Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»

Гурьянова М.Н. 1 Тарасевич В.Н. 1 Гурьянов П.С. 1 Ворожцова Е.С. 1 Шутова Т.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО Пермская государственная фармацевтическая академия
Описан опыт разработки методики проведения олимпиады для студентов фармацевтических вузов и колледжей по дисциплине «История фармации». Выделены виды олимпиад и виды выполняемых ими функций в образовательном процессе. Обосновано использование данной педагогической технологии при изучении дисциплины «История фармации». Предложено выделить историософский и организационный этапы проведения олимпиады. Историософский этап включил определение цели, направлений и тематики научных проектов, предлагаемых для участников олимпиады, выбор исторического лица, которому посвящена олимпиада. Сформулированы требования к характеристике и деятельности данного исторического лица: связь с фармацией; связь с историей создания центра фармацевтического образования на Урале; большая общественная значимость личности для страны и уральского региона; высокие личностные и нравственные качества. Определены организационные этапы проведения олимпиады и соответствующие каждому этапу виды работ: издание приказа, определение состава организационного комитета, разработка Положения о проведении олимпиады и др. Сформулированы результаты олимпиады: привлечено внимание к дисциплине «История фармации» студентов, преподавателей вузов и колледжей; увеличилось число публикаций, посвященных истории фармации в сборнике научной конференции академии; возникли новые связи академии с вузами и колледжами; участники олимпиады получили приглашение выступить на краевых конференциях, тематика которых связана с проблемами развития фармации.
история фармации
олимпиада
методика
историософский и организационный этапы
межпредметные компетенции
1. Попова В.И., Кельсина А.С. Олимпиады в системе поиска и развития одарённых детей // Проблемы развития территории. – 2011. - Вып. 3 (55) июль – сентябрь. - С. 84-93.
2. Еремин В.В Составление олимпиадных задач: западный и восточный подходы // Химия в школе. – 2010. – № 9. – С. 72-76.
3. Еремин В.В. Международная химическая олимпиада: успехи, ошибки, разочарования // Химия в школе. – 2010. – № 8. – С. 2–6.
4. Гурьянова М.Н. Профориентационный уровень формирования основ предпрофессиональных компетенций абитуриента как этап формирования профессиональных компетенций фармацевтического специалиста // Педагогика: семья-школа-общество: монография; П 24 В.Б. Антипин, М.Г. Бекирова, И.Л. Брагин и др.; под общей ред. проф. Л.В. Мальцевой. - Книга 34. – М.: Наука: информ; Воронеж: ВГПУ, 2015. - С. 20-52.
5. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: монография / А.И. Попов, Н.П. Пучков. – Тамбов: Изд- во ГОУ ВПО «ТГТУ», 2010. – 212 с.
6. Имакаев В.Р., Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: материалы Всероссийской научно–методической конференции. - Оренбург: ОГУ, 2011. - С. 1557-1564.
7. Олешко Г.И., Потемкин К.Д., Гурьянова М.Н., Балахонова Е.Г. Ученые Пермской государственной фармацевтической академии: библиографический справочник. - Пермь: типография ГОУ ВПО «ПГФА», 2012. - 102 с.

Олимпиады являются одной из самых востребованных форм развития предметных и межпредметных компетенций студентов. История олимпиадного движения в России начинается в XIX веке (Астрономическое общество Российской империи). С 30-х годов прошлого века в нашей стране проводились предметные олимпиады для школьников по физике и химии, с 60-х годов - по гуманитарным предметам. В 90-е годы происходит расширение тематики и появляются всероссийские олимпиады по предметам, отсутствующим в школьной программе: логистике, культурологии, лингвистике и др. Интерес к профессии или предмету развивается за счет использования в олимпиадах заданий и задач, привлекающих внимание школьника [1-3]. Используя опыт всероссийских олимпиад для школьников, Пермская государственная фармацевтическая академия с 2008 года начала организовывать олимпиады для абитуриентов по специальности «Фармация», в связи с этим были разработаны методические подходы к поэтапному алгоритму ее проведения. Алгоритм включает следующие этапы: выбор тематики заданий; разработка творческих заданий и их анализ; формирование текста заданий; доведение информации об олимпиаде и её заданиях до возможных абитуриентов, разработка критериев оценки, формы предоставления выполненных заданий участниками, организация взаимосвязи со школами и колледжами [4]. Опыт использования метода «олимпиада» в профориентации абитуриентов показал его эффективность как в формировании предпрофессиональных компетентностей школьников, так и в привлечения их внимания к специальности «Фармация». Положительная оценка организации и проведения олимпиад для школьников позволила нам сделать вывод о возможности применения полученного опыта в организации олимпиад для студентов. На основе анализа публикаций о проведении олимпиад для студентов в других вузах [5] нами выделено две группы олимпиад:

1) предметные, которые соответствуют дисциплинам, изучаемым в вузах: органическая химия, неорганическая химия, астрономия, основы маркетинга, логика, экология и др.;

2) межпредметные, которые соответствуют общей профессиональной направленности специальности: аудит, сестринское дело, государственное и муниципальное управление, история медицины и другие.

Олимпиады выполняют несколько функций:

1) обучающая - способствует интеллектуальному развитию участников;

2) научно-исследовательская – развивает умение ставить цели, формулировать задачи, собирать и обрабатывать научные данные, обобщать полученный материал, делать выводы и составлять рекомендации;

3) идеологическая – позволяет участникам понять предназначение отдельных учебных дисциплин, выбранной ими профессии, построить свой собственный профессиональный путь.

По охвату аудитории олимпиады могут быть как внутривузовские, так и межвузовские. C позиции компетентностного подхода олимпиада, как форма самостоятельной работы студента, относится к проектной модели. В рамках данной модели студент готовится к решению олимпиадных задач, создает научный продукт, самостоятельно приобретая знания из различных источников [6]. К сожалению, нами не выявлено межвузовских олимпиад, направленных на познание предназначение специальности «Фармация». В связи с этим было предложено организовать на базе кафедры организации, экономики и истории фармации академии олимпиаду по истории фармации. Дисциплина «История фармации» сама по себе является межпредметной. История фармации, как наука и предмет, играет важную роль в подготовке специалистов, формировании их мировоззрения, повышении уровня общей и профессиональной культуры. История фармации отражает борьбу идей как в прошлом, так и в современном мире, дает критерий для оценки теории фармации и понимания современного этапа ее развития, воспитывает навыки исторического мышления, научного представления о взаимосвязи общественных, естественных и специальных дисциплин. Знание истории своей специальности укрепляет студента в правильности сделанного им выбора, даёт возможность оценивать настоящее профессии и видеть возможные пути её развития.

Поэтапные действия по выработке положения об олимпиаде и порядке ее проведения позволили создать методические подходы к ее организации. В рамках разработанных методических подходов была создана классификация этапов олимпиады, которая включает историософские и организационные этапы (рисунок).

Классификация этапов организации олимпиады по истории фармации

Историософский этап включил ряд подэтапов. Первый из них заключался в определение цели олимпиады. Инициативная группа разработчиков определила, что целью олимпиады является познание смысла специальности через актуализацию знаний по истории фармации, расширение кругозора и стимулирование интереса студентов к истории развития фармацевтической отрасли.

Вторым подэтапом стал выбор исторического лица, которому может быть посвящена олимпиада. Выбор такой кандидатуры нацелен на увеличение интереса студентов к изучению частной истории фармации, личного вклада отечественных ученых в развитие фармации, на пропаганду необходимости следования высоким моральным принципам в научных исследованиях и практической деятельности фармацевтических организаций. Сформулированы требования к характеристике и деятельности данного исторического лица:

1) связь с фармацией;

2) связь с историей создания центра фармацевтического образования на Урале;

3) большая общественная значимость личности для страны и уральского региона;

4) высокие личностные и нравственные качества.

Инициативная группа вынесла решение, что всем требованиям удовлетворяет кандидатура основателя центра фармацевтического образования на Урале магистра фармации Николая Ивановича Кромера. В 1917 году Н.И. Кромер приехал в Пермский государственный университет на должность ординарного профессора по кафедре фармации и фармакогнозии медицинского факультета. В апреле 1918 года Н.И. Кромер вместе с союзом служащих фармацевтов обратился в правление университета с просьбой открыть фармацевтическое отделение. Учебный план фармацевтического отделения отражал взгляды Н.И. Кромера и его соратников на потребности современной фармацевтической практики, учитывал исторический опыт развития фармации и ее будущее. Учебный план включал следующие основные дисциплины: фармацевтическую химию, фармакогнозию, технологию лекарств, развитие фармацевтического законодательства, судебную химию, химию пищевых продуктов. В базовый цикл учебного плана входили такие предметы, как: минералогия, кристаллография, зоология с паразитологией, геология. В 1921 году Н.И. Кромер организовал лабораторию судебной экспертизы, которая обслуживала шесть губерний. Н.И. Кромер активно развивал студенческую науку, привлекал студентов к выполнению научно-исследовательских работ. За пермский период им опубликовано 118 научных работ, из них 18 в соавторстве со студентами. Н.И. Кромер с 1918 по 1929 год был бессменным председателем бюро фармацевтического отделения. В 1926 году им были организованы двухгодичные курсы усовершенствования фармацевтов. В 1931 году после перевода фармацевтического отделения в состав медицинского института на правах факультета Н.И. Кромер организует на нем кафедры неорганической, аналитической и фармацевтической химии, химической технологии. В 1928 году Н.И. Кромер был утвержден членом научно-технического совета по химико-фармацевтической и йодной промышленности СССР. Сохранилось его заявление, в котором он отказывается брать вознаграждение за руководство аспирантами, считая это «обязанностью ученого» [7]. Таким образом, инициативная группа хотела бы, чтобы личность Н.И. Кромера стала примером для современных студентов, профессиональным ориентиром в их практической деятельности.

На третьем подэтапе определена тематика направлений научных проектов для участников олимпиады. Выделено два направления: «Общая история фармации», «Частная история фармации». Четыре темы научных проектов из предложенных направлений напрямую связаны с деятельностью и вкладом Н.И. Кромера в развитие фармации и фармацевтического образования на Урале. Перечень направлений и тем научных проектов представлен в таблице.

Примерный перечень направлений и тем научных проектов для участников олимпиады

Направление «Общая история фармации»

Направление «Частная история фармации», в том числе тематика работ, связанная с деятельностью Н.И. Кромера

Исторические аспекты и перспективы развития фармацевтической промышленности и импортозамещения лекарственных препаратов в Российском государстве

Вклад Н.И. Кромера в развитие фармацевтической промышленности

Исторические аспекты и перспективы развития фармакогнозии и импортозамещения лекарственных растений в Российском государстве

Вклад Н.И. Кромера в развитие фармакогнозии

Исторические аспекты и перспективы развития судебной химии в Российском государстве

Вклад Н.И. Кромера в развитие токсикологической химии

Исторические аспекты и перспективы развития фармацевтического образования в Российском государстве

Вклад Н.И. Кромера в развитие фармацевтического образования

Исторические аспекты создания и развития фармацевтических образовательных организаций среднего специального и высшего образования

Биография и вклад в развитие фармацевтического образования основателей и сотрудников фармацевтического образовательного учреждения, в котором обучается участник олимпиады

Исторические аспекты создания и деятельности аптечных организаций

Знаменитые выпускники Пермской государственной фармацевтической академии: биография и вклад в развитие фармацевтического образования или фармацевтической отрасли

 

Организационный этап также включал ряд подэтапов. На первом из них должен быть оформлен приказ об организации олимпиады и установлении сроков её проведения, формировании организационного комитета.

Второй подэтап связан с разработкой Положения о проведении олимпиады, которое включает следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Порядок организации и проведения Олимпиады.

3. Участники Олимпиады.

4. Подведение итогов Олимпиады.

5. Финансирование Олимпиады.

Олимпиада проводится для студентов, обучающихся в фармацевтических вузах и медико-фармацевтических колледжах. Инициативная группа предложила организовать олимпиаду в два этапа: очный и заочный. Первым проводится заочный этап, который предполагает выполнение участниками олимпиады научных проектов. Научные проекты должны соответствовать направлениям и темам олимпиады, представлять законченное исследование, не содержать плагиат, в проекте могут быть отражены результаты разведывательных, описательных и аналитических видов исследований. Участники, получившие высшие баллы за представленные научные проекты, получают возможность участвовать в очном этапе. Участникам предлагается выполнить олимпиадные задания трех туров и создать творческий проект. Проведение олимпиады в два этапа позволяет, с одной стороны, оценить научные достижения участников, с другой - проверить их компетентность в области истории фармации.

В разделе «Общие положения» рассмотрен вопрос об организационном комитете олимпиады, в состав которого включены проректор по учебно-воспитательной работе, директор и специалист музея академии, заведующий кафедрой организации, экономики и истории фармации, представители аптечных сетей. В число функций организационного комитета включены: разработка направлений и тем научных проектов; информирование фармацевтических вузов и медико-фармацевтических колледжей; приём и регистрация заявок на участие в олимпиаде; формирование состава жюри олимпиады; разработка критериев оценки научных проектов участников; подведение итогов олимпиады; опубликование итогов олимпиады на сайте академии; оформление наградных документов; награждение победителей.

Участники организационного комитета входят в состав жюри олимпиады, которое должно выполнять следующие функции: проверка научных проектов и выполненных на очном этапе олимпиадных заданий; оценка выполненных проектов и олимпиадных заданий на основе разработанных критериев; рассмотрение апелляций участников по вопросам, возникшим по результатам оценки выполненных научных проектов и олимпиадных заданий; определение победителей олимпиады; оформление итоговой документации; внесение предложений в организационный комитет по награждению участников олимпиады; доведение до участников результатов анализа итогов олимпиады.

Финансирование проведения олимпиады осуществляется за счёт внебюджетных средств академии.

На третьем подэтапе организационный комитет формирует повременный план проведения олимпиады, разрабатывает культурную программу для ее участников, утверждает методику автобусной экскурсии «Пермь фармацевтическая».

Первая олимпиада по истории фармации была проведена академией в период с ноября 2016 по март 2017 года. Допущено к конкурсу заочного этапа 23 научных проекта. В очном этапе приняло участие восемь человек. Очный этап олимпиады проведен в три тура: первый - представление докладов участников по представленным на заочный этап научным проектам, второй – историческая викторина; третий – выполнение творческого задания (разработка символа фармации).

Четвертый подэтап связан с подведением итогов олимпиады. Организационный комитет выделил следующие результаты олимпиады:

  • привлечено внимание к дисциплине «История фармации» студентов, преподавателей вузов и колледжей;
  • увеличилось число публикаций, посвященных истории фармации в сборнике научной конференции академии;
  • возникли новые связи академии с вузами и колледжами;
  • участники олимпиады получили приглашение выступить на краевых конференциях, тематика которых связана с проблемами развития фармации.

Библиографическая ссылка

Гурьянова М.Н., Тарасевич В.Н., Гурьянов П.С., Ворожцова Е.С., Шутова Т.Ю. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАД ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27458 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674