, классные часы, работы в малых группах, тематические выставочные экспозиции «Твой выбор», «Куда пойти учиться?». Одно из важных направлений этого подкластера – работа с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам профессионального самоопределения учащихся. Работа с родителями показала, что они принимают активное участие в построении профессиональных планов своих детей, но вопросы выбора профессии и определения дальнейшего образования вызывают затруднения, как у учащихся, так и у их родителей. Это и определило необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи в подготовке детей к выбору будущей профессиональной деятельности. Для родителей в течение всего года проводится родительский всеобуч, который реализуется через общешкольные родительские собрания и школьный сайт.

Второй подкластер: взаимодействие школы с организациями высшего и среднего профессионального образования позволяет выстроить практико-ориентированную образовательную деятельность, что расширяет возможности социализации обучающихся, обеспечивает преемственность между общим, средним профессиональным и высшим образованием. Подкластер включает в себя реализацию проекта «Школьный университет» в рамках сотрудничества с ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» по программам Открытого молодёжного университета.

В рамках осуществления сетевого взаимодействия с ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум», ГБПОУ Коркинский филиал «Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли» проводятся научно-практические конференции, квесты, экскурсии по темам: «Современные технологии производства», «Европейские технологии для производства строительных материалов» и т.д. Специалисты предприятий являются руководителями и консультантами индивидуальных проектов обучающихся.

Для учащихся преподаватели ГБПОУ «Превомайский техникум промышленных материалов» проводят занятия по темам: «3Д-моделирование», «Введение в профессии «Электромеханик», «Сварщик», «Лаборант» и др., уроки технологии организованы на базе мастерских ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум».

Работа в подкластере выстроена таким образом, что организации и предприятия, в него входящие, получают выгоды от эффекта синергии, который возникает в процессе объединения усилий участников образовательного кластера. Одним из таких преимуществ является организация и проведение Дня профориентации «Двери в мир профессий», где каждый участник (организация) представляет стендовые презентации по направлениям своей деятельности. В рамках Дня профориентации в форме контрольной закупки ГБПОУ «Первомайский техникум промышленных материалов» проводит мастер-классы: «Экспертиза качества молочных продуктов», «Виртуальная механика» и «Умный дом. Применение компьютерных технологий». ГБПОУ «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли» организует мастер-классы: «Экспертиза качества мороженого», «Искусство украшения блюд «Карвинг», ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум» представляет мастер-классы «Фиксики» (компьютерные системы и комплексы) и «Спасская башня» (профессия строитель).

Третий подкластер включает в себя взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования привлекаются к таким мероприятиям, как конференция «Парад профессиональных предпочтений», День профориентации «Двери в мир профессий». Подкластер, ориентированный на взаимодействие с предприятиями города и области, центром занятости населения, дает возможность осуществлять профориентационную деятельность с учетом ситуации на рынке труда и динамики ее изменения.

Необходимо отметить, что деятельность каждого подкластера нацелена на определенный образовательный результат, который является результатом совместной деятельности все участников в инновационной цепочке «школа – наука – технологии – предприятия». Одним из результатов такой работы является создание электронного образовательного ресурса на официальном сайте образовательной организации «Виртуальная экскурсия в мир профессий». Ресурс включает интерактивную карту с изображением логотипов предприятий и компаний муниципалитета и региона в целом. Данный ресурс дает возможность перехода к описанию по каждому предприятию в следующих направлениях:

  1. Производственное содержание профессии: место и роль профессии в современном обществе и научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и результат (продукт) труда; особенности трудовой деятельности и способы ее развития; уровень механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии; взаимодействие с другими специальностями.
  2. Условия работы и требования к профессии: санитарно-гигиенические условия труда; возвратные ограничения и требования здоровью; профессиональные трудности, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека; влияние профессии на образ жизни работника; организация труда, система оплаты, отпуск.
  3. Проектирование подготовки учащихся к профессии: пути и способы получения профессии; связь профессиональной подготовки с предметными знаниями и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных компетенций, необходимых для адаптации при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Работа учащихся и родителей (законных представителей) с электронным образовательным ресурсом позволяет ответить на вопросы: Какие крупные предприятия есть в регионе? Какова организационная структура предприятия? Какие профессии востребованы на предприятии? Почему престижно работать на этом предприятии? Какими компетенциями должен обладать специалист предприятия? Где можно обучиться этим профессиям или специальностям? Ожидаемым результатом от работы с данным образовательным продуктом является формирование у учащихся представлений о требованиях к профессиям, получение навыков анализа значимости и перспективности профессий, способностей к сопоставлению их с собственными способностями и возможностями, а также осуществлению предварительного выбора профессии.

Главной особенностью рассматриваемого образовательного кластера на основе сетевого взаимодействия является ориентация социального партнерства на повышения качества подготовки выпускников школы для их будущей профессиональной деятельности, ориентированной на потребность в квалифицированных кадрах в регионе. Разработанная МБОУ СОШ № 1 г. Коркино модель сетевого взаимодействия в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера позволила:

  1. Повысить качества подготовки обучающихся на всех уровнях образования, через разработку и модернизацию учебных планов и основной образовательной программы образовательной организации, адаптированной в соответствии с запросами организаций среднего профессионального и высшего образования, предприятий; создать условия для взаимодействия школы с научно-педагогическими кадрами организаций среднего профессионального и высшего образования, специалистами предприятий.
  2. Совершенствовать образовательный процесс, создать учебно-методическую и материально-техническую базы, через приведение имеющейся учебно-лабораторной и материально-технической базы в соответствие с современными требованиями к профессиональной ориентации учащихся и их профессиональному самоопределению.

Мы полагаем, что дальнейшее развитие сетевого взаимодействия в условиях социального партнерства на основе образовательного кластера будет способствовать достижению его основной цели: подготовке будущего квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного быстро адаптироваться к изменениям техники и технологий, готового к постоянному профессиональному росту.


Библиографическая ссылка

Уткина Т.В., Рыженкова Н.В. К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27018 (дата обращения: 25.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252