Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК УСЛОВИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Андрианова Д.Д. 1
1 Академическая гимназия им. Д.К.Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета
Рассматривается образовательная программа образовательной организации как основное педагогическое условие и основной управленческий инструмент. Проводятся результаты анализа программ развития активной гражданской позиции, в том числе подросткового волонтёрства в образовательных программах 27 образовательных организаций 13-ти регионов Российской Федерации. Выявляются проблемы, препятствующие развитию гражданской инициативы и ответственности в образовательных организациях разного типа: сужение поля проблемы воспитания активной гражданской позиции подростков в деятельности образовательных организаций и форм работы, отсутствие необходимых компетенций у педагогов. В качестве ключевой проблемы рассматривается вопрос о проектировании образовательных программ основного и дополнительного образования, позволяющих продуктивно формировать культуру волонтёрства у подростков; то есть о педагогических условиях, создаваемых данными программами. Приводятся результаты опроса руководителей 1 и 2 уровня, показавшего, что интегрирование добровольческой деятельности в учебный процесс, через практикоориентированное образование, «умное волонтёрство» предполагает специальную подготовку педагогов, что определяет реальное осознание педагогическим коллективом необходимости изменений. Приводятся результаты введения в практику массовой школы программы «Социо-культурное проектирование», основанной на методе проектов, как инструмента для создания механизмов объединения всех компонентов образовательного процесса: от урочной до самостоятельной деятельности обучающихся. Раскрывается структура программы, этапы и результаты реализации.
метод лонгитюдного исследования.
активная гражданская позиция
образовательная программа культура волонтёртва
социо-культурное проектирование
волонтерство
1. Мудрик А.В. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы  / под ред.  И.А. Зимней. –  2-е изд., доп. и перераб. – М.: Агентство Издательский сервис, 2004. – 480 с.
2. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2011. – С. 8.
3. Лебедев О.Е. Качество – ключевое слово современной школы. – СПб.: Филиал издательства «Просвещение», 2008. - С. 9-10.
4. Илюшин Л.С., Казакова Е.И., Лебедев О.Е. и др. Образовательная программа школы. Концепция проекта «Школьная Лига РОСНАНО». – СПб.: Образовательный центр «Участие», 2011. – 56 с.
5. Консультант Плюс - надежная правовая поддержка [Электронный ресурс] / официальный сайт  компании «Консультант Плюс». – Режим доступа:   www.consultant.ru.
6. Международная общественная организация «Справедливая помощь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.doctorliza.ru/ (дата обращения: 12.07.2018).
7. Пирогов С.В. Социокультурное проектирование городской жизни: курс лекций /  Томский гос. ун-т. – Томск, 2009. –  152 с.

Образование является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности, и имеет решающее значение для общества, т.к. система образования является важнейшим звеном в процессе передачи культуры, а в частности - развития культуры волонтёрства в подростковой среде. Проект стандарта нового поколения ставит задачу формирования позиции гражданина в качестве основного ориентира качества современного образовательного процесса. «Содержание и характер взаимодействия общества, коллективов и личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией и общественной психологией. Идеи, представления данного общества определяют жизнедеятельность различных типов и видов социальных общностей, в том числе групп, коллективов, а в конечном счете отношения людей к миру и самим себе» [1, с. 17]. Актуальность общественного запроса на необходимость формирования нравственной культуры современного общества, включающей ценности доброты, бескорыстной взаимопомощи и активной позиции в поддержке ближнего, вступает в настоящий момент в противоречие с отсутствием  массового педагогического опыта в решении этой проблемы, с низкой воспитательной эффективностью многих попыток организации такого рода деятельности по причинам формализма в организации и/или ценностного рассогласования в позициях различных участников. Между тем «социальная роль образовательной системы – её влияние на процессы, происходящие в обществе», в том числе – на формирование нравственных стандартов общества [2, с. 8].  

По мнению О.Е. Лебедева, образование – «специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения социального опыта, элементом которого является индивидуальный опыт обучающихся» [3, с. 9].  Таким образом, создание условий для накопления этого опыта – ключевая задача современных образовательных организаций.

Названные противоречия выдвигают проблему создания определённых условий продуктивного формирования культуры волонтёрства у подростков.

Волонтёрство подростков понимается нами как добровольное служение обществу и рассматривается в одном ряду с социальной активностью, социальным творчеством, гражданской ответственностью. Волонтёрская деятельность - особый вид деятельности, направленной на созидательную помощь, заботу о ком/чём-либо, характеризующейся бескорыстностью и добровольностью.

Образовательная программа – основное педагогическое условие и важный управленческий инструмент, определяющий «пути реализации общественных запросов и государственной образовательной политики в условиях конкретной школы», вектор направленности деятельности каждого педагога и коллектива в целом. И поскольку образовательная программа раскрывает «возможности школы в решении актуальных социальных проблем», очевидно, что от качества образовательной программы зависит формирование опыта гражданской самореализации подростка, а в целом – «решение актуальных проблем участников образовательного процесса – учащихся, учителей, родителей, общества»  [4, с. 15].   Под термином «образовательная программа» мы понимаем, соответствующий п. 9 ст. 2 Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» [5].

Для выявления современного состояния проблемы был проведён анализ образовательных программ, размещенных на официальных сайтах 27 образовательных организаций 13 регионов Российской Федерации, а также собеседований с директорами, заместителями директоров образовательных организаций об их опыте приобщения школьников к волонтерской деятельности.

Анализ показал сужение поля проблемы и форм воспитания активной гражданской позиции подростков: военно-патриотическая работа, деятельность по формированию толерантных взаимоотношений и профилактике экстремизма в подростковой среде, пропаганда здорового образа жизни; концертно-выставочная деятельность, «Уроки мужества» (встречи с ветеранами), участие в конкурсах и фестивалях и т.п. Метод проектов присутствует в работе практически всех образовательных организациях, но чаще применяется в урочной практике. Там же, где проектная деятельность включена в процесс воспитательной работы, наблюдается ограничение в темах рамками конкретной школы. Несомненно, что для воспитания у подростков ответственности за общее благополучие обустройство жизни образовательной организации как «ячейки» города, страны, общества силами самих учащихся весьма значимо, однако только этим не ограничивается.

Проведённый опрос руководителей 1 и 2 уровня показал, что созданию неформальных программ, ориентированных на социальное творчество, развитие гражданской активности, преобразование социальной среды и т.п., предшествует реальное осознание педагогическим коллективом необходимости изменений. Таким образом, в 20% образовательных организаций такие программы разработаны и реализуются планомерно.

Являясь проводниками государственной политики и образованными современными людьми, педагоги и руководители образовательных организаций, несомненно, разделяют её в части, касающейся понимания роли волонтёрства для успешной социализации и эффективной самореализации подростков. В то же самое время отсутствие специальных знаний и опыта (что, кстати, признаётся ими) мешает перейти от транслирования глобальных целей, поставленных государством перед образованием, к эффективной реализации через конкретизацию задач, создание условий для превращения социально значимой деятельности, волонтёрства в важный элемент образования. Всеми респондентами волонтёрская деятельность признаётся как имеющая значительный развивающий и воспитывающий потенциал, но весьма низкий процент воспринимают также потенциал образовательный, признанный и реализуемый многими странами через интегрирование волонтёрской деятельности в учебный процесс, через практико-ориентированное образование, «умное волонтёрство».

Отсутствие опыта волонтёрства у самих педагогов, как основная проблема, препятствующая развитию волонтёрства подростков, определяет задачу поиска путей формирования этого опыта. Очевидно, что, пока человек не попробовал себя в той или иной деятельности, он не может привлекать к этому других, тем более воспитывать в духе ценностей указанного вида деятельности. Подобные знания из теоретических источников не черпаются: «Поделиться с нуждающимся можно только тем, чем сам располагаешь» [6].  Таков главный принцип любой помощи. Это означает, что перед учреждением стоит задача создания организационно-управленческих условий через формирование системы социально ориентированной практики, в процесс которой будут вовлечены педагоги и учащиеся и произойдёт накопление опыта, осознание педагогами воспитательных возможностей волонтёрства, будут достигнуты метапредметные результаты, обозначенные образовательными стандартами нового поколения как одна из ведущих идей. ФГОС определяет характер содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования и пути реализации - включение в учебный процесс междисциплинарных или интегрированных курсов, основанных на взаимосвязи нескольких наук и предметных областей.

Надпредметные программы как новый управленческий инструмент предоставляют возможность для достижения метапредметных результатов через создание механизмов объединения всех компонентов образовательного процесса: от урочной до самостоятельной деятельности обучающихся. Опора на универсальный метод проектов приводит в действие важнейший педагогический механизм, обеспечивающий деятельность в режиме «не для детей, а вместе с ними», что даёт возможность преобразовывать инициативу подростков в опыт созидательной практики.

Выбор метода проектов в работе с волонтёрами отвечает основным принципам самого волонтёрства и обусловлен его ориентацией на практическую деятельность на основе компетентного анализа социально значимой проблемы, требующей применения различных знаний, в том числе социального характера, новых, творческих подходов, наличия инициативы, и в итоге направлен на оптимизацию и гуманизацию социальных условий, «проектирование нового качества жизни» [7, с. 59]. Данные подходы и структурные элементы определяют сущность такой специфической технологии, как социально-культурное проектирование.

Программа «Социокультурное проектирование» была применена в практике массовой школы и реализована в течение 6 лет. Имея интегративный характер, программа, с одной стороны, опирается на опыт, полученный в ходе освоения различных учебных дисциплин, с другой – способствует развитию универсальных учебных действий, в то же самое время давая стимул к развитию учебной мотивации, объединяя учебную и воспитательную деятельность, как центр воспитательной системы школы в целом.

По своей сути, структуре и организации программа «Социокультурное проектирование» сама является продуктом проективным. Соответственно, отличается отлаженной моделью управления, чётким распределением обязанностей, эффективностью использования имеющихся ресурсов. Поскольку создание непосредственно социального проекта требует развитых специальных навыков и опыта, подготовка к этой ступени освоения программы проходит через предварительные (относительно социально значимого проекта, но основные в рамках реализации программы) этапы, предполагающие освоение и базовых образовательных технологий, и специфических: технологий работы с информацией (методы поиска, отбора, систематизации и структурирования); технологии работы с текстом (критический анализ, формулировка вопросов, оценочных суждений, игры различных форматов, организация дискуссий как особого вида коммуникации, монологическое высказывание разных жанров); презентаций достигнутых результатов в разнообразных технологических формах.

Структура программы «Социокультурное проектирование» предполагает решение задач по нескольким направлениям:

1) организационное: умение структурировать материал, выдерживать заданный формат;

2) коммуникативное: владение речью (устной монологической и диалогической, а также письменной);

3) психологическое: умение держаться перед аудиторией и владеть аудиторией, ощущая себя комфортно.

Указанные умения можно назвать базовыми, необходимыми на протяжении всей жизни, прежде всего профессиональной, повышающими конкурентоспособность человека.

Очевидно, что успешная реализация обозначенного спектра направлений возможна (как любая проектная работа) исключительно в коллективных действиях педагогов, что обусловило вовлечение в проектную деятельность учителей-предметников, классных руководителей и специалистов воспитательной службы школы. Но этот же факт выступал главной трудностью: проводимый на этапе обновления образовательной программы диагностический эксперимент выявил закрытость относительно всего нового, тенденцию к устранению от проблем, лично не касающихся респондента, эмоциональную невосприимчивость. Такой фон не способствует активизации инициативы, повышению мотивации. Однако среди называемых учителями антимотивов один явно обладал признаками «точки роста»: в 90% случаев среди прочих педагоги называли в качестве причины отсутствия инициативы с их стороны, что из учащихся «их никто не просил помочь/не приглашал поучаствовать». Опыт показывает, что учителя очень трепетно относятся к вниманию подростков. В связи с этим был предпринят ход, в дальнейшем оправдавший себя полностью и закрепившийся в практике программы «Социокультурное проектирование»: обучающимся было предложено самим выбрать себе куратора из числа педагогов школы - в 100% случаев педагоги не отказывали подросткам. Следовательно, совместная деятельность педагога и подростка имеет огромный потенциал в развитии инициативы.

Оценка результатов на разных этапах эксперимента производилась методом лонгитюдного исследования - экспертной оценки (самооценки) педагогов. К концу первого года функционирования программы у педагогов, включившихся в её реализацию, обозначились подвижки в мотивационной сфере: качественно изменился взгляд на роль педагога в процессе развития подросткового волонтёрства, возросла уверенность в собственных силах, возросло осознание значимости личного примера, произошёл мощный сдвиг в сфере «субъект-субъектных» отношений.

При работе над социально-культурным проектом ученики и их наставники имели возможность опираться на известные им теоретические (выдвижение гипотезы, поиск фактов, установление связей, классификация, систематизация, обобщение, анализ, синтез и т.д.) и эмпирические (наблюдение и эксперимент) методы исследовательской деятельности.

Непосредственно созданию проекта предшествовал ряд подготовительных этапов:

1. Выявление проблемогенных сфер социума – диагностика и информативно-целевой анализ. В результате данных действий составление «диагностической карты», в которую внесены выявленные проблемы ближайшего окружения и социума в целом. Цель: выявление потребностей социума, т.е. реальная социальная польза будущего проекта.

2. Соотнесение выявленных проблем с потребностями самих волонтёров: выявление наиболее актуальных проблем, требующих решения. Этот этап уже непосредственно связан с мотивацией, т.к. работа над важной для человека проблемой помогает реализовать свои способности и удовлетворить социальные потребности (общение, обучение, развитие качеств личности и т.п.). Цель: мотивация деятельности.

3. Формулировка целевых установок (миссия, цели, задачи) и соотнесение их с реальными возможностями (необходимые ресурсы). Приведение в соответствие этих параметров даёт чёткое понимание путей, какими не только возможно достичь поставленных целей, но и сделать это эффективно (без «маниловщины»). Цель: активизация исследовательских навыков.

Результатом реализации программы стало бесспорное признание подростков, что именно школа, отношения между учителями, между товарищами в классе, т.е. специфическая среда, сформировали стремление к бескорыстной помощи: 94% выпускников применяют полученные ранее навыки в разных сферах своей нынешней жизни. Среди причин они называют, прежде всего, получение новых знаний, расширение круга общения, возможность содержательно потратить свободное время. Основными мотивами обращения к волонтёрской деятельности стали желание помогать, возможность поделиться знаниями и опытом, способствовать решению важных проблем социума, ощущение единства с обществом, самообразование.  В качестве внутреннего стимула, в первую очередь, выступает осознание собственной полезности, востребованности, значимости выполняемой работы, создание благоприятного психологического климата.

Обновление образовательной программы школы как условие организации жизни образовательной организации на основе социально значимой деятельности даёт ряд значимых эффектов, раскрывающих возможности формирования культуры волонтёрства педагогов и подростков, таких как наличие устойчивой мотивации к безвозмездной деятельности, формирование опыта и позитивного отношения к деятельности, овладение проективными и исследовательскими навыками; оптимизация образовательного процесса школы; демократизация отношений; умение видеть социальные проблемы различного «радиуса»; развитие качеств и ценностных ориентаций личности.

В этой связи можно утверждать, что вовлечение в волонтёрскую деятельность большего количество людей способно влиять на изменение нравственной составляющей в стране в целом, так как волонтёрство, с одной стороны, основывается на потребности приносить благо другим, а с другой – способствует повышению социальной самоценности человека.

Задача развития подросткового волонтёрства как одна из значимых задач развития активной гражданской позиции личности - это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Таким образом, изменения образовательной программы образовательной организации через введение специально организованной социально ориентированной совместной деятельности педагогов и обучающихся способствуют позитивным изменениям в части овладения конкретными знаниями о сути и специфике волонтёрства, развития мотивационной и ценностной сфер личности, накопления у педагогов личного опыта, овладения методиками, помогающими педагогам воспитывать учащихся в духе культуры волонтёрства.


Библиографическая ссылка

Андрианова Д.Д. ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК УСЛОВИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27870 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674