Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ АНИМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Шляпина Е.Д. 1
1 Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
В статье рассматриваются роль социально-культурной анимации в процессе формирования лидерских качеств подростков посредством веревочных курсов. Особый интерес на современном этапе развития общества представляет вопрос развития лидерского потенциала детей и подростков, который способствует формированию индивидуальных качеств, дает возможность проявить свой потенциал. В современном мире особенно востребован личностно ориентированный подход к воспитанию юной личности, выявление принципов и методов работы, направленных на формирование активной творческой личности. Одной из приоритетных задач педагогики в современном мире является поиск наиболее оптимальных путей воспитания, образования, развития ребенка, его социализации в обществе. В статье рассматривается история создания веревочных курсов в мире, а также рассмотрена технология проведения веревочных курсов в детских оздоровительных лагерях, определяются цели и задачи данной тренинговой технологии.
лидер
лидерские качества
веревочный курс
тренинг
социально-культурная анимация.
1. Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf. (дата обращения: 15.10.2017).
2. Концепция развития международного детского центра «Артек» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://map.artek.org/razvitie_vert.pdf (дата обращения: 15.10.2017).
3. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Детские оздоровительные лагеря в России: от истоков к современности // Образование и наука в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 19 нояб. 2015 г.) / редкол О.В. Грибкова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 11-6 ноябрь. - С. 25-29.
4. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д. Формирование лидерских качеств подростков средствами социально-культурной анимации // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 10-1. – С. 123-127.
5. Великанова Е.В. Зрелищно-игровой досуг: учеб.-метод. пособие по рекреативным технологиям. – изд. 2-е, перераб. и допол. / Е.В. Великанова, Н.В. Апажихова, А.В. Павленко; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. - 254 с.
6. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. – С. 14-15.
7. Пак В.Д. Виды тренингов командообразования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 03 (57). - С. 125-127.
8. Вариативно-программный подход к организации досуга в детских оздоровительных лагерях / Е.Д. Шляпина // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы X Международного форума (Москва, 22-23 апреля 2016 г.). – М.: МГИК, 2017. - Вып. 10. - С. 221-228.
9. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. - СПб.: Речь, 2005. - 187 с.

Современное российское общество ориентировано на образованную, творческую, энергичную и инициативную личность, которая может самостоятельно принимать ответственные решения, отличается мобильностью, а также умеет работать в команде. Повышение общекультурных и профессиональных требований общества к молодежи влечёт за собой необходимость в её самообразовании, саморазвитии. Это находит отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) [1].  Одной из основных задач, согласно Концепции, становится популяризация и вовлечение детей и молодежи в творческие виды деятельности, их личностное развитие, т.к. на сегодняшний день российское образование имеет все необходимые базовые условия для развития личностного и творческого потенциала молодого поколения.

Формирование здоровой, многогранной личности – важная задача всех образовательных учреждений, эта проблема требует особого педагогического внимания. Сейчас особое значение приобретает поиск резервов воспитательных усилий по организации развивающего пространства для единого процесса развития гармоничной личности во всех образовательных организациях, в том числе и в условиях детских оздоровительных лагерей. Организация отдыха и оздоровления детей – важная часть социальной государственной политики в Российской Федерации, право детей на отдых закреплено в федеральных законах РФ, государственных программах, отражено в деятельности различных социальных институтов, образовательных и воспитательных организациях.

Ежегодно (начиная с 2016 года) в октябре в Международном детском центре «Артек» проходит Всероссийский форум организаторов детского отдыха «Детский лагерь - новое образовательное пространство». Современный «Артек» уделяет большое внимание личностным результатам каждого ребенка, достижениям и успехам. В «Концепции развития МДЦ Артек» отмечено, что педагогическая система должна быть построена таким образом, чтобы ребенок сам видел собственные достижения и успехи других детей, мог оценить их значимость, следовательно, мог видеть собственные перспективы в будущем, мог проследить собственный личностный рост [2].

Цель данного исследования:  обосновать роль современных анимационных технологий в формировании лидерских качеств подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение. Подрастающее поколение нуждается в грамотно организованном досуговом пространстве, где в свободное от учебы время можно проявить свою индивидуальность, раскрыть свои умения и таланты, найти друзей и единомышленников, отдохнуть и отвлечься от повседневных проблем. Правильно организованный досуг в подростковом возрасте является одним из главных факторов интеллектуального и физического развития, способствует последующей социализации юной личности. К числу значимых социальных институтов, занимающихся организацией отдыха и оздоровления детей, относится детский оздоровительный лагерь. Именно здесь происходит социальное развитие ребенка в группе сверстников, в условиях, не схожих с повседневной школьной жизнью. Включение в различные виды досуга, соединение воедино игры, творчества, познания, активной жизнедеятельности дает возможность ребенку познать самого себя, занять достойное место в коллективе сверстников [3].

 Ориентация на личность становится закономерным этапом, ведь только усвоение некой суммы знаний не является фактом становления человека личностью. Личность – это не только природное и социальное существо, это человек, наделенный речью, сознанием, творческим началом, обладающий способностью выбора собственного жизненного пути, в ходе которого он преобразует не только окружающий мир, но и самого себя. Исходя из этого, мы рассматриваем личностный подход как необходимое условие организации обучения и воспитания, которое способствует развитию индивидуальных качеств и способностей каждого воспитанника, даёт возможность проявить себя и развить свои лидерские качества в той или иной сфере [4].

Создать условия для формирования такой личности способен особый вид культурно-досуговой деятельности, основанный на технологиях оживления общественной среды – социально-культурная анимация [5].

Целью социально-культурной анимации как деятельности, направленной на духовное развитие личности, гармонизацию общества, личностный рост каждого участника социокультурного процесса, является обеспечение полноценного отдыха, наполнение души и тела необходимой жизненной энергией. Социально-культурная анимация способствует восстановлению и развитию физического и духовного равновесия; освобождению от психологической нагрузки, приобретенной в ходе основной трудовой деятельности; отвлечению от пассивных форм досуга и приобщению человека к активной грамотно организованной деятельности; активизации творческой деятельности, приобретению новых умений и навыков, удовлетворению духовных потребностей [6, с. 14].

В нашем современном обществе большим спросом пользуются личности, имеющие в своем профессиональном арсенале такое качество, как лидерство, которое позволяет творить и развиваться посредством включения в мир культуры, искусства и творчества.

Тема лидерства становится невероятно актуальной, ведь активно мыслящий лидер, умеющий принимать решения и быть ответственным за свой выбор, необходим в любой сфере.

Лидерство – характерное явление для групповой работы, и сводится к процессу управления ведущей личностью другими участниками процесса для осуществления поставленных задач. Лидер необходим любой группе, именно лидер является авторитетом группы, максимально ярко и четко выражает интересы всей команды, и полностью раскрыться лидер может только в команде. Именно командная, общая для группы деятельность дает лидеру толчок, необходимый импульс для активации всех внутренних возможностей человека. Причем коллективная деятельность позволяет проявить себя каждому участнику процесса и раскрыть себя в разных ситуациях по-разному.

Одной из современных технологий социально-культурной анимации, направленной на формирование лидерских качеств подростков, является тренинговая программа «Веревочные курсы».

Веревочные курсы (Ropes Course) впервые появились в Америке и были созданы специально для психофизической реабилитации участников Вьетнамской войны. Позже веревочные курсы стали популярной технологией по развитию навыков командообразования [7].

Традиционные веревочные курсы представляют собой набор упражнений, которые выполняются командой из 10-15 человек на открытом воздухе с использованием специальных подвесных конструкций. Предназначены данные курсы только для подростков и взрослых людей. За прохождением каждого этапа следит специалист, который обязательно проводит с участниками инструктаж по технике безопасности и находится рядом, контролируя процесс прохождения каждого этапа.

Существует два вида упражнений: «низкие» на высоте до двух метров, и «высокие» на высоте 10-20 метров. Первый уровень команда проходит сообща, тактика прохождения вырабатывается командой в процессе деятельности. Упражнения разработаны таким образом, что пройти их можно только при взаимодействии всей команды и с полной самоотдачей каждого участника. Второй уровень индивидуальный и предполагает наличие некоторой физической подготовки, упражнения более сложные как технически, так и эмоционально. Участник поставлен в ситуацию большого психологического напряжения, поэтому здесь так ценна поддержка команды, и, преодолевая себя, человек получает особые ни с чем не сравнимые эмоции.

Веревочные курсы используются для организации совместной деятельности в рамках детского лагеря или центра любой направленности за счет разнообразия деятельности, вариативности упражнений [8]. Веревочный курс становится настоящим пособием по сплочению коллектива. Тренинг учит поддержке, готовности положиться друг на друга. На каждом этапе ребятам приходится подключать всю свою смекалку, интуицию и эрудицию, а наградой станут не лавры и почести, а дружба, ценные умения и навыки.

В условиях лагерного пространства веревочные курсы становятся особо актуальными, потому что включают в себя разнообразие игр, таких как [5, с. 28-43]:

- ситуационно-ролевые игры, позволяющие всем участникам «примерить» на себя новые роли, будь то ведущий, ведомый, организатор, сторонний наблюдатель, инструктор и т.п.;

- творческие конкурсы, позволяющие проявить нестандартность мышления, найти оригинальный выход из ситуации;

- интеллектуально-творческие игры, позволяющие проявить смекалку, имеющиеся знания в новом нестандартном виде, показать свои интеллектуальные способности;

- устные игры, такие как загадки, ребусы и шарады, позволяющие проявить свое творческое начало;

- подвижные игры с соревновательным компонентом.

Основной целью каждого этапа является сплочение коллектива, выявление лидера. Кроме этого, веревочные курсы направлены на создание командного духа отряда, проявление творческих качеств у каждого ребенка, умение находить совместное решение проблем и вырабатывать стратегию действия, развитие воображения ребенка, развитие нестандартного мышления, развитие навыков эффективной коммуникации у детей, стремление к успеху.

Для веревочных курсов, как одного из видов тренинговых программ, характерны следующие правила:

  1. Веревочные курсы базируются на знании основных периодов и стадий группового развития.
  2. Участники в ходе курса должны научиться отслеживать свой эмоциональный опыт и анализировать его.
  3. Для веревочных курсов характерно гибкое распределение ролей в зависимости от задач, поставленных перед командой.
  4. Выбор игр, упражнений и заданий должен соответствовать особенностям протекания каждого этапа групповой динамики.
  5. Неверный выбор игр, упражнений и заданий может затормозить групповую динамику.
  6. На каждом этапе важно отслеживать вид возникающих конфликтов. Конфликт является критерием и неотъемлемой частью групповой динамики.
  7. Ритуал обратной связи - неотъемлемая часть тренинга, во время него инструктор отслеживает изменения групповой динамики.
  8. Каждый веревочный курс должен заканчиваться анализом групповой работы, разработкой планов на будущее [9].

Выполнение упражнений курса помогает детям преодолевать свои страхи, развивает воображение и способность решать различные проблемы. Опыт участия в веревочном курсе доставит удовольствие от совместной деятельности на открытом воздухе.

Групповая деятельность задумана так, чтобы помочь подросткам в развитии вербальных и невербальных навыков общения. Деятельность в группе помогает каждой личности стать частью команды, при этом не растворяясь, не теряя самого себя, открывая новые горизонты.

Главное правило проведения веревочного курса – обеспечение безопасности всего мероприятия, а также полный контроль прохождения каждого конкретного этапа. Инструктор объявляет участникам правила каждого конкретного этапа. Именно инструктор обязан предугадать, что именно может вызвать риск получить травму, и исключить все травмоопасные моменты, быть готовым подстраховать ребят, ведь веревочный курс специально ставит детей в сложные ситуации. Инструктор должен подготовить свой этап так, чтобы риск участников был минимальным. Инструктор в процессе прохождения этапа занимает позицию наблюдателя и не включается в процесс принятия решений относительно вариантов прохождения этапа. Инструктор безмолвно следит за процессом, безусловно, контролируя процесс, следит за техникой безопасности, но решения принимают исключительно участники курса, тем самым выбирая стратегию поведения, проявляя лидерские качества, получая новые навыки.

Для подростковой аудитории этапами веревочного курса могут стать упражнения на эрудицию, выносливость, взаимовыручку, ловкость, концентрацию, память.

Все упражнения желательно ограничить временными рамками, в случае неудачи дать команде возможность пройти этап заново. Для подростковой аудитории каждый этап достаточно ограничить 15 минутами.

В процессе прохождения веревочного курса команда находится в состоянии активного поиска нестандартных выходов из различных ситуаций, участники видят друг друга и себя самого с новой, зачастую ранее неведомой стороны, тем самым лучше понимают друг друга. Для каждого подростка необходима поддержка сверстниками, веревочный курс ставит именно такие ситуации, где можно поддержать соратника по команде, выразить свое одобрение не только словом, но и делом. Ребята учатся мирно разрешать конфликты, снимать барьеры и собственные психологические блоки, тем самым коллектив становится сплоченнее.

Завершаются подобные веревочные курсы обязательной рефлексией, всем участникам дается возможность высказаться о  своих чувствах и эмоциях, полученных в ходе тренинга. Обсуждение и подведение итогов может проходить от 30 минут до двух часов, педагогам желательно направлять беседу, следить, чтобы участники обсуждали не людей, а поступки. Рефлексия позволяет участникам еще раз пережить события веревочного курса, обсудить стратегии поведения, придумать альтернативные варианты поведения. Веревочный курс становится маленькой инсценировкой больших жизненных ситуаций, позволяет подросткам учиться не только на ошибках, но и на общих успехах. Каждый участник в различных заданиях может проявить себя по-разному, тем самым лучше познав самого себя.

Выводы. Сущность технологии «Веревочные курсы» – упорядочить характер взаимодействия в команде в соответствии с целью воспитания, где ожидаемый результат представлен в описании изучения нового совместного опыта деятельности, отношений, переживаний, в изменении характера потребностей, мотивов, интересов, желаний.

В основе технологии веревочных курсов лежит идея, что погружение в новую нетипичную ситуацию позволяет участникам проявить новый стиль командного взаимодействия. В итоге в каждой новой ситуации участники самостоятельно избирают новый стиль групповой работы, находят собственный оригинальный способ решения поставленных задач, обусловленный характером опыта участников. Результатом деятельности не является прямое прохождение этапа, самоценным является опыт совместного творчества, групповой работы. Умение работать сообща, находить компромиссы, придумывать оригинальные решения проблемы и есть результат деятельности.

В результате применения данной технологии формируется динамично развивающийся, сплоченный коллектив, способный решать более глобальные проблемы и самоорганизующийся в зависимости от содержания поставленных перед ним целей и задач.


Библиографическая ссылка

Шляпина Е.Д. СОВРЕМЕННЫЕ АНИМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27233 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674