Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ»

Сарсекеева Ж.Е. 1 Шелест Е.В. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
Целью исследования является изучение актуальных проблем формирования читательской компетентности младших школьников в условиях реализации курса «Основы смыслового чтения». Актуальность статьи обусловлена тем, что сегодня одной из основных задач образования является приобщение к чтению, рост престижности чтения как культурной и личностной ценности. Каждого ребенка можно научить читать, однако, не все дети не все дети в полной мере воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования читательской компетентности. В качестве метода исследования выступил анализ нормативных документов Республики Казахстан и научной литературы. В статье раскрыта актуальность данного вопроса, отражена структура читательской компетентности и условия ее формирования. Структура читательской компетентности включает следующие компоненты: познавательный – знания, операционно-технологический, ценностно-смысловой. В соответствии с рассмотренными структурными единицами определены уровни сформированности читательской компетентности младших школьников: высокий, средний, низкий. Необходимо создать условия для формирования читательской компетентности младших школьников как во время уроков, так и во внеурочное время. На достижение запланированных результатов направлен курс «Основы смыслового чтения». В результате исследования выявлено, что данный курс оптимален для формирования читательской компетентности младших школьников.
читательская компетентность
структура
Условия формирования
основы смыслового чтения.
1. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2050”»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года. – Астана, 2012. – 54 с.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. – Астана, 2010. – 52 с.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – М.: ЛОГОС, 2009. – 182 с.
4. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании /И.А. Зимняя. – М.: ИЦ ПКПС, 2004. – 126 c.
6. Учебная программа «Язык и литература» для 1–4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 92 с.

Общество на современном этапе своего развития предъявляет все новые, более высокие требования к качеству образования, что предполагает переосмысление образовательного процесса. В настоящее время государство ставит перед учителями начальных классов новые цели. Приоритетной целью является развитие личности ученика на основе освоения универсальных способов деятельности. Необходимо формировать функциональную грамотность, которая включает в себя, в том числе и читательскую компетентность. Следовательно, нужно пересматривать и перестраивать систему преподавания так, чтобы иметь возможность целенаправленно формировать данную компетентность.

Формировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к чтению – первостепенная задача современного общества. Лидер Нации Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства”» отметил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» [1, с. 32].

Традиционная передача знаний от учителя к учащимся путем трансляции собственного опыта сегодня неактуальна. Школа должна формировать навыки самостоятельного познания учениками окружающего мира. В связи с этим в настоящее время одной из основных задач образовательной сферы является приобщение к чтению, повышение интереса к нему, роста значения чтения как культурной и личностной ценности.

Цель исследования

Целью статьи является выявление актуальных проблем формирования читательской компетентности младших школьников в условиях реализации курса «Основы смыслового чтения».

Материал и методы исследования

В качестве предмета исследования выступает изучение особенностей обучения и воспитания в системе начального образования Республики Казахстан. Методом исследования выступил анализ нормативных документов Республики Казахстан, научной литературы, в частности, труды психологов и педагогов.

Результаты исследования

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы приоритетной целью образования является формирование интеллектуального, образованного, конкурентоспособного гражданина, способного быть успешным в быстро меняющемся мире [2, с. 5]. Соответственно, простой грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности детей, в целом всего подрастающего поколения. Важно, чтобы они были адаптированы к современной жизни. Обновление содержания начального образования и изменение форм оценки учебных достижений учащихся является одним из условий модернизации образования, основной целью которого является достижение нового, улучшенного качества общеобразовательной подготовки младших школьников.

В процессе обучения ученики начальных классов должны формировать учебную самостоятельность, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией. Следовательно, необходимо осознавать важность введения в образовательный процесс работы по формированию смыслового чтения.

Современный мир отчетливо отражает кризис читательской компетентности общества. В настоящее время наблюдается ускоренное развитие информационных технологий, а также ощутимое сокращение доли систематически читающей части казахстанского общества. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

Литературное чтение является одной их основных учебных дисциплин. Она влияет на развитие морального облика и нравственных ориентиров подрастающего поколения. Ей отводится главная роль в эмоциональном, интеллектуальном, эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Особенность литературного чтения как учебной дисциплины характеризуется сущностью данного предмета как культурного феномена: оно эстетически развивает мир, описывает богатство и многообразие человеческой жизни в разных литературных образах. Литература владеет огромным потенциалом, способным воздействовать на юных читателей, она приобщает их к духовно-нравственным ценностям нации и государства.

Исходя из вышеизложенного, под целью литературного образования в начальных классах понимается формирование грамотного, активного читателя, человека, который имеет устойчивую привычку к чтению, а также необходимость в нем как способе познания окружающей среды, самого себя, человека, обладающего высоким уровнем речевой культуры, культуры высоких чувств и творческого мышления.

Отношение школьников к книгам складывается в первые десять лет жизни. Именно в данное время определяется, каким оно будет: активным, пассивным. В дошкольном возрасте стиль общения с книгами задает воспитатель. В начальных классах, как на следующей ступени общего образования, вносятся существенный поправки в процесс формирования и становления читательской компетентности. Таким образом, как именно в этом возрасте происходит становление ученика – читателя [3].

Компетентный читатель – это личность, обладающая интеллектуальной культурой, человек, сформировавший у себя следующие качества:

  • желание совершенствовать себя в различных сферах деятельности в процессе чтения литературных произведений;
  • сформированность продуктивных умений, наличие качественного навыка чтения;
  • применение читательских умений в процессе работы с текстом;
  • наличие читательской самостоятельности при работе с текстом;
  • активное изучение научно-познавательных текстов, качественное восприятие художественных произведений;
  • сформированность читательского кругозора, предполагающее наличие литературоведческих понятий об авторах, их произведениях, жанрах литературы, темах, подлежащих изучению в конкретных возрастных категориях.

Под читательская компетентностью, рассматриваемой в рамках формирования и развития грамотного читателя, понимается система знаний, умений и навыков, позволяющих человеку выбирать, воспринимать, анализировать информацию, представленную ему в письменной или устной форме, успешно применять ее не только в личных, но и в общественных целях.

В.А. Сластенин определяет читательскую компетентность как свойство сохранения прочитанного, которое было сформировано на основе общей человеческой культуры, обеспечивающее возможность решить все возникающие учебные, академические, воспитательные, социальные и профессиональные задачи в соответствии с возникшими ситуациями в обширном взаимодействии между образовательной и профессиональной деятельностями. Читательская компетентность является совокупностью личностных качеств, сформированных на основе его интеллектуальных способностей и личностных свойств [4].

В качестве условий формирования читательской компетентности И.А. Зимняя выделяет:

  • формирование положительного имиджа чтения, увеличение его престижности;
  • создание мотивационной среды и культуры чтения;
  • развитие межпредметного подхода в обучении смысловому чтению;
  • эстетическое воспитание подрастающего поколения;
  • обеспечение полной осведомленности учащихся о потенциальном круге чтения и обеспечение школьников текстами.

Структура читательской компетентности состоит из следующих элементов:

  • познавательный (знания, уровень их обобщенности и полноты);
  • операционно-технологический (умения, включающие степень освоенности, способность переноса осуществляемых действий);
  • ценностно-смысловой (ценностно-смысловые ориентации, под которыми подразумевается отношение к процессу чтению, содержанию и результату деятельности) [5].

Познавательный элемент читательской компетентности подразумевает под собой читательскую самостоятельность при работе с книгами, сформированность читательских умений работать с текстами художественных произведений, научно-познавательными материалами. В рамках данного элемента сформированность читательских умений и навыков включает в себя: навыки работы с книгами, умения формулировать цель чтения, анализировать предоставленные текст, выполнять полный, выборочный или краткий пересказ прочитанного, выделять основные слова; писать аннотацию, определять мотивы чтения; проявление читательской самостоятельности, способность к созданию сочинений различных типов и творческих работ.

Под операционно-технологическим элементом понимается наличие эффективных способов работы с текстовой информацией и качественных навыков, направленных на успешное взаимодействие людей друг с другом. К таким навыкам относятся грамотность речи, ораторское искусство и способность налаживать контакт с различными типами людей.

Ценностно-смысловой элемент определяется наличием читательского кругозора, т.е. сформированностью литературоведческих знаний об авторах и их произведениях, темах и жанрах литературы и способностью воспринимать многообразие произведений литературы, а также научно-познавательных материалов. В рамках данного компонента развиваются следующие читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, самостоятельно выделять главную мысль, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.

Насколько полно будет сформирован тот или иной компонент на уроках чтения, зависит не только от условий обучения, но и от самого структурного элемента читательской компетенции.

В соответствии с рассмотренными структурными единицами возможно определить уровни сформированности читательской компетентности младших школьников: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень сформированности читательской компетентности учащихся подразумевает наличие собственного отношения к прочитанному, достаточный уровень читательской самостоятельности, умение соотносить прочитанное произведение с жизненными событиями, знание основных тем, жанров и авторов произведений детской литературы, умение определять тему и идею прочитанного, подготавливать план текста, применять его для пересказа; способность младших школьников глубоко воспринимать и пропускать через себя прочитанное, уметь осуществлять анализ произведения и давать оценку своей читательской деятельности, применять во внеурочное время знания, умения и навыки, приобретенные на уроках литературы; потребность в самостоятельном обращении к известным и незнакомым авторам, жанрам, темам детского чтения и творчески подходить к осмысливанию текста, осуществлять диалог с другими учащимися и работать в парах и группах.

Средний уровень характеризуется наличием читательской самостоятельности школьников, желанием использовать в своей деятельности читателя различные методы и приемы, которые были освоены на занятиях, опыт чтения относительно большой по объему, однако, периодически допускаются ошибки, чтение спокойное, недостаточно эмоциональное. Такие учащиеся могут в полном объеме пересказывать тексты только с помощью наводящих вопросов, они умеют назвать тему произведения, а идею сформулировать не могут, школьной библиотекой пользуются не чаще двух-трех раз в месяц, составляют аннотацию только по памятке, знают наизусть только несколько произведений, анализируют тексты и оценивают свою читательскую деятельность по вспомогательным вопросам, демонстрируют необходимость самовыражения через творчество, но не регулярно, называют два-три мотива чтения, трудно поддерживают контакт с окружающими, могут работать только в парах.

Низкий уровень характеризуется слабо выраженной читательской самостоятельностью, познавательная деятельность таких учащихся ограничивается лишь выполнением действий по плану, образцу или подробной инструкции учителя, они не в состоянии связать прочитанную информацию с жизненными явлениями, творческие способности развиты недостаточно, преобладает зрелищное восприятие событий, слабые навыки чтения и низкий уровень мотивация чтения, отсутствуют несколько основных читательских умений: у учащихся возникают сложности при делении текста на части, они не могут озаглавить его с помощью слов из текста. У данных учащихся отсутствует интерес к чтению. Если своевременно не начать работу по включению их в читательскую деятельность, ученики могут остаться с низким уровнем читательской компетентности, что наложит отпечаток на их дальнейшую жизнь.

Дискуссия

Cогласно учебной программе «Язык и литература» для 1–4 классов учащиеся начальной школы должны [6]:

  • определять содержание книги на основе анализа титульного листа, оглавления, иллюстраций;
  • характеризовать, оценивать поступки героев;
  • находить в произведениях образные слова и словосочетания, уметь объяснять их смысл;
  • устанавливать очередность событий и составлять план небольшого по объему эпического произведения;
  • передавать смысл прочитанного текста, сопоставлять его содержание и название;
  • выполнять подробный пересказ небольших эпических произведений;
  • составлять план художественных повествовательных произведений под руководством учителя, писать изложение на основе составленного плана;
  • выразительно читать стихотворения, прозу, использовать при этом основные интонационные средства: короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;
  • овладеть осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением на уровне осмысления и понимания тематического и идейного содержания произведения;
  • сформировать читательский кругозор, расширить знания учащихся об окружающей действительности на материале произведений русской, казахской и зарубежной литературы;
  • сформировать устойчивый интерес к самостоятельному и систематическому чтению доступных возрасту произведений детской мировой литературы; приобретать опыт осознанного выбора книг для самостоятельного чтения.

В результате анализа учебной программы мы видим, что на ступени начального общего образования школьники должны приобрести элементарные навыки работы текстовой информацией в процессе изучения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрастной категории.

Однако в настоящее время в педагогической практике существует противоречие: огромные возможности познания нового посредством цифровых образовательных ресурсов (CD, DVD и т.д.), широкий выбор и свободный доступ к произведениям детской литературы, тщательная работа педагогов над формированием интереса к чтению у школьников, с одной стороны, и, с другой стороны, ярко выраженное нежелание учащихся читать книги.

Необходимо создать условия для формирования читательской компетентности младших школьников как во время уроков, так и во внеурочное время. На достижение запланированных результатов направлен курс «Основы смыслового чтения». Данный курс рассчитан на младший школьный возраст, ведь именно в этом возрасте решается вопрос, будет ли отношение ученика к книге активным или пассивным, закладываются основные читательские умения и навыки.

В рамках курса «Основы смыслового чтения» учащиеся знакомятся с текстами различных жанров. В процессе работы над ними школьники анализируют прочитанный материал, определяют и формулируют основную идею текста или совокупность его главных смыслов, коллективно обсуждают прочитанное, выполняют различные творческие задания, опирающиеся на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Курс «Основы смыслового чтения» позволит создать условия для развития читательской компетентности младших школьников, т.к. способствует развитию потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм деятельности, читательской компетентности через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации, читательские конференции, творческие вечера, посвященные деятельности писателей и поэтов.

Заключение

В настоящее время государство ставит перед учителями начальных классов новые цели. Приоритетной целью является развитие личности ученика на основе освоения универсальных способов деятельности. Возрастает значение умений работать с текстовой информацией. Необходимо формировать функциональную грамотность, которая включает в себя в том числе и читательскую компетентность. Следовательно, нужно пересматривать и перестраивать систему преподавания так, чтобы иметь возможность целенаправленно формировать данную компетентность. Курс «Основы смыслового чтения» позволит максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.


Библиографическая ссылка

Сарсекеева Ж.Е., Шелест Е.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27074 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252