Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА СРЕДСТВАМИ КЕЙС-МЕТОДА

Байгулова Н.В. 1 Шварева О.В. 1 Губачёва Г.М. 2
1 ГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
2 МБОУ «ООШ для детей с ограниченными возможностями здоровья № 45» г.Томска
В статье представлен опыт организации межличностного взаимодействия обучающихся с ОВЗ в условиях этнопедагогического подхода. Данная работа проводилась на базе МБОУ «ООШ для детей с ограниченными возможностями здоровья № 45» г. Томска в рамках совместной деятельности со студентами и преподавателями Томского государственного педагогического университета. Для развития у обучающихся социально-коммуникативного понимания реальности использовались средства кейс-метода, как современной интерактивной педагогической технологии. Народная педагогика, ее средства, сделали возможным погружение в такую действительность, где негативные переживания человека с ОВЗ сменились на кардинально противоположные, обучающиеся поняли свои возможности и попытались принять самостоятельное решение в условиях той стратегии поведения, которая социально приемлема и включает желаемые и возможные способы взаимоотношений. Только в совместной деятельности обучающихся между собой, с педагогами, тьюторами, студентами-волонтерами и их преподавателями, стали возможны позитивные изменения в понимании себя, проявление интереса к миру профессий и соотнесение своих реальных возможностей и профессиональных предпочтений. Сопровождение обучающихся с ОВЗ (тьюторство) стало неотъемлемой частью организации межличностного взаимодействия в рамках этнопедагогического подхода с использованием средств различных педагогических технологий, в частности кейс-метода.
межличностное взаимодействие
подростки
ограниченные возможности здоровья
этнопедагогический подход
кейс-метод
социально-коммуникативное развитие
сопровождение
1. Арутюнов С.А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономическая обусловленность // Этнографические исследования развития культуры. М.: Наука, 1985. С. 31–49.
2. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций: учеб. пособие для вузов. М.: Вузовский учебник, 2014. 256 с.
3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Психологические основы: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2003. 363 с.
4. Усольцева Е.В. Роль народной педагогики в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/115/30968 (дата обращения: 27.09.2018).
5. Садыков Р.М., Садыкова Г.М. Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве // Молодой ученый. 2017. № 13 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/147/41213 (дата обращения: 20.09.2018).
6. Губачёва Г.М. Использование этнопедагогического подхода в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.yandex.ru/redir/nWO_r1F33ck?data=NnBZTWRhdFZKOHQxUjhzSWFYVGhXU2l5R203dlc2aW5WMmpESG1ZVFluLU9jQTVEMG5tdHdQVFFxajU3Ykc0cUgyX3FDZlhWMGdSWERNSzl6bndMNlp0eWxzQmd4MXpjdWc2SExrMlZFd3FpR1hiaFJpY1lTaGJuUmN0V05DV1ZiMFRCN2F0LWRleDg2TXhXSWJxR0dPVXlBb2x0a1F2LWdLYm10NENzYTZVVG9RaVgtNzkxSEE&b64e=2&sign=4a35f9ff080119698ec71fb10d445e50&keyno=17 (дата обращения: 07.10.2018).
7. Профориентационный портал безбарьерной среды в образовании «Мой ориентир». [Электронный ресурс]. URL: http://xn----jtbibbrldcuew.xn--p1ai/%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/professionalnoe-samoopredelenie-dlya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 05.10.2018).
8. Масленникова М.В., Байгулова Н.В. Реализация приема визуализации «облачко» на уроках математики в начальной школе для детей с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2018. Вып. 59. Ч. 2. С. 210-214.
9. Байгулова Н.В. Тьютор как специалист по педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. 2016. Вып. 53. Ч. 5. С. 38-44.

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, утвержденным 11 февраля 2015 г., акцент ставится на создание для них в образовательных организациях особенной адаптивной среды в рамках различных педагогических подходов. В нашей статье под адаптивной средой понимаем создание не только специальной образовательной среды, но и психолого-психологической (аспект сопровождения, тьюторства), достигаемой при организации коммуникации между педагогом и воспитанниками в условиях этнопедагогического подхода.

Цель исследования. Выявление особенностей организации межличностного взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках этнопедагогического подхода средствами кейс-метода (на базе МБОУ «ООШ для детей с ограниченными возможностями здоровья № 45» г. Томска).

С.А. Арутюнов разработал информационную концепцию этноса, где основная функция этноса состоит в информационной защите его членов от жизненной нестабильности. Жизнеспособность человека позволяет ему ориентироваться в жизненных процессах, взаимодействовать в коллективе, быть успешным и выбирать маршруты и траектории собственной жизнедеятельности. Обучающимся с ОВЗ это делать очень сложно, в силу целого ряда причин. Не каждый человек может быстро реагировать на изменения социальной, природной культурной среды. Он нуждается в своеобразном «информационном фильтре», каким является этнос, и только освоив язык и культуру своего народа, ребенок сможет на равных вступать в диалог с представителями иной национальной традиции [1, с. 21]. Поэтому для нас стало возможным активное использование этнопедагогических идей в образовательном процессе.

Для обучающихся с ОВЗ имеет огромное значение сопровождение их межличностного взаимодействия, особенно если оно осуществляется в многонациональном обществе. Национальная составляющая классов неоднородна. Коммуникация, взаимодействие важны для любого человека с ОВЗ, они позволяют создать доступную среду, которая необходима для эффективной работы с этой категорией обучающихся. По определению В.Г. Крысько, межличностное взаимодействие – «…это случайные или преднамеренные, частные публичные, двигательные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок [2, с. 39].

Межличностное взаимодействие обучающихся с ОВЗ оказывает благоприятное влияние на формирование их активной речи, способствующей дальнейшему психическому и личностному развитию, они учатся слушать и понимать поступающую к ним информацию, в соответствии с этим принимать какие-либо решения и действия. Взаимодействуя друг с другом, по утверждению Л.И. Акатова, обучающиеся с ОВЗ пытаются понять себя и других, оценить их чувства и поступки, усваивают правила и формы поведения, учатся общаться с другими людьми. Коммуникативные контакты дают им не только дополнительные впечатления, положительные переживания, но и открывают возможность продемонстрировать свои умения [3, с. 302]. Социализация обучающихся с ОВЗ происходит позитивно, они приобщаются к нормам общества, традициям того образовательного учреждения, в котором находятся.

Ссылаясь на исследование В.Г. Крысько, обозначим признаки межличностного взаимодействия:

- наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, достижение которой предполагает взаимные усилия;

- эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;

- ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;

- рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников [2, с. 39].

Особенности межличностного взаимодействия обучающихся с ОВЗ определяются характером и целенаправленностью воспитательного процесса. Применение этнопедагогического подхода способствует организации межличностного взаимодействия, так как предполагает приобщение к родной культуре при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации [4, с. 1569-1570].

Основателем этнопедагогического подхода является Г.Н. Волков, характеризующий воспитательный процесс, как естественно-исторический, учитывающий особенности каждой нации в поликультурной и многонациональной стране. В настоящее время, по утверждению Р.М. Садыкова и Г.М. Садыковой, «…этнопедагогическая сфера формирует личность человека – носителя своей культуры, одновременно способного усваивать традиции, язык других наций. Функция народной педагогики проявляется при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни» [5, с. 599-601].

Сохранение национальных традиций в сочетании с экономическим интересом и социализацией обучающихся с ОВЗ создает необходимость обучения их трудовым навыкам в атмосфере народного творчества через межличностное взаимодействие. Знакомясь с образцами народного творчества, обучающиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров, выразительных пластических форм. В песнях и танцах, былинах и сказках воплощаются мечты о прекрасном, представления о лучшей жизни, о добре и зле. Соприкасаясь с красотой, они учатся сопереживать, общаться, у них продолжает развиваться фантазия, творчество [6].

Материал и методы исследования. В основу исследования была заложена совместная деятельность педагогов, обучающихся (15 человек) МБОУ «ООШ № 45» г. Томска, доцента кафедры социальной педагогики ФПСО ТГПУ Н.В. Байгуловой и студентов специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» (20 студентов). Учитывая представленное выше, была разработана модульная программа воспитательной работы для обучающихся (подростков) 12-15 лет с ОВЗ с использованием средств народной педагогики «От творчества к профессии», которая прошла апробацию и реализуется на базе МБОУ «ООШ для детей с ограниченными возможностями здоровья № 45» г. Томска. Данное образовательное учреждение в 2012 году стало победителем конкурса лучших школ Томской области, внедряющих инновационные программы.

Программа «От творчества к профессии» включала девять модулей: экологическое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, эстетическое воспитание, профилактика дорожно-транспортного травматизма, формирование навыков здорового образа жизни, подпрограмма по ранней социально-трудовой адаптации подростков с ОВЗ средствами народного творчества «Радость творчества», подпрограмма по работе с родителями «Мы вместе» [6]. В ходе реализации воспитательной программы создавались проекты с привлечением родителей, подростки решали кейсы, участвовали во внешкольных фольклорных фестивалях и конкурсах.

Цель программы: развитие и коррекция личности обучающихся с ОВЗ средствами народного творчества, ранняя подготовка подростков с ОВЗ к выбору будущей профессии, их дальнейшая социализация в обществе.

Задачи программы: знакомство подростков с ОВЗ с народным творчеством; воспитание чувства уважения к своей истории; формирование у подростков с ОВЗ чувств толерантности, доброты; коррекция межличностного общения; развитие познавательных и творческих способностей; знакомство подростков с ОВЗ с миром профессий, ориентация на выбор профессии; развитие трудовой деятельности через прикладное творчество.

В рамках данной статьи сделаем акцент на подпрограмме по ранней социально-трудовой адаптации подростков с ОВЗ (раздел «Ранняя трудовая ориентация»). Ранняя трудовая ориентация необходима подросткам с ОВЗ, т.к. у большинства из них отсутствует целеустремленность, мотивация, инициатива, а низкая активность требует постоянного побуждения к целенаправленной деятельности. Чтобы заинтересовать подростка с ОВЗ в дальнейшем выборе профессии, ему нужно попробовать себя в различных видах деятельности, своими руками создать какие-то вещи, чтобы у него появилось желание этим заниматься. Все это требует времени. Работа по профессиональной ориентации подростков с ОВЗ предполагает осуществление двух главных направлений: формирование личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей общественного производства; приведение в соответствие личностных ориентаций подростков с ОВЗ с возможностями их реализации.

Цель профориентации подростков с ОВЗ: найти оптимальное сочетание личностных желаний их возможностей и общественных потребностей.

Задачи раздела: знакомство с различными профессиями, их особенностями; нацеливание в выборе профессии; развитие творческих способностей.

Перед изучением раздела «Ранняя трудовая ориентация» проверили констатирующий эксперимент с применением кейс-метода. Данный метод выбрали в качестве диагностического обследования по усвоению подпрограммы с целью проверки теоретических знаний и практических умений обучающихся с ОВЗ в выборе профессии. Задачами его применения стали создание условий для развития внешней и внутренней мотивации, формирование навыков межличностного взаимодействия и навыка самостоятельной работы с профориентационной информацией. Кейс-метод был взят в основу нашей деятельности, т.к. позволяет достичь определенных результатов в процессе взаимодействия, повышает уровень коммуникативных навыков, снижает боязнь перед принятием новых решений, дает возможность понять, соотносит ли обучающийся полученную информацию с тем, что он уже знает.

Приведем пример предложенного кейса всем обучающимся с ОВЗ (15 человек) при проведении первого теоретического занятия по курсу «Мир профессий». Кейс написан педагогом на основе реальной ситуации и одновременно содержал в себе новое знание, представляя проблему для подростков с ОВЗ.

«В одном из провинциальных городков РФ родился Дима. С рождения ему поставили диагноз детский церебральный паралич. Родители приложили огромные усилия, чтобы он начал разговаривать и самостоятельно передвигаться (хотя бы с помощью костылей). Этот результат они достигли, но учиться в обычной общеобразовательной школе Дима не смог, зато с удовольствием обучался на дому. Все учителя отмечали целеустремленность мальчика, его начитанность и любознательность, умение поддержать разговор. При общении с Димой создавалось впечатление, что он знает все, но особенно интересовался Отечественной историей. Дима любил рассматривать иллюстрации, демонстрирующие исторические события, вместе с папой изготавливал модели военной техники, интересовался архитектурой военных лет.

С подросткового возраста Дима мечтал получить профессию, которая позволила бы ему быть независимым от финансового состояния родителей. Родители психологически поддерживали Диму и с удовольствием одобрили мечту сына получить профессию с учетом его состояния здоровья. Форма обучения однозначно оставалась дистанционная, но определиться с выбором типа профессий, направления и направленности подготовки оказалось сложнее, чем представлялось».

Задания к кейсу.

  1. Вспомните типы профессий по классификации Е.А. Климова, информацию, предложенную на сайте профориентационного портала безбарьерной среды в образовании «Мой ориентир» [7], и, исходя из описания особенностей Димы, предложите тип профессий, подходящих для него. Ответ обоснуйте.
  2. Какой вариант выбора профессии вы предложили бы Диме?

Алгоритм работы с кейсом состоял из следующих этапов: представление кейса педагогом всем обучающимся с ОВЗ (15 человек); решение заданий кейса обучающимися с ОВЗ в микрогруппах (по 3-4 человека); подведение итогов работы микрогрупп по решению кейса. Кейс, в данном варианте, представляет собой элемент сотворчества учителя и обучающихся с ОВЗ, совместную деятельность по выработке и принятию решения. Результаты проведения констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Критерии

Показатели (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Теоретические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация»

7

23

70

Практические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация»

6

15

79

Межличностное взаимодействие (взаимоотношения, общение, взаимооценивание)

3

24

73

Самостоятельная работа с профориентационной информацией

4

34

62

 

Исходя из полученных результатов, видим, что подростки с ОВЗ испытывают значительные трудности в организации межличностного взаимодействия.

Формирующий этап эксперимента включал реализацию учебно-тематического плана раздела «Ранняя трудовая ориентация» через проведение лекционно-практического курса «Мир профессий», решение кейсов, экскурсий в профессиональные училища г. Томска. На лекционно-практических занятиях с применением интерактивных технологий подростки с ОВЗ знакомились с классификацией профессий по Е.А. Климову, паспортом таких профессий, как следователь, писатель, актер, журналист, продавец (тип «человек-человек»); архитектор, водитель, инженер, повар, столяр, станочник деревообрабатывающих станков, электросварщик, резчик по дереву, каменщик, штукатур-маляр, швея, портной, облицовщик-плиточник (тип «человек-техника»); биолог, озеленитель (тип «человек-природа»); учились осуществлять поисковую деятельность в сети Интернет.

После изучения подростками с ОВЗ обозначенного выше курса организовали повторное диагностическое обследование с использованием представленного выше кейса по усвоению подпрограммы по ранней социально-трудовой адаптации. Результаты проведения итогово-обобщающего эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты итогово-обобщающего эксперимента

Критерии

Показатели (в %)

Высокий

Средний

Низкий

Теоретические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация»

87

13

-

Практические знания по разделу «Ранняя трудовая ориентация»

86

6

8

Межличностное взаимодействие (взаимоотношения, общение, взаимооценивание)

95

3

2

Самостоятельная работа с профориентационной информацией

93

7

-

 

Исходя из результатов, представленных в таблице 2, следует, что высокий показатель значительно повысился, а средний и низкий – снизились.

Результаты исследования. В ходе решения приведенного кейса установили, что четырнадцать подростков с ОВЗ ориентируются в профессиях, могут самостоятельно сделать предварительный выбор будущей профессии. В процессе работы в микрогруппе они взаимодействовали между собой, приводили обоснованные факты, активно работали с порталом «Мой ориентир». Только один обучающийся с ОВЗ не смог выполнить задания к кейсу, при работе в микрогруппе держался обособленно, отвлеченно. Полученные данные свидетельствуют о достижении поставленной цели подпрограммы по ранней трудовой профориентации.

Кейс-метод как вариант интерактивной технологии способствовал улучшению полученных ранее результатов диагностических исследований, когда обучающиеся затруднялись принимать самостоятельные решения, совместная деятельность с одноклассниками и педагогами была затруднительна в силу несформированности межличностного взаимодействия. Основной причиной такого положения явилась умственная отсталость и интеллектуальная недостаточность обучающихся. Кейс-метод позволил нам развивать мыследеятельностные навыки обучающихся в рамках их деятельности, что весьма востребовано в дальнейшем обучении и выборе профессионального пути развития.

Педагоги школы постоянно работают в направлении создания и использования различных средств, позволяющих сделать процесс обучения учащихся более эффективным, минимизировали сложности, связанные с диагнозами, что касается всех ступеней обучения. Огромное внимание уделяется приемам, позволяющим визуализировать предметный материал [8]. В рамках партнерских взаимоотношений между школой и факультетом психолого-педагогического и специального образования Томского государственного педагогического университета сложилась совместная деятельность по проведению летнего пришкольного лагеря. В качестве тьюторов здесь выступили студенты специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», преподаватели [9].

Заключение. Обучающиеся с ОВЗ требуют индивидуальных программ развития, сопровождения во всех его видах, только в таком ключе они способны социально адаптироваться, в некоторых случаях, развиваться и быть современными носителями субъективного опыта.


Библиографическая ссылка

Байгулова Н.В., Шварева О.В., Губачёва Г.М. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА СРЕДСТВАМИ КЕЙС-МЕТОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28089 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674