Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ONLINE-ЗАНЯТИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Григоренко С.Е. 1 Сагалаева И.В. 1 Фисунова Н.В. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В статье изложена актуальность проведения online-уроков по иностранному языку, которые являются одним из способов интерактивного взаимодействия обучающего и обучающегося. В этой связи рассмотрены основные этапы работы преподавателя при подготовке к проведению урока иностранного языка в Skype, а также этапы занятия, как подготовительные, так и основные. Авторы подчеркивают, что из-за возросшей потребности знания иностранных языков произошли серьезные изменения в методике обучения. Все большее значение приобретает дистанционное обучение, которое, несомненно, имеет ряд преимуществ и недостатков, которые описываются в статье. Кроме того, такая форма проведения занятий требует особых навыков в работе как со стороны обучающегося, так и со стороны учителя. Большое внимание уделяется изложению элементов современного дистанционного обучения и способов формирования навыков во всех видах речевой деятельности. Авторы обращают внимание на формирование положительных эмоций, а также подчеркивают, что основными факторами, влияющими на результативность обучения, являются мотивация и интерес, и описывают способы их повышения. В статье изложены педагогические особенности дистанционного урока и даны рекомендации по его организации.
проведение урока в skype
дистанционное обучение
иностранные языки
уровень владения иностранным языком
компьютер
чат
электронные носители
1. Сагиндыкова А.С., Тугамбекова М.А. Актуальность дистанционного образования // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). ч. 5. С. 495-497.
2. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5-11 кл. М.: Просвещение, 2000. 172 с.
3. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. 173 с.
4. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: АСТ Астрель, 2008. 270 с.
5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам. М.: ИКАР, 2009. 446 с.
6. Калинина С. Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 11-15.

На современном этапе развития общества информационные технологии оказывают большое влияние на нашу жизнь, в данной ситуации знание иностранных языков нужно для успешной деятельности. Современные мировые образовательные стандарты нацелены на подготовку высококвалифицированного, думающего человека и творчески развитого, способного быстро адаптироваться в мире [1]. Современная молодежь осознает это, поэтому многие студенты все больше времени уделяют изучению не только английского, но еще одного или нескольких иностранных языков. В институте межкультурной коммуникации и международных отношений НИУ БелГУ чаще всего студенты выбирают комбинации английского, китайского, немецкого и испанского языков. В связи с возрастающей потребностью в изучении иностранных языков в методике обучения произошли сегодня заметные изменения.

Цель написания данной статьи заключается в выявлении основных этапов в работе преподавателя при проведении дистанционных online-занятий, а также определении положительных и отрицательных сторон в процессе работы.

Для достижения цели авторами статьи были поставлены следующие задачи:

– проанализировать цели изучения молодыми людьми иностранных языков на современном этапе;

– изучить преимущества в выборе online-занятий при изучении иностранных языков;

– разработать основные этапы индивидуальных дистанционных занятий;

– выявить недостатки в изучении иностранного языка через Интернет.

Материалом для написания данной статьи послужили современные научно-методические исследования таких авторов, как Е.И. Пассов, Н.Ф. Коряковцева, Е.Н. Соловова, а также электронно-методические комплексы изучаемых дисциплин.

В исследовании авторами использовались следующие методы: изучение, анализ и обобщение мнений и отзывов студентов, изучающих иностранные языки дистанционно, систематизация и оценка полученной информации, анализ дидактических материалов по методике обучения иностранным языкам, а также методы наблюдения, личные беседы со студентами и преподавателями вузов.

Результаты исследования данной проблемы докладывались на международных и региональных научно-практических конференциях, пленарных заседаниях, Днях науки, круглых столах, методических семинарах.

Проанализировав различные мнения и отзывы, мы пришли к выводу, что современная молодежь, желающая изучать иностранный язык, ставит сегодня перед собой масштабные цели – за короткие сроки подготовиться:

– к туристической поездке;

– к переезду в другую страну для проживания;

– к международному экзамену для продолжения образования за рубежом.

Также знание языков требуется

– для развития собственного бизнеса;

– для знакомств;

– для осуществления покупок на иностранных сайтах и т.д.;

– для просмотра сериалов на иностранном языке без русских субтитров.

По сравнению с чат-занятиями и веб-занятиями все большее значение приобретают индивидуальные оnline-занятия, которые, несомненно, имеют ряд преимуществ:

– возможность выбора понравившегося учебного заведения;

– установление индивидуальных сроков и темпов обучения с учетом особенностей обучающегося;

– погружение в языковую среду, постоянное общение с носителями языка;

– возможность изучать язык в удобное время, в любом удобном для ученика месте;

– комфортные занятия в домашней обстановке;

– концентрация на занятии;

– свободный доступ к справочной литературе;

– возможность записи урока с последующим его воспроизведением;

– умение работать самостоятельно, кроме того, есть возможность в любой момент получить консультацию преподавателя;

– существенная экономия денежных средств;

– возможность составлять электронные словари [2].

B данной статье мы подробнее остановимся на этапах работы преподавателя и педагогических особенностях подготовки к дистанционному занятию.

Этапы работы. Подбор технического оснащения: чтобы процесс обучения проходил успешно, общение между преподавателем и студентом должно осуществляться при наличии дополнительных технических средств, в первую очередь компьютера у обучающегося. Компьютер должен иметь веб-камеру, кроме этого, должна быть установлена программа Skype, а также быстрый Интернет. Руководствуясь собственным опытом, мы советуем обратить внимание на наличие наушников и микрофона как у преподавателя, так и у обучающегося, что значительно улучшает качество звучания речи. Как и на обычных уроках, обучающийся может использовать тетради, ручки, дополнительную литературу.

С одной стороны, такой способ обучения очень похож на традиционный face-to-face, а в некоторой степени и опережает его благодаря доступу к любым необходимым интернет-ресурсам.

Но, с другой стороны, дистанционные занятия по иностранному языку отличаются от обычных занятий, так как используется информация и с других носителей, часто с мобильного телефона, компьютера, через микрофон.

Проведение пробного занятия: первое пробное занятие может быть очень коротким, за этот промежуток времени преподавателю следует познакомиться с обучающимся, обсудить график индивидуальных занятий, определить их продолжительность и регулярность. И самое главное – выявить цель изучения иностранного языка, поставить задачи, выявить сильные и слабые стороны подготовки, скорректировать индивидуальную программу для занятий.

Определение основных методов и приемов обучения: после проведения пробного занятия преподавателю следует определить подходящие методы и приемы для дальнейшей работы со студентом в соответствии с его индивидуальными особенностями, интересами, целями, подобрать материал и различные программы в зависимости от уровня владения иностранным языком.

Для индивидуальных занятий советуем использовать коммуникативный метод, который направлен на быстрое и эффективное освоение навыков устного общения – речи и ее восприятия на слух, это позволяет за короткий временной промежуток быстрее начать общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях [3].

Тренинг основных видов речевой деятельности

При тренировке чтения можно вместе читать и обсуждать художественную литературу, выполнять комплекс упражнений, направленных на тренировку конкретных грамматических явлений и новой лексики. Работа в программе Skype позволяет прослушивать и просматривать современные интернет-издания и новости на изучаемом языке.

Не следует забывать про аудирование на online-уроках. Учителю заранее следует готовить комплекс упражнений для прослушивания различных монологов, диалогов, отрывков из песен, одновременно вставляя недостающие слова в текст песен или выполняя различные задания. Кроме того, в рамках данного урока можно просматривать отрывки из фильмов и небольшие видеоролики с последующей тренировкой прослушанного. За годы преподавательской деятельности мы пришли к выводу, что просмотр различных фильмов на иностранных языках – это один из лучших вариантов пополнить свой вокабуляр современными разговорными выражениями любого иностранного языка. У опытного преподавателя наверняка собрана богатая накопительная папка с фильмами на иностранном языке, однако подбирать фильмы для просмотра лучше с хорошей четкостью речи, темпом и наличием субтитров, особенно на начальном этапе изучения.

Письменные навыки на online-занятиях в Skype можно тренировать различными способами, в зависимости от поставленных целей. Для одних учеников при проведении занятия можно порекомендовать написание различных эссе, а также письменных сообщений, которые молодежь использует ежедневно. При изучении делового иностранного языка лучше сделать упор на написании деловых писем по разным темам; начинать следует с простого делового письма партнеру и заканчивать, например, финансовым отчетом фирмы.

Для того чтобы быстрее преодолеть языковой барьер, обучающемуся следует много общаться, поскольку главная цель изучения иностранного языка заключается в том, чтобы научиться быстрее свободно на нем говорить.

Нужно помнить о том, что при проведении каждого дистанционного занятия следует выполнять различные речевые упражнения, которые будут мотивировать ученика к общению. К таким заданиям можно отнести просмотр и обсуждение различных фрагментов из фильмов с последующим выражением мнения, обсуждением пословиц и т.д. Для подобной работы подойдут короткие диалоги, рассказы, хорошо, если они имеют дополнительные иллюстрации.

Подведение итога работы на занятии: данный этап работы заключается в выявлении степени овладения студентом новым материалом с целью внесения изменений в методику работы в соответствии с его индивидуальными особенностями. Одной из самых быстрых форм проверки лексических и грамматических навыков являются различные online-тесты, где сразу после завершения можно узнать результат.

Четкое соблюдение логики работы, объективная оценка должны сочетаться с похвалой первых достижений обучающегося.

Многим студентам не нравится выполнение домашнего задания, однако регулярный контроль поможет развить самостоятельность и самоорганизованность ученика. После проведения online-урока преподавателю следует подобрать и отправить на электронную почту студента домашнее задание в электронном варианте, которое он должен самостоятельно выполнить и выслать своему преподавателю для проверки уже до начала следующего занятия. После этого преподавателю следует исправить ошибки для того, чтобы перед началом следующего занятия обсудить их. Выполнение домашнего задания должно быть регулярным, но не должно быть скучным и в тягость.

При соблюдении основных этапов работы в процессе online-урока, грамотной постановке цели, задач, выборе методов работы были замечены положительные моменты при интерактивном изучении иностранного языка:

– отсутствует скованность во время общения с преподавателем, что помогает обучающемуся расслабиться и учиться значительно эффективнее;

– при необходимости можно продлить или, наоборот, сократить урок;

– урок проходит в дружеской обстановке;

– можно строго не придерживаться рекомендованной программы обучения иностранным языкам и т.д.;

– преподаватель может предлагать материал для изучения грамматических или разговорных тем из различных зарубежных учебников;

– студент может брать с собой записанный online-урок и прослушивать его в свободное время нужное количество раз, делая необходимые паузы для заучивания материала.

Подготовка используемого online-материала: чтобы занятие соответствовало современным требованиям, преподавателю можно порекомендовать:

– до начала online-урока подобрать материал, который учитель планирует использовать на занятии. Во время урока этот материал можно использовать в электронном варианте через дополнительную опцию в программе Skype «демонстрация экрана»;

– в процессе обучения придерживаться работы по запланированным материалам: это могут быть учебники в PDF-формате зарубежных издательств, всевозможные методические разработки уроков, диалоги, наглядные материалы, книги для чтения и прочее.

Подбор дидактических материалов для урока с учетом индивидуальных особенностей: внимание современных молодых людей трудно привлечь только текстовыми заданиями, гораздо лучше проводить занятия в игровой форме, а также в виде дискуссий. Преподавателю нужно стараться конкретизировать сложные моменты на уроке каким-нибудь примером, иллюстрацией и иным, а также не забывать про работу на уроке иностранного языка со стихами, скороговорками, песнями, наглядным материалом [4].

Использование современных методик: на наш взгляд, при проведении online-занятий очень эффективно использовать различные интенсивные методики. Например, грамотное использование методов суггестологии поможет педагогу миновать различного рода психологические барьеры при общении с обучающимся [5]. Современному педагогу, который дистанционно проводит занятия по иностранному языку, следует сделать закладки с красивыми пейзажами, музыкой с целью воздействия на эмоции ученика.

Еще одним важным, на наш взгляд, моментом при изучении иностранного языка служит применение ролевых игр. Но здесь преподаватель должен подобрать такие игры, которые будут максимально приближены к реальным жизненным ситуациям: на вокзале, при бронировании номера в отеле, в магазине, у врача и т.д. Комбинации данных методик представляются нам наиболее эффективными при обучении иностранному языку по Skype.

Формирование положительных эмоций: индивидуальные занятия должны проходить в спокойной дружественной обстановке, с переживанием положительных эмоций. Подобные занятия способствуют поддержанию интереса к предмету, положительные эмоции обеспечивают наиболее быстрое запоминание материала.

Возможно, преподаватели более пожилого возраста к идее online-обучения иностранному языку отнесутся настороженно. Действительно, при работе в Skype может появиться ряд неудобств:

– часто видео во время online-урока может быть очень медленным, что может привести к появлению эха и задержке при передаче голосового сообщения;

– возникновение технических сбоев (прерывание связи, посторонние шумы, заметное отставание аудио от видео и т.д.). На первый взгляд кажется, что данные проблемы несущественны и их можно устранить за небольшое количество времени. Однако, если учесть цели молодых людей – за минимальные сроки усвоить большой объем информации, то такие технические проблемы могут отражаться на всем процессе обучения, приводят к раздражению, создают волнительные и нервные ситуации;

– каждый раз при открытии текстового файла автоматически закрывается окно камеры, которое необходимо постоянно открывать, перемещать по экрану, поэтому обучающийся постоянно отвлекается от содержания урока;

– иногда занятие может вообще не состояться из-за низкой скорости Интернета, его полного отсутствия или поломки в компьютере.

Заключение

Таким образом, из вышесказанного следует, что, несмотря на существующие трудности и недостатки при online-занятиях, дистанционное обучение имеет много преимуществ в том, что оно стирает пространственные барьеры, позволяет изучать язык вместе с его носителями из разных стран. Студенты получают возможность развивать такие навыки, как толерантность, готовность искать компромиссное решение и с уважением относиться к чужому мнению. Следовательно, мы можем сделать вывод, что дистанционное обучение помогает решить некоторые психологические проблемы молодежи, расширяет их коммуникативную сферу, способствует развитию мотивации к обучению. На наш взгляд, в будущем образование будет непрерывным независимо от того, где находится ученик. Для достижения всех вышеупомянутых целей, особенностей процесса обучения иностранному языку все чаще будут использоваться online-занятия [6].


Библиографическая ссылка

Григоренко С.Е., Сагалаева И.В., Фисунова Н.В. ONLINE-ЗАНЯТИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28088 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674