Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Егорова А.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
Необходимым компонентом учебной адаптации иностранных студентов, приезжающих для обучения в российский технический вуз, является готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий, которая формируется при обучении на подготовительном факультете для иностранных граждан. Спроектирована структурно-функциональная модель формируемого качества иностранного студента, разработан критерий сформированности данного качества. Предложена методика по формированию мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении. Для выбора оптимальной формы организации учебного процесса иностранных студентов были проанализированы достоинства и недостатки традиционного и дистанционного обучения и выбрана смешанная форма обучения (blended learning), сочетающая принципы и технологии электронного образования, традиционных аудиторных занятий и самостоятельной работы в традиционной и дистанционной форме. Проведен педагогический эксперимент в условиях специально созданной виртуальной обучающей среды подготовительного факультета для иностранных граждан, в результате которого подтверждена эффективность предложенной методики. Наибольшая положительная динамика была зафиксирована по когнитивному и деятельностному компонентам формируемого качества. Сформированность готовности к использованию информационно-коммуникационных технологий позволяет студентам-иностранцам адаптироваться в виртуальной образовательной среде технического вуза. Проанализированы достоинства и недостатки предложенной методики.
формирование
готовность к использованию
информационно-коммуникационные технологии
учебная деятельность
студенты-иностранцы
информационно-образовательная среда вуза
дидактическая адаптация
слушатель подготовительного факультета
информационные технологии
структурно-функциональная модель.
1. Сурыгин А.И. Педагогическое проектирование образовательной программы предвузовской подготовки иностранных студентов. – СПб.: Златоуст, 2008. – 128 с.
2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 398 с.
3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.
4. Егорова А.Ю. Формирование готовности иностранных студентов к обучению в вузе средствами современных информационных технологий [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27091 (дата обращения: 21.05.2018).
5. Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети. - URL: http://samsdam.net/computer/00005.php (дата обращения: 21.05.2018).
6. Тонхоноева А.А. Формирование информационной компетентности на основе преемственности в обучении в школе и вузе: дис. … канд. пед. наук 13.00.01. – Улан-Удэ, 2015. – 229 с.
7. Обучающая среда Подготовительного факультета для иностранных граждан КубГТУ [Электронный ресурс]. - URL: http://kubanpfdig.ru (дата обращения: 10.03.2018).
8. Русский как иностранный: информационно-образовательный портал [Электронный ресурс]. - URL: http://kubaninost.ru/ (дата обращения: 10.03.2018).
9. Модульно объектно-ориентированная среда КубГТУ [Электронный ресурс]. - URL: http://moodle1.kubstu.ru/ (дата обращения: 10.03.2018).
10. Picciano A., Dziuban C. Blended Learning: Research Perspectives. Needham, MA: Sloan Center for Online Education, 2007. 312 p.
11. Андреева О. Смешанное обучение как одно из конкурентных преимуществ вузов [Электронный ресурс]. - URL: http://megaportnn.ru/content/articles/19161 (дата обращения: 21.05.2018).
12. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях. - М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.

Наиболее важным этапом обучения студентов-иностранцев является этап предвузовской подготовки и обучение на младших курсах, на которых происходит адаптация студентов к иноязычной среде и специфике российского образования, закладывается фундамент для дальнейшего получения качественного образования. В настоящее время на подготовительном факультете для иностранных граждан, помимо социокультурной, языковой и академической адаптации, под которой понимается приспособление иностранных учащихся к особенностям организации учебного процесса в российском вузе, к методам обучения, необходимости усвоения большого объема знаний, анализу научного материала, стоит проблема формирования готовности иностранцев к использованию информационно-образовательной среды вуза [1]. Данный факт обусловлен регламентирующими документами Минобрнауки РФ, в которых предписано создание информационно-образовательной среды вуза, а в образовательных стандартах информационные компетенции включены в число базовых компетенций любого профиля подготовки. В последние годы наблюдается лавинообразное развитие информационных технологий, многие из которых сразу включаются в образовательный процесс. Часть таких технологий уже хорошо зарекомендовали себя в российском образовании, другие еще предстоит внедрить и изучить эффективность их применения. У студентов-иностранцев, прибывающих в российский вуз для обучения, должна быть сформирована готовность использовать ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в учебных целях.

В рамках нашего исследования под информационно-коммуникационными технологиями в образовании мы понимаем процесс сбора, обработки и передачи данных для использования в учебных целях или получения новой информации о состоянии объекта, процесса или явления [2]. Под средствами современных информационно-коммуникационных технологий принято понимать программные, программно-аппаратные и технические средства, а также устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных) [3]. К техническим средствам современных информационных технологий относятся: флеш-карты, айфоны, смартфоны, планшетные компьютеры, которые позволяют иметь мобильный выход в Интернет; мультимедиапроекторы, позволяющие применять аудио-, видеоматериал; интерактивные доски, веб-камеры, компьютерные классы, в том числе мобильные, составляющие информационно-технологическую базу учебного заведения, и пр. Внедрение ИКТ в образовательный процесс подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания и деятельности студентов и преподавателей, а также к пониманию ими процессов информатизации в современном обществе и образовании.

Организация обучения иностранцев с использованием ИКТ способствует решению следующих дидактических задач: совершенствование образовательного процесса и повышение индивидуализации; сохранение мотивации к обучению на должном уровне; активизация учебного процесса; актуализация учебного контента и ускоренное тиражирование; повышение эффективности самостоятельного изучения материала; возможность самодиагностики и самокоррекции; возможность использовать аудио- и видеоконтент для лучшего освоения учебного материала.

Проанализировав ряд исследований, посвященных учебной деятельности иностранных студентов в российском вузе, мы под готовностью студентов-иностранцев применять информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности будем понимать необходимый уровень сформированности мотивационных, знаниевых, деятельностных и рефлексивных качеств иностранного студента, обеспечивающих успешное использование информационно-образовательных ресурсов и овладение современными формами коммуникации в обучающей среде вуза. Таким образом, под готовностью понимаем сложное интегративное качество личности студента, имеющее четырехкомпонентную структуру [4].

Каждая составляющая имеет свою функцию: инициирующая, информационная, технологическая и регулирующая соответственно для мотивационного, когнитивного, деятельного и рефлексивного компонента. Проанализировав функциональный аспект каждого компонента формируемого качества личности студента, спроектировали структурно-функциональную модель готовности студента к использованию ИКТ в обучении, представленную на рисунке.

Структурно-функциональная модель готовности студентов-иностранцев к использованию ИКТ в учебной деятельности

Для диагностики сформированности готовности студентов-иностранцев применять ИКТ в учебной деятельности необходимо оценить сформированность каждого компонента. Были проанализированы, отобраны и адаптированы для студентов-иностранцев средства для диагностики мотивационно-ценностного компонента в виде теста-опросника. Диагностику когнитивного компонента готовности студентов-иностранцев в ходе проведенного эксперимента мы осуществляли с помощью теста по информатике [5]. Деятельностный (практический) компонент готовности к применению ИКТ в учебной деятельности оценивался с помощью анкеты, в качестве основы была взята анкета А.А. Тонхоноевой [6]. Диагностика рефлексивного компонента проводилась преподавателем с помощью анкеты оценки уровня рефлексии при формировании готовности к применению информационно-коммуникационных технологий. Анкеты и тест-опросники были адаптированы для иностранных студентов и переведены на английский, испанский, французский и арабский языки для использования на начальном этапе обучения.

В исследовании была разработана модель формирования готовности иностранных студентов к использованию информационно–коммуникационных технологий при обучении в вузе. Модель состоит из четырех блоков: целевого, методологического, содержательно-методического и диагностического. В методологическом блоке рассматриваются основные задачи, подходы и принципы формирования готовности иностранных студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий при обучении. В качестве основополагающих системообразующих принципов построенной модели являются методологические подходы. Это аксиологический, коммуникативно-деятельностный и информационный подходы. В содержательно-методическом блоке содержатся структурные компоненты, а именно: методы и средства, способствующие формированию готовности к использованию ИКТ в учебной деятельности. В диагностическом блоке анализируются критерии и уровни сформированности изучаемого качества.

Разработанная модель был реализована при проектировании и создании обучающей среды подготовительного факультета для иностранных граждан КубГТУ [7]. На портале размещены учебно-методические комплексы различных дисциплин с учетом профиля обучения. Учебные курсы имеют стандартную структуру, содержат обязательные элементы: основные сведения, учебные модули, фонд оценочных средств, информационные ресурсы, интерактивные формы обучения. Модуль «Основные сведения» содержит основные сведения о дисциплине, вводный видеоролик, рабочую программу, глоссарий-переводчик терминов дисциплины с русского на английский, форум, методические указания, расписание онлайн учебных занятий и консультаций, график изучения дисциплины. Учебные модули состоят из интерактивных лекций, дополненных озвученными презентациями, видеолекций, практических заданий. Фонд оценочных средств содержит список вопросов и заданий и тестовую базу по дисциплине.

Для обучения иностранных студентов русскому языку на младших курсах создан информационный образовательный портал «Русский как иностранный» [8]. Портал наполнен электронно-образовательными ресурсами по русскому языку как иностранному. Отличительной особенностью данного ресурса от других курсов является использование приложения SCORM, притекстовые и послетекстовые задания, большой объем структурированного учебного контента, мультимедиаприложения.

Для обучения студентов по основным дисциплинам выбранного профиля преподавателями КубГТУ наполняется модульная объектно-ориентированная среда вуза [9].

Для выбора оптимальной формы организации учебного процесса иностранных студентов в техническом вузе были рассмотрены традиционное, электронное и дистанционное обучение. Проанализировав достоинства и недостатки традиционного и дистанционного обучения, мы пришли к выводу, что для студентов-иностранцев наиболее удачной формой является комбинированное (смешанное - blended learning) обучение, основанное на сочетании принципов и технологий электронного образования, традиционных аудиторных занятий и самостоятельной работы в традиционной и дистанционной
форме [10]. При этом будут реализованы следующие преимущества смешанного обучения:

возможность построения личной образовательной траектории; студенты-иностранцы могут самостоятельно овладеть новой лексикой, подготовиться к занятию, используя онлайн-словари, предтекстовые задания, учебный контент, а вместе с преподавателем отрабатываются полученные знания, проясняются спорные моменты;

повышается мотивация за счет создания комфортного личного образовательного пространства;

учитываются индивидуальные особенности студентов-иностранцев при восприятии и переработке информации;

расширяются возможности получения необходимых знаний, выработка навыков самообучения;

эта форма обучения позволяет внести разнообразие при выборе форм коммуникации студента-иностранца с преподавателем (аудиторные занятия, вебинар, общение в форуме, переписка, работа в лингафонном кабинете и др.);

обеспечивается достижение более высоких образовательных результатов, чем при традиционном обучении, так как предполагается автоматическая обработка и хранение всех видов информации о ходе и результатах общеобразовательной деятельности.

Анализ моделей смешанных форм обучения позволил выбрать более применимую из них для обучения студентов-иностранцев в техническом вузе - это так называемая ротационная модель, или ротация, когда первым этапом является предъявление учебного материала, что происходит с использованием ИКТ и осуществляется в виде самостоятельной работы в условиях виртуальной образовательной среды, а затем происходит отработка материала в аудитории с преподавателем, и далее самостоятельная домашняя работа в
интернет-среде [11].

Был проведен педагогический эксперимент, во время которого обучение контрольной группы было организовано в традиционной форме, обучение экспериментальной группы было организовано в созданной обучающей среде, размещенной на платформе Moodle - «Модульная объектно-ориентированная система подготовительного факультета для иностранных граждан КубГТУ». Наиболее наполненными являются курсы: «Основы работы на персональном компьютере», химия и математика. В исследовании использовался одинаковый учебный контент при обучении в обеих группах. В конце обучения на подготовительном факультете для иностранных граждан студенты обеих групп прошли анкетирование и тестирование. Во время тестирования можно было использовать словари, электронные переводчики и электронные словари. Была подтверждена гипотеза о незначительных различиях между мотивационным и рефлексивным компонентами готовности к применению ИКТ иностранными студентами в учебной деятельности, тогда как между знаниевым и деятельностным компонентами на уровне значимости 0,05 по критерию Вилкоксона-Манна-Уитни выявлены значимые различия [12]. Данный факт был интерпретирован следующим образом: используемый в исследовании для оценки уровня сформированности мотивационного компонента тест-опросник и анкета для рефлексивного компонента готовности к использованию ИКТ показали на этапе констатирующего эксперимента хорошие результаты, которые в ходе первого этапа не претерпели значительных изменений, то есть инвариантны к данным методикам обучения. Основные усилия при обучении студентов экспериментальной группы были направлены на организацию освоения навыков работы в обучающей среде, в результате чего были положительные изменения в знаниевом и деятельностном компонентах формируемого качества личности студента.

Для подтверждения положительной динамики в уровне компонентов готовности к применению ИКТ были продолжены наблюдения за студентами-иностранцами при обучении их на первом курсе КубГТУ. Образовательные ресурсы по русскому языку по дисциплине РКИ размещены на сайте «Русский как иностранный - информационный образовательный портал», образовательные ресурсы по различным дисциплинам размещены в «Системе дистанционного обучения КубГТУ» на платформе Moodle, и все студенты получают логины и пароли для входа в систему. В конце первого года обучения были протестированы студенты обеих групп, участвующих в эксперименте. Анкетирование и тестирование было проведено на русском языке. Тенденция была сохранена, и гипотеза о незначимости различий между мотивационным и рефлексивным компонентами подтверждена, а между знаниевым и деятельностным компонентами выявлены значимые различия на уровне значимости 0,05 по критерию Вилкоксона-Манна-Уитни.

Анализируя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

- в результате педагогического эксперимента, проведенного на подготовительном факультете для иностранных граждан КубГТУ, в ходе которого была реализована предложенная модель формирования готовности иностранных студентов к применению информационно-коммуникационных технологий, гипотеза об эффективности предложенной методики нашла свое подтверждение;

- наибольшая положительная динамика была зафиксирована по знаниевому и деятельностному компонентам готовности иностранцев к использованию информационных технологий, тогда как мотивационный и деятельностный компоненты, имеющие изначально средний уровень, не претерпели значительных изменений;

- предложенная в данном исследовании методика применения смешанной формы обучения иностранных студентов в специально созданном виртуальном образовательном пространстве на платформе Moodle эффективна в силу возможности использования аудио- и видеоформатов представления учебного контента и возможности организовать самостоятельную работу иностранцев по освоению различных видов речевой деятельности;

- формирование на начальном этапе обучения готовности иностранных студентов к использованию информационных технологий является необходимым условием их академической успешности в техническом вузе.


Библиографическая ссылка

Егорова А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27688 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674