Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РОСТ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Хафизова Н.Ю. 1 Екимова Н.В. 2 Быкова И.Б. 2
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
2 МОУ «Каслинская средняя общеобразовательная школа № 27»
Профессионализм работы педагога не только обеспечивает повышение качества образования. От способности к непрерывному образованию, от уровня профессионализма педагога напрямую зависят результаты образовательно-воспитательной деятельности, социально-экономического и духовного развития общества. В статье проанализированы исследования ученых по рассматриваемому вопросу и предложен вариант повышения уровня профессионализма педагогов посредством неформального повышения квалификации в условиях информационно-образовательной среды. Представлен опыт образовательной организации по реализации модели непрерывного профессионального образования педагога как эффективного механизма роста уровня его профессионализма. Раскрыты задачи и функции школьной команды – инновационного ресурса управления реализацией модели. Описан электронный образовательный ресурс как компонент информационно-образовательной среды школы, обеспечивающий сопровождение и поддержку педагогов при реализации программ институциональных модульных курсов в рамках неформального повышения квалификации.
профессионализм педагога
неформальное повышение квалификации
информационно-образовательная среда
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.10.2017).
2. Пучкова И.М., Хакимзянов Р.Н. Профессиональная компетентность как критерий развития профессионализма /И.М. Пучкова, Р.Н. Хакимзянов // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2012. – Т.154, № 6. – С.258-266.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1998. – 309 с.
4. Красношлыкова О.Г., Черемисина В.Г. Повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций в условиях реализации ФГОС / О.Г. Красношлыкова, В.Г. Черемисина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2015. – № 1 (17). – С. 37-42.
5. Чекалева Н.В. Отношение к процессу интеграции формального, неформального и информального образования взрослых [Электронный ресурс] / Н.В. Чекалева, О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаева // Письма в Эмиссия.Оффлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1755.htm (дата обращения: 10.10.2017).

Концептуальные изменения в российской системе образовании охватывают все ее структурные части и основные направления деятельности. Введение федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг., а также формирование и введение национальной системы учительского роста находят отражение в современных требованиях к профессиональной подготовке педагога. В настоящее время наиболее важными становятся способность педагога к свободному владению информационными технологиями, саморазвитию, умение трансформировать приобретенные знания в инновационные технологии, социальная мобильность, готовность к систематическому повышению профессионального уровня [1].

Профессионализм работы педагога не только обеспечивает повышение качества образования и является одним из ключевых условий развития обучающихся и их успешной социализации. От способности к непрерывному образованию, от уровня профессионализма педагога напрямую зависят результаты образовательно-воспитательной деятельности, социально-экономического и духовного развития общества.

В научно-педагогических исследованиях большое внимание уделяют проблеме развития профессионализма. По мнению А.А. Деркача, высокий профессионализм человека не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Понятие «профессионализм» изучалось Ю.К. Бабанским, Л.K. Гребенкиной, Т.И. Рудневой, В.Я. Синенко, А.Е. Климовым, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Э.Ф. Зеер, Дж. Равен, И.А. Зимней и другими исследователями. Они рассматривают профессионализм как формируемое актуальное личностное качество, как социально-профессиональную характеристику субъекта профессиональной деятельности, основывающуюся на знаниях, умениях, навыках, интеллектуально и личностно обусловленную. Такое понимание предполагает проявление в решении различных задач в разнообразных профессиональных ситуациях [2].

А.К. Марковой «профессионализм» рассматривается как возможность достижения высоких профессиональных результатов производительности труда, наличие психологических компонентов внутреннего отношения человека к труду, состояние его психологических качеств. В своих исследованиях ею определены компоненты профессионализма, выделены его уровни и этапы. По мнению А.К. Марковой, «целесообразно выделение достаточно большого числа промежуточных ступеней профессионального роста. Каждая из них должна иметь качественное отличие от других и иметь определенное обозначение, в котором выражено, в чем именно состоит «приращение» профессионализма на этой ступени. Овладение профессионализмом в этом смысле – это последовательное восхождение от одной его ступени к другой. Дробное расчленение пути к профессионализму на ряд отрезков может дать ориентиры специалисту в проектировании своего профессионального роста, эксперту – более точные основания при оценивании труда работников» [3].

Анализ работ, в которых исследователи определяют пути повышения профессионализма педагога, И.Д. Чечель, В.С. Юркевича, И.С. Якиманской и др. позволил увидеть, на наш взгляд, наиболее оптимальный путь. Следует отметить, что профессионально-личностное развитие, включающее в себя процесс формирования личности и ее профессионализма, осуществляется не только в процессе непосредственной профессиональной деятельности, но и в системе повышения квалификации. Изучение состояния повышения квалификации педагогических кадров в науке и практике позволяет предположить, что в мировом опыте в сфере непрерывного образования наряду с традиционной формой повышения квалификации начинают доминировать модели неформального образования [4].

В работе Н.В. Чекалевой, О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаевой обозначены ключевые черты, присущие неформальному образованию. По мнению исследователей, неформальное образование институционализировано, происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором четко обозначены цели, методы и результат обучения в образовательных учреждениях, обычно не сопровождается выдачей документа, носит целенаправленный и систематический характер [5].  

Исходя из вышесказанного, более эффективным, на наш взгляд, является повышение уровня профессионализма педагогов посредством неформального повышения квалификации в условиях информационно-образовательной среды. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обозначено, что создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников – это одна из компетенций образовательной организации, которая должна быть реализована администрацией образовательной организации в полном объеме, что обуславливает актуальность модульных курсов, в том числе институциональных [1].

Рассмотрим пример организации неформального повышения квалификации педагогов в МОУ «Каслинская СОШ № 27» Каслинского муниципального района Челябинской области, являющейся региональной инновационной площадкой.

В МОУ «Каслинская СОШ №27» разработана и апробирована модель непрерывного профессионального образования педагогов посредством неформального повышения квалификации в условиях информационно-образовательной среды. Модель представляет совокупность взаимосвязанных компонентов и наполнена содержанием с учетом полномочий образовательной организации, определенных законодательством в сфере образования и опыта работы педагогического коллектива школы. В основе модели – система непрерывного профессионального образования педагогов через привлечение лидеров образования, участвующих в реализации программы внутрифирменного обучения. Для успешной реализации модели модернизирована информационно-образовательная среда образовательной организации с целью создания условий, максимально благоприятствующих реализации непрерывного профессионального образования педагогов, повышению профессионализма педагогов.

Инновационным ресурсом управления реализацией модели является школьная команда, представляющая собой группу из педагогов – лидеров образования общеобразовательной организации. Одной из основных функций школьной команды является обеспечение методического и экспертно-консультационного сопровождения педагогов в рамках внутрифирменного обучения. Перспективными задачами работы школьной команды, как ведущего звена в содержательном компоненте модели непрерывного профессионального образования педагогов образовательной организации, являются стимулирование и реализация инновационных идей педагогов, обогащение проектного опыта, создание позитивного имиджа общеобразовательной организации, повышение конкурентоспособности, приобретение партнерских связей и контактов, развитие сетевого взаимодействия с образовательными организациями региона.

Члены школьной команды осуществляют диагностику профессиональных затруднений и потребностей педагогов, удовлетворенности результатами внутрифирменного обучения, оказывают консультационную помощь, проводят экспертизу продуктов инновационной деятельности педагогов.

Для эффективного функционирования школьной команды был разработан инновационный электронный образовательный ресурс «Конструктор по сопровождению педагогической деятельности». Структурно ресурс представлен тремя блоками:

- блок диагностики профессиональных затруднений;

- методический блок;

- мониторинг профессионального развития педагога.

Целью создания ресурса является проектирование индивидуальных маршрутов – «промежуточных ступеней профессионального роста» для фиксации «приращений  профессионализма этой ступени» [3].

Диагностический блок содержит карту комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов, результаты которой являются основой проектирования индивидуального маршрута педагога.

Методический блок представляет собой обучающий блок конструктора и включает:

- банк методических проектов – лучшие практики педагогов МОУ Каслинской СОШ № 27. В данный модуль включены материалы обучающих семинаров, видеолекции, материалы мастер-классов, педагогических мастерских;

- каталог внешних ресурсов. В данном модуле представлены материалы мастер-классов, открытые видеоуроки из коллекций конкурсов профессионального мастерства всероссийского уровня;

- интерактивная методическая площадка: мастер-классы, педагогические мастерские, творческие и проблемные группы, семинары;

            - перечень и материалы для сопровождения институциональных модульных курсов в рамках неформального повышения квалификации, открытые онлайн-курсы, вебинары, медианары.

Блок «Мониторинг профессионального развития педагога» включает карты самооценки деятельности и наблюдения роста уровня профессионализма педагога.

В МОУ «Каслинская СОШ № 27» одной из форм неформального повышения квалификации педагогов являются институциональные модульные курсы. Члены школьной команды участвуют в определения тематики и разработке программ институциональных модульных курсов. Целью реализации программ курсов является выявление профессиональных дефицитов и оказание комплексной методической помощи педагогам образовательной организации без отрыва от образовательной деятельности.

Тематика институциональных модульных курсов обусловлена запросами педагогов, выявленными в процессе диагностики профессиональных затруднений. Наиболее востребованы педагогами институциональные модульные курсы по темам:

«Методика достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования»;

«Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся»;

«Психологические условия сопровождения реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования»;

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования».

При обучении на институциональных модульных курсах используются материалы и технологические возможности электронного образовательного ресурса. Для оперативного реагирования преподавателей на выявленные профессиональные потребности слушателей и корректировки содержания и заданий используется диагностический блок электронного образовательного ресурса.

Интерактивная методическая площадка, являющаяся структурным элементом электронного образовательного ресурса, дает возможность размещения коллективных методических продуктов институциональных профессиональных сообществ: рабочих программы, методических рекомендаций, методических проектов.

С целью вовлечения в процесс непрерывного профессионального развития всех членов педагогического коллектива в процессе реализации модели используются методы активного обучения и взаимообучения, позволяющие также формировать у педагогов универсальные умения.

Критерием оценки эффективности реализации модели является положительная динамика выделенных показателей, выявленные внутренней и внешней экспертизой. В соответствии с выделенными показателями получены следующие результаты реализации модели за период 2014–2016 годов:

- доля педагогов, готовых и способных проектировать урок в соответствии с современными требованиями – 78 %;

- доля педагогов, готовых и способных организовать образовательную деятельность учащихся с особыми образовательными потребностями – 70 %;

- доля педагогов, организующих проектную и исследовательскую деятельность обучающихся – 65 %;

- доля педагогов, использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии – 100 %;

- доля педагогов, диссеминирующих собственный педагогических опыт на институциональном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях, в том числе участников конкурсов профессионального мастерства – 35 %;

- положительная динамика результатов аттестации педагогов образовательной организации – увеличение доли педагогов с высшей квалификационной категорией на 4 %;

- доля обучающихся, освоивших основную образовательную программу образовательной организации на уровне выше базового – 45 %;

- доля обучающихся – призёров и победителей муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников – 12 %;

- положительная динамика результатов государственной итоговой аттестации обучающихся: средний тестовый балл ЕГЭ по математике базового уровня с 2015 по 2016 г. вырос с 15 до 17, по математике профильного уровня – с 35 до 39;

- доля родителей (законных представителей) обучающихся, удовлетворённых качеством предоставляемых образовательных услуг – 90 %.

Таким образом, результативность непрерывного профессионального развития педагогов и динамика качественных показателей в МОУ «Каслинская СОШ № 27» обусловлены тем, что педагоги в рамках реализации модели решают практико-ориентированные педагогические задачи, различного уровня «проблемности», используют эффективный опыт коллег в собственной практике, удовлетворяют собственные образовательные потребности, имеют возможность самореализации.

В заключение хочется отметить, что организация неформального повышения квалификации педагогов в МОУ «Каслинская СОШ № 27», реализация программ институциональных модульных курсов влечет за собой изменения, в том числе и в информационно-образовательной среде образовательной организации. Созданные условия способствуют формированию внутренней мотивации педагогов к непрерывному повышению уровня профессионализма в рамках внутрифирменного обучения педагогов в соответствии с современными требованиями.

Мы полагаем, что дальнейшая реализация модели будет способствовать достижению ее основной цели: повышение качества образования посредством роста уровня профессионализма педагогов, готовности педагогов к постоянному профессиональному росту.


Библиографическая ссылка

Хафизова Н.Ю., Екимова Н.В., Быкова И.Б. РОСТ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27076 (дата обращения: 19.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252