Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Безрукова Н.П. 1 Нейверт Ю.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
2 КГБПОУ «Красноярский техникум промышленного сервиса»
В контексте проблем, связанных с развитием общих компетенций обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих социальной направленности в системе среднего профессионального образования, а также с учетом психофизиологических особенностей обучающихся предложена модель развития их общих компетенций на основе информационно-деятельностного подхода. Целевой компонент модели представлен общими компетенция (ОК 1 - ОК 6), заданными ФГОС СПО. Содержательный компонент модели отражает структуру основных компонентов содержания подготовки, их целевое назначение и функции в учебном процессе. Основой эффективной организации процесса развития общих компетенций обучающихся по ППКРС является педагогическое обеспечение, включающее наряду с традиционными средствами организации и управления обучением учебно-методические пакеты (УМП) для организации проектно-исследовательской деятельности, в том числе на основе on-line сервисов сети Интернет. Разработаны УМП для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, а также для работы с on-line сервисами профессиональной направленности, необходимые для реализации модели. Педагогический эксперимент по выявлению результативности модели в процессе подготовки обучающихся по профессии «Парикмахер» в целом позволяет сделать вывод о целесообразности применения информационно-деятельностного подхода к развитию общих компетенций обучающихся.
среднее профессиональное образование
подготовка квалифицированных рабочих и служащих
информационно-деятельностный подход
модель развития общих компетенций
1. Ильина И.В. Педагогические условия формирования социальных компетенций у обучающихся, получающих начальное профессиональное образование /И.В. Ильина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2013. – № 10 (85). – С. 106-110.
2. Галажинский Э.В. Социальные и профессиональные компетенции и дефициты учащихся начального и среднего профессионального образования: постановка проблемы /Э.В. Галажинский, С.А. Литвина, О.И. Муравьева // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 322. – С.190-196.
3. Реан А.А. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
4. Моисеев В.Б. Методология реализации дифференцированного подхода в процессе формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ссузов / В.Б. Моисеев, М.А. Родионов // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=4955 (дата обращения: 04.12.2017).
5. Агафонова И.П. Развитие мотивации к учению у студентов медико-фармацевтического колледжа / И.П. Агафонова, Н.П. Безрукова // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 4. – С. 23-25.
6. Скрипко З.А. Организация самостоятельной работы учащихся, получающих профессии социально-гуманитарной направленности в начальном профессиональном образовании /З.А. Скрипко // Вестник ТГПУ. – 2010. – Вып. 12 (102). – C. 178-182.
7. Безрукова Н.П. Информационно-деятельностный подход в системе непрерывного образования / Н.П. Безрукова, А.А. Безруков, Т.К. Тимиргалиева // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й Междунар. конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. – Ч.I. – С. 338-341.
8. Безрукова Н.П. Информационно-деятельностный подход к развитию информационной компетенции студентов магистерских программ естественнонаучного цикла педагогического образования / Н.П. Безрукова, А.А. Безруков, Ю.В. Нейверт // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С.35-39.
9. Порядина Г.А. Педагогические технологии в начальном профессиональном образовании /Г.А. Порядина // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2008. – Т.13. – Вып.1. – С.52-56.
10. Агафонова Н.В. Проектно-исследовательская технология в развитии общих компетенций студентов – будущих медицинских работников среднего звена при обучении химическим дисциплинам / И.П. Агафонова, Н.П. Безрукова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-1. – С. 32-36.
11. Нейверт Ю.В., Безрукова Н.П. Проектно-исследовательская технология и сетевые технологии в развитии компетенций будущих квалифицированных рабочих и служащих в системе среднего профессионального образования / Ю.В. Нейверт, Н.П. Безрукова // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – №11.
12. Виртуальный Салон Красоты MAKEOVER IDEA [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://makeoveridea.com (дата обращения: 29.11.17).
13. Михельсон Л. Тест коммуникативных умений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/10.html (дата обращения: 29.11.17).
14. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): дис. ... д-ра психол. наук. – Санкт-Петербург, 1995. – С. 252.
15. Карманов А.А. «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/prof/1/11.html (дата обращения: 29.11.17).

Как отмечается в «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», на разных этапах своего развития системы начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО) формировались согласно социально-экономической ситуации в стране, обеспечивая в различные периоды исторического развития государства квалифицированными рабочими кадрами и специалистами среднего звена экономику, промышленность и социальную сферу. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», НПО влилось в систему среднего профессионального образования, и в новой системе СПО предусмотрены два вида образовательных программ: программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) и программы подготовки специалистов среднего звена. Интеграция образовательных организаций НПО и СПО в данной исторической ситуации обусловлена, в первую очередь, трансформацией структуры труда, которая по ряду профессий стала существенно более сложной, что детерминирует соответствующие изменения программ подготовки, а также необходимостью повышения престижа рабочей профессии.

Вследствие интеграции в образовательные организации СПО пришел контингент, часто из числа неблагополучных молодых людей с низкой учебной мотивацией и невысоким уровнем сформированности социальных компетенций [1]. В контексте принципа преемственности при проектировании системы их подготовки в новых условиях следует опираться на обширный опыт, накопленный в системах НПО и СПО. Вместе с тем для обеспечения результативности этого процесса необходим поиск и разработка новых подходов.

В новом перечне специальностей СПО наряду с профессиями, непосредственно связанными с наукоемкими отраслями производства, имеются профессии социальной направленности: например, официант, социальный работник, повар, парикмахер, секретарь-референт и другие. Данная статья посвящена анализу возможностей информационно-деятельностного подхода к развитию компетенций обучающихся по ППКРС социальной направленности в условиях СПО.

Известно, что основные претензии работодателей к выпускникам организаций НПО и СПО связаны с так называемыми «базовыми жизненными навыками». Имеющийся дефицит в этой области авторы работы [2] условно обозначают как «функциональная морально-нравственная неграмотность». Отечественные работодатели указывали на отсутствие таких элементарных «навыков жизни», связанных с фундаментальными инструментальными основаниями социального взаимодействия, как обязательность (выполнение обещаний и договоренностей), исполнительская и технологическая дисциплина, честность и т. п. Работодатели считают, что при подготовке специалистов в системе профессионального образования необходимо обратить внимание на формирование у них навыков самостоятельной работы и принятия решений в рамках своей компетенции, работе на компьютере, планированию своей деятельности и работы коллектива и др. [2]. Как следствие, ФГОС для новой системы СПО включает такие общие компетенции, как: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

В структуре учебной мотивации обучающихся могут доминировать различные мотивы: профессиональные – получить профессию; познавательные – овладеть новыми знаниями; сугубо прагматические мотивы – иметь высокий заработок; социальные – принести пользу человеческому сообществу; мотивы социального и личностного престижа – утвердить себя и занять определенное положение в обществе и в социальном окружении в будущем [3]. При этом мотивы являются мобильной системой, на которую можно и нужно влиять. Целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации. Известно, что на формирование профессиональных намерений существенно влияют социально-психологические особенности обучающихся, их способности, интересы, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение, межличностные отношения [3]. В системе СПО накоплен определенный опыт формирования учебной мотивации студентов [4, 5], который может быть адаптирован к системе подготовки квалифицированных рабочих и служащих в новых условиях.

Известно, что большинство обучающихся по ППКРС социальной направленности имеют психофизиологическую установку, характеризующуюся следующим:

– восприятие конкретных свойств объектов окружающей действительности, при этом преобладает их чувственная оценка;

– преимущественно конкретно-образный стиль мышления, предрасположенность к работе с реальным (предпочтительно зрительным) материалом, а не со словесно-абстрактным;

– эмоциональность и общительность, прагматизм;

– заинтересованность в получении результата в процессе работы, а не когда-то в будущем;

– стремление уйти от излишнего, по их мнению, теоретизирования [6].

В процессе их подготовки целесообразно максимально использовать информацию, базирующуюся на образном представлении; организовывать их познавательную деятельность в небольших группах; предоставлять им больше самостоятельности в процессе выполнения заданий [6]. С другой стороны, обучающиеся по ППКРС, так же как и старшеклассники общеобразовательных школ, и студенты высших образовательных учреждений, в полной мере являются представителями «цифрового поколения». Они являются активными участниками разнообразных сообществ в социальных сетях, легко добывают информацию с помощью современных гаджетов в режиме «on-line». При проектировании образовательной среды, которая является областью актуальной жизнедеятельности, самореализации обучающихся, безусловно, необходимо учитывать эти особенности.

В контексте изложенного выше мы полагаем, что проектировать систему развития общих компетенций будущих квалифицированных рабочих и служащих следует на основе информационно-деятельностного подхода, сущностные положения которого заключаются в следующем [7]:

– проектирование обучения следует выполнять с учетом информационных основ обучения, которые базируются на психофизиологических особенностях восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации человеком;

– обучение предполагает широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий;

– для усиления деятельностного аспекта обучения следует внедрять в традиционную систему подготовки будущего специалиста современные педагогические технологии, которые обеспечивают совместную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса с целью выведения обучающихся на уровень самоорганизации и самореализации в учебном процессе.

Критерии выбора педагогических технологий определяются особенностями конкретной образовательной системой [7, 8]. Учитывая особенности обучающихся по ППКСР, на основе анализа информационных источников, связанных с использованием современных педагогических технологий в НПО и СПО [9; 10], нами для проектирования системы развития их общих компетенций был обоснован выбор сетевых технологий и проектно-исследовательской технологии [11].

На рис.1 представлена модель развития общих компетенций обучающихся по ППКРС на основе информационно-деятельностного подхода. Содержательный компонент модели разрабатывается в контексте общедидактических принципов, ряда специфических принципов профессионального обучения и отражает структуру основных компонентов содержания подготовки, их целевое назначение и функции в учебном процессе.

Рис.1. Модель развития общих компетенций обучающихся по программам ППКРС на основе информационно-деятельностного подхода

Основой эффективной организации процесса развития общих компетенций обучающихся по ППКРС является педагогическое обеспечение, включающее наряду с традиционными средствами организации и управления обучением учебно-методические пакеты (УМП) для организации проектно-исследовательской деятельности, в том числе на основе on-line сервисов сети Интернет. Так, в соответствии с предложенной нами в работе [12] классификацией проектов разработаны УМП проектов с выраженной профессиональной направленностью «Идеальный салон-парикмахерская» и «Модная прическа» на основе on-line сервиса MakeoverIdea, а также пакеты проектов общей направленности «Здоровьесбережение» и «История моей страны в истории моей семьи» [12].

Процессуально-деятельностный компонент обусловлен интегративными целями обучения, воспитания и развития обучающихся, выраженными в виде компетенций. В частности, организация деятельности обучающихся как при работе с on-line сервисом, так и в процессе работы по другим проектам в обязательном порядке предполагает ориентировочно-мотивационный, операционно-деятельностный и рефлексивно-оценочный этапы.

Что касается результативно-оценочного компонента модели, в контексте компетентностного подхода система контроля и оценивания результатов обучения должна содержать задания практикоориентированного характера с тем, чтобы теоретические знания служили основой для работы с этими заданиями. Оценочно-диагностический инструментарий должен включать критериально-уровневую карту, тестовый инструментарий для выявления уровня сформированности компонентов общих компетенций обучающихся.

Разработанная модель была апробирована в 2016–2017 годах в процессе подготовки обучающихся по профессии «Парикмахер» в Красноярском техникуме промышленного сервиса. В педагогическом эксперименте в общей сложности приняли участие 47 человек. Для выявления уровня сформированности компонентов общих компетенций, наряду с разработанной нами критериально-уровневой картой, использовались Тест коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю.З. Гильбуха [13], методика «Диагностика уровня эмпатии И.М. Юсупова» [14], методика «Цель – Средство – Результат» А.А. Карманова [15].

Так, на рис. 2 представлены результаты тестирования обучающихся с использованием Теста Михельсона. Из данных диаграммы следует, что на завершающем этапе эксперимента (октябрь 2017 г.) увеличилась доля обучающихся (85,1 %) по сравнению с 57,4 % на начальной стадии эксперимента, выбирающих компетентный, уверенный способ реагирования на различные коммуникативные ситуации (ОК 6). Уменьшилась на 19 % доля обучающихся, выбирающих агрессивный стиль общения, на 8 % – число обучающихся, демонстрирующих зависимый, неуверенный способ коммуникации.

Что касается результатов, полученных по методике «Цель – Средство – Результат», на завершающем этапе эксперимента выявлено 21,3 % обучающихся, ставящих перед собой реальные цели (на начальном этапе эксперимента таковых выявлено не было). Хотя по-прежнему большинство обучающихся испытывает трудности в постановке цели, готово принять цель извне. Доля обучающихся, склонных переоценивать свой результат, и, как правило, испытывающих повышенную тревожность, уменьшилась с 21,3 % до 12,8 %. Практически в два раза уменьшилось количество обучающихся, излишне критичных как к себе, так и

Рис. 2. Динамика развития коммуникативных умений обучающихся по профессии «Парикмахер» к окружающим, склонных недооценивать результат. Количество обучающихся, склонных к адекватной оценке результата, возросло с 63,8 % до 80,9 % (ОК 3, ОК 6).

В целом полученные результаты коррелируют с результатами выявления уровня сформированности компонентов общих компетенций с использованием критериально-уровневой карты. На завершающей стадии эксперимента обучающиеся отметили, что работа с on-line сервисами профессиональной направленности помогла им осознать значимость ИКТ в будущей профессиональной деятельности (ОК 5), а также значимость своей профессии в социальном плане (ОК 1).

В заключение следует отметить, что выполненное исследование в целом позволяет сделать вывод о целесообразности применения информационно-деятельностного подхода к развитию общих компетенций будущих квалифицированных рабочих и служащих. Вместе с тем, для однозначных выводов о результативности предложенной модели необходима ее апробация на более широкой выборке обучающихся, в том числе по другим профессиям.


Библиографическая ссылка

Безрукова Н.П., Нейверт Ю.В. ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27365 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674