Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Андреева Г.Б. 1 Никитина О.А. 1
1 ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России)
В статье говорится о формировании общекультурных компетенций, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Подготовка кадров по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности в Институте Академии ФСИН России осуществляется по специализации № 2 «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности». Область профессиональной деятельности выпускников этой квалификации предполагает решение комплексных задач психологического обеспечения управления; безопасности личности, общества и государства; организации работы психологических служб, предоставляющих услуги физическим лицам и организациям и т.д. В рамках реализации этой программы формирование общекультурных компетенций обеспечивается посредством организации учебной деятельности с использованием деятельностного подхода, а также путем вовлечения студентов в научную и воспитательную работу. Таким образом, формируется целостное культурно-образовательное пространство вуза. Не только содержание каждой учебной дисциплины имеет культурно-образовательный и воспитательный потенциал, но все виды внеучебной деятельности студентов, культурная инфраструктура вуза. Развивающее пространство Института Академии ФСИН России обеспечивает эффективную подготовку конкурентоспособных выпускников по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, обладающих всеми необходимыми компетенциями, в том числе общекультурными. Важнейшие педагогические составляющие, такие как учебная, научная и воспитательная работа позволяют будущим специалистам уже на студенческой скамье овладеть технологией социальной коммуникации, достижениями мирового и отечественного художественного наследия, развить критическое мышление, сформировать собственную жизненную позицию и ценностные ориентации.
общекультурные компетенции
научная работа
программа специалитета
образовательный процесс
деятельностный подход
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. № 1613 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета)" [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71485158 (дата обращения: 24.07.2018).
2. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента / М.Г. Синякова // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 24–25.
3. Хорват Д.А. Образовательная среда вуза как фактор формирования общекультурных компетенций студентов: Автореф… дис. кан. пед. наук – М.: 2015. – 34 с.
4. Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/5851 (дата обращения: 24.07.2018).
5. Троянская Л.С. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие / Л.С. Троянская. – Ижевск: Издательский центра «Удмуртский университет», 2016. –175 с.

Подготовка кадров по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности в Институте Академии ФСИН России осуществляется по специализации № 2 «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности». Область профессиональной деятельности выпускников этой квалификации предполагает «решение комплексных задач психологического обеспечения управления; безопасности личности, общества и государства; организации работы психологических служб, предоставляющих услуги физическим лицам и организациям», и т.д. [1, с. 8]

В требованиях к результатам освоения программы обозначено 12 общекультурных компетенций, комплексно формируемых в образовательном процессе. Эти компетенции имеют глобальное значение для формирования личности, ее адекватной социализации и успешной адаптации не только к  условиям будущей профессиональной деятельности, но и к требованиям времени.

«Общекультурные компетенции – это устойчивые личностные образования, которые влияют на адаптивность выпускника в динамичном течении различных сфер социальной и профессиональной жизни, формируют систему отношений с этими сферами и определяют жизненную позицию человека». По мнению М.Г. Синяковой, они «…могут рассматриваться как основа для формирования профессиональной мобильности специалиста…» [2, с. 25]. Общекультурными компетенциями являются готовность к продуктивному взаимодействию с социальным окружением, ориентированному на результат; способность ясно выстраивать устную и письменную речь; умение логически верно мыслить и другие.  Д.А. Хорват считает, что «общекультурные компетенции – ключевые компетенции, связанные с личностными качествами человека, его способностью ориентироваться в социальном и культурном окружении, опытом освоения культурного пространства» [3, c. 7]. Г.Х. Нигматзянова определяет общекультурные компетенции «как базовую компетентность личности, обеспечивающую вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме» [4, c. 1]. Эти компетенции имеют определяющее значение для развития личности, ее успешной социализации и адаптации не только к  условиям будущей профессиональной деятельности, но и к требованиям времени. 

Для  решения  задач  по  формированию  общекультурных  компетенций  выпускника Института Академии ФСИН России используется  комплексный  подход. Это означает «приоритетную ориентацию образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию». [5, с. 7].

Формирование общекультурных компетенций осуществляется в процессе изучения дисциплин базовой части Блока 1, таких как философия, иностранный язык, история, общая психология, организационная психология и иные, а также в рамках научной и воспитательной работы с обучающимися. Образовательный процесс в Институте Академии ФСИН России базируется на деятельностном подходе, сформулированном американским ученым и педагогом, представителем философского направления прагматизма Джоном Дьюи. Деятельностный подход базируется на концепции «учения через деятельность». Основные принципы этой системы включают в себя учет интересов обучающихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание – следствие преодоления трудностей; свободную творческую работу и сотрудничество.

Деятельностный характер обучения в Институте Академии ФСИН России проявляется в использовании методических приемов и  заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Организация учебного процесса с учетом данных принципов осуществляется через овладение приемами исследовательской деятельности; моделирование и анализ профессиональных и жизненных ситуаций; использование активных и интерактивных методик; вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную и проектную деятельность.

Целью освоения учебных дисциплин Блока 1 является не только овладение системой знаний, но и усвоение средств межкультурного взаимодействия. Лекционные, семинарские и практические занятия обеспечивают развитие когнитивной, прагматической и мотивационной сфер общекультурных компетенций. В когнитивной сфере цель состоит в получении информации об особенностях других культур. Прагматическая цель предусматривает приобретение практических умений, необходимых для межкультурного и профессионального общения. Мотивационная сфера ответственна за формирование такого отношения у обучающегося, которое включает открытость, толерантность и уважение к культуре другого народа, а также исключает предрассудки, стереотипы и дискриминацию. Рабочие программы и учебно-методические комплексы по всем преподаваемым дисциплинам по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности в Институте Академии ФСИН России предполагают использование активных, интерактивных, исследовательских, проектных и творческих методов в рамках деятельностного подхода. Так, занятия по правоведению проходят в форме моделирования судебных заседаний. Примеряя на себя роли участников судебных слушаний, студенты активно используют знания, полученные на занятиях по психологическим дисциплинам, истории. Такой комплексный подход способствует формированию устойчивых общекультурных компетенций.

На занятиях по культурологии, философии, истории используется такая интерактивная форма проведения, как занятие-путешествие. Творческие методы оптимально интегрируются в традиционные занятия по дисциплинам «Иностранный язык», «Психология личности». Например, в рамках этих занятий проводятся конкурсы презентаций, интервью. Формы, пользующиеся особой популярностью у студентов: кейс-метод (анализ конкретных ситуаций), защита проектов, круглые столы с приглашением практических работников – применяются достаточно широко. В рамках учебных занятий в Институте Академии ФСИН России были проведены  круглый стол на тему «Межкультурное общение: психологические проблемы и современные тенденции», обучающий кейс «Философия и ее роль в жизни общества», защита проектов по профессиональной этике и служебному этикету на тему «Этика в профессиональной культуре психолога». Лекционные занятия также разнообразны по форме: проблемные лекции, лекции-беседы, лекции-провокации. Таким образом, использование современных средств обучения, отвечающих потребностям времени, формирует ценностную систему знаний и общекультурных компетенций обучающихся, стимулирует опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности,  познавательные и созидательные способности студентов.

Рассмотрим, средствами каких учебных дисциплин формируются те или иные общекультурные компетенции. Так, ОК 1  и ОК-7 формируются в рамках философии, поскольку именно эта дисциплина охватывает широкий круг вопросов, таких как научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек в системе социальных связей; представления о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни и т. д. Учебные занятия по философии развивают способность к логическому мышлению, правильному оформлению устной и письменной речи, ведению полемики и дискуссии.  ОК-2 и ОК-3  формируются на учебных занятиях по истории, которые развивают способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, формируют гражданскую позицию и развивают патриотические чувства и умение ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах в мире. ОК-4 и ОК-5 формируются в рамках изучения таких дисциплин, как социология, религиоведение, культурология, профессиональная этика и служебный этикет. Выполнение профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета, умение  работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные различия, стрессоустойчивость в процессе профессиональной деятельности – неотъемлемая часть общей и профессиональной культуры выпускника. ОК-6 формируется целым блоком различных психологических дисциплин – «Психология конфликта», «Психология общения и переговоров», «Психология личности» и т.д. Способность сохранять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, уметь применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для выхода из этих ситуаций и для оптимизации психологического состояния и собственной деятельности – основа безконфликтного взаимодействия. ОК-8  и ОК-9 формируют способности принимать приемлемые организационно-управленческие решения и организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, чему способствует изучение таких дисциплин, как социология, анатомия и физиология центральной нервной системы, ряд других дисциплин. ОК-10  формирует русский язык в деловой документации, в результате обучающиеся развивают в себе способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке. ОК-11 формируется в рамках дисциплины «Иностранный язык». Способность к профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков – одна из основополагающих компетенций.  Поскольку язык – элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры, которая охватывает познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспекты. Эти аспекты предполагают знакомство и изучение не только языковой и грамматической системы языка, но и его культуры, взаимосвязи ее с родной культурой, а также строя чужого языка, его характера, особенностей, сходства и различия с родным языком. Также они включают в себя удовлетворение личных познавательных интересов обучаемого в любой сфере деятельности. ОК-12 формируется  на учебных занятиях в рамках математики, информатики и информационных технологий в психологии, а также математических методов в психологии и развивает способность работать с различными информационными технологиями и ресурсами, применять основные методы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.

Формирование общекультурных компетенций, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, обеспечивается также посредством вовлечения студентов и слушателей в научную и воспитательную работу. По своей сути это создание творческой среды для развития обучающегося по индивидуальной траектории. В Институте Академии ФСИН России воспитательная и научная работа построена таким образом, чтобы в полной мере удовлетворять потребности студентов в самореализации.

Так, формированию ОК способствуют мероприятия, проводимые в рамках духовно-нравственного и  гражданско-патриотического направлений воспитательной работы, а также мероприятия научного характера. По гражданско-патриотическому направлению воспитательной работы в Институте Академии ФСИН России проводятся следующие мероприятия: в рамках Дня памяти россиян, исполнявших воинский долг за пределами Родины, проходят встречи с участниками локальных войн. В преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войне в Институте Академии ФСИН России ежегодно проходят акции «Георгиевская ленточка» и «Песни Победы». 9 мая в рамках мероприятий, посвященных годовщине Великой Победы, студенты института принимают участие в международной акции «Бессмертный полк». Кураторские часы в преддверии Дня Победы посвящаются рязанцам, доблестно сражавшимся с фашистами; в холле 2-го этажа института ежегодно обновляется выставка «Память сильнее времени». Студенты посещают тематические выставки. В преддверии Дня Воинской славы России (21 сентября  – День победы русских войск под предводительством князя Дмитрия Донского в Куликовской битве над татаро-монгольским игом) организуются экскурсии на различные тематические выставки, например  выставку «Российское воинство» в Рязанском кремле; силами студентов института проводятся Уроки мужества для учащихся школ г. Рязани, посвященные снятию блокады Ленинграда и победе советских войск в битве за Сталинград. Духовно-нравственное направление воспитательной работы отмечено такими мероприятиями, как акции по сбору средств для Дома ребенка, концерты для ветеранов и работников геронтологического центра имени П.А. Мальшина; участие студентов в уникальном социальном проекте «Сдай кровь – дай жизнь».

На формирование ОК-2 и ОК-3 направлены такие мероприятия, как дебаты на темы: «Искушение властью», «Нужна ли религия обществу», «Смертная казнь в России», «Обеспечение региональной безопасности» с приглашением экспертов по данным вопросам; интеллектуальная викторина «Своя игра», приуроченная к празднованию Дня России; научно-практический семинар «Актуальные проблемы гуманитарных наук глазами студентов». Студенты института принимают участие в работе ряда круглых столов, организованных Советом молодых ученых Дипломатической Академии МИД РФ, где обсуждаются вопросы противодействия терроризму, влияние средств массовой информации на мировую политику и др.; научных мероприятиях разного уровня на базе РГУ имени С.А. Есенина; Казанского (Приволжского) федерального университета и других вузов России.

При формировании ОК-4 особое внимание уделяется профилактике коррупции. Помимо воспитательных бесед и встреч с работниками правоохранительных органов в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией в Институте Академии ФСИН России проходят круглые столы «Борьба с коррупцией в России». Ежегодно в апреле проводятся Недели карьеры с участием представителей работодателей. В рамках мероприятий, посвященных дню образования факультета, проходят День профессионального мастерства и День сотрудничества, где студенты получают уникальную возможность пообщаться с практическими работниками и ведущими экспертами в различных сферах деятельности, приобщиться к уникальному опыту людей, достигших немалых высот в профессии.

Способность логически мыслить, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии формируется в мероприятиях научного характера – интеллектуальной игре «Forum agere» в формате моделирования судебного заседания; мастер-классе по ораторскому мастерству с участием координатора городского конкурса ораторского мастерства «Ораторы города Р», серии интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», а также в традиционном культурно-образовательном мероприятии «Литературная гостиная», которое приурочено к различным значимым датам в истории русской классической литературы. В преддверии Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин в Институте Академии ФСИН России проходят дебаты на тему «Скажем насилию НЕТ!».

Формирование здорового образа жизни также не остается без внимания. В Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом в Институте Академии ФСИН России проходят акции «Сохрани свою жизнь». С целью популяризации спорта, пропаганды физической культуры и здорового образа жизни отделением воспитательной работы Института Академии ФСИН России и кафедрой физической подготовки и спорта проводятся спортивные фестивали «Вперед, к ГТО!» с привлечением команд учащихся средних школ города; проходят встречи с известными спортсменами. 27 июня в День молодежи студенты института традиционно принимают участие в  молодежной зарядке «Марафон здоровья», организованной Министерством молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области.

ОК-8 формируются посредством вовлечения обучающихся в работу органов самоуправления. В 2016 году Студенческий совет института и Совет курсантского самоуправления были преобразованы в Совет обучающихся. На базе института был создан Совет старост, который решает такие важные задачи, как: 1) создание условий для активного созидательного включения студентов в жизнь вуза; 2) поддержка различных студенческих инициатив и создание условий для их реализации; 3) обеспечение доступа к информации, необходимой для разностороннего развития студентов в условиях современного общества в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями молодежи.

Формирование ОК-12 обеспечивается путем вовлечения студентов в мероприятия научного и культурно-образовательного  характера. Подготовка научных докладов и сообщений, организация и участие в культурно-образовательных проектах невозможны без изучения студентами общих принципов функционирования интеллектуальных информационных и информационно-поисковых систем, овладения практическими навыками работы со справочными системами.

Таким путем формируется целостное культурно-образовательное пространство вуза. Не только содержание каждой учебной дисциплины имеет культурно-образовательный и воспитательный потенциал, но и все виды внеучебной деятельности студентов, культурная инфраструктура вуза. Развивающее пространство Института Академии ФСИН России обеспечивает эффективную подготовку конкурентоспособных выпускников по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, обладающих всеми необходимыми компетенциями, в том числе общекультурными. Важнейшие педагогические составляющие, такие как учебная, научная и воспитательная работа, позволяют будущим специалистам уже на студенческой скамье овладеть технологией социальной коммуникации, достижениями мирового и отечественного художественного наследия, развить критическое мышление, сформировать собственную жизненную позицию и ценностные ориентации.


Библиографическая ссылка

Андреева Г.Б., Никитина О.А. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27964 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674