Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Омельченко Е.А. 1 Чурекова Т.М. 2
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
2 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Культура самовыражения рассматривается в статье, исходя из понимания самовыражения как приемлемого для человека сочетания самораскрытия и самопрезентации. Суть этого феномена раскрывается авторами с помощью описания ее как части индивидуальной культуры обучающихся, отражающей особенности раскрытия ими перед другими людьми своего внутреннего мира или создания нужного в данный момент образа себя. Особое внимание обращено на становление культуры самовыражения студентов, происходящее благодаря изменениям хотя бы одного из ее компонентов. Этот процесс в студенческом возрасте взаимосвязан с осуществлением таких этапов профессиональной самореализации, как профессиональное самоопределение и профессиональное становление. Обоснованы внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на изменения культуры самовыражения студентов в ходе принятия ими себя как представителя определенной профессиональной группы при освоении будущей профессиональной деятельности и формировании характеристик профессиональной компетентности. К внутренним факторам отнесены субъективность, структура сознания, начинающие складываться характеристики профессионализма личности. В качестве основных внешних факторов определены система профессионального образования, социализация, общение. Полученные авторами выводы могут быть использованы как для дальнейшего теоретического изучения вопросов профессиональной самореализации обучающихся и становления их культуры самовыражения, так и для применения их в практике построения профессиональной подготовки студентов в современных условиях.
культура самовыражения студентов
становление культуры самовыражения студентов
профессиональная самореализация
профессиональное самоопределение
профессиональное становление
факторы
влияющие на становление культуры самовыражения
1. Сабанчиева Р.З. Различие в профессиональной самореализации преподавателей высшей школы // Международное образование и профессиональная самореализация: сборник статей Междунар. конфер. – СПб.: НИЦ АРТ, 2015. – С. 75-80.
2. Григорьева А.А. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности / А.А. Григорьева, Ю.П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 3. – С. 166-174.
3. Семенова Ф.О. Психологические особенности профессионального становления личности в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 53-4. – С. 408-414.
4. Омельченко Е.А. Творческое самовыражение и культура самовыражения субъектов педагогического процесса: монография / Е.А. Омельченко, Э.П. Дадаева, С.А. Прохорова. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015. – 172 с.
5. Чурекова Т.М. Самореализация личности в контексте гуманизации образования // Психологические факторы самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности: коллективная монография / под ред. И.С. Морозовой. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 2011. – С. 218-225.
6. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом. – М.: Смысл, 1997. – С. 176-177.
7. Маралов В.Г. Приобретение или избавление: проблема выбора студентами стратегий самосовершенствования // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21. – № 3. – С. 477-488.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 352 с.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Художественная литература, 1979. – 412 с.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по уровню бакалавриата направлений 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.01 Педагогическое образование выпускник педагогического вуза должен быть готов решать задачу моделирования собственного образовательного маршрута, профессиональной карьеры, обладая для этого способностью проектировать возможные траектории профессионального роста.

Профессиональный рост в современных педагогических исследованиях рассматривается как значимый этап профессиональной самореализации, т.е. «реализации себя в профессии… проявления своих способностей и умений с пользой для других, достижение реального результата, высокого уровня мастерства и продуктивности деятельности» [1, с. 76]. Профессиональную самореализацию А.А. Григорьева и Ю.П. Поваренков определяют как «процесс опредмечивания сущностных сил личности в профессиональной деятельности, имеющий практический результат за счет решения стоящих перед человеком профессиональных задач» [2, с. 167]. Названные авторы подчеркивают, что профессиональная самореализация достигает уровня профессионального роста после прохождения ею предшествующих этапов – профессионального самоопределения и профессионального становления.

Профессиональное самоопределение основано на выборе приемлемой для человека сферы труда. Оно активно происходит в ранней юности (во время школьного обучения) и продолжается в студенческие годы, когда закрепляется профессиональная направленность, осуществляется становление профессионального сознания и поиск личностного смысла осваиваемой профессии, складываются предпочтения в будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное становление подразумевает определенное преобразование личностных качеств для того, чтобы они в большей степени отвечали требованиям профессии и общества к ее представителям. «Профессиональное становление – процесс формирования профессиональной… компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств, готовность к профессиональному совершенствованию, поиск оптимальных приемов качественного… выполнения профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности» [3, с. 408]. В силу значительного целенаправленного влияния системы профессионального образования на создание условий для успешного протекания этого процесса, студенты становятся его активными субъектами.

Отметим, что в научно-педагогических публикациях последних лет присутствуют работы, в которых обоснована прямая зависимость протекания названных этапов профессиональной самореализации от имеющихся в них условий для самовыражения личности: «Профессиональная самореализация предполагает самовыражение в профессиональной деятельности с пользой для себя и других, достижение реальных результатов, высокого уровня мастерства и продуктивности деятельности» [1, с. 76].

Мы в своих исследованиях, приняв за основу взгляд на самовыражение как на процесс, содержащий приемлемое для конкретного человека сочетание раскрытия перед другими людьми своего истинного внутреннего мира (самораскрытие) и специально создаваемого в данных условиях желаемого образа самого себя (самопрезентация), пришли к заключению, что для успешности в профессиональной самореализации необходимо не только самовыражение, но и культура самовыражения [4; 5]. Причем обретению ею положительных характеристик нужно содействовать уже в период получения человеком образования, в том числе в студенческие годы.

Цель нашего исследования состояла в теоретическом описании факторов, влияющих на становление культуры самовыражения студентов в процессе профессиональной самореализации (на этапах профессионального самоопределения и начального профессионального становления).

Материалами исследования были публикации, содержащие научно обоснованные данные о педагогической сущности и компонентном составе самовыражения, культуры самовыражения, самореализации, профессиональной самореализации личности, возможностях и особенностях их протекания в студенческом возрасте. Основными методами исследования выступили теоретический анализ источников, обобщение, классификация, синтез представленных в них сведений.

В результате нами установлено, что культура самовыражения студентов – часть их индивидуальной культуры, характеризующаяся совокупностью норм, образцов, способов, средств самораскрытия и самопрезентации, демонстрируемых ими в своей активности. Активность студентов мы в данной статье рассматриваем в условиях системы образования. Поэтому проявления этой активности больше всего заметны в учебной, учебно-профессиональной, учебно- и научно-исследовательской деятельности.

Культура самовыражения студентов способна изменяться в силу того, что этим свойством обладает феномен культуры (в самом общем его понимании). Изменения, происходящие с культурой самовыражения, в педагогических исследованиях целесообразно описывать с использованием термина «становление». Нами показано, что становление культуры самовыражения студентов представляет собой процесс непрерывного, циклично и спиралевидно разворачивающегося во времени качественного или количественного изменения, происходящего на основе самопознания с ее аксиологическим, гносеологическим, эмоциональным, деятельностным и/или рефлексивным компонентами.

Отметим, что самопознание позволяет обучающимся узнавать самих себя, осмысливая собственные возможности, способности, предпочтения и т.д. Аксиологический компонент культуры самовыражения отражает систему ценностных ориентаций студентов. Гносеологический компонент содействует познанию мира, освоению будущей профессиональной деятельности. Эмоциональный компонент культуры самовыражения открывает возможности для демонстрации эмоций, настроения, чувств, переживаний молодых людей. Деятельностный компонент подразумевает все действия, совершаемые в процессе самовыражения. Рефлексивный предполагает осознание уже осуществленного самовыражения.

Становление культуры самовыражения личности происходит на протяжении всей жизни человека под действием разнообразных факторов. В рамках материала статьи обратимся к вопросу о его протекании в ходе профессиональной самореализации (на этапах профессионального самоопределения и начального профессионального становления) в процессе профессиональной подготовки.

Успешность профессионального самоопределения и профессионального становления, как было установлено Д.А. Леонтьевым [6], определяется наличием в них выявления, осмысления и осуществления студентами своих позитивных потенциальных возможностей, связанных с профессиональной деятельностью. К ним относятся:

– внутренняя мотивация к занятиям выбранной и осваиваемой профессией. Она будет основана на принятии обучающимися ценностей сферы будущей трудовой деятельности, что предполагает активность, в которой постепенно определится их общий подход к профессии, к себе как ее представителю, появится смысл и направление собственного профессионального поведения. Следовательно, существует возможность для изменений аксиологического компонента культуры самовыражения;

– направленность саморазвития, самообразования, самовоспитания на совершенствование себя в сфере будущей профессии. Здесь возникают условия, содействующие появлению новых характеристик у деятельностного компонента культуры самовыражения. Причем все названные процессы используют результаты осуществления студентами самопознания, создавая предпосылки для изменений в соответствующем компоненте культуры самовыражения;

– рефлексия результатов выполнения студентами различных элементов осваиваемой профессиональной деятельности очевидно влияет на рефлексивный компонент их культуры самовыражения;

– планирование процессов дальнейшего профессионального самоопределения и профессионального становления на основе полученных результатов профессионального обучения, корректировка целей, задач, способов выполнения профессиональных действий, проектирование элементов будущего профессионального (карьерного) роста. Здесь прослеживается влияние на рефлексивный и деятельностный компоненты культуры самовыражения студентов.

Из сказанного следует, что благодаря наличию в профессиональном самоопределении и профессиональном становлении перечисленных возможностей появляются варианты изменений характеристик определенных компонентов культуры самовыражения. Значит, можно говорить о ее становлении. Поэтому имеет смысл выделить группу внутренних факторов, влияющих на становление культуры самовыражения студентов в процессе профессиональной самореализации. Эти факторы зависят от индивидуальных особенностей личности, от значимых в студенчестве характеристик развития человека. К таким факторам на основе теоретического анализа источников нами были отнесены:

– субъективность, позволяющая студентам осуществлять самораскрытие, т.е. «приоткрывать» другим людям свой внутренний мир: желания, стремления, в частности те, что связаны с их представлениями о будущей профессиональной деятельности. В.Г. Мараловым обосновано наличие у субъективности произвольности, социально-культурной обусловленности содержания и способов функционирования, включение в нее картины мира, участие в планировании поведения (в т.ч. профессионального), рефлексивности [7]. Все это способно привести к изменениям характеристик компонентов культуры самовыражения студентов в процессе профессиональной самореализации;

– структура сознания, создающего субъективные образы объективного мира путем отражения объектов, существующих в реальности, в виде идеальных образов. А.Н. Леонтьевым [8] установлено, что в структуру сознания входят: познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление); самосознание; способность к целеполаганию через мотивы и волевые решения; чувства и эмоции. Благодаря сознанию студенты способны осмысливать себя, выбранную и осваиваемую профессию, познавать мир. Значит, происходит их профессиональное самоопределение и профессиональное становление. При этом могут изменяться гносеологический, рефлексивный, деятельностный компоненты культуры самовыражения;

– начинающие складываться у студентов в ходе профессиональной подготовки характеристики профессионализма: элементы профессиональной продуктивности (производительность, надежность профессиональной деятельности). В отношении студентов это означает сформированность умений, требующихся для выполнения профессиональной деятельности, выполнение этой деятельности максимально качественно; профессиональная идентичность (удовлетворенность выбранной профессией и собой как ее представителем).

Кроме того, в стремлении достичь поставленной выше цели исследования мы исходили из положений экзистенциальной философии о том, что основными факторами, приводящими к изменениям человека (в т.ч. к изменениям, происходящим с культурой самовыражения в процессе профессиональной самореализации), являются критические, неожиданные ситуации, заставляющие задуматься о себе, по-другому посмотреть на мир, людей, переосмыслить выполняемую деятельность. Это могут быть ситуации, в которых человеку не хватает знаний о чем-либо, его умений (например, профессиональных) недостаточно для решения стоящей перед ним задачи. Такие факторы относятся к внешним. Они могут действовать стихийно или быть специально организованы (например, профессиональное образование). На основе проведенного нами теоретического анализа и обобщения сведений о профессиональной самореализации и становлении культуры самовыражения личности мы установили, что к их числу принадлежат:

– характеристики профессионального образования, в котором специально создаются условия, способствующие успешному освоению студентами будущей профессиональной деятельности. Отметим, что обучающиеся успешнее адаптируются к требованиям выбранной сферы труда, если у них существуют возможности для самовыражения в образовательном процессе. В учебной деятельности этому могут способствовать применяемые преподавателями на занятиях и во внеаудиторное время диалоговые, интерактивные методы и формы работы, рефлексивные задания и тренинги, активное использование контекстного обучения. В учебно-профессиональной деятельности – акцент на решении практических профессиональных задач, на вовлечении студентов в разные виды практик. В целом речь идет о большей практикоориентированности профессиональной подготовки студентов, о создании условий, в которых они смогут продемонстрировать индивидуальные предпочтения в самостоятельном выполнении разных элементов профессиональной деятельности, что является отражением характеристик их культуры самовыражения. Учебно- и научно-исследовательская деятельность студентов позволяет им проявлять (и в некоторой степени совершенствовать) свою культуру самовыражения через определение темы исследования (учебного или научного), через выбор и применение подходов, методов, средств его проведения и представление (презентацию) результатов. Такой презентацией часто являются выступления студентов на конференциях разного уровня, публикация ими тезисов и статей, подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ;

– социализация, в ходе которой студенты осваивают, принимают социальные правила, ценности, являющиеся фундаментом выстраивания определенной жизненной и профессиональной позиции. Это позволяет им выразить свою точку зрения, продемонстрировать свои предпочтения. Социализация содействует вовлечению студентов в те или иные социальные группы, коллективы, в том числе и профессиональные, они становятся субъектами социальных отношений, могут в них выразить свою индивидуальность. В результате происходит усвоение и постепенное принятие профессиональных норм, образцов поведения, преобразующихся в установки студентов как представителей определенной профессии, их личностные интересы в профессиональной сфере становятся более устойчивыми. С их помощью будущие специалисты получают возможность найти наиболее приемлемые для себя и соответствующие требованиям профессии способы самовыражения. В процессе социализации студенты учатся соотносить свои индивидуальные потребности, мотивы с принятыми ими ценностями и нормами общества, связанными, в частности, со сферой будущей трудовой деятельности. В этом случае их культура самовыражения может выполнять регулирующую функцию по отношению ко всему, что делают студенты;

– общение, основным видом которого выступает профессиональное и диалог культур преподавателей и студентов, что предполагает открытость культур названных субъектов друг другу. Для этого требуется выполнении таких условий, как равенство культур, признание права на отличия от других, уважение. Диалог культур содействует взаимному обогащению культур людей, общающихся друг с другом, влияя на приобретение культурой самовыражения каждого из них новых характеристик. Более того, в диалоге культура одного человека может приблизиться к пониманию себя самой, «глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность» [9, с. 201]. Подчеркнем, что именно такое общение способствует созданию благоприятного социально-психологического климата, в котором возможны самораскрытие и самопрезентация обучающихся как способы их самовыражения, позволяющие продемонстрировать положительные особенности культуры самовыражения.

Выводы. На основании приведенных в статье теоретических сведений сделано несколько выводов. Во-первых, студенческий возраст является благоприятным для становления характеристик культуры самовыражения личности, связанных со сферой будущей профессиональной деятельности обучающихся. В частности, это складывающаяся мотивация к выполнению определенной трудовой деятельности, направленность на самосовершенствование в ней, развитие рефлексии относительно своих качеств как будущего профессионала. Во-вторых, становление характеристик культуры самовыражения студентов происходит в ходе профессиональной подготовки и сопровождается их профессиональным самоопределением и профессиональным становлением, являющимися этапами процесса профессиональной самореализации. В-третьих, в процессе профессиональной самореализации на становление культуры самовыражения обучающихся влияют внутренние (субъективность, структура сознания, складывающиеся элементы профессионализма) и внешние (особенности профессионального образования, социализация, общение) факторы. При соответствующем построении подготовки будущих профессионалов они способны оказать положительное воздействие на появление в культуре самовыражения характеристик, требующихся специалисту для успешного выполнения трудовой деятельности.


Библиографическая ссылка

Омельченко Е.А., Чурекова Т.М. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27724 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674