Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МУЛЬТЛЕКТОРИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гордиенко Е.В. 1 Мосина Н.А. 1 Лобанова О.Б. 2 Казакова Т.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
2 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы показано, что трансляция мультфильмов и их восприятие дошкольниками – значимый механизм социализации детей, влияющий на мироощущение, мировосприятие дошкольников и формирование у них системы жизненных ценностей. Авторы исследования выявляют, что в настоящее время поведение ребенка формируется не только под воздействием традиционных социальных институтов (семья, образовательные организации), но и под влиянием информационной среды образовательного учреждения, в которую погружен ребенок. Именно мультипликационные (анимационные) фильмы формируют стереотипы поведения в коммуникативных ситуациях, учат ребенка дружбе, взаимовыручке, взаимопониманию, отзывчивости. В работе представлена система занятий по формированию социальных установок с использованием мультлектория как интегрированной формы, наиболее близкой детям, поскольку она включает просмотр мультфильмов, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части работы с ними. В статье охарактеризован мультлекторий – эффективное средство воздействия на социальные установки старших дошкольников, если в его основу будет положена социальная проблематика; мультипликационные фильмы будут транслировать социально значимые для старших дошкольников знания, умения и навыки. Это подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы. Сформулированы рекомендации по развитию социальных установок старших дошкольников посредством мультлектория.
мультипликационный фильм
мультлекторий
коммуникативная компетентность дошкольника
социальная установка
старший дошкольный возраст
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Основные понятия. [Электронный ресурс]. URL: https://dmdou65.edumsko.ru/activity/fgos/post/70423 (Дата обращения 15.09.2018).
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2013. 314 с.
3. Алиева Ш.Г. Социальное развитие дошкольников // Молодой ученый. 2014. №2. С.711-715
4. Козлова С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности. М., 2013. 136 с.
5. Мурашова В.С., Лосева И.И. Социализация дошкольников через мультфильмы // Киноискусство и ребенок: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д, 2016. С. 89-93.

В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, поскольку одной из целевых установок ФГОС ДО является «создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития» [1]. Просмотр мультфильмов – один из наиболее значимых механизмов социализации детей, влияющих на мировосприятие дошкольников и формирование системы их ценностных ориентиров, которые формируют стереотипы поведения и способы разрешения ситуаций, дают ребенку представления о дружбе, взаимовыручке, взаимопонимании. При восприятии мультфильмов у ребенка формируются способности к отзывчивости на изображаемые жизненные ситуации анимационных героев, что способствует не только идентификации наблюдаемых дошкольником у героев чувств, но и самоидентификации: дети начинают осмысливать переживания, обобщать их, в соответствии с этим меняется поведение самих детей. Это необходимо учитывать при формировании социальных установок старших дошкольников, которые, как считает А.В. Мудрик, «предрасположены воспринимать и оценивать социальные объекты (дружба, семья, Отечество, труд и др.) исходя из собственной системы ценностей, на формирование которой оказывают влияние референтная группа лиц и развитие рефлексии. В основе регуляции поведения дошкольника лежат сложившиеся социальные установки. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим практические действия в отношении объекта установки) [2].

Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий и разработка методических рекомендаций по повышению уровня эмоционального отношения к нравственным нормам, способствующим социализации старших дошкольников.

Материал и методы исследования. Материалом исследования стал опыт проведения мультлектория в ДОУ Красноярского края (выборка составила 138 детей дошкольного возраста 6–7 лет). Методы исследования: методы теоретического исследования, моделирования, статистического анализа, педагогический эксперимент.

Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление уровня сформированности этических представлений у детей по показателю «Адекватное эмоциональное отношение к поступкам других», мы воспользовались методикой «Сюжетные картинки». При обработке результатов мы исходили из следующих показателей: низкий уровень (1 балл) – ребенок верно раскладывает картинки, но не объясняет свой выбор; при оценке поступков не выражает эмоции; средний уровень (2 балла) – картинки ребенок раскладывает правильно, обосновывает свои действия, но эмоции выражает слабо; высокий уровень (3 балла) – ребенок картинки раскладывает правильно, обосновывает свой выбор и моральную норму, выражает яркие эмоции на поступки героев. Анализ первого этапа эксперимента позволил выявить следующую статистическую картину: респондентов с низким уровнем адекватного эмоционального отношения не выявлено (все дети правильно разложили картинки на две стопки – «хорошо» и «плохо»); средний уровень выявлен у 94,2% участников эксперимента: они объяснили свою оценку; высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам показали 5,8% детей (они не только называли нравственные качества, которые проявляли герои картинок, но и проявили яркую, адекватную эмоциональную реакцию).

Таким образом, было установлено, что у большинства детей недостаточно сформирована оценка нравственных норм, эмоциональное отношение не всегда адекватно ситуации. Полученные результаты говорят о том, что с дошкольниками необходимо предварительно вести беседу о правильном выборе поступков героев.

В рамках проведенного эксперимента мы проанализировали сформированность наличия представлений у дошкольников о добре и зле как одном из условий их успешной социальной адаптации. Дошкольник, обладающий представлениями об определенной системе ценностей (добро − зло, отзывчивость − равнодушие, дружелюбие – враждебность и др.), осознает, что «хорошо» из увиденного им на экране и/или на картинке и что заслуживает порицания. Ребенок способен ориентироваться на это знание, оценивая свои поступки и действия своих ровесников, при этом старается регулировать свое поведение. Роль дошкольного детства в осознании личностью социальных установок «добро» и «зло» очень значима, именно в этом возрасте дошкольник начинает оперировать этими понятиями не только в соответствии с требованиями взрослых, но и в силу образовывающихся у него нравственных представлений [3].

Мы задавали дошкольникам следующие вопросы: Что такое добро и зло? Кого мы называем добрым, кого злым? Кого ты считаешь добрым/злым? Какой ты сам и почему? Интересны ответы детей: добро соотносится у них со следующими действиями: никого не обижать, не жадничать, делиться, дарить подарки (24%); добро – это помощь родителям, хорошие поступки, хорошее поведение (41%); добро – дружба, игра с другими, веселье (35%).

Зло в представлении детей – все, что противоположно добру, так ответили 100% опрошенных. Для большинства респондентов добрый человек:

– коммуникативный («дружит со мной», «с ним весело играть»);

– щедрый («делится своими игрушками», «угощает», «дает кататься на своем велосипеде»);

– совершающий героические поступки («заступился за меня», «спасает от беды»);

По мнению дошкольников, злой человек:

– насмешливый («который смеется надо мной»);

– грубый («невежливый», «сердитый», «хмурый»);

– не уважающий окружающих людей («который не слушает старших», «грубит людям», «перебивает других»).

Особо следует отметить, что дети акцентируют внимание на важности «добра» в общении с родителями. Сформированность представлений о добрых или злых людях является важным условием социальной адаптации детей и условием формирования социальных установок дошкольника, которому надо научиться находить общий язык с разными людьми.

При ответе на вопрос, касающийся самооценки ребенка, 100% детей, принимающих участие в анкетировании, назвали себя добрыми: 48% всех опрошенных дали ответ, что они «добрые, потому что готовы помогать маме и папе», отмечая этим важность семейных ценностей. Обобщение с ровесниками и индивидуальные черты ребенка (честность, послушность и примерное поведение, щедрость и др.) оказались для опрошенных вторичными. Стоит отметить, что дошкольники достаточно легко обосновали свое представление о добре и зле, без труда соотнесли себя с одной из предложенных категорий.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента в целом, мы пришли к заключению, что у старших дошкольников сформированы определенные социальные установки, в которые входят этические представления о нравственных нормах, однако в реальных жизненных ситуациях дети не всегда поступают в соответствии с ними. Исходя из этого мы предположили, что эффективным средством формирования социальных установок у дошкольников будет просмотр мультипликационных фильмов, которые, объединяя разные виды искусства, оказывают эффективное воздействие на социализацию дошкольника, влияя на его воображение и восприятие им окружающего мира. Этим, в частности, объясняется обеспокоенность педагогов, психологов, родителей качеством транслируемых детских фильмов, поскольку не все они в доступной ребенку форме отражают систему указанных выше нравственных ценностей. Дошкольник не понимает разницу между вымыслом на экране и реальной жизнью, вместе с героями (говорящими животными, принцессами и королями, колдунами, феями, эльфами и др.) он проживает волшебный мир мультфильма, не осознавая, что художественный мир не является реальным. В некоторых мультфильмах безнравственное поведение героев никем никак не наказывается («Губка Боб – квадратные штаны», «Гадкий Я», «Миньоны» и др.). Зачастую ребенок копирует такое поведение. «Кроме того, дети под воздействием мультфильмов придумывают соответствующие негативные и агрессивные игры. «В современных мультфильмах показывают слишком большое количество насилия, жестокости, в то время как для нормального социального развития детям не нужны сцены с кровью, драками, черепами и т.д.», – отмечает С.А. Козлова [4]. В результате в детском сознании укрепляется представление о допустимости аналогичных форм поведения в реальной жизни (жестокое отношение к домашним животным, грубость по отношению к близким и друзьям и др.). Этому часто способствует заниженная оценка многих отечественных мультфильмов советского периода («По дороге с облаками», «Мешок яблок», «Паровозик из Ромашкова», «Крошка енот», «Серая шейка», «Просто так», «Трое из Простоквашино» и др.), которые сегодня якобы морально устарели, их стилистика примитивна. Для общества в целом характерна заниженная оценка продукции отечественного кинематографа, хотя, по мнению В.С. Мурашовой, разнообразие современных отечественных «мультфильмов довольно велико, среди них есть и очень хорошие развивающие мультфильмы, которые помогают детям учиться и познавать мир» («Семья Почемучек», «Смешарики», «Жила-была Жизнь» и др.) [5]. Следует помнить, что в период дошкольного возраста нужно ориентировать ребенка на просмотр мультфильмов, которые познакомят его с миром добра в разных его проявлениях.

В своей работе мы предлагаем систему занятий по формированию социальных установок с использованием мультлектория как интегрированной формы проведения занятий, наиболее близкой детям, поскольку она включает просмотр мультфильмов, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую) части. При выборе темы занятий и подбора мультфильмов необходимо учитывать художественные качества анимации, четкость изображенной нравственной ситуации, структурированность системы персонажей, соответствующие возрасту зрителей средства воздействия на детей. Мы считаем, что мультлекторий является эффективным средством воздействия на социальные установки старших дошкольников, поскольку в основу формирования тематического круга мультлектория положена социальная проблематика, мультфильмы направлены на трансляцию социально значимых для старших дошкольников знаний, умений и навыков. Ключевыми приемами работы с детьми становятся следующие: постановка проблемного вопроса, анализ главной темы мультфильма, рефлексия. Учитель/педагог организует анализ и проигрывание ситуаций, анализ и установление правил поведения, обыгрывание допустимости конфликтных ситуаций, их разрешение, моделирование выхода из них. Принимая участие в организуемых педагогом ситуациях, выполняя после просмотра мультфильмов ряд заданий и упражнений, ребенок учится на примере сюжета и персонажей ориентироваться в окружающей действительности, оценивать чужие и собственные действия, строить стратегию собственного поведения и взаимодействия с социумом. Предлагаемый мультлекторий включает шесть занятий определенной тематики (таблица).

 

Система занятий по формированию социальных установок с использованием мультлектория

 

Тема

Мультфильмы, влияющие на формирование развитие социальных установок

1.                   

Добрые традиции поступки

Мультфильм «Белка и Стрелка. Озорная семейка». Режиссер С. Антонов, А. Некрасов, 2011

2.                   

Ссора

Мультфильм «Веселые паровозики из Чаггингтона»». Вып. 6. «Отличная поездка. Спор Ходжа и Коко». Режиссер С. Болл, 2008

3.                   

Мое шемухинанастроение

Мультфильм «Смешарики. Хорошее настроение». Режиссер социалиД. Чернов, И. Максимов, 2013

4.                   

Жадность

Мультфильм «Маша и медведь. Маша – жадина», 2016

5.                   

Упрямство

Мультфильм «Нехочуха». Режиссер Ю. Бутырин, 1986

6.                   

Сопереживание

Мультфильм «Щенячий патруль. Щенки спасают Алекса». Режиссер Дж. Уитни, 2013

 

На первом занятии педагог знакомит детей со значением слова «мультлекторий», объясняет их роль – быть экспертами по мультфильмам.

Цикл занятий мультлектория начинается просмотром мультфильма «Белка и Стрелка. Озорная семейка». Этот фильм дает детям возможность оценить добрый поступок с разных сторон и позиций, что способствует воспитанию и развитию терпимости по отношению к различным точкам зрения.

На втором занятии дошкольникам предлагается оценить социальную ситуацию «ссора». Цель занятия − продолжать формировать у дошкольников доброжелательное отношение друг к другу. Воспитание дружественных отношений между детьми – цель обсуждения мультфильмов этой тематики: «Веселые паровозики из Чаггингтона» и др. (см. таблицу). Дети знакомятся со способами решения конфликтных ситуаций, учатся анализировать причины ссор, определять настроение, эмоциональное состояние других детей не только по словам, но и по мимике, жестам и т.п. Так воспитывается культура общения – основа коммуникативной компетентности дошкольников.

Тема 3-го занятия – «Настроение». Цель − совершенствование умений дошкольников различать и понимать характер эмоционального состояния окружающих, детей и взрослых. После просмотра мультфильма «Смешарики. Хорошее настроение» дошкольники практикуются выражать противоположные эмоциональные состояния (злой − добрый, грустный – веселый и др.), учатся разграничивать поступки персонажей и дают им оценку.

Тема 4-го занятия – «Жадность». Цель − коррекция и актуализация представлений о жадности (в том числе в соотношении с такими качествами, как экономность, домовитость и др.). При просмотре мультфильма «Маша и медведь» дошкольники учатся замечать ожидания и переживания других, у них развивается чувство эмпатии, воспитываются толерантное отношение к поступкам других людей, потребность в проявлении доброты и понимания.

Тема 5-го занятия – «Упрямство». Цель − осознание детьми упрямства как активного противостояния требованиям окружающих людей, снятие негативных проявлений упрямства. После просмотра мультфильма «Нехочуха» дети учатся оценивать свое эмоциональное состояние; знакомятся с правилами дружелюбного, вежливого, миролюбивого поведения; у них формируются навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций.

Тема заключительного занятия – «Сопереживание». Цель − развивать у дошкольника чувство эмпатии, способности переживать радость и горе родных, друзей и других людей. Беседа проводится после просмотра мультфильма «Щенячий патруль. Щенки спасают Алекса».

Следует отметить, что постановка проблемных вопросов и перспектива поиска ответов с помощью просмотра мультфильмов явились важнейшими факторами привлечения детей к взаимодействию и мыслительной деятельности, в большинстве случаев удалось сделать вопрос значимым для детей. Исходя из наших наблюдений за процессом воздействия на социальные установки старших дошкольников можно сделать вывод о том, что после предъявления информации в наглядной форме (жизненные ситуации, включенные в мультфильмы) дети с большим доверием воспринимают информацию. Изменение установок, по данным наблюдений, часто происходило в момент осознания дошкольниками несоответствия имеющихся у них знаний с реальной ситуацией, т.е. чаще в момент обсуждения мультфильма после его просмотра.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты контрольного среза, проведенного после завершения работы мультлектория, позволили оценить, как изменились социальные установки участников педагогического эксперимента.

На констатирующем и контрольном этапах эксперимента не было выявлено детей с низким уровнем эмоционального отношения: все дети группы правильно разложили картинки на две стопки – «хорошо» и «плохо». Увеличилась группа детей с высоким уровнем в контрольном эксперименте (17,6%) по сравнению с констатирующим (5,8%); соответственно уменьшилась группа дошкольников со средним уровнем эмоционального отношения к нравственным нормам: 82,4% и 94,2% соответственно.

Выводы. Итоги эксперимента свидетельствуют о том, что просмотр мультфильмов в рамках тематического мультлектория − значимый механизм социализации детей, влияющий на формирование их мироощущения, мировосприятия и актуализацию гуманистической системы ценностей, оказывающей воздействие на освоение детьми соответствующих стереотипов поведения. Использование разнообразных педагогических технологий, отказ от авторитарности в общении взрослых с детьми, педагогов с обучающимися, взаимодействие ДОУ с семьей и общественностью позволяют сделать этот процесс более эффективным.

Апробация материалов мультлектория в девяти дошкольных учреждениях показала эффективность такой формы учебно-воспитательной работы, включающей интегрированные занятия, способствующие формированию коммуникативной компетентности дошкольников, позволяющей детям чувствовать и понимать позицию собеседника, предугадывать развитие ситуации общения и руководить ею.


Библиографическая ссылка

Гордиенко Е.В., Мосина Н.А., Лобанова О.Б., Казакова Т.В. МУЛЬТЛЕКТОРИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28060 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674