Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Закирова Т.И. 1
1 АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт»
В статье рассматриваются возможности проектной деятельности как метод формирования компетенций студентов вузов. Проводится анализ понятия «проектная деятельность», уточнена взаимосвязь проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание уделяется непосредственному участию студентов в социальных проектах, связанных с психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья, направленных на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Участие студентов в реализации социальных проектов приводит к развитию проектной компетентности, уровень которой определен количеством и качеством подготовленных проектов. В статье автор приводит примеры проектов, прошедших внутривузовский, республиканский и федеральный уровни. Регулярное участие студентов в проектной деятельности формирует профессиональные компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью. В статье автор делает вывод о возможности формирования компетенций студентов вузов через проектную деятельность.
проектная деятельность
исследовательская деятельность
общекультурные
общепрофессиональные и профессиональные компетенции
студенты-волонтеры
психолого-педагогическое сопровождение
дети с ограниченными возможностями здоровья
1. Веселова В.Г., Матяш Н.В. Проектная деятельность будущего учителя: проблемы профессионального становления /В.Г. Веселова, Н.В. Матяш. – Брянск: Изд-во БГУ, 2002. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.jeducation.ru /6_2008/54.html (дата обращения: 14.09.2017).
2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высших учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) СПС // Консультант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rsuh.ru/upload/accred/svedenia/standart_edu/40.03.01%20%D0%AE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 30.09.2017).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.1 Психология (уровень бакалавриата)» СПС // Консультант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/fgos/370301-fgos-vpo-bac_psychology.pdf (дата обращения 30.09.2017).
5. Силакова Л.В. Профессиональные компетенции и способы их формирования в ВУЗе / Л.В. Силакова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2014. – № 2. – С. 21.
6. Сазанова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность» / А.В. Сазанова // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/673 (дата обращения: 28.09.2017).
7. Социальные проекты МОСИ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mosi.ru/ru/mosi/socialnye-proekty-mosi (дата обращения: 30.09.2017).
8. Султанова Л.Ф. Педагогическое проектирование: учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Л.Ф. Султанова, Л.С. Скрябина, Л.А. Митакович. – Электрон. дан. – Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2015. – 95 с.
9. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2012/01/07/chem-issledovatelskaya-deyatelno (дата обращения: 30.09.2017).
10. Чекалина Т.А. Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов / Т.А. Чекалина // Молодой ученый. – 2013. – № 2. – С. 411-413.
11. Что такое проектно-исследовательская деятельность в сфере образования? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/302605/chto-takoe-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 30.09.2017).
12. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие / Н.Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.

Будущее общества определяют личности, формирующиеся при современных условиях. В настоящее время происходит изменение запросов, предъявляемых работодателями к выпускнику, которые связаны с интенсивным развитием постиндустриального общества, в экономике которого преобладает инновационный сектор с высокой долей населения, занятого в сфере различных услуг. Научные исследования и разработки становятся главной движущей силой современной экономики. Наиболее ценными качествами выпускников вузов являются уровень образования, высокое мастерство и квалификация, готовность к освоению новых знаний и обучению навыкам, настроенность на результат, умение доводить начатое дело до конца, творческое отношение к поставленным задачам.

Однако общество желает видеть в выпускниках вузов не только грамотных специалистов, но и личности с активной гражданской позицией, направленной на улучшение различных социальных аспектов жизни: образования, здравоохранения, социальной сферы, решение социальных проблем (преодоление бедности, повышение уровня образования и т.д.).

Сфера образования регулирует развитие общества и личности. Требования к личностным и профессиональным качествам выпускника, формирование гармонично развитых профессионалов-специалистов определяет его успешность в дальнейшем трудоустройстве и ценность на рынке труда. Разработка новых методов, средств, форм обучения и воспитания личности на разных ступенях образования является приоритетным направлением в педагогической деятельности. Целостность образовательного процесса в высшей школе позволяет развивать необходимые качества личности и формировать компетенции студентов в вузе.

В своих исследованиях ряд авторов, рассматривая теоретические основы и способы формирования компетенций студентов в вузе, приходят к выводу, что формирование компетенций – это необходимость накопление нематериального вида капитала студентов и ответ системы высшего образования на запрос общества, работодателей [5, 10].

По мнению Силаковой Л.В., качествами, которыми должен обладать выпускник, являются: сформированное инновационное мышление и креативность; самостоятельная организация профессионального роста; владение интегрированными междисциплинарными знаниями; способность работать в команде над проектами; практический опыт разработки и внедрения исследовательских решений [5].

Одним из приоритетных направлений современного образования является организация проектной (проектно-инновационной, проектно-исследовательской) деятельности как способ (совокупность и порядок действий) и метод формирования компетенций.

Автор Сазанова А.В., рассматривая основные составляющие понятия «проектная деятельность» в психологической и педагогической науке, приходит к выводу о том, что участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность ориентироваться в информационном пространстве [6].

Проектная деятельность предполагает сочетание двух видов деятельности: проектной и исследовательской. При этом данные виды деятельности имеют различия, которые в первую очередь связаны с целью и конечным результатом. Основной целью проектной деятельности является реализация концепции – ведущего замысла проекта. Концепция определяет стратегию действий и представляет комплекс взглядов, явлений, связанных между собой и вытекающих один из другого. Исследовательская деятельность –интеллектуальная деятельность, направленная на получение новых знаний, уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей, понятий, законов, теорий для решения различных проблем (технологических, инженерных, социальных, гуманитарных и т.д.) [9]. В результате исследовательской деятельности мы получаем совокупность новых идей, новое научное знание, которое создает основу для научных разработок. Чем выше научность сделанных выводов и обобщений, тем достовернее и эффективнее полученные результаты. Результатом проектной деятельности являются любые продукты, процессы, услуги, стандарты, программное обеспечение, а также компетенции (личностные, информационно-коммуникационные, коммуникативные).

Исследователи обращают внимание на «многослойность» результата любой проектной деятельности, носящие предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер [2, 8].

В зависимости от цели проектная и исследовательская деятельности могут выступать в качестве подсистем или субсистем друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств может выступать научное исследование, а в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование как финальная стадия исследования, так и начальная стадия, т.е. составление первичного описания. Ценность проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что она приносит комплексный результат и тренирует сразу группу важных умений и навыков [11].

Формирование компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных) у студентов вузов происходит в период обучения на двух уровнях: бакалавриата и магистратуры. Участие студентов в проектной исследовательской деятельности позволяют сформировать у обучающихся активную и самостоятельную позицию в обучении, готовность к саморазвитию. Умение осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения поставленных задач; использование информационно-коммуникационных технологий, способность работать в глобальных компьютерных сетях; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; ставить перед собой цели и принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий, направлено на формирование общекультурных компетенций. Работа на благо общества и государства, способность уважать честь и достоинство личности формирует общепрофессиональные компетенции. Умения, связанные с опытом профессионального решения задач и их применения на практике, направлено на формирование профессиональных компетенций.

Работа над исследовательским проектом предполагает: изучение актуальности и социальной значимости проекта, формулировку целей и осознание конечного результата, понимание предмета и методов исследования, разработку структуры проекта, способов обработки результатов.  Работа, связанная с исследовательским проектом, совпадает с научным исследованием, которая она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, анализ источников информации, поиск способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.

В результате проведенной работы студент должен овладеть умениями: формулировать научную проблему в исследуемой сфере; адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач при написании проекта; пользоваться различными методиками для сбора необходимой информации; владеть способами обработки полученных данных и их интерпретацией; делать обоснованные заключения по результатам проводимых исследований и оформлять их в виде презентации.

Авторы В.Г. Веселова, Н.В. Матяш и др. считают, что в процессе проектирования изменяются наиболее значимые элементы личности – самосознание и направленность и формируются такие регулятивные компоненты cамосознания как: cаморегуляция, самоанализ и самоконтроль деятельности, ответственность, прогнозирование [1].

Привлечение студентов высших учебных заведений к проектной и исследовательской деятельности начинается с первого курса обучения. Участие студентов в научных конференциях (подготовка и написание статей, выступление перед аудиторией); работа в научных кружках под руководством опытных преподавателей позволяет сформировать общекультурные компетенции и получать новые знания в сфере проектирования. Постепенное включение студентов в проектную деятельность в качестве волонтеров, участие студентов в конкурсных отборах различных проектов на внутривузовском, а затем и республиканском уровнях позволяет грамотно формулировать проектный замысел, научиться генерировать инновационные решения, владеть научными основами и методами трансфера технологий.

Автор Яковлева Н.Ф. считает, что «целевым образовательным результатом на практическом уровне является проектная компетентность обучающегося. Уровень сформированности проектной компетентности определяется по качеству разработанного и подготовленного к презентации «эскиза» проекта, который затем будет дорабатываться и окончательно оформляться в профессиональной деятельности обучающихся» [12, с. 5].  Для написания проекта студентов необходимо ознакомить с «основными аспектами теории и практики проектирования: концептуальными основаниями метода проектов, типологии проектов, методов проектирования, структуры проекта, требований к оформлению проектной документации, правила проведения презентации и защиты и др.» [12, с. 5].

АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт» (далее АНО ВО МОСИ), начиная с 2011 года, принимает активное участие в грантовой деятельности и осуществляет реализацию социальных проектов, направленных на поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): «Защищенное детство – модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов» (2011–2012), «Дорожная карта ребенка с ОВЗ» (2015–2016), «Любящие родители любимого ребенка» (2016–2017) [7]. За время реализации социальных проектов накоплен большой опыт работы с инвалидами и семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. Учитывая данные психологических диагностик родителей, детей; результаты теоретических и практических исследований в области психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, участниками проекта были разработаны программы психолого-педагогического сопровождения, направленные на личностный рост родителей, оптимизацию ресурсов членов семьи, необходимых для воспитания и развития ребенка. Содержание программ психолого-педагогического сопровождения было направлено на повышение педагогической, психологической и правовой компетентности родителей и волонтеров. Приоритетным направлением являлась просветительская работа, связанная с информированием участников проекта о правах детей-инвалидов и возможностях получения социальной помощи с учетом федеральных и региональных нормативных правовых актов. Возможности юридической клиники и психологической службы образовательного учреждения позволяли осуществлять юридическое и психологическое консультирование семьей студентами-волонтерами под руководством преподавателей в течение реализации социальных проектов. Программа психолого-педагогического сопровождения подразумевала включение детей-инвалидов в образовательное пространство института с целью дальнейшей социализации их в общество. Совместно проведенные праздники и театрализованные представления, организованные студентами-волонтерами с привлечением детей и их родителей в творческий процесс, сформировали умения и навыки конструктивного общения в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

Совместный опыт реализации социальных проектов позволил развить интерес студентов к проектной деятельности, совершенствовать качества и способности в различных видах профессиональной деятельности: практической (проведение психологических, юридических консультаций, работе со справочно-правовыми системами); познание особенностей межличностной коммуникации, проявление себя в различных моделях взаимодействия как в качестве исполнителя (волонтерская работа), так и в качестве руководителя (организация и проведение творческих мастерских для детей с ОВЗ), а также предоставил возможность сформировать профессиональные компетенции у студентов направления подготовки  «Юриспруденция»: «способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способностью применять и толковать нормативные правовые акты (ПК-15)» [3, с. 4]; направления подготовки  «Психология»: «способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2); способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5); способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9)» [4, с. 4].

Постепенное включение студентов в проектную деятельность (написание и защита проектов, участие в конкурсах на лучший проект) привело к формированию таких компетенций, как способность работать в команде над проектами, взаимодействовать с экспертами в различных областях. Ежегодно, начиная с 2013 года, студенты АНО ВО МОСИ принимают активное участие в Молодежном форуме Приволжского Федерального округа «iВолга», в  сменах: «Поколение Добра», «Ты предприниматель», «Патриот», «Политика», «Малая Родина – большие возможности», «Культурный бум», «Инновации в экологии», что  дает возможность студентам воплотить свою идею в жизнь в различных сферах и областях деятельности. Так, в 2017 г. на конкурс молодежного форума были направлены проекты: «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Они живут в наших сердцах», «Родная моя улица», «Клуб интернациональной дружбы (КИД) МОСИ», «Ход конем», проект «Автоматизированная система организации учебного процесса», «Электронное расписание для Вузов и СУзов», проект «Устройство для видеодиагностики трубопроводов». Отбор проектов осуществлялся на внутривузовском, республиканском и федеральном уровнях. Полученные знания в общении с экспертами дают возможность проверить проект на уникальность, приобрести навыки дальнейшего решения проблем, активно продвигать и успешно реализовывать представленные проекты, что способствует формированию коммуникативных компетенций. Участие студентов в проектной деятельности развивают интеллект и самопознание, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку, что формирует компетенции личного самосовершенствования.

Содействие студентов в апробации проектной модели психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ «Любящие родители любимого ребенка», позволило представить на республиканский конкурс два социальных проекта «Сердца трех», «Территория детства», с целью продвижения волонтерской деятельности и добровольчества на территории Республики Марий Эл в области поддержки детей и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Регулярное участие студентов в проектной деятельности формирует профессиональные компетенции, связанные с научно-исследовательской деятельностью: «способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7); способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8)» [4, с. 4]. Научно-исследовательские работы проводятся с целью получения новых научных знаний, результаты исследования которых находят свое отражение в научных публикациях студентов, представленных в специальных журналах и сборниках материалов конференций.

Таким образом, проектную деятельность возможно рассматривать как метод формирования компетенций студентов вузов (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных в различных видах деятельности), необходимых для дальнейшего трудоустройства выпускников, способами которых являются поисковая практика, навыки анализа, самостоятельная исследовательская деятельность.


Библиографическая ссылка

Закирова Т.И. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27080 (дата обращения: 19.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252