Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Обухова К.А. 1
1 ФГБО УВО «Шадринский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается содержание понятия «психологическая готовность будущих педагогов», которое становится все более актуальным в оздоровительной деятельности общеобразовательных учреждений. Показана теоретико-методологическая база формирования психологической готовности к оздоровительной деятельности, описана необходимость решения проблемы, связанной с детализацией и спецификой содержания понятия «формирование психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности», обоснованием психолого-педагогических условий, влияющих на формирование психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности, выделением структурных элементов психологической готовности. Также в статье рассмотрено использование личностно-деятельностного подхода в образовании как психолого-педагогического критерия вопроса о психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности, благодаря которому оздоровительная деятельность подразумевает личностное развитие человека, являющегося субъектом этой деятельности. Разработана авторская структурная модель формирования психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности, теоретико-методологической базой которой явились системный и личностно-деятельностный подходы. В результате рассмотрения проблемы, описанной в статье, появились новые возможности изучения теоретических и прикладных моментов формирования психологической готовности к оздоровительной деятельности: изучение взаимосвязи «Я-Концепции» будущего педагога и степени сформированности психологической готовности к оздоровительной деятельности, что оказывает воздействие на специфику профессионально-педагогической деятельности в общем.
психологическая готовность
оздоровительная деятельность
психолого-педагогические условия
модель развития
субъект-субъектные отношения.
1. Валеева Г.В. Условия развития психологической готовности студентов педагогического вуза к оздоровительной деятельности в образовательных организациях // Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях: материалы Всерос. научн. конф. - Челябинск: ЧТУ, 2011. - С. 107-111.
2. Пономарева Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественно-научного образования: монография. - Шадринск: Шадринский гос. пед. институт, 2009. - 460 с.
3. Пономарева Л.И., Забоева М.А., Обухова К.А. Педагогическое сопровождение эколого-валеологической готовности будущих педагогов: монография / под ред. Л.И. Пономаревой. – Шадринск, 2015. - 108 с.
4. Пономарева К.А., Тюмасева З.И. Ценностное отношение к здоровью у студентов: дефинитивная характеристика, компонентный состав, содержательный аспект // Вестник ЧГПУ. – 2014. - № 9/2. – С. 114-120.
5. Павлова Е.О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. - 2014. - № 6. - С. 745-748.
6. Быков В.С. Педагогические технологии формирования здорового стиля жизни студенток / В.С. Быков, С.А. Никифорова // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень, 2010. - С. 156-158.
7. Ksenia Obukhova, Lyudmila Ponomareva. Eco-valeological component of education as the basis of formation of the axiological attitude towards health of the students of pedagogical institutes of higher education / Эколого-валеологический компонент образования как основа формирования ценностного отношения к здоровью у студентов педагогических вузов // American Journal of Science and Technologies. - 2016. - № 1 (21). – Vol. III. – C. 573-582.

ФГОС среднего (полного) общего образования раскрывает необходимость развития у обучающихся внимательного, бережного и грамотного отношения к здоровью, как к физическому, так и психологическому, как личному, так и окружающих людей. Однако обзор разработок, выполняемых в данной сфере, дал возможность сделать заключение о здоровьезатратной направленности современного образования, которое по своей сущности и социально-личностной роли обязано быть здоровьесберегающим.

Необходимость кардинальных изменений методов общего образования выражается в международных и национальных распорядительных документах: Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенция о правах ребенка», Федеральная программа развития образования», Конституция Российской Федерации, «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.», «Здоровье для всех: основы политики для Европейского региона ВОЗ», «Программа модернизации педагогического образования», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» и прочие [1].

Психологическую готовность как психическое обстоятельство, показывающее цельное выражение индивида, рассматривают В.А. Ганзен, А.Д. Ганюшкин, Ф. Генов, В.Ф. Дубяга, а проблема потребности и полезности здорового образа жизни и форм его активизирования исследуется отечественными и зарубежными учеными. Здоровье как сфера педагогики описывается в трудах А.Г. Асмолова, И.Л. Ореховой, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, Д. Харрисона, В.П. Эфромсона и других [2; 3].

Хотелось бы отметить, что проблема психологической готовности будущих педагогов к деятельности оздоровительного характера в общеобразовательных учреждениях до сих пор не решена.

Цель исследования: разработать методологическую основу (подходы, компоненты, условия, структурная модель) формирования психологической готовности к оздоровительному процессу будущих педагогов.

Методы исследования. В ряду разных факторов исследования вопроса формирования психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности мы полагаем, что нужно остановиться на следующих методах исследования, относящихся к детализации и конкретизации смысла определения «развитие психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности», аргументации структурных элементов психологической готовности, раскрытии психолого-педагогических требований, которые являются ключевыми в формировании психологической готовности будущих педагогов к оздоровительному процессу.

Опираясь на труды A.A. Деркача, мы понимаем психологическую готовность будущих педагогов к оздоровительной деятельности как комплекс психологических аспектов субъекта оздоровительной деятельности, обуславливающих развитие адаптационных способностей на базе субъект-субъектных отношений и оздоровительных технологий. Комплекс психологических аспектов субъекта оздоровительной деятельности объединяет следующие компоненты рассматриваемой психологической готовности: психоэмоциональный, психофизический, когнитивный и ценностно-мотивационный.

Каждый из этих компонентов связывают определенные психологические референции. Психоэмоциональный компонент включает психические состояния беспокойности, фрустрации, негибкости и истощения; психофизический элемент состоит из психофизического самочувствия, которое проявляется в самооценке удовлетворенности функционированием костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем организма, равно как в надобном усилии касательно оздоровительной деятельности. Ценностно-мотивационный элемент определяет конечные и инструментальные ценности, отвечающие конкретной деятельности; когнитивный элемент объединяет понимание оздоровительной деятельности и надобное усилие касательно оздоровительной деятельности.

Формирование психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности мы определяем как увеличение актуальной степени психоэмоционального, психофизического, когнитивного и ценностно-мотивационного элементов. Оно настроено на возрастание приспособляющихся способностей участников образования на базе субъект-субъектных взаимоотношений и оздоровительных методик.

Психологическая готовность будущих преподавателей к оздоровительному процессу в общеобразовательных учреждениях детерминирована определенными условиями. В философии «условия» описываются как объективные обстоятельства: комплекс тех автономных феноменов, которые обращают концентрирующуюся в причине вероятность вызывания следствия в реальность [4]. В психологии берется в расчет субъективный характер данной ситуации: комплекс факторов внешней и внутренней среды, возможно, оказывающих воздействие на формирование конкретной психической ситуации; вдобавок это воздействие определено инициативностью человека или общности. Психолого-педагогические условия мы рассматриваем как системное объединение внутренних мотивов и внешних влияний, обуславливающих психологическое развитие личности.

Теоретико-методологической базой формирования психологической готовности к оздоровительному процессу выступают системный и личностно-деятельностный подходы. Системный подход (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплев, М.Г. Ярошевский) позволяет системно понять и разработать механизм психологической готовности к оздоровительному процессу.

Психолого-педагогические критерии вопроса психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности отражены в парадигме личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе (К.А. Абульханова, A.B. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков), согласно которому оздоровительный процесс подразумевает личностный рост человека, являющегося субъектом этой деятельности.

Деятельность определяется как процесс, выражающий отношение личности к миру, адекватный потребностям и обусловленный мотивом (по А.Н. Леонтьеву). Она всегда объективна и обоснованна. Значимыми чертами деятельности выступают ее сознательность и целенаправленность [5].

Рассматривая термин «оздоровление», мы отталкиваемся от исконного термина «здоровье» (по З.И. Тюмасевой), в соответствии с которым здоровьем человека как самосоздающейся развивающейся системы является баланс между адаптационными способностями организма и регулярно изменяющимися условиями обитания [6]. Оздоровление определяется нами как деятельность, ориентированная на увеличение адаптационных способностей организма, рост его устойчивости к разнообразным аспектам среды. Следовательно, под оздоровительной деятельностью в общеобразовательных учреждениях мы рассматриваем процесс, ориентированный на увеличение адаптационных способностей субъектов обучения на базе построения субъект-субъектных взаимоотношений и оздоровительных методик, дающих возможность образовать благоприятные условия для развития обучающихся.

В результате анализа научных трудов можно подвести итог о разнообразных условиях, обуславливающих психологическую готовность в сфере профессионального педагогического образования. Вместе с тем выявление и аргументация непосредственно психолого-педагогических условий психологической готовности будущих преподавателей к оздоровительному процессу в образовательном учреждении не нашло отклик в психолого-педагогической теории и практике, а без этого невозможно реализовать какие-либо модели и программы в учебном процессе. Вследствие этого необходимо выявить и аргументировать психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к оздоровительному процессу в образовательных учреждениях.

В ходе изучения характеристик психологической готовности и специфики процесса ее формирования мы определили психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к оздоровительному процессу, которые определяются нами как взаимосвязанная система внутренних мотивов и внешних влияний, обуславливающих психологическое развитие личности [7].

Первое психолого-педагогическое условие – организация «благосклонности» между субъектами обучения и позитивной психологической среды, базирующейся на субъект-субъектных отношениях (В.М. Шепель, Г.М. Андреева, A.A. Бодалев). Организация «благосклонности» между всеми субъектами обучения и позитивной психологической среды воздействует на психоэмоциональный и психофизический элементы психологической готовности к оздоровительной деятельности.

Существенностью первого условия является высокий показатель важности психоэмоционального компонента в иерархии элементов психологической готовности к оздоровительному процессу, вместе с тем данное условие позволяет реализовать второе условие формирования психологической готовности к оздоровительному процессу.

Второе психолого-педагогическое условие - самоанализ психофизического и психоэмоционального настроения, стремлений и знаний об оздоровительном процессе, ценностей обучающихся. Самоанализ понимается нами как самопознание субъекта внутренних психических актов и явлений. Он дает возможность стабилизировать психоэмоциональный и психофизический компоненты психологической готовности к оздоровительной деятельности и воздействует на ценностно-мотивационный элемент. На базе рефлексии формируются процессы прогнозирования и моделирования, оказывающие воздействие на когнитивный элемент психологической готовности. Следовательно, второе условие воздействует на формирование всех элементов психологической готовности к оздоровительному процессу.

Третье психолого-педагогическое условие - футурология и имитирование личной оздоровительной деятельности. Футурология и имитирование, влияя на когнитивный элемент психологической готовности к оздоровительной деятельности, дают возможность развить понимание оздоровительного процесса в целом, обнаружить решение вопросов, появившихся в процессе ее исполнения [8].

В соответствии с проведенным анализом, выявлением основных понятий и определением психолого-педагогических условий формирования психологической готовности к оздоровительной деятельности была выработана структурная модель формирования психологической готовности будущих педагогов к оздоровительному процессу, теоретико-методологической базой которой явились системный и личностно-деятельностный подходы (рисунок). 

Структурная модель формирования психологической готовности к оздоровительному процессу будущих педагогов

Модель формирования психологической готовности к оздоровительному процессу базируется на возрастных характеристиках становления личности студентов. В нашей работе мы основываемся на теории возрастного становления, изучающей становление личности в психосоциальном соотношении, что детерминировано возрастом будущих преподавателей, а также совокупным характером данной проблемы. Теории возрастного становления личности А.В. Петровского и Э. Эриксона, В.И. Слободчикова и Г.А. Цукермана рассматривают возможность поэтапного формирования психологической готовности к оздоровительному процессу у студентов в условиях высшего образования.

Вывод. Осуществленное исследование предоставляет новые возможности рассмотрения академических и прагматических критериев формирования психологической готовности к оздоровительному процессу: рассмотрение корреляции «Я-Концепции» в перспективе педагога и степени сформированности психологической готовности к оздоровительной деятельности, что оказывает влияние на специфику профессионально-педагогической деятельности в общем; рассмотрение возрастного совершенствования психологической готовности к оздоровительному процессу и, как следствие, особенностей психолого-педагогической работы с будущими педагогами.


Библиографическая ссылка

Обухова К.А. КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27695 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674