Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Веденеева Г.И. 1 Бакланов И.О. 1
1 Воронежский институт (филиал) АНО ВО «Московский гуманитарно-экономический университет»
Отражена проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов в условиях современного вуза. В качестве одного из средств повышения эффективности вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность предложена реализация совокупности методологических подходов к её организации. Раскрыты особенности использования системного, аксиологического, деятельностного и рефлексивного подходов в работе со студентами. Обоснование целесообразности реализации комплекса подходов представлено на основе обращения авторов к имеющимся теоретическим исследованиям проблемы и обобщения результатов, полученных в собственном опыте организации научно-исследовательской деятельности бакалавров. В статье представлен авторский материал по диагностике мотивации студентов в работе научного кружка, их отношения к участию в студенческом научном обществе, по изучению личностных качеств, что определяет практико-ориентированную направленность её содержания.
научно-исследовательская деятельность
методологические подходы
система научной работы
аксиология
деятельность
рефлексия
диагностика.
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 03.10.2017).
2. Современный профиль вузовской науки в России и перспективы его изменения. [Электронный ресурс]. - URL: http://kapitalus.ru/articles/article/sovremennyj_profil_vuzovskoj_nauki_v_rossii_i_perspektivy_ego_izmeneniya/ (дата обращения: 07.07.2017).
1. Приветственное слово министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой // Наука: информационный бюллетень. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ». – 2016. – № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/проекты/475/файл/8492/NAUKA_01_251116.pdf (дата обращения: 30.10.2017).
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М.: Логос, 2007. – 192 с.
5. Карасёва И.В. Формирование учебно-исследовательской деятельности студентов на основе системного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 26 с.
6. Муштавинская И.В. Современные подходы к повышению квалификации: рефлексивные технологии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2011. – № 4 (1). – С. 25-30.
7. Кочетов В.И., Веденеева Г.И. Рефлексивный подход к формированию общекультурных компетенций студентов // Вестник МГЭИ. – 2015. – № 3. – С. 4-11.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012), высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [1, с. 69].

Одним из важных ресурсов в достижении поставленной цели является научно-исследовательская деятельность студентов. Включение обучающихся в научную деятельность, использование новых знаний и результатов проводимых исследований в образовательной деятельности являются неотъемлемой частью учебного процесса современного вуза. «Учреждения, которые ограничиваются исключительно предоставлением образовательных услуг по программам бакалавриата и магистратуры, вправе претендовать только на статус высшей школы (даже при очень качественном оказании образовательных услуг), но не современного университета» [2].

Как указывает министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, министерство считает своей основной задачей создание условий для научных исследований, комфортной и конкурентной научной среды [3]. Безусловно, в создании благоприятной среды для научной работы в системе высшего образования участвуют органы управления различных уровней, но важнейшим из них остаётся уровень взаимодействия преподавателя и студента. Результативность этого взаимодействия зависит как от мастерства преподавателя заинтересовать своим предметом и побудить обучающихся к исследовательскому поиску, так и от способности студента к исследованию, от его понимания науки как ценности для его избранной профессии и общества в целом. Особенности взаимодействующих сторон порождают необходимость реализации различных подходов к организации научной деятельности в вузе.

Согласно толковому словарю, подход – это совокупность приёмов, способов (в воздействии на кого-нибудь или что-нибудь, в изучении чего-либо, в ведении дела) [4]. Определим особенности реализации некоторых подходов в практической работе со студентами в процессе их приобщения к научному творчеству.

Системный подход ориентирует на умение видеть в каждом объекте определённую систему. В процессе функционирования сложный объект выступает как многоуровневое образование, имеющее различные подструктуры и взаимосвязи. Различные подструктуры системы в своем взаимодействии образуют интегральную совокупную структуру [5]. Структурные компоненты этой системы, находясь в постоянном развитии и взаимодействии, задают структуру системы, придают ей устойчивость.

К структурным элементам научно-исследовательской деятельности как системы можно отнести цель, задачи, формы, методы, содержание, среду, субъекты образовательного процесса, результаты. Взаимодействие преподавателей со студентами-исследователями в вузе в основном осуществляется в рамках студенческого научного общества (СНК).

В ныне действующих нормативных документах студенческое научное общество определяется как добровольная организация студентов, активно участвующих в проведении научных исследований в области изучаемых учебных дисциплин и успешно сочетающих научную работу с учебной деятельностью. По мнению И.В. Карасёвой, «научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, – все это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников и партнеров по организации своих исследований» [6, с. 3].

Реализуемые в настоящее время формы научной работы студентов, такие как подготовка научных статей, рефератов, докладов, написание рецензий и аннотаций, выступления на заседаниях научных кружков и др., указывают на сохранение традиций, которые были заложены студенческой молодёжью прежних поколений, и их дальнейшее развитие.

Среди подходов, определяющих содержание научно-исследовательской деятельности, важное место занимает аксиологический подход.

В зависимости от той или иной области знаний можно говорить о совокупности ценностей. В науке – это ценности познания бесконечной вселенной, её «тайн» (законов и закономерностей), формирование адекватной физической научной картины мира и жизненной позиции, познание собственных интеллектуальных и личностных возможностей, использование достигнутых научных результатов в решении проблем общества и индивидуумов.

Наука наряду с такими категориями, как патриотизм, гражданственность, труд, семья, творчество, природа, человечество, отнесена к системе национальных ценностей. Научно-исследовательская деятельность в вузе призвана формировать у студента положительное оценочное суждение о науке как о ценности.

С этой целью в процессе НИР необходимо использовать те источники, которые подпитывают научный поиск, одухотворяют его, наполняют смыслом и делают личностно значимым. К ним относятся:

– общечеловеческие гуманистические идеалы, опора на вековые традиции многонационального российского общества, материальная и духовная культура нации;

– концептуальные положения фундаментальных и прикладных отраслей наук, а также изучаемые студентами научные области учебных дисциплин;

– передовой опыт профильных организаций, их новаторские идеи и достижения;

– история научных открытий и изобретений, убеждающая в том, что озарению или нахождению правильного решения предшествуют напряжённый умственный труд ученого, накопление знаний, опыт работы;

– научный и творческий потенциал профессорско-преподавательского состава образовательной организации, коллективные установки и оценки которого выступают в качестве стимулов для развития творчества и инициативы студенчества.

Мотивация обучающихся в работе научного студенческого кружка может быть различной. Перечень различных мотивов для выбора наиболее значимого был предложен студентам в процессе анкетирования, проведенного сотрудниками отдела по научно-исследовательской работе (1-е полугодие 2016-2017 уч. года, Воронежский институт (филиал) МГЭУ, всего – 75 респондентов). На вопрос «С какой целью Вы посещаете научный кружок?» студенты, имея возможность выбрать от 1 до 3 мотивов, сделали следующий выбор.

Варианты ответов:

1) углубить и расширить знания по учебным дисциплинам (ответ выбрали 57 студентов);

2) приобрести опыт исследовательской работы (19);

3) расширить кругозор (25);

4) рационально использовать досуг (5);

5) с целью саморазвития (41);

6) узнать о жизни известных ученых (6);

7) сделать мини-открытия в научной области (5);

8) интересен научный руководитель, его интеллект и эрудиция (23);

9) получить бонусы для сдачи «автоматом» зачета или экзамена (34).

Согласно данным анкетирования, превалирующая часть ответов студентов (57 из 215 ответов) нацелена на то, чтобы «углубить и расширить знания по учебным дисциплинам». В процентном отношении эта цифра составляет 26,5% от общего числа ответов. Очевидно, что нацеленность студентов на повышение уровня знаний программного материала сыграет свою положительную роль в её единстве с пониманием приобретаемых знаний для достижения высоких результатов в своей будущей профессии.

На выяснение отношения студентов к науке был направлен вопрос «Что привлекает Вас в науке?». Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: открытие новых закономерностей (15% от общего числа выбранных ответов), возможность дать объяснение окружающим предметам и явлениям (25%), бесконечность познания тайн мира (26%), возможность раскрыть свои способности (34%).

Выбор студентов не противоречит общеизвестному утверждению о значимости познавательной потребности, её неиссякаемости и устремленности к новому и неизведанному.

Одной из важных задач в работе научного руководителя является забота о духовно-нравственной позиции каждого участника СНО, о воспитании такого важного качества для будущего учёного, как скромность, на важность которого указывал И.П. Павлов в своём «Письме к молодёжи» (1935): «Никогда не думайте, что вы уже все знаете. И как бы высоко ни оценивали вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за нее вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за нее вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за нее утратите меру объективности».

Деятельностный и рефлексивный подходы направлены на формирование у студентов умений вести научный поиск и обеспечение адекватной оценки ими результатов своей деятельности.

В деятельности формируются профессиональные компетенции студентов, составной частью которых является исследовательская компетенция студентов.

Исследовательскую компетенцию мы характеризуем как совокупность взаимосвязанных характеристик субъекта-исследователя, заключающихся в овладении логической структурой исследования, методами и методиками научного поиска, в способности к интерпретации, апробации и оформлению результатов поиска.

Исследовательская компетенция предполагает умения работать с научной литературой, искать, находить и критически оценивать полученную информацию; развивает способность формулировать проблемы и научные гипотезы, аргументировать свою позицию, участвовать в научной дискуссии; студенты вырабатывают навыки организации и проведения научного эксперимента, учатся создавать научные тексты (составлять планы, писать аннотации, рецензии, рефераты, тезисы, доклады, эссе, статьи, отчеты). Планируемые научные мероприятия предполагают обновление в силу накопления и обогащения опыта организации НИРС в вузе. Успешно в текущем году в Воронежском институте (филиале) МГЭУ прошёл конкурс портфолио «Студенческий кружок – путь в науку». Цель конкурса – содействие в повышении мотивации и потребности у студентов к научному творчеству на основе расширения информации о деятельности СНК института и творческого самовыражения студентов.

Рост публикационной активности студентов обеспечивается ознакомлением студентов с особенностями научного стиля письменной речи. Разработанный сотрудниками отдела по научно-исследовательской работе модуль «Культура письменной научной речи» направлен на решение ряда задач: дать представление об особенностях письменной речи; сформировать у обучаемых навыки коррекции письменных высказываний; познакомить с жанрами различных научных текстов; научить определять научные понятия; находить пути решения задач исследования; приводить аргументы, рассматривать точки зрения других исследователей; обучать студентов учитывать особенности адресной аудитории; учиться выражать свою мысль непротиворечиво и доказательно.

Овладение научным стилем снимает барьер неуверенности студентов в создании письменных текстов на основе собственной мысли.

Рефлексивный подход способствует установлению гармонии внутреннего мира личности и внешне проявляемых действий. По мнению И.В. Муштавинской, рефлексия – не столько констатация наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько стимулирование их развития, обогащения, усиления [7, с. 26].

Изучение личности, её духовно-нравственных и интеллектуальных ресурсов осуществляется в повседневном общении со студентами, в процессе наблюдения за поступками, в беседах, через анкетирование.

Практика организации студенческих научно-практических конференций, проводимых в Воронежском институте (филиале) МГЭУ, указывает на целесообразность проведения анкетирования с преподавателями, студентами-докладчиками и студентами-слушателями [8].

Вопросы анкеты для преподавателей нацелены на выявление особенностей педагогической работы в период подготовки студентов к конференции. В частности, выявляются:

– характер трудностей (организационный, методический, коммуникативный и др.) в процессе подготовки к конференции;

– заинтересованность преподавателей в выяснении мотивов научно-исследовательской деятельности студентов, их предпочтений в выборе тем научной работы;

– компетенции преподавателей по использованию методов и средств, способствующих формированию желаемой мотивации обучающихся;

– межличностные аспекты в общении со студентами, связанные с их разным отношением к разработке выбранной темы (что порадовало, что огорчило);

– личностный аспект, отражающий отношение преподавателей к проводимому научному мероприятию, раскрывающий ценности и смыслы сотрудничества преподавателей и студентов в научном поиске.

Содержание вопросов анкеты для студентов (докладчиков) направлено на получение информации о деятельности студентов по следующим аспектам:

– диапазон студенческих интересов в области научного исследования;

– атрибуция выбора темы исследования (личная заинтересованность изучаемым вопросом, желание получить хорошую отметку на зачете, отсутствие аргументов в объяснении выбора и др.);

– уровень сформированности исследовательской компетентности обучающихся;

– приобретение студентами новых знаний в процессе научного поиска;

– дальнейшие перспективы по изучению выбранной темы;

– самооценка проведенной исследовательской работы;

– мнение студентов о способах совершенствования деятельности научного студенческого общества.

Анкета для студентов (слушателей) ориентирована на получение таких данных:

– впечатления от проведённой конференции в целом;

– проявление интереса к отдельным выступлениям на пленарном заседании и в ходе работы секций;

– мнения студентов о «лучших» докладах и о справедливом распределении призов между выступавшими студентами;

– собственная область научных интересов.

В процессе обработки результатов анкетирования по различным темам было обращено внимание на факты неуверенности студентов в достижении успеха в научной деятельности, неверия в собственные силы сделать новые открытия в науке. Так, по ряду вопросов были получены следующие результаты:

– на вопрос «С какой целью Вы посещаете научный кружок?» ответ «Сделать мини-открытия в научной области» выбрали 2% опрошенных;

– на вопрос «Чувствуете ли Вы в себе силы (желание) внести собственный вклад в науку» положительно ответили 30%;

– на вопрос «Что привлекает Вас в науке?» ответ «Открытие новых закономерностей» был выбран 15% респондентов.

Можно констатировать, что примерно 1/3 студентов нацелена на науку как сферу новых открытий в познании окружающего мира. Студенты верят в свой интеллект, в способность к творчеству, в силу воли для достижения успеха. Можно предположить, что к этой категории студентов относятся те, кто:

1) избирает будущую профессию по призванию; 2) осознаёт значимость избранной профессии для общества; 3) предвидит свой вклад (внедрение инноваций) в профессиональную деятельность; 4) результативность своей будущей трудовой деятельности связывает с повышением уровня научных знаний и творческим подходом к работе.

Изучение студенческой среды, выявление студентов, устремлённых к науке, опора на традиции в области научной деятельности – необходимые атрибуты моделирования НИРС в современном вузе. Конструирование этой модели возможно на основе реализации комплекса педагогических подходов, каждый из которых имеет свою функциональную нагрузку: системный подход упорядочивает взаимосвязь и взаимодействие структурных компонентов функционирования научного студенческого общества; аксиологический определяет ценностно-значимую тематику и проблематику проводимых исследований; деятельностный способствует формированию исследовательской компетенции студентов, овладению методами исследования, приобщает к научному творчеству; рефлексивный выявляет внутреннюю позицию личности, её понимание роли науки в области избранной профессии.

Современный российский университет, как и много лет назад, является и должен оставаться храмом науки. Это требует особой атмосферы в вузе, почтительного и возвышенного отношения к науке, без которой невозможно создание материальных и духовных благ общества. Без увлеченности наукой трудно говорить о сформированности общекультурных компетенций современных студентов.


Библиографическая ссылка

Веденеева Г.И., Бакланов И.О. О ПОДХОДАХ К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27118 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674