Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Рогова А.М.
В данной статье рассмотрены проблемы формирования семейных ценностей у молодежи сегодня. Описаны современные тенденции и изменения в сфере семейных отношений, отношение молодежи к новым явлениям в сфере семьи, отношение к проблемам семьи общества. Обозначены основные проблемы и вопросы формирования должного позитивного отношения к семье и браку со стороны молодежи. Рассмотрен отечественный опыт подготовки к браку, его эффективность и недостатки, даны практические рекомендации подготовки молодого поколения к созданию семьи.

1. Изменения в современной семье: проблемы и тенденции.

Вопрос формирования установок на семью и семейный образ жизни ученые начали исследовать недавно. Прежде всего, это связано  с изменением самого типа семьи, а также системным кризисом института семьи в современных российских условиях.

Отечественные исследователи связывают нынешний кризис семьи, деформацию многих семейных ценностей среди различных категорий населения не только с изменением ценностных ориентаций современной молодежи, но и с общемировыми тенденциями. Происходит переход от патриархальной семьи к нуклеарной, а также от детоцентристкой к эгалитарной. В современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. Речь идет об оказании психологической поддержки членам семьи, что приобретает особую актуальность в условиях системного кризиса в России, когда жизнь насыщена изменениями, стрессами и волнениями.

В современных условиях, где отношения между супругами являются решающим фактором стабильности молодой семьи, необходимо формировать и толерантное отношение к различным типам и видам семьи среди старшего поколения и среди самой молодежи. Наряду со становлением нового типа семьи, происходит отказ от единой ее модели для всех групп населения. Происходит совмещение нескольких тенденций одновременно, а также параллельное существование и функционирование нескольких видов семейных отношений. Так, в сельской местности чаще встречаются семьи, где несколько поколений проживают под одной крышей, что вызвано не столько трудностями в жилищном вопросе, сколько определенным укладом жизни. Однако и в городе и  сельской местности  видны перемены в сфере семейных отношений. Например, одной из общемировых тенденций является проживание молодой пары без регистрации. Гражданский брак чаще встречается среди представителей молодого поколения, чем среди старшего; чаще среди городской молодежи, чем сельской молодежи. По данным исследования,  проведенного автором, достаточно большая часть опрощенной молодежи читает: гражданский брак - это ступень к будущей регистрации брака и созданию семьи - (54%), это новая модель семьи (34%); это негативное явление, ставящее под сомнение ценность семьи и брака (11%). Но большинство молодежи принимает гражданский брак, из чего можно сделать вывод, что данная модель семейных отношений будет иметь место в дальнейшем.

В течение длительного времени исследователи акцентировали внимание на отдельных сторонах жизнедеятельности семьи (трансформация современной семьи, критерии определения молодой семьи и ее основные проблемы, мотивы вступления в брак, совместимость супругов, семейный бюджет, ведение хозяйства, демографическое поведение, жилищный вопрос, проблемы стабильности и устойчивости брака). В настоящее время исследователи пришли к выводу: многие проблемы современной семьи происходят от неумения молодых людей выстраивать отношения в браке. Речь идет об отношениях между супругами, так и между другими родственниками.

В последнее время уделяют особое внимание кризисным явлениям в сфере семейных отношений: падение жизненного уровня большинства российских семей с детьми, снижение воспитательной функции семьи, увеличение числа разводов, социальное сиротство. Это негативные явления возникают в том числе из-за того, что специальная поддержка семьи не находит должного внимания ни у государства, ни у общества в целом.

Исследования последних лет позволяют сделать вывод, что многие кризисные явления и процессы в семье требуют серьезного внимания со стороны общества и его институтов, изменения отношения к браку, отцовству и материнству [ 1 ].

2.Основные проблемы формирования семейных ценностей.

Формирование семенных ценностей должно начинаться еще в детстве. Под этим автор понимает целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи.  Подготовка молодежи к семье - это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Проблемам современной семьи необходимо привлечь внимание средств массовой информации (через социальную рекламу). Особенно важно формирование общественного мнения  сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества.

Следует констатировать: в современной России формированию должного отношения к семье не уделяется внимание. Особую остроту приобретают вопросы сексуального поведения российской молодежи, репродуктивного здоровья юношей и девушек. По мнению специалистов, многие негативные процессы в сфере репродуктивного здоровья объясняются не столько невниманием государства и молодежных организации  к проблемам молодежи, сколько низкой сексуальной культурой самой молодежи.

Этой важной проблеме уделяется внимание лишь в контексте контрацепции, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, а также планирования семьи. Проводимые мероприятия по сексуальному просвещению имели положительные результаты, однако их было недостаточно для формирования безопасного сексуального поведения, учитывая всю остроту проблемы.

Следует остановиться еще на одном аспекте исследуемой проблемы. Так, речь идет о низкой правовой грамотности среди россиян, в том числе и среди молодого поколения. В обществе не разработаны меры для повышения правовой грамотности населения.

Достаточно низкая активность и заинтересованность самой молодежи в вопросах семейных отношений. Так по данным социологического опроса различных категорий молодого поколения (выборка 600 человек в Санкт-Петербурге и Ленинградской области), читают регулярно литературу по проблемам семьи и брака 5%, читали однажды - 25%, вообще не читали - 65%, ничего не слышали о такой литературе - 5%.

Позитивным следует считать наличие у различных категорий молодого поколения ориентации на семейный образ жизни. Мотивами вступления в брак остаются базовые супружеские ценности - любовь, рождение и воспитание детей в семье, доверительное общение с близким человеком.

Молодое поколение считает: готовить молодежь к созданию семьи надо заранее, еще в школе - 65%. Всего 17% считают, что в школе говорить об это рано (мнение не сложилось у 18% респондентов). Столько же сторонников и того, что в школе нужно преподавать основы семейной жизни и полового воспитания.

Автор делает важный вывод: многие проблемы современной семьи происходят из-за неумения решать проблемы молодой семьи в настоящем и будущем,  из-за низкого уровня знаний по вопросам семейной конфликтологии,  а также из-за отсутствия должных установок на семью и брак.

Результаты опроса молодых семей показывают, что заявленные ранее установки не всегда выполняются. Это связано с низким уровнем знаний о семейной жизни, низкой культурой населения в целом, включая правовую, а также с тенденциями в сфере семейных отношений. По данным опроса семей в Санкт-Петербурге, большую часть домашней работы делает женщина, в то время как мужчинам достается мелкий ремонт по дому[ 2 ].

Наряду с решением уже известных проблем семьи, связанных с повышением  ее уровня жизни, а также ценности института семьи для государства и общества, укрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных тенденций, важно формировать должное позитивное отношение среди различных категорий молодежи к семье и браку. Помимо социальной рекламы в СМИ, различных мероприятий, посвященных проблемам молодой семьи, необходима целенаправленная подготовка молодого поколения к вступлению в брак еще задолго до создания семьи. К такому выводу пришли отечественные и зарубежные исследователи современной семьи.

Однако важны не только знания. Необходимы должные позитивные установки на семью и брак, готовность реализовать заявленные установки на практике в повседневной семейной жизни. В современных условиях, когда внешний социальный контроль за поведением молодежи ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо  воспитание культуры чувств и умения жить в семье.

3.Подготовка молодежи к браку: отечественный опыт и рекомендации.

В качестве позитивного отечественного опыта подготовки молодого поколения к семье следует назвать курс «Этика и психология семейной жизни» для старших классов средней школы. Курс затрагивал основные вопросы, связанные с семьей: психология семейной жизни, разрешение конфликтов, воспитание детей, ведение хозяйства и распоряжение семейным бюджетом, права и обязанности перед государством молодых граждан, вступающих в брак, сексуальная культура молодежи. Однако этот курс имел и  свои недостатки:

1) Много внимания уделялось хозяйственной функции семьи, выполнению домашних дел, хотя главным назначением семьи в социалистическом обществе считалось рождение и воспитание детей. Деторождению способствовала и политика государства в отношении семьи: развитие сети учреждений бытового обслуживания для совмещения у женщин занятости в общественном производстве и семейных обязанностей, развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, а также система льгот, предоставляемых многодетным семьям. Поощрялись многодетная семья, общественное воспитание наряду с семейным, а также совмещение  женщиной занятости в общественном производстве с семейными обязанностями.

2) Сексуальное поведение затрагивалось чаще всего в контексте репродуктивной функции и здорового образа жизни. Практически не затрагивалась гедонистическая функция секса. По данным исследования Голода С.И., сексуальная гармония занимает третье место среди факторов, способствующих стабильности брака. Таким образом, данный вопрос оставался вне сферы внимания.

В целом, несмотря на недостатки, курс приносил положительные результаты, способствуя формированию среди юношей и девушек должного представления о семье, хотя не обо всех ее сферах.

Для современной молодежи необходим курс, который был еще в советской школе. Среди наиболее важных вопросов, целесообразно затронуть следующие, исходя из наиболее острых проблем молодой семьи, а также из желаний самого молодого поколения: психологическая грамотность - умение общаться в семье и разрешать конфликты, правовая грамотность - права и обязанности, вступающих в брак по отношению друг к другу и детям, особенности брачного договора в современных российских условиях, а также особенности гражданского брака (его отличия от зарегистрированного), вопросы воспитания детей, сексуальная культура  - контрацепция, безопасный секс, репродуктивное здоровье, гедонистическая функция секса, рациональное ведение хозяйства и распоряжение семейным бюджетом, распределение меду супругами домашних дел. Помимо этого, необходимо обеспечить доступ к информации: где и по каким вопросам молодая семья может получить помощь. Подготовка должна быть комплексной и охватывать наиболее актуальные вопросы семьи, брака, деторождения, воспитания детей, материнства, ведения домашнего хозяйства).

Выводы:

В современных условиях общественных трансформаций России семейно-брачные отношения затронул кризис, который выразился в деформации семейных ценностей у большинства населения. Кризис также выразился в изменении самой семьи и отказом от единой модели семьи для всех групп населения.

В настоящее время необходимо формировать у молодежи должное представление о семье, не только повышать уровень знаний, но и воспитывать позитивное отношение  к семейным ценностям, готовность решать проблемы молодой семьи. Ценности семьи необходимо воспитывать начиная с родительской семьи, а затем других образовательных учреждениях, молодежных организациях.

В качестве позитивного  опыта формирования позитивного отношения в семье можно назвать опыт советской школы. В настоящее время необходимо, используя положительный опыт советской школы, готовить молодежь к созданию семьи заранее.  Помимо основных вопросов молодой семьи целесообразно затронуть следующие: 1) в правовой сфере - отличия и особенности гражданского и зарегистрированного брака; 2) в сексуальной сфере - гедонистическая функция секса; 3) в сфере психологической грамотности - основы семейной конфликтологии и умение общаться в семье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Климантова Г.И.  Государственная семейная политика в условиях социально-политических трансформаций современной России. М.: Триада ЛТД, 2001 - 264с.
  2. Сафарова Г.Л., Клецин А.А., Чистякова Н.Е. Семья в Санкт-Петербурге. Демографичекие, социологические, социально-психологичекие аспекты.- СПб.: СПбГУ, 2002 - 88с.
  3. Голод С.И. Стабильность семьи: Социологический и демографический аспекты Л.: Наука, 1984. - 123 с
  4. Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования/ Колл. монография/ Под . ред. Слуцкого Е.Г. - Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004 - 737 с

Библиографическая ссылка

Рогова А.М. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=274 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674