Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Полях Н.Ф. 1 Донскова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье обоснован событийный подход к организации научно-исследовательской работы студентов-магистрантов как неотъемной части подготовки учителя физики в свете стандартов высшего образования и профессионального стандарта педагога. Определены общие проблемы организации исследовательской деятельности студентов разных вузов. Представлен опыт ВГСПУ в разработке основной образовательной программы магистратуры по программе «Физическое образование». Выявлено, что если программу магистратуры рассматривать как целостную методическую систему включения магистрантов в научно-исследовательскую работу, то ключевым понятием, отражающим ее целевой, структурно-содержательный и процессуальный компоненты, является «со-бытие», участвуя в котором магистрант (учитель физики) формирует готовность к научно-исследовательской деятельности. Авторами спроектированы события и их формы, необходимые для перехода от информационно-управленческой модели организации научно-исследовательской работы студента к событийной. События определены через специально созданные профессионально-ориентированные ситуации и неформальное профессиональное общение с учителями-практиками. Представлено доказательство того, что если события выстраивать в виде последовательности стартового, проектно-конструкторского, экспериментального и итогового, то это определит последовательность смен зон активного и ближайшего развития научно-исследовательской компетентности магистранта и как ученого-исследователя, и как учителя физики. Авторы приходят к выводу о том, что событийность жестко не детерминируется из-за субъектного поведения участников и открытости образовательной системы.
профстандарт
учитель физики
научно-исследовательская работа студента
магистерская программа
физическое образование
событийный подход
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 126). URL: http://fgosvo.ru/news/ (дата обращения: 25.06.2018).
2. Профессиональный стандарт педагога (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 25.06.2018).
3. Апанасенок А.В. Развитие научно-исследовательской работы студентов в вузе: современные вызовы / А.В. Апанасенок // Провинциальные научные записки. – 2016. – № 1. – С. 44–49.
4. Никитина Е.Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к научно-исследовательской деятельности средствами проблемного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2007. – С. 3–22.
5. Строкова Т.А. Качество подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности в оценке преподавателей вуза / Т.А. Строкова, Л.М. Волосникова // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 3. – С. 9–27.
6. Мануйлов Ю.С. Язык «Со-» / Ю.С. Мануйлов // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. – 2010. – Выпуск 1 (43). – С. 51–56.
7. Ковалева Т.М. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения / Т.М. Ковалева, М.Ю. Жилина // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. – 2010.  – Выпуск 1 (43). – С. 84–91.
8. Гуманитарные ориентиры современного образования: монография / В.В. Сериков, Н.С. Пурышева, Г.П. Стефанова [и др.] / Под ред. Е.В. Данильчук. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. – 328 с.

Общество предъявляет новые требования к учителю и, в частности, к учителю физики, что отражено в новых стандартах – ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» (2018 г.) [1] и профстандарте «Стандарт педагога» (2013 г.) [2]. Современный учитель физики должен не только быть способен к преподаванию учебного курса физики, но и готов к научно-исследовательской работе, связанной с творческим решением профессиональных задач в нестандартных ситуациях. Одно из направлений по формированию готовности учителя физики к научно-исследовательской работе (НИР) реализуется при обучении в магистратуре. Несмотря на положительный опыт, в практике организации НИР обучающихся в разных вузах выявлены общие проблемы (А.В. Апанасюк [3], Е.Ю. Никитина [4], Т.А. Строкова [5] и др.): слабая мотивация студентов к исследовательской деятельности, низкий уровень методологической культуры, формальное отношение преподавателей к студенческой научной работе, недостаточное количество доступных научных мероприятий и др. Таким образом, подготовка современного учителя физики при обучении по магистерской программе требует инновационных методических решений в организации НИР. При  анализе и обобщении опыта организации НИР, в том числе в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете, с подготовкой учителей физики, обучающихся по магистерской программе «Физическое образование» (создана более 20 лет назад профессором В.И. Данильчуком), был сделан вывод о необходимости перехода от информационно-управленческой модели организации НИР магистранта (учителя физики) к модели, реализуемой на основе учебных профессионально-ориентированных ситуаций и неформального профессионального общения с учителями-практиками, что является определенными событиями для магистранта.

Цель исследования – проектирование целостной методической системы включения магистрантов, обучающихся по программе «Физическое образование», в научно-исследовательскую работу на основе событийной модели организации.

Материалы и методы исследования – анализ и обобщение педагогического опыта вузов по проблемам организации НИР обучающихся, моделирование и опытно-экспериментальная работа по реализации методической системы организации НИР магистрантов на примере программы «Физическое образование».

Результаты исследования и их обсуждение. Событийная модель организации НИР основывается на главных идеях событийной педагогики – «жизнь человека определяется чередой событий, а также содержанием и формами его со-бытия» [6, с. 51], «только актуализация событийного начала … обеспечивает проявление человека как субъекта своего образования и жизни в целом» [7, с. 89]. В ходе исследования было выявлено – только при условии, что НИР будет реализована как событие и принята магистрантом как со-бытие, она становится для него не очередным учебным заданием, которое нужно выполнить и можно забыть, а средством формирования личностного опыта и собственной профессиональной позиции, что особенно важно для современного учителя.

При представлении основной образовательной программы «Физическое образование», реализуемой в ВГСПУ, как целостной методической системы включения магистрантов в научно-исследовательскую работу было определено следующее.

Во-первых, НИР является обязательной частью теоретического обучения и распределена в содержании учебных дисциплин, непосредственно направленных на формирование методологической культуры («Оргнизация НИР в образовательном учреждении», «Методика организации и проведения педагогического эксперимента» и др.), и дисциплин, которые формируют мотивацию исследовательской деятельности («Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Дидактические технологии» и др.).

Во-вторых, НИР реализуется в ходе производственных практик, а также в процессе подготовки магистерской диссертации. Цель практической подготовки магистрантов – получение опыта в исследовании актуальной проблемы в теории и методике обучения физике, а также представление результатов исследования в форме научного текста. На практиках магистранты самостоятельно осуществляют констатирующий и формирующий педагогический эксперимент. Полученные результаты обсуждают на семинарах, итогом которых является представление выводов в форме научных статей, готовых к публикации.

В-третьих, создаются благоприятные условия для добровольного и самостоятельного выполнения НИР магистрантами. На базе ВГСПУ активно действуют студенческие научные объединения и проблемные группы, проводятся научные конференции и семинары широкой проблематики, издаются научные журналы. Большой интерес магистранты проявляют и к внешним научным мероприятиям – вебинарам, конференциям, конкурсам научных работ, конкурсам профессионального мастерства, грантам, студенческим олимпиадам и пр.

Таким образом, событие научно-исследовательской работы мы определяем как учебное, методическое или научное мероприятие, участие в котором осознается магистрантом как значимая ситуация в становлении его профессиональной компетентности, которое специально проводится для актуализации его исследовательской мотивации, включения его в научно-поисковую деятельность и формирования методологической культуры.

При этом НИР можно представить как последовательность событий – стартового, проектно-конструкторского, экспериментального и итогового. Череда этих событий определена последовательностью смен зон активного и ближайшего развития научно-исследовательской компетентности и логикой естественнонаучного и педагогического исследований, но жестко не детерминирована из-за субъектного поведения участников и открытости образовательной системы.

Целью события является деятельность, направленная на формирование умения действовать, при этом знания выступают средствами обучения как отдельным действиям, так и деятельности в целом, в которую входят выделяемые действия [8, с. 47–52]. При этом осуществляется постоянная рефлексия своей научной идеи и выбранных методов исследования, которая требует убежденности в своей точке зрения и ее защиты [8, с. 18–31].

Стартовое событие НИР проводится для осознания магистрантом дефицита своей компетентности в решении профессиональных проблем и актуализации имеющегося опыта, необходимого для его устранения. В основе события лежит профессионально-ориентированная ситуация, которая в сознании магистранта трансформируется в учебную проблему, требующую решения, в результате чего актуализируются мотивационная, когнитивная, деятельностная и ценностно-смысловая сферы его личности. Результатом является разработанный замысел научного исследования.

Целью проектно-конструкторского события НИР является приобретение магистрантом опыта в моделировании образовательного процесса, в принятии управленческих решений для достижения поставленной цели, а также опыта в прогнозировании результатов педагогической деятельности. В ходе события он строит инновационную модель образовательной системы и разрабатывает технологии ее реализации, в том числе подготавливает рабочие и сопроводительные материалы, необходимые для спроектированной системы.

Экспериментально-практическое событие НИР предполагает включение магистранта в экспериментальную деятельность по проверке достоверности выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели образовательного процесса. Магистрант в сопровождении научного руководителя или курирующего учителя планирует педагогический эксперимент, самостоятельно реализует образовательный процесс в соответствии с разработанной моделью, проводит диагностику, фиксирует выявленные факты и закономерности, анализирует их, формулирует выводы.

Итоговое событие НИР проводится с целью создания условий для приобретения магистрантом рефлексивного опыта, заключающегося в самоанализе, самооценивании и самопрезентации результатов научно-исследовательской деятельности. Итоговое событие реализуется в форме рефлексивно-оценочных (отчеты на кафедре или на методобъединении, рецензирование работы практикующими учителями, конкурсы на лучшую НИР, защита магистерской диссертации и др.) или рефлексивно-презентационных мероприятий (мастер-классы, методические конференции, конкурсы педагогического мастерства и др.).

Событийная модель организации НИР магистрантов, обучающихся по программе «Физическое образование», может быть реализована в различных формах, например в форме корпоративной НИР, телекоммуникационной НИР и в форме индивидуальной образовательной траектории на основе темы НИР.

Под корпоративной НИР понимается система со-бытийных мероприятий, выстроенная в виде цепочки: «запрос работодателя → выполнение НИР в связке «магистрант – учитель – преподаватель» → внедрение в образовательный процесс», в которых происходит синтез производственной практики, обучения и научного исследования.

Стартовым событием НИР является заседание малого педсовета или методобъединения в ходе ознакомительной практики в учебном заведении. Магистрант узнает о научных темах, над которыми работают учителя, о достигнутых ими результатах и нерешенных проблемах. Получает от них как от потенциальных работодателей индивидуальное задание, имеющее теоретическую и практическую значимость в рамках решаемых в учебном заведении проблем. С помощью консультаций с научным руководителем магистрант уточняет тему исследования, формулирует актуальность, определяет методологический аппарат и разрабатывает календарный план научной работы.

Проектно-конструкторское событие – это целая система мероприятий, включая аудиторные занятия в вузе по различным дисциплинам, курсам по выбору и факультативы, работа на которых способствует приобретению магистрантом компетенций, необходимых для решения проблемы его исследования; самостоятельная работа магистранта, в ходе которой происходит проектирование и моделирование методической системы в рамках решаемой им проблемы; совместные консультации с научным руководителем и курирующим учителем; участие в творческих лабораториях, проектных группах, мастер-классах, тренингах, конференциях, в которых апробируются созданные магистрантом модели.

Экспериментально-практическое событие НИР связано с опытно-экспериментальной работой магистранта в качестве учителя-исследователя в ходе производственных практик. Магистрант самостоятельно реализует разработанную им методическую систему, решает возникающие познавательные, методические, организационные и другие проблемы. Промежуточные результаты обсуждаются на методобъединении в присутствии научного руководителя и курирующего учителя.

Итоговое событие корпоративной НИР проводится в форме мастер-класса, в котором магистрант презентует свою методическую систему. Поскольку научно-исследовательская работа осуществляется по запросу работодателя, то ее результаты естественным образом внедряются в образовательный процесс учебного заведения. Полученные результаты оформляются в виде магистерской диссертации и защищаются на итоговой государственной аттестации в вузе.

Отличительная особенность корпоративной НИР – создание максимально комфортных условий для вхождения магистранта в образовательное пространство школы в качестве профессионального педагога – учителя физики.

Телекоммуникационная НИР основана на технологиях открытого образования. При этом коммуникационные технологии выступают как средство для организации и осуществления научно-исследовательской деятельности.

Стартовое событие НИР – пассивное участие в интернет-конференциях, форумах учителей физики, педагогических и методических вебинарах. Магистрант знакомится с актуальными проблемами педагогики и методики обучения физике, с передовым педагогическим опытом как в России, так и за рубежом. В результате он самоопределяется с темой исследования и устанавливает контакт с научным руководителем (а точнее – с научным консультантом), которым может быть не только преподаватель родного вуза, но и любой ученый в стране и мире, занимающийся сходными проблемами.

Проектно-конструкторское событие НИР реализуется в ходе самостоятельной деятельности магистранта. На этом этапе активно используются различное программное обеспечение (текстовые, графические, математические и другие редакторы) и интернет-ресурсы (поисковые системы, электронные библиотеки, хостинги и пр.), посредством которых осуществляется моделирование образовательного процесса. Важной является организация общения с научным руководителем в форме виртуальных консультаций или виртуального тьюториала с помощью таких ресурсов, как электронная почта, чат и скайп.

Экспериментально-практическое событие НИР включает следующие мероприятия – сетевые анкетирование и опросы, онлайн-обучение экспериментальных групп, виртуальные консультации и мастер-классы. Магистрант большей частью выступает в роли организатора и куратора педагогического эксперимента, который осуществляют учителя, заинтересованные проблемой его исследования. Сбор и обработку полученных фактов, представление промежуточных результатов и общих выводов магистрант проводит самостоятельно и транслирует их для всей команды, участвующей в эксперименте.

Итоговым событием НИР является участие магистранта с докладом на интернет-конференции или проведение авторского вебинара. Главное при этом – интерактивная обратная связь с участниками мероприятия, что обеспечивает анализ, критику и рецензирование работы как доказательство достоверности полученных результатов. Обратная связь также способствует выработке у магистранта адекватной профессионально-личностной самооценки. НИР завершается защитой результатов исследования, оформленных в виде магистерской диссертации, на итоговой государственной аттестации в вузе.

Достоинством телекоммуникационной НИР является максимальная самостоятельность и ответственность магистранта.

Индивидуальная образовательная траектория на основе темы НИР предполагает выстраивание персонального маршрута освоения учебного плана магистратуры в соответствии с выбранной темой научного исследования. Такая форма организации работы возможна только в магистратуре, поскольку магистранты владеют необходимыми универсальными и профессиональными компетенциями, сформированными в бакалавриате, имеют осознанную мотивацию к методической и научно-исследовательской деятельности, обладают профессионально-личностной самоидентификацией.

Особенность стартового события НИР состоит в том, что кроме разработки замысла исследования требуется выстроить дерево целей и спроецировать их на компетенции, которые должны быть освоены магистрантом в соответствии с образовательной программой. На этой основе нужно выбрать учебные дисциплины, курсы по выбору, факультативы и практики, установить логическую последовательность их изучения, сконструировать индивидуальный образовательный маршрут. Координацию и курирование работы осуществляет тьютор, который задает магистранту промежуточные ориентиры на пути достижения конечной цели.

Проектно-конструкторское событие в данной форме организации НИР в явном виде не задано. Моделирование магистрантом образовательного процесса в соответствии с темой исследования осуществляется как неотъемлемый элемент освоения учебных дисциплин и курсов. Учебная деятельность подчинена теме НИР, а полученные исследовательские результаты интегрированы с учебными достижениями. Магистрант самостоятельно организует и реализует свою исследовательскую работу посредством помощи временных научных консультантов, которыми являются преподаватели учебных дисциплин и курсов.

Экспериментально-практическим событием НИР являются производственные практики, в ходе которых магистрант осуществляет педагогический эксперимент по проблеме своего исследования. На этом этапе возможна корректировка образовательного маршрута в зависимости от выявленных и осознанных магистрантом образовательных потребностей и задач. Соответствующий запрос тьютору магистрант оформляет в виде эссе, в котором описывает свой педагогический опыт, формулирует возникшие проблемы и обосновывает необходимость изменения образовательного маршрута.

Итоговое событие НИР – система мероприятий государственной аттестации. Это могут быть защита портфолио профессиональных достижений, авторский мастер-класс по проблеме научного исследования, проведение открытого урока, творческий отчет по результатам НИР или экзамен по решению профессиональных ситуативных задач. В результате магистрант должен получить мотивированную оценку своих профессиональных (в том числе научно-исследовательских) качеств и экспертное заключение о соответствии квалификационным характеристикам должности «учитель физики».

Достоинством индивидуальной образовательной траектории на основе темы НИР является ориентированность на профессиональные потребности и запросы обучающихся и предоставление каждому из них возможности максимально раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал.

Заключение. Подводя итог, можно сделать вывод, что событийная модель организации научно-исследовательской работы магистрантов является оправданной. Ее целесообразно применить при разработке основной образовательной программы магистратуры «Физическое образование» в соответствии с новыми ФГОС ВО (2018 г.).


Библиографическая ссылка

Полях Н.Ф., Донскова Е.В. СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27880 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674