Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ахтамова С.С. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
Электронное обучение благодаря использованию современных информационных технологий делает обучение интенсивным и увлекательным. В статье описывается опыт использования LMS Moodle (Learning Management System: система управления обучением). Этот программный продукт разработан в соответствии со стандартами информационных обучающих систем и имеет ряд преимуществ, позволяя в онлайн-режиме управлять учебным процессом. Представляет собой комплекс программ, который обеспечивает решение важных задач, стоящих перед создателем курса: контроль успеваемости; правильная подача материала; распределение нагрузки; заполнение дневника обучения; проведение семинаров и конференций; обмен материалами и организация диалога. Цель исследования – определить отношение студентов к использованию LMS в образовательном процессе педагогического вуза и получить рекомендации по улучшению структуры и наполняемости курсов. По результатам исследования: используемая система управления обучением оказывает положительное влияние на успеваемость студентов, повышает самостоятельность, интеллектуальный и творческий потенциал за счет самоконтроля, самоорганизации, умения обучаться в компьютерной среде. При правильном проектировании дисциплины обеспечиваются требования индивидуализации и дифференциации обучения. Размещение системы в сети Интернет (или внутренней сети вуза) позволяет студентам самостоятельно выбирать время и темп обучения, а в качестве учебного материала использовать ресурсы любых форматов: от текста до интерактивных лабораторных работ.
образовательная платформа
электронное и дистанционное обучение
качество образования
средства коммуникации
системы управления обучением
коллаборативные технологии
1. McCarthy J. Blended learning environments: using social networking sites to enhance the first year experience // Australasian Journal of Educational Technology. – 2010. – Vol. 26, № 6. – Р. 729-740.
2. Лемех P.M. Сравнительный анализ дистанционных и традиционных форм обучения // Ученые записки ИИО РАО. – 2005. – № 17. – С. 24–29.
3. Гильмутдинов А.Х. Электронное образование на платформе Moodle / А.Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. – Казань: Изд-во КГУ, 2008. – 169 с.
4. Андреева Т.Ю. Краткий обзор возможностей системы дистанционного обучения Moodle // Проблемы применения информационных технологий в системе профессионального образования и в экономике: материалы всероссийской научно-практической конференции: сб. науч. ст. / отв. ред. Т.А. Лавина. – Чебоксары, 2011. – С. 13–18.
5. Кириллова Т.А. Методика создания и использования электронных образовательных ресурсов (программная среда Moodle): учебное пособие для преподавателей. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. – 56 с.

У  истоков электронного обучения (ЭО) стоит технология компьютерных тренингов (computer-based training), появившихся в начале 90-х. Тренинг с интерактивными возможностями был первым вестником ЭО и результатом применений компьютерных технологий в целях обучения.

В  конце XX века возникли системы управления обучением категории Learning Management System (LMS), используемые не только для организации и контроля компьютерных тренингов, но и для управления и администрирования учебного процесса в целом. Смена периодов сопровождалась интернет-бумом и повышением  популярности учебных порталов, предоставлявших доступ к образовательному контенту. Управление данными для реализации подобных порталов основывалось на возможностях LMS, благодаря чему закреплялась репутация этой категории систем как необходимого компонента e-Learning [1]. 

Первоочередной задачей e-Learning, безусловно, является обучение на расстоянии. Однако чаще его используют как дополнение очной формы. Технологии, применяемые при разработке электронных учебных курсов, являются хорошим подспорьем для повышения эффективности и качества традиционной формы обучения. Е-Learning имеет ряд преимуществ перед очной формой обучения, хотя подразумевает самостоятельное изучение курса, как и при дистанционном обучении [2]:

  • легкий и быстрый доступ к материалам – студенты имеют доступ к электронным курсам из любого места, где есть Глобальная интернет-сеть;
  • низкие цены на обучение – образовательный процесс представляет обмен информацией через Интернет без затрат на учебно-методическую литературу;
  • разделение содержания электронного курса на блоки (модули) – изучение предмета при таком делении становится более понятным и упрощает поиск нужных разделов;
  • индивидуальная траектория изучения курса – длительность и порядок изучения материалов студент выбирает сам посредством  деятельности  по выбранному учебному графику;
  • методика оценки знаний – система позволяет выставлять независимые от преподавателя четкие и объективные критерии оценивания знаний, необъективность исключается.

Исторически виды обучения с применением компьютерных технологий последовательно можно представить следующим образом:   курсы на базе CD-ROM, далее дистанционное обучение и современные системы  e-Learning. Система управления обучением Moodle – высокотехнологичный продукт в современном электронном обучении, построенный на основе последних IT-решений.

Цель работы

Оценить преимущества Open Source LMS Moodle перед классическим способом обучения и определить влияние  LMS на организацию, мотивацию и академические результаты студентов при организации учебного процесса в педагогическом вузе (организация регулярной самостоятельной работы студентов в учебном семестре; развитие навыков творчества и самоанализа в работе; экономия времени на изучение дисциплины; успешная работа в коллективе).

В данном исследовании принимали участие три группы студентов-бакалавров. Исследование проводилось на курсах «Математический анализ», «Дифференциальные уравнения», «Теория функций комплексного переменного», разработанных авторами в LMS Moodle.

В качестве анализа результатов использовались академические оценки участников, полученные при контроле в LMS и личное  анкетирование (интервью), посвященное опыту студентов в использовании соответствующих курсов LMS на занятиях. Цель анализа – определить отношение студентов к использованию LMS в обучении и получить рекомендации по улучшению структуры и наполняемости курсов. Качественные и количественные данные – это оценочные баллы и результаты опросов.

Материалы исследования

Технически e-Learning построена на основе целого ряда программных продуктов. Нас интересовали: Разработка средств учебного контента (Authoring Tool) и Система управления обучением (Learning Management System) – названная в России термином Система дистанционного обучения (ДО), дополненная Системой обмена информацией.

 Для нашего вуза данный способ обучения является новым, поэтому все участники имели ограниченный опыт работы и обучения в LMS.

Разработанная система управления обучением реализует следующие функции:

  • разграничение прав доступа; идентификация (как проявление способностей) и учет слушателей;
  • организация и управление обучением, его результатами и контролем (чаще в виде тестирования);
  • взаимодействие синхронного и асинхронного общения;
  • сбор и подготовка аналитической и статистической отчетности;
  • наличие связи с внешними информационными системами (например, с системой «Деканат»).

Учебные материалы и тесты создают с помощью средств контента и размещают в базу данных системы управления обучением. Она обеспечивает слушателям доступ к учебным ресурсам. В режиме реального времени система обмена информацией позволяет обмениваться информацией всем участникам учебного процесса как синхронно, так и асинхронно. На основе средств управления контентом строится интерфейс системы управления обучением.

Система позволяет создавать как статичные тексты и HTML страницы при  помощи стандартных редакторов, таких как Microsoft Word, так  и интерактивные ресурсы с элементами голосового сопровождения и анимации. Мультимедийные программы являются средством создания интерактивных продуктов.

Система обмена информацией е-Learning позволяет осуществлять следующие функции:

  • асинхронное общение – электронная почта, форумы, доски объявлений;
  • синхронное общение – видеоконференции, голосовой и компьютерный чаты, использование совместных программных продуктов.

Для эффективности электронного обучения используемая в нем технология должна обладать рядом характеристик и доставлять комфорт, прежде всего обучаемому. Технические сложности и проблемы в использовании программного обеспечения заглушают энтузиазм новоявленных учеников.

Система LMS Moodle предоставляет каждому обучаемому персональные возможности для эффективного изучения курса, а преподавателю – данные для составления учебных программ, сроков прохождения контроля, сбора отчетности о результатах обучения, организации коммуникаций между сторонами обучения. Студенты получают от системы возможность доступа к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки учебно-методических материалов, выбора подходящих элементов контроля, использования дополнительных ресурсов   учебного процесса (материалов лекционных и практических  занятий/лабораторных работ, контрольных работ и тестов, средств совместной работы и обсуждения).

Достоинства Open Source LMS Moodle

Платформа Open Source LMS Moodle известна более чем в 100 странах мира и широко используется в образовании. Moodle отличается от известных коммерческих LMS по предоставляемым возможностям: распространяется в открытом доступе; есть возможность адаптировать  систему под особенности выбранного образовательного проекта; при необходимости есть возможность встроить нужные модули [3].

Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения – коллективность действий, совместный характер групповой работы, коллегиальность, сотрудничество и взаимодействие. Есть возможность организовать обучение через совместные решения поставленных задач, осуществлять обмен информацией и знаниями, имеет широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.  Сервис рассылки сообщений оперативно информирует участников курса или отдельные группы о происходящих событиях. Через чат и форум преподаватель организуют обсуждение насущных проблем. В качестве сообщений форума можно присоединять файлы любых форматов [4].

Как преподаватели, так и студенты могут воспользоваться функцией оценки сообщений. В режиме реального времени ведётся обсуждение проблем в чате. Сервисы «Комментарий» и «Обмен сообщениями» используются для индивидуальных консультаций преподавателя со студентами, а также для рецензирования выполненных работ. Профессиональные проблемы между педагогами обсуждаются в сервисе «Учительский форум».

Отличительной особенностью Moodle является создание и хранение системой портфолио каждого обучающегося: все выполненные и прикрепленные им задания, оценки и комментарии преподавателя к работам.

В рамках дисциплины разработчик использует удобную для себя систему оценивания, отметки хранятся в сводной ведомости курса. Система также позволяет контролировать посещаемость и учитывать активность студентов, фиксирует время их учебной работы в курсе.

Структура учебных курсов в среде Moodle

Перечислим основные ресурсы среды Moodle, активно используемые в апробируемых нами курсах: «Математический анализ», «Дифференциальные уравнения», «Теория функций комплексного переменного».

«Web-страницы» являются основным и самым используемым ресурсом перечисленных курсов. Представляет собой гипертекстовый документ, внедренный в среду LMS Moodle. Язык гипертекстовой разметки HTML является основой всех Web-документов, часть элементов легко вставляется с панелей Web-редактора Moodle. Web – документ Moodle, позволяет наиболее эффективно передать содержание курса, будь то лекция, практическое или  лабораторное занятие [5].

Модуль «Книга» нами используется как дополнительный ресурс и позволяет в удобной многостраничной форме представить учебный материал различного направления.

 Достаточно важным и часто используемым модулем Moodle  является «Задание». Позволяет размещать контрольные задания и осуществлять проверку в пределах одного блока, раздела или всего курса. Во всех рассматриваемых нами курсах имеются задания к практической работе и общие  –  по дисциплине. У студента есть возможность выбора: создать и загрузить результат своей работы на сервер в виде файла произвольного формата или создавать текст ответа непосредственно при помощи встроенного визуального редактора на странице Moodle.

Система позволяет преподавателю оперативно проверять загруженные студентом тексты  и файлы, комментировать их, указывать ошибки, предложить доработать и поставить отметку за задание. Можно открыть ссылки на сданные файлы и сделать ошибки предметом обсуждения в форуме для достижения максимального понимания задания. Преподаватель определяет сроки сдачи материалов на проверку и отправку отчета о выполнении на сервер.

Преподаватель определяет максимальный объем файлов и их количество на странице «Ответ – в виде файла», количество попыток при выполнении  задания, организует отправку уведомления об отчете по электронной почте. Добиться полного решения поставленной задачи позволяет многократная сдача студентом контрольного задания без снижения оценки и получения надлежащих комментариев,   корректирующих работу над заданием.

В качестве ресурса общения преподавателя со студентами в рамках учебного процесса используется «Форум». Раздел предназначен для  проведения консультаций и организации обсуждений по наиболее важным проблемам обучения. Студенты могут использовать «Форум» для загрузки файлов, по которым планируется организовать учебное обсуждение, у них имеется возможность оценить правильность выбранного Типа форума. Преподаватель выбирает тип из нескольких предложенных системой вариантов: с обсуждением одной темы – обычный и  доступный для всех, имеется форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя или работы друг с другом. В рамках исследования мы тщательно следили за разделом «Добавить тему для обсуждения» и анализировали его.

Методы исследования

Чтобы оценить ключевые функции в LMS Moodle, были разработали  учебные курсы с использованием описанных ресурсов, а студенты – выполняли задания в таких форматах, как Word, Powerpoint, pdf, jpg. Всех  участников обязали читать объявления в группе и отвечать на вопросы, обсуждения и публикации своих одногруппников. Участие студентов в обсуждениях было проанализировано и оценено.

 Обучение проводилось в течение семестра (18 недель). Студенты прошли предварительный опрос в виде входного тестирования до начала обучения и после изучения курса, чтобы определить различие академических результатов обучения и взаимодействия. Завершающий опрос включал 30 вопросов, связанных с содержанием курсов: на знание понятий и определений, на истинность утверждения, на сопоставление вариантов, на последовательность вариантов,  на принадлежность интервалу, на ручной ввод ответа, десять  с множественным выбором ответа и пять вопросов эссе.

Для определения влияния  LMS на организацию и мотивацию студентов при организации учебного процесса в педагогическом вузе в учебных курсах были организованы форумы, дискуссионные мероприятия, практические опросы (анкеты), выполнялись задания. Цель дискуссий – выяснение эффективности, отношения и удобства организации курсов (мотивация и готовность к использованию такого способа обучения, практическая и технологическая эффективность, изменения в отношении к обучению и взаимодействию в группах).

Результаты исследования

Участники групп выразили положительное отношение к изучению курсов, высокий уровень активности, взаимодействия и мотивации. Отметили, что применение Moodle обеспечивает удобную среду, в которой они могут делиться ресурсами и обсуждать темы друг с другом. Средний балл по изучаемым предметам с применением ресурсов  Moodle в академических группах  стал значительно выше.

Разделы анкеты (отношение к обучению с использованием LMS, технологическая эффективность и готовность использовать, мотивация обучения, отношение к взаимодействию) содержали только положительные отзывы. Студенты отметили, что изучили и опробовали  простую среду, в которой они могли загружать и редактировать ответы на задания, получать «репетиционные» материалы от сокурсников («Я многому научил других, они со мной поделились своими ресурсами и опытом»). Студенты отмечают изменение (улучшение) личностных отношений в группах («Я никогда ранее так много не взаимодействовал с другими и при этом чувствовал себя комфортно в учебной среде». «Совместное обучение приносит мне пользу, организует соревновательное движение и мотивирует к дальнейшему саморазвитию!»). Были сделаны рациональные предложения о смене последовательности изучения некоторых тем в дисциплинах, отредактированы вопросы тестовых заданий.

Среди положительных моментов студенты выделяют оперативность получения нужного учебного материала и результатов контроля, личное участие в создании образовательного контента, быструю обратную связь через разделы «обсуждение» или «вопрос-ответ», а также возможность демократичного и оперативного общения с профессорско-преподавательским составом. Студенты подтвердили:

  1. В результате работы формируются мотивация обучения, познавательный интерес, активная позиция, ответственность за результат.
  2. Структурированный подход при планировании содержания курса, его последовательность и системность способствуют образованию целостной системы знаний.
  3. У студентов есть возможность самоконтроля и самоанализа, оперативных консультаций с преподавателем, гибкость графика обучения.
  4. Изучение материала посредством среды Moodle позволяет экономить время для проведения практических и творческих работ.

Отмеченные студентами неудобства  –  если после входа системой не пользоваться в течение непродолжительного времени, то она требует повторной регистрации, на что тратится дополнительное время.

Заключение

Информационные технологии стали результатом огромных перемен, произошедших за последние годы в современной высшей школе. Системы управления обучением открывают колоссальные возможности для развития образования. LMS Moodle зарекомендовала себя как одна из самых востребованных систем управления обучением, предлагающая огромное количество возможностей для созданий и распространения учебных материалов, оценивания студентов, а также взаимодействия между обучаемыми и преподавателем. Индивидуальный график изучения учебного предмета является её основным достоинством. Так реализуется важнейшее требование современного образования  – формирование у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие [5].

Внедрение системы управления обучением в вузе - это использование современных информационно-обучающих технологий; стимулирование самостоятельной и коллективной работы студентов; развитие навыков творчества и анализа; экономия времени на изучение дисциплины; самореализация при общении в группах; шаг в международное образовательное сообщество.


Библиографическая ссылка

Ахтамова С.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27700 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674