Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ

Ильина А.В. 1 Маковецкая Ю.Г. 1 Коваленко С.Н. 2
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
2 МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»
В статье описан опыт выстраивания целенаправленной системы профориентационной работы с учащимися. Авторы рассматривают профориентационную работу как системное образование, имеющее свою специфику на каждом уровне образования и выраженное в использовании природосообразных форм, методов и средств профессиональной ориентации учащихся. Кроме того, в статье актуализируется необходимость учета региональной специфики при осуществлении профессиональной ориентации. В частности, представлен опыт Челябинской области по реализации концепции образовательного технопарка. Представленные идеи позволили авторам описать компоненты образовательной среды общеобразовательной организации конкретного муниципалитета, которая ориентирована на профессиональную ориентацию школьников на рабочие профессии и которая учитывает разнообразие интересов и потребностей школьника, позволяет включить учащихся в различные сферы практической деятельности, обеспечивая разнообразие предметов труда.
общеобразовательная организация
профессиональная ориентация
региональная специфика
профессиональное обучение
дополнительные предпрофессиональные программы
образовательная агломерация
образовательный технопарк
1. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды / К.М. Гуревич. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
2. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / сост. Е.А. Коузова, Е.А. Тюрина М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов, Ф.А. Зуева, А.В. Ильина; под ред. В.Н. Кеспикова; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ. – 3-е изд. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 88 с.
3. Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах. – М.: РИТМ, 2016. – 304 с.
4. Образовательная агломерация как эффективное условие профессиональной ориентации школьников: сборник методических материалов / авт.-сост.: А.В. Ильина, Ю.Г. Маковецкая, С.Н. Коваленко и др.; под ред. М.И. Солодковой, А.В. Ильиной, Е.В. Бухмастовой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 36 с.
5. Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения / под ред. В. Н. Кеспикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 104 с.
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2016 № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256456/ (дата обращения: 01.09.2017).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151083/ (дата обращения: 01.09.2017).
8. Смирнягина М.М. Методические материалы к модульному курсу «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования» / под ред. Ю.Г. Маковецкой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 300 с.

Понятие «профессиональная ориентация школьников» на разных этапах развития системы общего образования отождествлялось с различными составляющими (профессиональной направленностью, профессиональной пригодностью, профессиональной успешностью и др.). Соответственно смыслы, вкладывающиеся в рассматриваемое понятие, определяли отбор форм помощи учащемуся в рациональном выборе им профессий. Вместе с тем анализ имеющейся научной литературы позволяет констатировать наличие особенностей организации профессиональной ориентации школьников, характерных для разных десятилетий.

В 20-е годы XX века профессиональную пригодность выявляли на основе диагностики наиболее важных психических особенностей у представителей различных профессий, а затем под эти «особенности» подбирали соответствующих кандидатов и направляли в соответствующие учебные заведения. В начале 30-х годов ХХ века на первый план выходила задача оказания помощи не столько индивиду в его профессиональном самоопределении, сколько государству в оптимальном распределении трудовых ресурсов, т.е. имело место убеждение и содействие притоку молодежи на нужные государству профессии путем формирования общественно-политических мотивов выбора профессий. Соответственно и профессиональная консультация как совокупность процедур обследования (тестов) была ориентирована не только на подготовку заключения о профессиональной пригодности, но и на учет социального заказа, что в полной мере не оправдывало себя [3]. В частности, К.М. Гуревич в своих работах отмечал, что большинство тестов не в состоянии определить профессиональную пригодность, поскольку «реализация учебных знаний и умений происходит в условиях реальной деятельности, которые не были учтены при организации обучения» [1]. В настоящее время ряд исследователей (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Л.С. Румянцева и др.) приводят статистические данные, которые свидетельствуют о том, что через 5–10 лет в профессии, где есть строгие требования к базовому образованию (например, медицина, летное дело и т.д.), закрепляются 15–17 % выпускников, а в профессиях, где отсутствуют такие требования, закрепляются от 3 до 5 %. Остальные выпускники рано или поздно сталкиваются с профессиональной реориентацией [3, с.13].

Отметим, что в нашей стране подходы к выстраиванию целенаправленной системы профориентационной работы начали складываться во второй половине ХХ века. Преобладающей методологией в практике психологической помощи в выборе профессии до сих пор остается тестирование, которое основывается на статистических моделях типологических черт личности [1; 3]. В условиях модернизации общего образования под профессиональной ориентацией понимается «комплекс специальных мер в профессиональном самоопределении и выбора оптимального вида занятости гражданина с учетом его потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей, а также востребованности профессии (специальности) на рынке труда» [3; 5]. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования перед общеобразовательной организацией ставят задачу создания условий для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, среди которых существенное внимание уделяется личностному, профессиональному и жизненному самоопределению школьников [8]. Соответственно осуществление профориентационной работы в школе невозможно без учета тенденций развития экономики и производства, в том числе характерных для конкретного региона. В частности, одним из приоритетных направлений государственной политики в части развития экономики и производства, в рамках которого на сегодняшний день целесообразно осуществлять профориентационную работу в школе, является технопарковое движение.

Анализ имеющихся публикаций по данному направлению позволяет утверждать, что система государственной поддержки технопаркового движения в России сегодня находится на этапе своего становления. В 2015 году Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2015 г. № 614-ст утвержден ГОСТ Р 56425-2015 «Технопарки». Технопарки становятся одним из ведущих механизмов государственной политики в части объединения усилий государства и регионов для решения задач социально-экономического развития. С учетом имеющихся тенденций на территории Челябинской области с 2015 года реализуется концепция образовательного технопарка «ТЕМП» [5]. Идея появления данного концептуального документа обусловлена наличием ряда обстоятельств объективного характера, детально рассмотренных нами в издании «Образовательный технопарк “ТЕМП”: концепция и модели воплощения» [5].

Активными составляющими структуры технопаркового движения являются общеобразовательные организации Челябинской области. Среди них МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)» − общеобразовательная организация Челябинской области, реализующая как основные образовательные программы, так дополнительные предпрофессиональные программы и являющаяся с 2016 года региональной инновационной площадкой по реализации концепции «ТЕМП» [2]. С 2014–2015 учебного года школа является ресурсным центром по профориентационной работе в Ашинском муниципальном районе Челябинской области. При этом заказ на реализацию профессионального обучения поступает от градообразующего предприятия - ПАО «Ашинский металлургический завод». В 2017–2018 учебном году на базе школы реализуются 12 дополнительных предпрофессиональных программ по профессиям рабочих и служащих.

На сегодняшний день профессиональное обучение является востребованным среди учащихся общеобразовательных организаций 43 муниципалитетов Челябинской области. Количество детей, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам на базе общеобразовательных организаций, ежегодно растет. В частности, если в 2016 году в Ашинском муниципальном районе Челябинской области насчитывалось 605 человек, осваивающих указанные выше программы, то в 2017 году таких учащихся уже более 700 человек. Профессиональное обучение, организованное в общеобразовательной школе, направлено на приобретение обучающимися профессиональной компетенции, в том числе для работы с современным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными средствами, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Решая задачи по организации профессионального обучения учащихся общеобразовательной организации, необходимо опираться на имеющиеся ресурсы. В частности, создавать и поддерживать материально-техническую базу невозможно силами только одной общеобразовательной организации. В данном контексте механизм сетевого взаимодействия позволяет усилить ресурсы одной организации за счет использования соответствующих ресурсов другой организации. В основу такого сетевого взаимодействия положены взаимовыгодные отношения для всех сторон. Широкое распространение приобретает сетевая форма реализации дополнительных предпрофессиональных программ. В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятой общеобразовательной организации, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса, что позволило нам выделить следующие условия организации сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и производства: 1) предоставление учащимся общеобразовательных организаций возможности выбора профессионального обучения, обеспечивающего максимальное удовлетворение их образовательных потребностей; 2) кадровое и материальное обеспечение процесса профессионального обучения в рамках сетевого взаимодействия; 3) возможность осуществления перемещений обучающихся, входящих в образовательную сеть; 4) возможность организации «взаимозачета» результатов освоения учащимися учебных курсов в разных общеобразовательных организациях; 5) согласование учебных планов школ – участников сетевого взаимодействия между собой, осуществление координации расписания занятий в нескольких образовательных учреждениях; 6) информирование участников образовательных отношений [4].

Бесспорно, эффективность методов и форм обучения, качество методических разработок, доступность содержания образования тесным образом связаны с подготовкой квалифицированных специалистов. Специфика обучения по дополнительным предпрофессиональным программам заключается в усилении роли самостоятельной работы, формирования у учащихся способности к саморазвитию, самоконтролю, творческому применению полученных знаний. Формы, приемы и виды контроля должны быть разнообразными. Измерение и оценка результатов обучения – одни из самых важных элементов в профессиональной деятельности.

Режим функционирования профессионального обучения в условиях общеобразовательной организации имеет ряд особенностей. Во-первых, освоение учащимися дополнительных предпрофессиональных программ осуществляется по профессиям рабочих и должностей служащих, которые закреплены законодательно в сроки, установленные общеобразовательной организацией [6, 7]. Во-вторых, профессиональное обучение в конкретной общеобразовательной организации осуществляется одновременно с освоением учащимися основных образовательных программ. В-третьих, расписание, по которому осуществляется реализация дополнительных предпрофессиональных программ, устанавливается общеобразовательной организацией самостоятельно. Например, целесообразно организовать обучение групп учащихся один раз в неделю, во вторую смену, что удобно для старшеклассников, обучающихся в первую смену по общеобразовательным программам в школах города. К иным особенностям можно отнести следующее. После прохождения программного материала за первый курс обучения по дополнительной предпрофессиональной программе, что соответствует 9 классу общеобразовательной школы, все учащиеся получают «Сертификат о прохождении курсов профессиональной подготовки» в объеме 136 часов по выбранной профессии. В рамках реализации муниципального проекта «Образовательная агломерация» в Ашинском муниципальном районе Челябинской области [4] профессиональное обучение учащихся 9 классов является бесплатным и обязательным для каждого, что отражается в муниципальном задании. Профессиональное обучение 2 и 3 годов обучения соответствует 10–11 классам общеобразовательной школы и организуется также во вторую смену. После прохождения учебного материала второго курса обучения по профессии учащиеся сдают переводной экзамен и распределяются на летнюю производственную практику, в соответствии с локальным нормативным документом «Положение о летней производственной практике для обучающихся 10 классов». Отметим, что прохождение учащимися производственной практики на различных предприятиях позволяет актуализировать полученные детьми теоретические знания, применить, приобретенные в условиях мастерских умения в реальном трудовом процессе. По результатам данного этапа, реализуемого в общеобразовательной организации в объеме 120 часов, учащиеся зачисляются на третий курс профессионального обучения, который завершается итоговой аттестацией - квалификационным экзаменом в форме защиты выпускной аттестационной работы, подготовка которой осуществляется в соответствии с Положением о контроле знаний и умений учащихся по профессиям профессионального обучения в МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)». Безусловно к проведению квалификационного экзамена привлекаются представители предприятий и организаций муниципалитета. Частью 3 статьи 60 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что лицам, прошедшим профессиональное обучение и успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о получении профессии (должности служащего) и присвоенном разряде (классе, категории), форма которого определяется самой организацией или лицом, осуществляющим профессиональное обучение.

Бесспорно, реализация дополнительных предпрофессиональных программ и профессиональная ориентация в частности будут эффективными, если в школе осуществляется целенаправленная деятельность по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в выборе ими профессий. Возвращаясь к опыту МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)», отметим наличие в указанной общеобразовательной организации психолого-профориентационного центра, целью которого является координация профориентационной деятельности школ Ашинского муниципального района, учащихся и их родителей (законных представителей), руководителей предприятий и организаций, направленной на достижение баланса между профессиональными интересами учащихся, их психофизическими особенностями и возможностями рынка труда конкретного муниципального образования [4].

Собственно выделенные позиции позволяют смоделировать образовательную среду общеобразовательной организации конкретного муниципалитета, которая ориентирована на профессиональную ориентацию школьников на рабочие профессии и которая учитывает разнообразие интересов и потребностей школьника, позволяет включить учащихся в различные сферы практической деятельности, обеспечивая разнообразие предметов труда. К компонентам указанной среды можно отнести:

  • программно-методический инструментарий, представленный: дополнительными предпрофессиональными программами; программами элективных курсов, которые позволяют расширить представление подростка о мире профессий, обеспечивают профессиональную ориентировку, которая в наибольшей степени соответствует его перспективным планам; программы профессиональных проб для учащихся 8 классов, в процессе выполнения которых учащиеся получают сведения о деятельности различных специалистов, приобретают опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующей профессии в конкретной практической деятельности; дополнительные общеразвивающие программы для учащихся 5–8 классов, которые ориентированы на приобретение детьми опыта изготовления собственных изделий, участия в выставках, ярмарках-продажах и пр.;
  • инновационную инфраструктуру общеобразовательной организации, включающую: естественнонаучную лабораторию, на базе которой проводятся профильные физико-биологические и химико-технологические смены; официальный сайт, на котором размещается полная информация о функционировании «профессионального обучения»; школьную газету, где оперативно размещается информация о мероприятиях профориентационного характера, проводимых в школе.

Таким образом, создается такое образовательное пространство, в рамках которого происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение учащихся с учетом региональной специфики при осуществлении профессиональной ориентации школьников.


Библиографическая ссылка

Ильина А.В., Маковецкая Ю.Г., Коваленко С.Н. К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27023 (дата обращения: 19.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252