Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГТО В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ

Садыкова С.В. 1 Кузьмин А.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (Поволжская ГАФКСиТ)
2 МБОУ «Гимназия № 5 г. Буинска Республики Татарстан»
В статье рассмотрено отношение субъектов образовательного процесса к внедрению комплекса ГТО в общеобразовательные школы и перспективы его функционирования в системе образования учащихся. Предложены пути формирования у субъектов образовательного процесса положительного отношения к нововведению и мотивирования обучающихся к занятиям физической культурой и спортом посредством внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Критериями оценки сформированности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников выступили ряд показателей: посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий, систематические занятия спортом в ДЮСШ, участие в сдаче нормативов ГТО и качество их выполнения . По итогам реализации экспериментальной программы увеличилось количество школьников с высоким уровнем мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
мотивация к занятиям физической культурой и спортом
готов к труду и обороне
гто
всероссийский физкультурно-спортивный комплекс
1. Зотова Ф.Р. Деятельность педагогического коллектива по предупреждению переутомления и сохранению здоровья школьников в процессе обучения: дис. … д-ра пед. наук. – Чебоксары, 2005. – 390 с.
2. Миннахметова Л.Т. Результаты участников городской спартакиады «Спортивная Казань-2014» как показатель реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро / Л.Т. Миннахметова, Р.Р. Миннахметов, С.С. Русакова, И.Н. Харисов. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. – С. 389-390.
3. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие. - Архангельск: Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. - 128 с.
4. Садыкова С.В. Формирование физической культуры личности у учащихся инновационных общеобразовательных школ: дис. … канд. пед. наук. – Набережные Челны, 2010. – 216 с.
5. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»: Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d4cc12a9cdbc99ab82.pdf.

Актуальность. Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для роста и развития детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения [1; 2]. Для решения этой задачи и в соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р, во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Предыдущее поколение общеобразовательных стандартов являлось, прежде всего, стандартами содержания образования, в них, наряду с прочим, были указаны требования к физической подготовленности учащихся. ФГОС нового поколения нормирует результаты освоения основных образовательных программ и условия их реализации, определяет все важнейшие стороны работы школы, учитывает динамику и направление жизни, психологические и педагогические рекомендации, разработанные с учетом современных условий и состояний детей и подростков, но в них не предусмотрены требования к физической подготовленности учащихся. Соответственно, ФГОС нового поколения предусматривает формирование физической культуры школьника не через оценку, а его (школьника) вовлеченность в двигательную деятельность. В основу этого решения были положены результаты ряда исследований, указывающих на то, что акцент на сдачу контрольных нормативов без учета вовлеченности школьников в занятия физическими упражнениями является одним из факторов снижения их интереса к физической культуре. Так, исследованиями П.К. Дуркина (2006), С.В. Садыковой (2010) установлено, что на уроках физической культуры учащиеся как с низким, так и с высоким уровнями физической подготовленности не могут реализовать своих возможностей в полной мере [3; 4].

Между тем Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» [5] официально введен в действие с 1 сентября 2014 года Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который предусматривает обязательную сдачу контрольных нормативов по физической подготовленности школьниками.

Введенный в образовательный процесс учащихся среднего школьного возраста комплекс ГТО дополнит ФГОС нового поколения требованиями к уровню физической подготовленности и, соответственно, будет стимулировать учащихся совершенствовать физические качества.

Однако остаются нерешенными вопросы: 1) каковы механизмы мотивирования учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО; 2) как сопоставлять шкалу оценивания результатов сдачи норм ГТО (золотой, серебряный, бронзовый знак) с пятибалльной шкалой оценки физической подготовленности, принятой на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Таким образом, формирование мотивации к сдаче нормативов ГТО является актуальной проблемой и требует решения. Качественное решение данной проблемы возможно при участии не только самих школьников, но и их родителей и учителей общеобразовательных школ.

В соответствии с вышесказанным нами было проведено анкетирование родителей учащихся и учителей физической культуры с целью выявления отношения субъектов образовательного процесса к введению комплекса ГТО в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Нами установлено, что почти 60% респондентов (43,7% родителей и 74,2% учителей) сдавали нормативы комплекса ГТО, введенного в действие в 1931 году и претерпевающего изменения вплоть до распада СССР.

Также в ходе анкетирования мы установили, что более 90% опрошенных нами родителей положительно отзываются о необходимости введенного комплекса ГТО в школе и лишь 9,7% респондентов не видят в этом необходимости. Нами установлено, что отрицательно относятся к введению комплекса ГТО те родители, которые абсолютно не заинтересованы в спорте.

О необходимости введенного комплекса ГТО в школе положительно ответили почти 90% учителей физической культуры, считая, что введенный Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» повысит интерес и мотивацию школьников к физической культуре и спорту. Видя соответствие между ФГОС нового поколения и нормативами комплекса ГТО, они внесли комплекс ГТО в рабочую программу. Только 3,2% учителей физической культуры ответили, что во введении комплекса «Готов к труду и обороне» в школе необходимости нет, обосновывая свой ответ тем, что он противоречит воспитательным задачам образовательного учреждения.

Родители, положительно отзывающиеся об идее введения комплекса ГТО в общеобразовательные школы, убеждены, что это будет способствовать формированию здорового образа жизни, повысит интерес к занятиям физической культурой и спортом, а также позволит получить дополнительные баллы при поступлении в высшее учебное заведение.

Негативное отношение родителей учащихся к введению комплекса ГТО подкрепляется фразами «Спорт должен быть по желанию, а не принудительно», «Это будет в ущерб учебе». Эти же родители считают, что введенный комплекс ГТО не может сформировать положительное отношение школьников к физической культуре и спорту. К тому же 3,3% учителей убеждены, что из-за необходимости сдавать нормативы ГТО отношение учащихся к занятиям физической культурой может измениться в худшую сторону.

60,2% родителей, принявших участие в анкетировании, утверждают, что у детей есть желание сдавать нормативы комплекса ГТО. По утверждению 11,7% родителей, дети не хотят сдавать нормативы. Подробный анализ показал, что те родители, которые считают, что во введении комплекса ГТО нет необходимости и он не может изменить отношения школьников к физической культуре и спорту в положительную сторону, ответили, что у детей нет желания сдавать нормативы комплекса ГТО. Из этого можно сделать вывод, что негативное отношение к введению комплекса ГТО в общеобразовательные школы у школьников формируется самими родителями.

По данным, представленным в Докладе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации «О положении детей в Российской Федерации», показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60% от результатов их сверстников 60-70-х годов. Учитывая тенденцию к снижению уровня физической подготовленности школьников, учителя физической культуры (22,6%) сомневаются, что с нормативами справятся более 30% учащихся. 58% учителей считают, что в среднем половина школьников выполнят нормативы. Только пятая часть опрошенных учителей (19,4%) позитивно оценивают возможности школьников относительно сдачи нормативов ГТО.

Для оценки сформированности у учащихся мотивации к физической культуре и спорту мы проанализировали их посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий. Первая форма организации физического воспитания является обязательной, вторая – добровольной. Исходя из этого следует, что учащиеся со сформированным положительным отношением к физической культуре и спорту даже если по каким-либо причинам не посещают уроки физической культуры, протестуя против содержания уроков, их организации или даже личности учителя, посещают внеклассные мероприятия, отвечающие их требованиям по содержанию, организации и др. Однако в ходе анализа было выявлено, что посещаемость различных форм организации физического воспитания учащимися не зависит от вышеуказанных факторов: количество пропусков уроков физической культуры без уважительной причины не больше, чем количество пропусков других форм (дней здоровья и спорта, праздников физической культуры и спорта и др.). Из чего следует, что ссылка школьников на то, что уроки физической культуры не отвечают их потребностям, является не более чем несформированностью их активно положительного отношения к физической культуре и спорту в целом.

С целью формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у учащихся средних классов посредством Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие школьники 14-15 лет, обучающиеся в 8 классе, в количестве 90 человек (48 мальчиков и 42 девочки). Критериями оценки сформированности мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников выступили ряд показателей: посещаемость уроков физической культуры и внеклассных мероприятий, систематические занятия спортом в ДЮСШ, количество сдававших и сдавших нормативы ГТО школьников.

Учитывая выдвинутые критерии сформированности мотивации к физической культуре и спорту, нами была разработана, обоснована и внедрена в образовательно-воспитательный процесс учащихся средних классов программа, итогом которой является успешная сдача нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Содержание программы носило комплексный характер, обеспечивая не только двигательную активность школьников, но и формируя у них теоретическую базу, навыки самоконтроля и пр.

Для учащихся экспериментального класса была разработана тематика теоретических уроков физической культуры. На этих уроках, помимо тем о здоровом образе жизни, физическом развитии, физическом совершенствовании, были рассмотрены такие, как история зарождения и возрождения комплекса ГТО, нормативы комплекса ГТО и т.п. Практическая подготовка к сдаче нормативов ГТО подразумевала организацию и проведение секций ОФП для школьников со средним и низким уровнем физической подготовленности и спортивных секций; ежемесячного проведения Дня здоровья и спорта, в содержание которого были включены конкурсы по отдельным видам программы ГТО; а также Праздник ГТО, проведенный 24 марта (день, когда был издан Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"»).

Посещение обязательных (уроки физической культуры) и необязательных (внеклассные и внешкольные физкультурно-оздоровительные) форм организации физического воспитания обеспечивало, в большей степени, двигательную активность школьников. Для повышения уровня знаний учащихся, а также формирования навыков самоконтроля для школьников был разработан методический материал – дневник «Будь готов», который обеспечивал индивидуальный подход к каждому школьнику.

Оповещение субъектов образовательного процесса о ходе реализации программы происходило посредством дневника «Будь готов!» и информационных стендов, содержащих все необходимые сведения: нормативы комплекса ГТО, результаты сдачи нормативов комплекса ГТО, объявления о предстоящих мероприятиях, расписание занятий по подготовке к сдаче нормативов ГТО, адрес сайта ВФСК ГТО и многое другое.

По окончании педагогического эксперимента нами было вновь проанализировано отношение родителей учащихся, принявших участие в эксперименте, и учителей физической культуры к введенному в действие ВФСК ГТО. Так, количество родителей, высказывающихся в начале эксперимента негативно о введении ГТО, сократилось вдвое (с 9,7 до 4,9%). Те учителя, которые сомневались, необходимо ли вновь вводить комплекс ГТО в общеобразовательные школы (таковых в начале эксперимента было 6,5%), в конце эксперимента не только согласились с нововведением, но и внесли комплекс ГТО в рабочую программу. Следовательно, количество учителей, положительно высказывающихся о введении комплекса ГТО в общеобразовательные школы, в конце эксперимента составило 96,8%. В то же время количество учителей, которые считали, что комплекс ГТО противоречит воспитательным задачам образовательного учреждения и внедрять его в школы нет необходимости, не изменилось.

В равной степени увеличилось количество родителей, которые считают, что их ребенок справится (с 60,2 до 69,6%) либо не справится (с 11,7 до 20,1%) с нормативами комплекса ГТО. Вероятно, изменения во мнениях связаны с тем, что в течение эксперимента учащиеся обсуждали с родителями свои возможности в сдаче нормативов ГТО, а значит родители стали проявлять интерес к физической подготовленности своих детей. Положительные изменения в отношении родителей к введению комплекса ГТО прослеживаются и в увеличении количества родителей, давших письменное согласие на сдачу их ребенком нормативов комплекса ГТО.

Изменения в отношении к физической культуре и спорту отмечены не только у родителей учащихся и учителей, но и у самих школьников. Эти изменения способствовали тому, что повысилась активность школьников в занятиях физической культурой и спортом. Так, почти на треть снизилось количество пропусков уроков физической культуры (с 12,6 до 4,3%), повысилась посещаемость внеклассных форм организации физического воспитания (с 33,9 до 83,9%), увеличилось количество школьников, занимающихся в ДЮСШ (с 26,8 до 51,8%). Следствием этого явилось то, что показатели физической подготовленности школьников экспериментальной группы достоверно выше, чем у школьников контрольной группы (таблицы 1 и 2).

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 8-х классов (мальчики)

Показатели физической подготовленности

Груп-па

I этап (начало эксперимента)

(Хср±Sх)

II этап (конец эксперимента) (Хср±Sх)

tp между I и II этапами

Досто-верность различий

Бег 30 м, с

ЭГ

5,1±0,125

4,8±0,602

3,450

р<0,05

КГ

5,6±0,108

5,3±0,103

7,583

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

2,860 (р<0,05)

3,829 (р<0,05)

-

-

Прыжок в длину с места, см

ЭГ

182,5±4,779

207±3,409

4,018

р<0,05

КГ

169,2±5,422

192,5±5,418

5,482

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

 1,853 (р>0,05)

2,316 (р<0,05)

-

-

Наклон из положения стоя, см

ЭГ

6,5±0,976

12,2±0,976

4,426

р<0,05

КГ

8,8±0,794

9,7±0,570

4,879

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

1,840 (р>0,05)

2,203 (р<0,05)

-

-

Подтягивание из виса, раз

ЭГ

5,5±0,529

12,0±0,842

12,000

р<0,05

КГ

6,0±0,424

8,4±0,881

10,447

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

0,805 (р>0,05)

2,967 (р<0,05)

-

-

6-минутный бег, м

ЭГ

1318,2±37,703

1395,5±38,408

4,248

р<0,05

КГ

1210,8±42,373

1279,2±37,664

8,240

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

1,894 (р>0,05)

2,161 (р<0,05)

-

-

 

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности учащихся 8-х классов (девочки)

Показатели физической подготовленности

Груп-па

I этап (начало эксперимента)

II этап (конец эксперимента)

tp между I и II этапами

Досто-верность различий

Бег 30 м, с

ЭГ

5,9±0,094

5,2±0,111

5,327

р<0,05

КГ

6,3±0,228

5,6±0,127

7,761

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

1,926 (р>0,05)

2,648 (р<0,05)

-

-

Прыжок в длину с места, см

ЭГ

155,0±4,150

170,0±2,959

16,133

р<0,05

КГ

143,8±,056

154,8±3,302

6,313

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

2,170 (р<0,05)

3,482 (р<0,05)

-

-

Наклон из положения стоя, см

ЭГ

9,4±1,284

15,2±1,295

29,162

р<0,05

КГ

9,4±1,805

11,2±1,174

3,928

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

0,016 (р>0,05)

2,299 (р<0,05)

-

-

Подтягивание из виса лежа, раз

ЭГ

11,3±1,184

18,2±1,289

18,177

р<0,05

КГ

11,6±0,704

14,8±0,724

7,946

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

0,244 (р>0,05)

2,787 (р<0,05)

-

-

6-минутный бег, м

ЭГ

978,3±49,840

1148,6±40,050

24,369

р<0,05

КГ

931,8±23,619

1087,3±30,334

5,418

р<0,05

tp (несвязанные выборки)

0,837 (р>0,05)

3,239 (р<0,05)

-

-

 

Сопоставление показателей физической подготовленности школьников с нормативами комплекса ГТО показало, что к концу учебного года увеличилось количество учащихся, сдавших нормативы ГТО, почти вдвое (с 19,4 до 36,4%), в большей степени за счет тех, кто выполнил нормативы, соответствующие бронзовому знаку, т.е. тех, кто в начале учебного года не справлялся с нормативами ГТО.

Таким образом, программа физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, основанная на Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», формирует положительное отношение учителей физической культуры и родителей школьников к введению ВФСК «ГТО», а также способствует формированию активно положительного отношения школьников к физической культуре и спорту, повышению их физической подготовленности и результативности в сдаче нормативов ГТО.


Библиографическая ссылка

Садыкова С.В., Кузьмин А.А. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГТО В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27308 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674