Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Серебрякова Т.А. 1 Бурханова А.А. 2 Усова Е.В. 2 Стребкова О.Д. 2
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
2 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №469»
Представлены результаты эмпирического изучения уровня духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста. На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований по интересующей проблеме (работы А.Г. Адамовой, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, М.В. Захарченко, А.И. Киселева, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, З.И. Равкина и пр.), были выделены особенности и компонентные составляющие духовно-нравственнного развития детей дошкольного возраста, а также диагностические показатели и параметры по каждому из выделенных структурных составляющих. Опираясь на спроектированную диагностическую программу изучения проблемы духовно-нравственного становления личности, ориентированную на комплексную диагностику таких компонентных составляющих духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста, как интеллектуально-когнитивный (находит отражение в знаниях детьми норм и правил поведения в социуме), ценностно-мотивационный (проявляется в модальности аффективных проявлений ребенка и их способности управлять своими эмоциями и чувствами) и поведенческий (предполагающий анализ поступков и действий детей в социуме), нами было организовано диагностическое исследование, объективно показавшее, что высокий уровень духовно-нравственного развития присущ лишь 24% респондентов. Большинство же детей 5-го года жизни находится на среднем и даже низком уровнях развития их духовно-нравственной сферы, что проявляется как в не знании даже самых элементарных нормативов и правил жизни и деятельности в социуме, так и в неумении себя вести, организуя взаимодействие с окружающей действительностью. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что большинство детей среднего дошкольного возраста нуждается в организации целенаправленной, планомерной и систематической психолого-педагогической работы по оптимизации процесса их духовно-нравственного развития. При этом важнейшим фактором данного развития мы рассматриваем семью, как основной для ребенка-дошкольника институт социокультурного развития.
духовность
нравственность
духовно-нравственное развитие
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. – URL: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 12.07.2018).
2. Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2018).
3. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.07.2018).
4. Серебрякова Т.А., Бурханова А.А., Казакова О.М. Проблема духовно-нравственного воспитания и ее теоретико-методологическое осмысление // Социально-гуманитарные исследования и технологии. – 2017. - № 3. - С. 75 – 83.
5. Серебрякова Т.А., Бурханова А.А., Казакова О.М., Носач О.В. Проблема духовно-нравственного становления личности на базовых уровнях ее развития. – II Международная научная конференция: Сборник научных материалов. – Издательство Skleněný Můstek (Чехия, Карловы Вары) и МЦНИП (Россия, Москва), 2017. – С. 289–301.
6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 212 с.
7. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2009. – 174 с.
8. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М., 1982. – 101 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической стати¬стики. — 640 с.

Актуальность нашего исследования объективно обусловлена тем, что одной из характеристик современного общества является значительное снижение уровня ценностной, духовной, нравственной культуры людей, доминирование у них материального над моральным и нравственным (результаты исследований М.А. Барга, Ю.Г. Буртина, В.А. Кутырева, В. Мурашова, В.Н. Шилова и т.д.). Особую озабоченность при этом вызывает подрастающее поколение, чей процесс развития только начинается. От того, как это развитие будет осуществляться, какие нормативные ориентиры будут формироваться у детей и молодежи, зависит в первую очередь их социальная успешность.

Задачи духовно-нравственного воспитания определяются как приоритетные и многими нормативно-регулятивными документами, касающимися сферы образования: Закон РФ «Об образовании» [1], Стратегия воспитания в РФ на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р) [2], Стандарт дошкольного образования [3] и т.д.

Объективным следствием устойчивого научного интереса современных ученых является и разработка технологий и методик, ориентированных на максимально эффективное духовно-нравственное становление личности.

Цель нашего исследования – экспериментальная апробация диагностической программы, ориентированной на изучение особенностей духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста.

К данной проблеме мы обратились не случайно. Изучение специфики, закономерностей, а также условий, максимально эффективно влияющих на процесс духовно-нравственного становления личности на базовых уровнях онтогенеза, уже на протяжении не одного столетия привлекает внимание представителей психолого-педагогической теории и практики (исследования А.Г. Адамовой, Б.М. Бим-Бада, Е.В. Бондаревской, М.В. Захарченко, А.И. Киселева, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, З.И. Равкина и пр.). Как объективно доказано исследователями, именно духовность и нравственность субъекта оказывают непосредственное влияние на его адаптацию в социуме.

Мы также заинтересовались данной проблематикой и обратились к экспериментальному изучению духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Опираясь на результаты, полученные после применения метода теоретического анализа ([4], [5]), мы делаем вывод о том, основу духовности и нравственности личности вне зависимости от ее возраста составляют нравственные отношения, нравственные чувства, а также система ценностных ориентаций субъекта. Особое значение для становления духовности и нравственности, несомненно, имеют и когнитивная сфера, знания, представления, сознание человека, объективно обусловливающие характер и направленность его убеждений и поведенческих проявлений. Другими словами, духовно-нравственное становление – это процесс интеграции когнитивных и аффективных проявлений субъекта.

Исходя из вышесказанного в качестве основных структурных компонентов духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста мы выделили:

– интеллектуально-когнитивный, параметрами оценки которого, на наш взгляд, являются полнота знаний ребенка о нормах социального поведения, а также способность детей применять имеющиеся знания для анализа как своего собственного поведения, так и поведенческих проявлений окружающих (детей и взрослых);

– ценностно-мотивационный компонент, показателями развития которого мы определили уровень развития аффективной сферы детей, уровень сформированности у ребенка морально-нравственных эмоций и чувств, характер и направленность отношения ребенка к нормам и правилам жизнедеятельности в социуме, а также уровень развития мотивационной сферы ребенка;

– поведенческий компонент, характеризующийся уровнем сформированности привычек нравственного поведения.

Опираясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, по каждому из выделенных нами компонентов духовно-нравственного развития мы отобрали методический инструментарий, который бы позволил нам детально исследовать интересующие нас проявления детей.

Так, в целях изучения интеллектуально-когнитивного компонента духовно-нравственного развития детей 5-го года жизни в качестве базовых мы предлагаем использовать:

– методику «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [6]. Мы считаем, что данная методика позволяет изучить степень осознания детьми нравственных качеств и характеристик человека, и

– методику «Беседа» [7], а рамках реализации которой детям предлагается ответить на вопросы, предполагающие интерпретацию того или иного качества человека (доброта, лживость и т.д.).

Оценка полученных данных осуществляется на основе сопоставления ответов детей с возрастными нормативами их духовно-нравственного развития. Мы полагаем, что использование данной методики позволит изучить уровень сформированности у детей представлений о нравственных качествах, которые должны быть присущи человеку.

Изучение ценностно-мотивационного компонента духовно-нравственного развития детей 5-го года жизни мы осуществляли, используя следующие диагностические методики:

– оценочную шкалу эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара [8], позволяющую для каждого ребенка создать профиль эмоциональных проявлений;

– методику «Домики» О.А. Ореховой [7]. Выполнение детьми предлагаемых заданий связано с самостоятельным выбором ими цветного карандаша, которым предлагается раскрасить тот или иной рисунок. Именно исходя из интерпретации предпочтений цвета, который выбрал ребенок для раскрашивания каждого из рисунков, осуществляется оценка уровня развития эмоциональной сферы, а именно модальности доминирующих у ребенка эмоций;

– методику «Цветовой тест отношений» [7], использование которой предполагает изучение эмоциональной сферы детей в аспекте их отношения к членам своей семьи, что, на наш взгляд, имеет особое значение при изучении уровня духовно-нравственного развития детей. Именно семья для ребенка-дошкольника является неким эталоном, образцом поведенческих проявлений. В семье малыш получает первый опыт общения, эмоционального отношения к миру, в том числе – и к членам своей семьи. В рамках данной методики интерпретация полученных данных также осуществляется исходя из анализа цветовых предпочтений ребенка. А подробное заключение по каждому ребенку позволяет сделать объективные выводы об уровне развития его эмоциональной сферы.

Сопоставление данных, полученных по итогам реализации методики «Домики» О.А. Ореховой и методики «Цветовой тест отношений», на наш взгляд, позволяет получить весьма емкую и объективную информацию об уровне развития эмоциональной сферы детей.

Также в целях изучения ценностно-мотивационного компонента духовно-нравственного развития детей мы использовали:

– методику «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова [9];

– методику «Изучение соподчинения мотивов» [8];

– методику «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» [8] и некоторые другие.

Изучение же поведенческого компонента духовно-нравственного развития детей 5-го года жизни мы осуществляли, используя в первую очередь метод научного наблюдения. При этом в качестве базовых параметров оценки поведенческих проявлений детей мы определили сформированность у ребенка привычек нравственного поведения:

– ребенок всегда приветливо, вежливо общается как со взрослыми, так и со сверстниками, готов делиться со сверстниками игрушками, может спокойно ждать своей очереди (например, в подвижных играх) и т.д.;

– ребенок понимает эмоциональные состояния окружающих и проявляет устойчивую потребность в эмпатии, ориентированной вовне (проявляет устойчивую потребность пожалеть, утешить, позаботиться об окружающих – как сверстниках, так и взрослых, самостоятельно замечает, если кто-то плачет, расстроен или грустит, пытается его пожалеть, успокоить: находится рядом, гладит, говорит добрые слова и т.д.);

– ребенок регулярно, независимо от ситуации, ведет себя хорошо, соблюдая этические нормативы и правила (не дерется, не обзывается, не отнимает игрушки, не дразнится и т.д.);

– ребенок стремится позитивно решать конфликтные ситуации (готов поделиться игрушкой, книгой и т.д.).

Для оценки уровня развития поведенческой составляющей дошкольников мы использовали также методику «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой [7], предназначенную для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии детей со своими сверстниками.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальная апробация разработанной диагностической программы, ориентированной на изучение уровня духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста, была апробирована нами на базе МАДОУ № 469 г. Нижнего Новгорода.

В экспериментальном исследовании приняли участие 58 детей в возрасте 4–5 лет.

По итогам проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.

На высоком уровне духовно-нравственного развития находятся 14 детей, что составляет 24% от общего количества респондентов. Это дети, хорошо знающие этические нормы и правила и систематически реализующие их в своей практике жизнедеятельности (в своем поведении, взаимодействии с окружающими, как взрослыми, так и сверстниками). Более того, знания о нормах социального поведения данные дети свободно могут применять для оценки не только своих собственных поведенческих проявлений, но и поведенческих проявлений окружающих их людей (как сверстников, так и взрослых), и даже вымышленных, сказочных персонажей. Например, как показали результаты реализации методики «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, продолжая рассказ экспериментатора, данные дети демонстрируют устойчивое умение называть нравственную норму адекватно описанной ситуации, правильно (с позиций нравственных нормативов и правил) оценивают как положительное, так и отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое) поведение детей, о котором в не законченной экспериментатором истории идет речь, мотивируя (поясняя) свою оценку, устанавливая причинно-следственные связи между нормативами поведения и описываемой экспериментатором ситуацией. Для этих детей типично устойчивое доминирование эмоций положительной модальности, их эмоции сбалансированы. У детей фиксируется не только наличие элементарных ситуативных эмоций (таких как агрессия, обида, страх, стыд, грусть, радость), но и проявление чувств сопереживания, сочувствия («мне больно, и тебе больно»), жалости и сострадания, что является выражением уже более устойчивого отношения ребенка к окружающей его действительности. Для выражения своих эмоциональных переживаний и состояний данные дети способны использовать не только вербальные средства (речь), но и невербальные (мимику, жесты, действия). Анализ же данных, характеризующих поведенческую составляющую духовно-нравственного развития, показывает, что для данных детей характерны способность различать такие нравственные категории, как «хороший – плохой», «добро – зло», «красивый – некрасивый», «правда – неправда (обман)», испытывать чувство стыда за негативные действия и поступки и удовольствия за положительные проявления, внимание к потребностям окружающих, стремление быть им полезным и т.д. Дети способны соподчинять свои собственные желания и потребности нравственным нормативам поведения и взаимодействия, что свидетельствует о сформированности у них морально-нравственных эмоций и чувств, а также о том, что социальные нравственные нормы усвоены ими не только на уровне знаний, но и на уровне поведения – они стали для них привычкой. Так, результаты реализации методики «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой демонстрируют ярко выраженную положительную нравственную направленность личности данных детей, что проявляется в их способности легко и быстро устанавливать контакт с партнером по совместной деятельности, проявлять готовность к сотрудничеству с ним, стремление к постоянному диалогу с партнером.

На среднем уровне духовно-нравственного развития находятся 40 детей (69% респондентов). Эти дети знают некоторые этические нормы и правила социального поведения, однако не всегда реализуют их в своем поведении, взаимодействии с окружающими, как взрослыми, так и сверстниками; для оценки поведенческих проявлений своих собственных, а также окружающих людей (сверстников и взрослых), тем более вымышленных, сказочных персонажей свои знания о нормах социального поведения данные дети применяют не всегда, ситуативно и с помощью взрослых. Так, анализ данных, полученных по итогам реализации методик Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Закончи историю» и «Изучение осознания детьми нравственных норм», свидетельствует о том, что, несмотря на достаточно хорошее знание нравственных нормативов (дети правильно называют как положительные, так и негативные поступки, изображенные на предъявляемых им картинках), при интерпретации и оценке поведения детей, изображенных на картинке, данные дети лишь констатируют изображенное – поступает ребенок на предъявляемой для анализа картинке хорошо или плохо, никак не поясняя свои ответы, что и является свидетельством недостаточного осознания ими нравственных нормативов поведения. Также следует отметить, что, несмотря на то, что у данных детей доминируют эмоции положительной модальности, их эмоции несбалансированы. Максимально часто у данных детей фиксируются лишь только элементарные ситуативные эмоции, такие как агрессия, обида, страх, радость. Чувства сопереживания, сочувствия, жалости, сострадания, выражающие более устойчивое отношение к окружающей ребенка действительности, данные дети проявляют крайне редко; они способны различать лишь самые элементарные нравственные категории, такие как «хороший – плохой». Если же говорить об уровне сформированности поведенческого компонента, следует отметить, что данные дети могут лишь ситуативно испытывать чувство стыда (за негативные действия или поступки) или удовольствия (за положительные свои проявления). Внимание же к потребностям окружающих, стремление быть им полезным данные дети по своей инициативе практически не проявляют; свои собственные желания и потребности нравственным нормативам поведения и взаимодействия соподчиняют не всегда. Например, реализация методики «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой и анализ полученных диагностических данных свидетельствуют о том, что, несмотря на общую положительную нравственную направленность личности, у данных детей наблюдается недостаточный уровень сформированности (или даже полное отсутствие) навыка совместной деятельности со своими сверстниками. Начиная совместную деятельность, данные дети не стремятся установить контакт со своим партнером, действуют отдельно друг от друга, нередко каждый на своей стороне стола, до тех пор, пока не поймут, что целой картинки, как на образце, им собрать не удастся. В речи данные дети используют как личные местоимения множественного числа типа «нас», «мы», так и местоимения единственного числа типа «я», «мне». В процессе деятельности эти дети отвлекаются, смотрят в сторону или на то, как собирает картинку партнер.

И на низком уровне духовно-нравственного развития находятся 4 детей (7% респондентов). Это дети, которые практически не имеют представления ни о каких этических нормах и правилах социального поведения, не способны реализовать их и в практике своего поведения. Так, реализация методики Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной «Изучение осознания детьми нравственных норм» позволяет констатировать, что, раскладывая предъявляемые картинки, в одной стопке дети могли разместить картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков. Оценить, интерпретировать изображенные на картинках поведенческие проявления данные дети вообще не могли. Анализ эмоциональной составляющей духовно-нравственного развития показал, что либо данные дети эмоционально индифферентны, либо у них доминируют эмоции отрицательной модальности, их эмоции несбалансированы; они не способны различать даже самые элементарные нравственные категории, такие как «хороший – плохой». Данные дети могут лишь ситуативно испытывать чувство удовольствия, если их хвалят за положительные поступки и действия. Внимание же к потребностям окружающих, стремление быть им полезным и иное данные дети вообще не проявляют и свои собственные желания и потребности нравственным нормативам поведения и взаимодействия соподчинять не могут. Например, итоги реализации методики «Сделаем вместе» Р.Р. Калининой показывают, что у данных детей доминирует отрицательная нравственная направленность личности. В процессе организуемой совместной деятельности эти дети отбирают фигурки у своего партнера. Они не понимают слова «вместе». Контакт с партнером по деятельности данные дети не устанавливают, в конструктивный диалог не вступают, желания помочь партнеру не испытывают. Используют в речи только личные местоимения единственного числа типа «я», «мне».

Учитывая, что по результатам проведенного нами диагностического исследования большинство детей находятся на среднем уровне духовно-нравственного развития (и даже есть дети с низким уровнем духовно-нравственного развития), мы делаем вывод о целесообразности разработки системы мероприятий, ориентированных на оптимизацию процесса духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста.

Учитывая, что образовательный процесс может быть успешным только лишь при планомерном воздействии на всех его участников, в качестве основных направлений данной системы мероприятий мы выделяем:

– работу с детьми;

– работу с родителями воспитанников;

– работу с педагогами образовательного учреждения;

– работу по оснащению предметно-развивающей среды.

Проектирование и последующую экспериментальную реализацию такой развивающей программы мы определяем целью нашей последующей деятельности.


Библиографическая ссылка

Серебрякова Т.А., Бурханова А.А., Усова Е.В., Стребкова О.Д. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27856 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674