Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Польшакова Н.В. 1 Александрова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени Н.В. Парахина»
В данной публикации авторы обращают внимание на изменения, происходящие в области теории и практики преподавания в высшей школе за счет внедрения в учебный процесс современных информационных обучающих технологий, которые в свою очередь влекут за собой развитие процесса виртуализации информационно-образовательной среды вуза. В статье представлены возможности информационной образовательной среды как средства самореализации и самообразования студентов. Приводится схематично представленная структура функционирования образовательной среды, а также пример сформированной виртуальной образовательной среды на базе учебно-методического обеспечения, функционирующей в Федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» на платформе системы организации и управления обучением eLearning Server 4G. В публикации демонстрируются основные возможности формирования образовательного контента по отдельно взятым дисциплинам, разбитым по принадлежности к классу учебного материала по дисциплине «Информатика» и по модульному принципу по дисциплине «Информационные технологии». Отмечается, что развернутая в Орловском ГАУ виртуальная информационно-образовательная среда полностью обеспечивает комплексную поддержку учебного процесса, управление им, а также контроль качества образования, направленный на повышение эффективности подготовки будущих специалистов.
студент
вуз
учебный процесс.
информационные образовательные технологии
elearning server 4g
виртуальная информационно-образовательная среда
1. Гордеев А.В., Балберин В.В. Концепция организации технологий виртуализации для использования в учебном процессе // Информационно-управляющие системы. – 2013. – № 1 (62). – С. 80-84.
2. Митрофанов Д.В. Роль информационных технологий в самообразовании студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18726 (дата обращения: 14.02.2018).
3. Алисов Е.А., Куракина Е.С. Влияние виртуализации образовательного пространства на современного студента // Гаудеамус. – 2016. – № 4. – С. 15-19.
4. Польшакова Н.В., Александрова Е.В. Виртуальное пространство как способ организации информационной образовательной среды вуза // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 245-247.
5. Грин Н.В. Интернет как средство обучения // Успехи современного естествознания. –2013. – № 5. – С. 59-61.
6. Зубова И.И., Александрова Е.В., Хуснутдинов И.А. Применение инновационных технологий обучения в аграрном вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Естественные, технические и медицинские науки. – 2011. – № 3. – С. 49-53.
7. Польшакова Н.В. К вопросу о компетентностном подходе и применении информационно-образовательной среды вуза как средства его реализации // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сб. статей VI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 304-307.
8. Майер В.В., Моор С.М. Дистанционные технологии новый аспект в организации учебного процесса // Вестник ЧелГУ. – 2014. – № 24 (353). – С. 95-97.
9. Польшакова Н.В. Информационные системы в профессиональном образовании // Инновационные технологии в образовании: сб. статей. – Орел, 2008. – С. 179-182.
10. Оптимизация информационной структуры организации средствами современных технологий виртуализации: монография / В.М. Гордиевских, Д.А. Слинкин, А.В. Коуров; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: ШГПИ, 2014. – 96 с.
11. Крепков И.М., Хорьков С.Н. Виртуализация вычислительных ресурсов в научных исследованиях и учебном процессе университета // Открытое образование. – 2012. – № 6. – С. 81-87.
12. Королюк И.Э. Деятельность педагога в реально-виртуальном образовательном пространстве // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 5. – С. 154-157.
13. Сушков С.А. Проблемы внедрения технологий виртуализации в образовательный процесс государственного вуза // Гаудеамус. – 2011. – Т. 2, № 18. – С. 79-8.
14. Кириллов А.Г. Условия эффективного применения информационных технологий в управлении вузом // Преподаватель ХХI век. – 2013. – Т. 1, № 2. – С. 12-15.
15. Скворцов А.А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде: дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2015. – С. 28-32.

Интенсивно развивающаяся среда жизнедеятельности современного человека оказывает на него непосредственное влияние, особенно ярко это проявляется в области информатизации и компьютеризации. Среди множества воздействующих на человека факторов все большее значение приобретают информационные (ИТ) и WEB-технологии. Разумеется, динамичное развитие этих направлений деятельности не могло не отразиться на системе высшего образования в РФ.

Высшее образование на современном этапе своего развития характеризуется качественными изменениями содержания и структуры, а также внедрением новых элементов, именуемых образовательными технологиями [1; 2]. При этом среди требований к осуществлению образовательного процесса, выдвигаемых ФГОС ВО, на первый план выступают именно информатизация и «виртуализация» образовательной среды, которые в свою очередь позволяют широко применять информационные технологии обучения (ИТО), связанные с переработкой различного рода информации. В рамках всего комплекса непрерывно изменяющихся требований к образовательному процессу следует особо выделить тот факт, что основной целью современного высшего образования является повышение качества общей и профессиональной подготовки студентов. Достижение этой цели невозможно без организации самостоятельной работы студентов в условиях виртуальной образовательной среды вуза [3; 4].

Отметим, что поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов в настоящее время опирается на фундаментальность образования и его целенаправленную профессионализацию [5]. Фундаментальность научных курсов характеризуется определенным уровнем логической обоснованности изучаемых фактов, что может быть выражено через такие условные величины, как, например, достаточный уровень абстрактности изучаемых понятий, соблюдение внутренней логики развития предмета и т.д. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что идеи фундаментальности высшего образования реализуются, как правило, за счет оптимального соотношения теоретической и практической подготовки специалистов с учетом их профессиональной ориентации, что практически всегда влечет за собой увеличение количества аудиторных часов. Соответственно, увеличение аудиторных часов негативно сказывается на качестве образования студентов, которые и так подвержены учебным перегрузкам. Следовательно, часть учебной информации из аудиторной работы необходимо перенести на самостоятельное изучение. А эффективная организация самостоятельной деятельности обучающихся невозможна без информационно-образовательной среды вуза [6; 7].

В настоящее время информационная среда вузов используется для решения ряда таких задач, как:

- комплексная автоматизация организационных и управленческих процессов вуза;

- создание и использование информационно-обучающей среды (ИОС), обеспечивающей как традиционное обучение в группах, так и открытое образование с использованием технологий дистанционного обучения;

- обеспечение коммуникационной активности между участниками управленческого и учебного процесса и др.;

- создание позитивного имиджа вуза [8].

Образовательный портал, созданный в ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ», является развитой виртуальной образовательной инфраструктурой, развернутой на платформе системы организации и управления обучением eLearning Server 4G, нацеленной на поддержку качества учебного процесса [9]. Система eLearning Server 4G позволяет осуществлять: разработку учебных программ и курсов; создание базы знаний; организацию подачи заявок на обучение и формирование учебных групп; доступ к учебным материалам в онлайн- и офлайн-режиме; проведение вебинаров; организацию взаимодействия пользователей в процессе обучения средствами служб e-mail сообщений и чатов.

Реализованная нами модель виртуальной информационно-образовательной среды на платформе eLearning Server 4G обеспечивает сквозной процесс организации обучения на основе использования WEB-технологий от получения информации о кадрах и контингенте до учета выдачи сертификатов об обучении и создания аналитических отчётов (рис. 1).

Рис. 1. Схема функционирования виртуальной образовательной среды ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина» на платформе eLearning Server 4G

В области текущего контроля и промежуточной аттестации возможны следующие процедуры:

- создание базы вопросов, которые хранятся в банке знаний системы eLearning Server 4G и могут быть использованы для формирования тестов различного уровня несколькими преподавателями;

- организация тестирования и анкетирования как в режиме свободного, так и ограниченного временными рамками доступа;

- оценка качества и эффективности обучения;

- учет учебных достижений посредством формирования студентом личного портфолио;

- анализ учебной деятельности и активности пользователей;

- формирование кастомизированных отчетов в ходе реализации учебного процесса.

Для формирования образовательной среды система позволяет производить на своей платформе разработку учебных модулей и модификацию загруженных электронных курсов, при этом поддерживает возможность загрузки учебных материалов в различных форматах: SCORM 2004 и 1.2, S1000D, AICC, Tin Can API. Материалы и курсы для формирования учебных модулей могут быть заранее разработаны с помощью программ eAuthor CBT, iSpring, Adobe Captivate и др.

Специфика данного портала заключается также в возможности управления бизнес-процессами обучения, такими как:

- автоматизация учебно-методических процессов: организация дистанционного обучения и управление смешанными формами обучения.

- управление ресурсами: расписанием, учебной нагрузкой преподавателей и аудиторного фонда;

- управление затратами: автоматизация процессов планирования, мониторинга и отчетности по затратам на обучение;

- контроль качества выполнения работ и формирование мероприятий по улучшению бизнес-процессов.

Основным критерием при проектировании модели виртуального образовательного пространства в высшей школе, несомненно, является оптимизация содержательной составляющей образовательного контента. Именно он должен обеспечивать динамичное освоение профессиональных компетенций на основе комфортного усвоения знаний изучаемой предметной области [10]. Каждая дисциплина, входящая в единое виртуальное образовательное пространство, представлена в виде блоков, составляющих образовательный контент. В качестве таких блоков используются либо модули (разделы) дисциплины, включающие в себя весь набор теоретико-практического и контрольно-измерительного материала (КИМ), применяемого в учебном процессе, либо материалы, разбитые на лекционные блоки, блоки, содержащие лабораторные и/или практические работы, блоки основной и дополнительной литературы, КИМ и т.д. (рис. 2, 3).

Рис. 2. Структура образовательного контента, разбитого по принадлежности к классу учебного материала по дисциплине «Информатика»

Рис. 3. Структура образовательного контента, разбитого по модульному принципу по дисциплине «Информационные технологии»

Имеющиеся учебные материалы, представленные на образовательном портале Орловского ГАУ, - это совокупность когнитивных виртуальных дидактических единиц, необходимых для освоения студентом материала изучаемой дисциплины, предусмотренного рабочей программой.

Контрольно-измерительные материалы могут быть представлены в контенте в виде отдельных документов (в формате TXT, Doc, RTF, PDF и т.п.), содержащих задания, вопросы (например: варианты задач, вопросы к зачету или экзамену и т.д.). Также они могут быть представлены в виде автоматизированных тестов, которые формирует ведущий преподаватель на основе хранящихся в банке знаний системы базы тестовых вопросов по дисциплине.

Система организации и управления обучением eLearning Server 4G позволяет конструировать контрольно-измерительные материалы в виде кейсовых заданий, которые также формируются преподавателем. Кейсовые задания, как и тесты, выводятся для доступа студентам через инструмент управления «План занятий». Расписание проведения тестирований составляет ведущий преподаватель согласно календарному плану дисциплины. Таким образом, студенты не имеют возможности, решать кейс-задачи или проходить контрольные тестирования раньше определённого учебным и календарным планом срока. Проверка кейсовых и тестовых заданий производится аппаратным путем без вмешательства человека и выводится посредством инструмента мониторинга качества обучения «Ведомость успеваемости» в виде кастомизированного отчета, который доступен только преподавателю. В результате изучения дисциплины с помощью виртуальной информационно-образовательной среды, формируется объективная оценка приобретённых знаний в рамках изучаемой дисциплины по каждому студенту персонально.

Тем не менее внедрение в учебный процесс новых информационных ресурсов – это еще не гарантия качества образования, а пока только лишь развивающийся инструментарий, имеющий высокий потенциал в области достижения высоких результатов в решении поставленной задачи [11; 12].

Несмотря на востребованность технологий виртуализации информационно-образовательного пространства, их внедрение в вузах сталкивается с рядом проблем:

1) недостаток квалифицированных кадров в области администрирования информационно-образовательного пространства, что в свою очередь влечет неэффективное использование серверных технологий;

2) недостаточная обеспеченность вузов высокопроизводительной электронно-вычислительной техникой. Например: основным требованием для реализации полнофункциональной виртуальной информационно-образовательной среды уже в 2011 году были необходимы ПК с объемом оперативной памяти не менее 4 ГБ. Тем не менее, по данным госзакупок на конец 2016 года, вузы приобретали ПК для компьютерных аудиторий в основной массе с объемом ОЗУ 2 ГБ, что заранее обусловило их малоприменимость для внедрения в процесс виртуализации информационно-образовательной среды;

3) минимальный опыт работы преподавательского состава с информационно-образовательными системами и отсутствие методических разработок в данной области [13].

Тем не менее виртуализация учебного процесса с помощью современных информационных образовательных технологий, интуитивная понятность виртуального образовательного пространства – это, в первую очередь, наиболее востребованный, современный и легкодоступный инструмент повышения профессиональных компетенций студента, ориентированного на саморазвитие и совершенствование [14]. Методологическое и педагогическое обоснование рационального использования всего спектра возможностей виртуального обучения в образовательном процессе вуза является сегодня актуальным и продолжает поддерживаться Национальным проектом «Образование», принятым правительством РФ в 2005 году и продленным до 2020 года [15].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что виртуализация информационно-образовательной среды вуза позволяет на сегодняшний день реализовывать прозрачное, доступное и качественное образование с вовлечением в учебный процесс высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, а ценностно-смысловые доминанты восприятия мира в контексте виртуализации современного образовательного пространства приобретают особую значимость и актуальность. Развернутая в Орловском ГАУ виртуальная среда на образовательном портале вуза полностью обеспечивает комплексную поддержку учебного процесса в рамках предъявляемых требований, управление им, а также контроль за качеством образования и направлена на повышение эффективности качества подготовки квалифицированных специалистов.


Библиографическая ссылка

Польшакова Н.В., Александрова Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27491 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674