Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ FACEBOOK КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВЗРОСЛЫМ

Онорин Д.Е. 1 Безукладников К.Э. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Статья посвящена изучению преимуществ использования электронной социальной сети Facebook в процессе преподавания иностранного языка взрослым обучающимся. Дается трактовка понятия «сообщество в электронной социальной сети», а также приводится авторское определение понятия «электронная социальная сеть» в контексте методики преподавания иностранных языков. В статье приводятся обобщенные результаты изучения проблемы применения социальных сетей в иноязычном обучении взрослых. Описаны основные особенности социальной сети в контексте методики преподавания иностранного языка в сравнении с остальными инструментами эпохи Веб 2.0. Показана роль социальной сети Facebook в развитии самостоятельной учебной деятельности взрослых при освоении иностранного языка. Большое внимание уделяется описанию факторов, позволяющих преподавателю иностранного языка упростить процесс формирования самостоятельности взрослых обучающихся.
непрерывное образование
социальные сети в иноязычном обучении
дополнительное образование
иноязычное обучение взрослых
формирование самостоятельности
обучение иностранному языку
1. Кремлева С.О. Сетевые cообществa [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.org.ua/psychology/ua_show_archives.php?subaction=showfull&id= 1106643505&archive=01&start_from=&ucat=16& (дата обращения: 15.10.2017).
2. Онорин Д.Е. Лингвообразовательная среда как обязательное условие эффективного формирования самостоятельности взрослых в иноязычном обучении [Текст] / Д.Е. Онорин // Интернет-журнал «Мир науки» 2017. – Т. 5, № 3. – Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/58PDMN317.pdf (дата обращения: 15.10.2017).
3. Ahn, G. Security and privacy in social networks [Text]/ G. Ahn, M. Shehab, A. Squicciarini // IEEE Internet Computing, 2011. 15(3). P. 10–12.
4. Balci, B. Success factors in the E-learning system [Text]/U. Demiray, G. Yamamoto, M. Kesim// E-learning in Turkey: Developments and applications. Ankara: Cem Web Ofset, 2010, pp. 465-480.
5. Bezukladnikov K.E. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development [Text] / K.E. Bezukladnikov, B.A. Kruze, M.N. Novoselov // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329–332.
6. Bezukladnikov K. Writing as the Aim and Means in Teaching a Foreign Language [Text]: Problems of Assessment / K. Bezukladnikov, A. Zhigalev // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/154_26188life1111s14_685_689.pdf(accessed October 15, 2017).
7. Boyd, D. M. Social network sites: Definition, history, and scholarship [Web resource] / D.M. Boyd, N.B. Ellison // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007 - № 13(1). - URL: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1083-6101.2007.00393.x/full (accessed October 15, 2017).
8. Hamman R. Introduction to Virtual Communities Research and Cybersociology [Web resource] / R. Hamman // Cybersociology Magazine - Issue 2: Virtual Communities. - 1997. URL: http://www.cybersociology.com/files/2_1_hamman.html (accessed October 15, 2017).
9. Kirschner P.A. Facebook and Academic Performance [Text] / P.A. Kirschner, A.C. Karpinski // Computers in Human Behavior. 2010. 26(6). P.1237-1245.
10. Yapıcı İ. Ümit. Educational use of social networks [Web resource]: Facebook case study / İ. ÜmitYapıcı, Murat Hevedanlı // European Journal of Research on Education, 2014, Special Issue: Educational Technology and Lifelong Learning, 16-21. – URL: http://iassr2.org/rs/020603.pdf (accessed October 15, 2017).

Электронная социальная сеть – современный онлайн-инструмент, который предоставляет преподавателям и обучающимся возможность осуществлять прямую и обратную связь. Названная категория ресурсов сети Интернет видится исследователям в области методики преподавания иностранного языка крайне эффективным средством иноязычного обучения в целом, а также средством формирования самостоятельности обучающихся при изучении иностранного языка в целом. Будучи преподавателями иностранного языка в век компьютеризации и информатизации образовательной системы, авторы статьи предлагают обратить внимание на опыт методистов в применении различных возможностей, предлагаемых социальной сетью Facebook, в процессе иноязычного обучения взрослой психолого-возрастной группы.

Сеть Интернет как современный ресурс, предназначенный для мгновенного обмена информацией между пользователями, предлагает огромное разнообразие возможностей с разных точек зрения, ведь ресурсы, доступные в этой среде, можно эффективно внедрить в процесс обучения взрослых иностранному языку, как показывает богатый опыт исследователей, посвятивших этой инициативе множество работ [3,7,10]. Интернет предлагает одним пользователям размещать информацию, а другим – эту информацию использовать, организуя многосторонний обмен данными между пользователями определенного сообщества в сети Интернет (форумы, специализированные вебсайты), или членам социальной сети. Важно производить учет особенностей сети Интернет как части лингвообразовательной среды в преподавании иностранного языка:

  • сеть Интернет дает возможность каждому обучающемуся проявить самостоятельность в обучении;
  • преподаватель контролирует процесс обучения в интерактивном режиме;
  • обратная связь для преподавателя и обучающихся всегда доступна и мгновенна;
  • организуется коллективное взаимодействие на занятии иностранного языка, преподаватель выступает в роли фасилитатора учебной деятельности обучаемых;
  • сеть Интернет позволяет формировать учебную самостоятельность посредством различных форм деятельности [2].

В наши дни многочисленные сервисы, доступные в сети Интернет, являются обыденной частью жизни среднестатистического взрослого индивида и исключают наличие технологического барьера, присущего сервисам эры Веб 1.0, когда каждый пользователь был вынужден сначала обучиться основам работы с компьютером, затем освоить принципы работы с сетью Интернет, а уже затем приступать к изучению конкретного онлайн-ресурса. Появление Веб 2.0 ускорило интеграцию взрослого человека в систему социальных сетей, и теперь новый пользователь электронной социальной сети может использовать ее возможности для организации самостоятельного иноязычного взаимодействия с партнерами по группе изучения иностранного языка, с носителями языка для получения аутентичного опыта общения. К сервисам новой волны (Веб 2.0) принято относить ресурсы Вконтакте, Facebook, Twitter, YouTube. Основной возможностью, предоставляемой пользователям этих социальных сетей, является общение и обмен информацией. Взрослые обучающиеся умеют пользоваться перечисленными сайтами для различных целей в рамках своей личной жизнедеятельности, поэтому было бы упущением не использовать эту данность для организации самостоятельной образовательной деятельности по изучению иностранного языка на базе социальных сетей. Последние предлагают взрослым обучающимся изучать иностранный язык в реальной среде, повышая их готовность вести иноязычное общение на основе имеющихся мотивов и целей [5,6].

Соглашаясь с С.О. Кремлевой, мы убеждены в том, что сообщества, которые складываютсяв рамках электронной социальной сети, необходимо считать ничем иным как особой формой социальной структуры, эмпирически организуемой характеристикой информационной эпохи [1]. Исследователь R. Hamman склонен считать, что термин «сообщество», входящий во множество современных дисциплин, нужно рассматривать как группу взаимосвязанных участников социального взаимодействия в определенном промежутке пространства и времени, что близко к социологическому пониманию явления [8]. Авторы статьи считают, что сообщество в электронной социальной сети следует определять как группу людей, взаимодействующих друг с другом при помощи сети Интернет, связанных в определенном месте и времени друг с другом общими целями и интересами. Под электронной социальной сетью в рамках методики преподавания иностранного языка мы понимаем онлайн-ресурс, который наделяет группу пользователей, обеспеченных компьютером с доступом к сети Интернет, возможностью осуществлять иноязычную коммуникацию, а также взаимосвязанную образовательную деятельность в онлайн-режиме в результате создания сообщества.

Электронная социальная сеть в качестве средства обучения взрослых иностранному языку играет важную роль, предполагая организацию их участия в иноязычном образовательном процессе в рамках лингвообразовательной среды. Электронная социальная сеть имеет ряд преимуществ в этой связи:

  • Отсутствие территориально обоснованных и временных рамок;
  • Повышение качества обучения за счет использования компьютера и иных информационных технологий;
  • Систематичность обучения, сокращение сроков обучения;
  • Индивидуализированный образовательный процесс;
  • Возможности мгновенного получения и предоставления рефлексии;
  • Повторение и тренировка любого элемента учебной программы в любой момент;
  • Простота доставки учебного материала;
  • Общение, направленное в две стороны (Преподаватель –обучающийся/обучающийся – обучающийся/обучающийся – носитель языка);
  • Добровольная основа в проведении исследований, сборе информации, развитии навыков учащимися, в отличие от традиционных подходов;
  • Простота оценивания успеваемости;
  • Снижение вероятности неадекватного оценивания учебного прогресса [4, с.465-480].

Проведя анализ количества и качества упомянутых ранее электронных социальных сетей, авторы отдают предпочтение самой известной социальной сети в мире Facebook на основании совокупности факторов, детерминирующих значимость указанного вебсайта в процессе обучения взрослых иностранному языкe. Facebook – это сайт в сети Интернет, представленный в далеком 2004 году. Пользователи данного ресурса могут завести персональную учетную запись, представляющей собой личную страницу, отправить запросы другим пользователям на добавление в список друзей, отправить и получить текстовые сообщения, вступить в группы по интересам, а также подписаться на публичные страницы для регулярного получения информации.

Facebook играет важнейшую роль на рынке электронных социальных сетей, привлекает наибольшее количество пользователей, являясь одним из самых востребованных ресурсов в сети Интернет. По статистике, представленной в середине 2017 года, этой социальной сетью ежемесячно пользуется аудитория, состоящая из 2.01 млрд активных пользователей. Сервис Facebook каждый месяц использует более 1.74 млрд людей на мобильных устройствах (смартфоны, планшеты, портативные компьютеры). В образовании Facebook давно используется как площадка обсуждений, взаимодействия обучающихся, коллективной учебной работы. Сообщества сети Facebook позволяют делиться ссылками на учебные статьи, обучающие видеозаписи и другие источники информации; преподаватели используют инструменты социальной сети для ответов на вопросы обучающихся касательно овладения иностранных языком; публикуются новости и объявления; создаются сообщества, являющиеся эффективным для преподавателя инструментом формирования лингвообразовательной среды.

Facebook видится нам как самый простой онлайн-сервис, доступный любому взрослому обучающемуся бесплатно с любого компьютера, которыми оснащены многие современные учебные заведения, с мобильных устройств, которые имеются при себе у всех взрослых обучающихся. В сообществах Facebook обучающиеся эффективно выдвигают свои идеи, ведут онлайн-обсуждения, работают в сотрудничестве. Сообщества Facebook мотивируют взрослых обучающихся вести образовательную деятельность по изучению иностранного языка в сотрудничестве с партнерами по группе, что реализует инновационные способы привлечения обучающихся к самостоятельной работе по усвоению и отработке иноязычного материала. Facebook также позволяет преподавателю оставаться на связи с коллегами: так, они делятся наработками и опытом проведения занятий с использованием новых методик, переходя в основное средство внеаудиторного общения учителей и учащихся.

В условиях развития современного общества преподаватель иностранного языка может познакомиться с взрослыми учениками, а также предоставить им возможность познакомиться друг с другом еще до начала курса иностранного языка. Степень распространенности электронной социальной сети Facebook подразумевает наличие у каждого пользователя страницы учетной записи, которая содержит личные данные, указанные пользователем, а при условии создания преподавателем сообщества, посвященного изучению иностранного языка в ходе курса с ограниченным доступом, предоставляемым участникам организованной группы, обучающиеся могут получить информацию, которая имеет непосредственное отношение к курсу обучения.

Электронная социальная сеть Facebook позволяет обучающимся преодолеть иерархические барьеры. В традиционной методике связь организатора иноязычного курса и обучающихся не поддерживается вне аудиторных занятий из-за различных факторов, среди которых есть и культурно-обусловленные: некоторые учащиеся не осознают наличие возможности самостоятельно обратиться к учителю за помощью в решении возникших проблем. В такой ситуации успеваемость обучающихся может страдать, а общее впечатление от изучаемого курса портится. Facebook позволяет преодолеть этот барьер и облегчает налаживание прямого общения между иерархичными уровнями, что особенно важно в контексте традиционных образовательных систем. Преподавателю как организатору сообщества в социальной сети предлагается инновационный способ своевременного сбора рефлексии и корректировки проводимого курса с целью устранения возникающих затруднений. Такой важный навык, присущий поликультурной личности, как сетевой этикет, развивается у обучающихся с ходом курса и модерируется преподавателем как на занятии, так и в режиме онлайн вне занятия.

При использовании социальной сети Facebook учебная группа демонстрирует развивающуюся в процессе обучения сплоченность. Под руководством преподавателя, но без его непосредственного контроля, обучающиеся достаточно быстро начинают чувствовать себя коллегами, готовыми выручить друг друга, общаются на темы, не входящие в содержание курса, терпимо относятся к ошибкам одногруппников и трудностям, с которыми они сталкиваются, оказывают помощь друг другу в освоении нового и закреплении изученного материала. Социальное сообщество помогает превзойти психологические преграды, которые взрослые обучающиеся видят перед собой в начале курса изучения иностранного языка, поддерживает их в процессе обучения и самообучения, представляет собой новый по сравнению с традиционной методикой пункт сосредоточения самостоятельной образовательной активности, одновременно находясь «нигде» (не привязывая учебный процесс к конкретному местоположению) и «везде» (предоставляя ученикам доступ к изученному и тренируемому иноязычному материалу из любого места с помощью настольного и мобильного вебсайтов и мобильного приложения).

Скорость освоения среды сообщества электронной социальной сети Facebook минимальна по сравнению с другими ресурсами и инструментами информационных технологий, использовавшихся в обучении иностранному языку до эпохи Веб 2.0 [9]. Специализированное программное обеспечение и специализированные электронные социальные сети представляют трудности в освоении в связи с различными видами пользовательского интерфейса в каждой программе; обучающиеся и преподаватели должны потратить достаточное количество времени для регистрации, входа в программу или на специализированный сайт, не говоря уже об освоении особенностей загрузки файлов, организации обсуждений, проведения рефлексии. Взрослые обучающиеся в силу психолого-возрастных особенностей не всегда готовы к принятию необходимости знакомиться с невиданным прежде программным обеспечением, в связи с чем использование ими технологий, которые должны упрощать освоение иностранного языка, лишь представляет собой очередной барьер, что ведет к снижению мотивации. Электронная социальная сеть Facebook решает такие проблемы, ведь большинство взрослых пользователей сервиса уже знакомы с его интерфейсом, что ведет к минимальным временным потерям, тем самым позволяя использовать его максимально эффективно в процессе обучения.

Говоря о роли социальной сети Facebook в развитии самостоятельной учебной деятельности взрослых при освоении иностранного языка, нельзя не упомянуть повышенную мотивацию к обучению. Представленная в социальном сервисе система оценивания публикаций как вербальными (комментирование), так и невербальными (emoji-символы, демонстрирующие различные эмоциональные реакции) средствами может быть задействована в качестве инструмента дополнительного по отношению к академической успеваемости поощрения самостоятельных учебных действий обучающихся. Система отображения количества оставленных комментариев и невербальных реакций позволяет участникам сообщества не только увидеть, насколько актуальными и интересными для других членов сообщества являются их публикации, но и выразить благодарность за помощь, поддержку, инициативность и своевременность выполнения учебных задач. Все вышеперечисленное определяет заинтересованность и мотивированность учащихся в изучении иноязычного материала на курсе иностранного языка в целом.

Нельзя не учитывать важность соблюдения определенных правил приличия при работе в социальной сети, пользователями которой являются жители разных стран мира, являющиеся представителями множества разных культур, поэтому необходимо обращать внимание учащихся на проблемы сетевого этикета и сетевой безопасности, соблюдение авторского права, правила цитирования и заимствования материалов из первоисточников, а также соблюдение прав и интересов других участников сообщества.


Библиографическая ссылка

Онорин Д.Е., Безукладников К.Э. ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ FACEBOOK КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВЗРОСЛЫМ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27075 (дата обращения: 24.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252