Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОРГАНИЗАЦИЯ «СКВОЗНОЙ» ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ С ПОСТОЯННЫМ ПРИСУТСТВИЕМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ-ПАРТНЕРАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Нуртдинова А.А. 1 Долгова В.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий постоянно нуждается в совершенствовании, одним из её ресурсов является использование модели «сквозной» практики студентов с постоянным присутствием в организациях-партнерах сетевого взаимодействия, что и составило цель работы. Реализация модели «сквозной» практики предполагает модульное построение учебного плана; преемственность в формировании компетенций в ходе изучения базовых дисциплин, обязательных дисциплин, дисциплин по выбору и при прохождении практики; преемственность содержания в системе практик, ориентированное на выполнение выпускной квалификационной работы. В процессе «сквозной» практики улучшились основные интегративные результаты: балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся; организация рассредоточенной практики; участие в эксперименте по апробации основной профессиональной образовательной программы высшего образования по укрупнённым группам специальностей/направлений «Образование и педагогические науки»; планирование научно-исследовательской практики с учетом логики магистерской диссертации собственного исследования обучающегося по запросу партнера сетевого взаимодействия; реализация практико-ориентированного обучения.
практико-ориентированное обучение
рассредоточенная практика
образовательные организации
балльно-рейтинговая систем
студенты
партнеры сетевого взаимодействия
«сквозная» практика
1. Коченкова Л.П., Юрина А.А. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования в процессе учебно-производственной практики / Л.П. Коченкова, А.А. Юрина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2015. – № 2 (159). – С. 15-22.
2. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Кондратьева О.А., Крыжановская Н.В. Основные задачи учебной практики в общеобразовательных организациях при проведении ГИА и ЕГЭ /В.И. Долгова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – С. 69-74.
3. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия /А.И. Адамский //Библиотека «Первого сентября». Сер. «Управление школой». – 2002. – № 4. – С. 23-27.
4. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис.. канд. пед. наук. – Омск, 2009. – 178 с.
5. Весманов С.В., Весманов Д.С., Жадько Н.В., Акопян Г.А. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета /С.В. Весманов [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – № 3. – С. 160-167.
6. Долгова В.И., Курунов В.В., Вихман А.А., Дмитриева Л.Г. Механизмы управления сетевой формой магистратуры психолого-педагогического образования /В.И. Долгова [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 15-20.
7. Кандрашина Е.А. Проблемы управления разработкой и реализацией программ магистратуры /Е.А. Кандрашина // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2012. – № 6(92). – С. 34-39
8. Савенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения /А.И. Савенков [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 3. – С. 197-206.
9. Тарасов С.В. Постдипломное педагогическое образование в современном инновационном процессе /С.В. Тарасов // Журнал правовых и экономических представлений. – 2013. – № 2. – С. 202-208.
10. Федоренко А.В. Показатели социально-психологической адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности /А.В. Федоренко // В мире научных открытий. – 2015. – № 1 (61). – С. 428-440.
11. Черная А.В. Проектирование сетевой образовательной программы магистратуры «Практическая психология образования» в рамках взаимодействия Федеральных университетов Российской Федерации /А.В. Черная // Бюллетень учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. – 2014. – № 1(6). – С. 40-53.
12. Долгова В.И. Студенческий мониторинг качества образования /В.И. Долгова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26606 (дата обращения: 05.08.2017).

Практика, являясь особым видом учебной деятельности, направлена на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [1]. Сетевая форма реализации практики обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций [2, 3].

Анализ научно-методической литературы выявил многие проекты совершенствования педагогической практики студентов. Эти проекты созданы с опорой на нормативную базу сетевого взаимодействия, пакеты документального нормативного обеспечения, необходимого для моделирования и внедрения конкретной сетевой образовательной магистерской программы; приведены примеры макетов учебных планов и содержания текстового наполнения сетевых образовательных программ [4]. Раскрыты технологии, реализующие разные модули сетевого взаимодействия исследовательской магистратуры [5]; проведено сопоставление дивизиональных и сетевых подходов к организации магистратур [6]; составление студентами магистратуры индивидуальных траекторий образования с учетом вариативного построения дисциплин модуля [7].

Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий постоянно нуждается в совершенствовании, а для этого необходимо изучать и обобщать педагогический опыт, обеспечить открытость новым идеям, подходам и участникам, насытить образовательные сети информационными ресурсами интернета и другими способами трансляции, ретрансляции, освоения необходимой информации [8].

Реализация таких подходов возможна в условиях использования модели «сквозной» практики студентов с постоянным присутствием в организациях-партнерах сетевого взаимодействия.

Сказанное определило цель работы – раскрыть опыт организация «сквозной» практики студентов с постоянным присутствием в организациях-партнерах сетевого взаимодействия.

Материалы и методы

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЮУрГГПУ) уделяет большое внимание проблеме сетевого взаимодействия с образовательными организациями. Для обеспечения сетевого взаимодействия заключено 47 трехсторонних договоров между ЮУрГГПУ, органами управления образования и образовательными организациями г. Челябинска, Челябинской области и других регионов. Научным центром стратегических исследований проблем образования c учетом соответствующих рекомендаций специалистов осуществляется сопровождение сетевого взаимодействия университета с образовательными организациями и органами управления образования [9, 10, 11].

Центральное место отведено партнеру сетевого взаимодействия, который выступает площадкой в двух направлениях:

– для интеграции учебной и исследовательской деятельности (теоретические знания приобретают практико-ориентированное значение и личностный смысл);

– для проведения студентом исследовательской работы, выполняемой в рамках собственных профессиональных интересов либо по запросу работодателя.

Реализация модели «сквозной» практики обучающихся ЮУрГГПУ предполагает модульное построение учебного плана; преемственность в формировании компетенций в ходе изучения базовых и обязательных дисциплин, дисциплин по выбору; преемственность содержания в системе практик, ориентированной на выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР).

Организация «сквозной» практики позволит синхронизировать основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) с образовательной траекторией обучающихся. Освоение каждого модуля образовательной программы завершается практикой. Во время «сквозной» практики актуализируются компетенции в конкретной образовательной среде, преимущественно на уровне «владеть».

В рамках сетевого взаимодействия студенты университета проходили практику в 28 образовательных организациях. Среди партнеров сетевого взаимодействия средние общеобразовательные школы (13), начальные образовательные школы (1), лицеи (3), гимназии (2), детские сады и центры развития ребенка г. Челябинска (5), специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) (1), Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска, образовательные организации Челябинской области (3).

Общее количество студентов, прошедших практику в 2016/17 учебном году на базе образовательных организаций-партнеров сетевого взаимодействия, составило – 2 757 человек (в 2015/16 – 2 259 человек).

Для выявления степени значимости различных факторов, влияющих на привлекательности профессии, использована методика «Удовлетворенность профессией (В.А. Ядова, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана). Выборку составили 24 студента, принимавшие участие в университетском конкурсе профессионального мастерства «Педагогический дебют».

В 2017 году в программе конкурса были впервые определены две группы участников. Первую более многочисленную группу (20 чел.) составили обучающиеся, осваивающие программы бакалавриата. Каждый факультет рекомендовал для участия в конкурсе по одному представителю от одной основной профессиональной образовательной программы. Как правило, участниками университетского конкурса становятся победители факультетского тура, поэтому участники университетского этапа – это наиболее успешные студенты, которые в ходе конкурсных мероприятий демонстрируют методическую систему подготовки будущих педагогов (педагогов-психологов) своего подразделения (факультета, института, высшей школы).

Абсолютное большинство бакалавров из этой выборки (85 %) имеют опыт участия в олимпиадах и научных (научно-практических) конференциях различного уровня (от факультетского до международного). Кроме того, 60 % (12 чел.) участников-бакалавров университетского этапа конкурса имеют публикации, изданные в России и за рубежом (от 1 до 35 статей). 35 % (7 чел.) конкурсантов принимали участие в мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровнях в качестве волонтеров. 75 % (15 чел.) участвовали в творческих конкурсах и 45 % (9 чел.) в спортивных мероприятиях. 50 % (10 чел.) имеют опыт участия в конкурсах профессионального мастерства (конкурс вожатского мастерства «ЛИМПОПО», «Лого-шоу», «Человек года» и другие). Участники-бакалавры первый опыт педагогической деятельности получили в ходе практики (педагогической в образовательной организации, летней педагогической в детских оздоровительных лагерях и т.п.). Опыт трудовой деятельности имеют лишь 15 % (3 чел.) конкурсантов данной группы (в качестве администратора, тренера, организатора в торгово-развлекательном центре).

Все магистранты выборки (100 %) имеют опыт участия в научных и научно-практических конференциях различного уровня (от университетского до международного), научные публикации в изданиях различного уровня, каждый второй из них по время обучения по программе бакалавриата принимал участие в университетских конкурсах профессионального мастерства, в том числе в конкурсе «Педагогический дебют».

Результаты и обсуждение

В процессе «сквозной» практики улучшились пять основных интегративных результатов образования.

1. Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся.

На физико-математическом факультете продолжается апробация балльно-рейтинговой системы оценивания результатов освоения основных профессиональных образовательных программ студентами на производственной (педагогической) практике, разработанная на основе компетентностного подхода. В 2017 году к эксперименту присоединился естественно-технологический факультет (профильная направленность «Химия. Биология», «Технология. Экономика», «Биология. Безопасность жизнедеятельности»).

Сформированность трудовых действий и профессиональных компетенций у студентов-практикантов оценивается на основе текущего и промежуточного контроля. Текущий контроль осуществляется в процессе анализа занятий, воспитательных и предметных мероприятий, выполнения заданий по психологии, педагогике, школьной гигиене на практике. В качестве средства анализа сформированности профессиональных компетенций на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях используется «Технологическая карта анализа сформированности компетенций».

На первом этапе промежуточного контроля по результатам текущего контроля рассчитывается коэффициент успешности усвоения профессиональных умений (действий), способов владения ими (показателей сформированности компетенций). Второй этап промежуточного контроля осуществляется в форме комплексной контрольной работы (теста), которая предлагается студентам по окончании практики.

Средства и способы осуществления деятельности по анализу сформированности профессиональных компетенций как на этапе текущего контроля, так и при подведении итогов педагогической практики, представлены в Рабочей тетради студента-практиканта, которая позволяет обеспечить эффективность контроля со стороны факультетского руководителя практики, руководителя ОПОП и заведующего кафедрой.

В эту систему в 2016/2017 учебном году внесены существенные дополнения:

– в технологические карты анализа деятельности студента для оценивания успешности освоения умений и способов владения введены индикаторы, сформулированные на языке действий;

– реализована экспертная оценка по практике, учитывающая оценку учителя (вес оценки – 50 %), оценку группового руководителя (вес оценки – 40 %) и самооценку студента (вес оценки – 10 %);

– определены подходы к коррекции итоговой оценки по практике на основе повышающих и понижающих коэффициентов;

– разработано на основе MS Excel средство автоматизации обработки данных от получения расчетного балла за одно мероприятие до вычисления интегрального коэффициента сформированности профессиональной компетенции (программа доступна в электронном ресурсе «Облако ЮУрГГПУ», раздел «Практика»);

– реализованы ввод результатов текущего контроля и автоматическая обработка этих данных на информационно-образовательном портале «Педагогическая практика» (отдельное Web-приложение http://fmpractica.cspu.ru/);

– предусмотрено составление характеристики готовности студента к профессиональной деятельности работодателем.

Такой подход в оценивании сформированности профессиональных компетенций студентов позволил не только выстроить рейтинг обучающихся в период производственной практики, но и определить интегральный коэффициент сформированности компетенций (например, от 0,71 до 0,97 для обучающихся 4 курса очной формы обучения физико-математического факультета (профильная направленность «Информатика. Экономика», «Информатика. Английский язык») и естественно-технологического факультета (профильная направленность «Химия. Биология», «Технология. Экономика», «Биология. Безопасность жизнедеятельности»).

2. Организация рассредоточенной практики обучающихся на факультете психологии (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование») и в Профессионально-педагогическом институте (по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение» (прикладной бакалавриат)).

На факультете психологии второй год реализуется концепция учебной практики в общеобразовательных организациях при проведении единого государственного экзамена, позволяющая учитывать волонтерскую деятельность студентов в качестве наблюдателей за ходом государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования. В 2017 году общее количество студентов-практикантов факультета психологии, участвующих в ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей – 36 человек.

В феврале 2017 г. представитель студенчества ЮУрГГПУ (студентка 1 года обучения магистратуры) приняла участие в обучающем семинаре Федеральных координаторов проекта «Корпус общественных наблюдателей» и стала Федеральным координатором в Уральском федеральном округе. С марта 2017 г. функции Регионального координатора выполняет студентка второго курса факультета психологии. На этом этапе численность корпуса общественных наблюдателей составляет 83 человека (обучающиеся факультетов дошкольного образования, психологии, инклюзивного и коррекционного образования, подготовки учителей начальных классов). Впервые в 2017 году Федеральные общественные наблюдатели в ЮУрГГПУ приняли участие в онлайн наблюдении ЕГЭ (30 человек).

3. Участие в эксперименте Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ «ВШЭ») по апробации основной профессиональной образовательной программы высшего образования по укрупнённой группе специальностей/направлений (УГСН) «Образование и педагогические науки».

Например, образовательные организации-партнеры сетевого взаимодействия предоставили площадку для практики обучающихся факультетов дошкольного образования, исторического, подготовки учителей начальных классов по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» в рамках эксперимента (апробация ОПОП по профилю «Руководитель образовательной организации»). В качестве экспериментальных площадок выступили: МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска», МБОУ «НОШ № 95 г. Челябинска», МАОУ ЦРР «ДС № 17 г. Челябинска». По результатам практики руководителями образовательных организаций принимались решения управленческого характера.

4. Планирование научно-исследовательской практики с учетом логики магистерской диссертации обучающегося (программы подготовки 44.04.01, 44.04.02) и по запросу партнера сетевого взаимодействия.

5. Реализация практико-ориентированного обучения, лабораторных, семинарских занятий, курсов по выбору и других форм на базе образовательных учреждений, например, на Базовой кафедре в МБОУ «НОШ № 95» г. Челябинска.

Диагностика по методике «Удовлетворенность профессией» (В.А. Ядова, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) позволила определить степень значимости различных факторов, влияющих на привлекательности профессии и на удовлетворенность трудом. Приоритеты среди значимых факторов (K), позитивно и негативно влияющих на привлекательность профессии, распределились следующим образом.

Значимые факторы, влияющие на привлекательность профессией:

  1. Возможность самосовершенствоваться (Кз=0,91);
  2. Работа требует постоянного творчества (Кз=0,83);
  3. Возможность достичь социального признания (Кз=0,79);
  4. Работа с людьми (Кз=0,75);
  5. Работа соответствует моим способностям (Кз=0,71);
  6. Работа соответствует моему характеру (Кз=0,67);
  7. Профессия одна из важнейших в обществе (Кз=0,5);
  8. Небольшой рабочий день (Кз=0,04).

Факторы, негативно влияющие на удовлетворенность профессией:

  1. Работа вызывает переутомления (Кз=-0,33);
  2. Небольшая зарплата (Кз=-0,54);
  3. Частый контакт с людьми (Кз=-0,58).

Общая удовлетворенность профессией у студентов этой выборки по сравнению с этим же показателем, полученным в процессе студенческого мониторинга качества образования [12] у остальных студентов, характеризуется коэффициентом выше среднего (Кз=0,34).

Заключение

Проделанная работа имеет и позитивные результаты (общая успеваемость по практике составляет – 97,6 %), и побочные эффекты. Их анализ приводит к ряду конструктивных решений. Необходимо предусмотреть возможность интеграции учебной и исследовательской деятельности обучающихся при освоении ОПОП; усилить практико-ориентированную направленность дисциплин в учебном плане (базовых, обязательных и по выбору); повысить эффективность самостоятельной работы и самообразования студентов. Замедляет внедрение обсуждаемой модели отсутствие регламента взаимозачета денежных средств между субъектами сетевого взаимодействия и локальной нормативной документацией функционирования базовой кафедры университета (в том числе и на федеральном уровне).

Сказанное определяет три приоритетных направления совершенствования практики:

  1. Апробация модель «сквозной» практики студентов с постоянным присутствием в организациях-партнерах сетевого взаимодействия на магистерских программах.
  2. Организация курсов повышения квалификации для руководителей ОПОП и руководителей практики по апробации модели «сквозной» практики студентов с постоянным присутствием в организациях-партнерах сетевого взаимодействия.
  3. Закрепление руководства практикой в учебных подразделениях за преподавателями на постоянной основе.
  4. Разработка регламента взаимозачета денежных средств между субъектами сетевого взаимодействия.

Библиографическая ссылка

Нуртдинова А.А., Долгова В.И. ОРГАНИЗАЦИЯ «СКВОЗНОЙ» ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ С ПОСТОЯННЫМ ПРИСУТСТВИЕМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ-ПАРТНЕРАХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27025 (дата обращения: 23.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252