Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА «СИНКВЕЙН»

Кувшинова И.А. 1 Репникова З.А. 2 Карапетова О.А. 2 Галимзянова Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
2 МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 156»
В статье представлены результаты работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «Синквейн» с опорой на предпосылки к учебной деятельности, обозначенные ФГОС ДО. Поставив перед собой цель формирования грамотной, развернутой речи у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией, авторы, по результатам констатирующего эксперимента и анкетирования родителей, обратились к использованию метода «Синквейн», адаптировав его к условиям логопедического детского сада. Для доступности метода «Синквейн» детям старшего дошкольного возраста с речевой патологией использовались символы, помогающие понять, что такое предмет, действие, признак, ассоциация и границы предложения. В статье представлены этапы работы над развитием речи через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «Синквейн», результаты мониторинга и исследования уровня развития речи детей на начало учебного года в сентябре 2017 г. и на конец, т.е. в мае 2018 года. Анализ результатов позволил сделать вывод об эффективности метода и заключить, что метод «Синквейн» может быть использован в практической деятельности логопедов и педагогов дошкольного образования.
опытно-экспериментальная деятельность
синквейн
дети дошкольного возраста
развитие речи
дети с ограниченными возможностями здоровья
учебная деятельность
формирование грамотной речи
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244 (дата обращения: 23.10.2018).
2. Репникова З.А., Карапетова О.А. Развитие речи через опытно-экспериментальную деятельность // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. С.В. Петрова и др. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, 2018. С 189-192.
3. Кендиван О.Д-С., Куулар Л.Л. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-4. С. 827-829.
4. Баннов А.М. Учимся думать вместе: материалы для тренинга учителей. М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. 128 с.
5. Кувшинова И.А., Мазитова Э.Р. Основные направления комплексной коррекционной работы по преодолению заикания у детей // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. Т.1. С.135-139.
6. Чернобровкин В.А., Пустовойтова О.В. Сущность и значение проектной деятельности для современных дошкольных образовательных организаций // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 261-265.
7. Томиловская Ж.П., Линькова М.В. Реализация модели инклюзивного образования на базе детской школы искусств // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. С.В. Петрова и др. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, 2018. С 170-176.
8. Санникова Л.Н., Левшина Н.И., Юревич С.Н. Оценка качества дошкольного образования: мнение родителей // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26131 (дата обращения: 10.11.2018).

«Изучая родной язык, ребенок усваивает
не только слова, но и множество понятий,
мыслей, чувств, художественных образов…»

К.Д. Ушинский

В дошкольных образовательных учреждениях одной из главных задач педагогов является развитие речи. Эта задача особенно актуальна при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Такие дети могут иметь различные отклонения психического или физического плана, у них часто наблюдаются нарушения таких сторон психической деятельности, как внимание, память, мышление, речь, моторика. Увеличение в последние десятилетия различных структур речевого дефекта обусловливает необходимость проведения с такими детьми планомерной системной коррекционно-логопедической работы.

При обследовании старших дошкольников было выявлено, что у них часто возникают трудности в пересказе текста, составлении рассказов по серии сюжетных картинок, разучивании стихов, загадок. В дальнейшем это может привести к возникновению трудностей при обучении письму и чтению в школе. Кроме того, от грамотно поставленной и эмоционально насыщенной речи зависит и социальный статус ребенка на протяжении всей жизни. Поэтому логопедическое воздействие на развитие речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.

Цель исследования - формирование грамотной, развернутой речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми патологиями.

Работая в системе дошкольного образования (ДО), все педагоги ориентируются на ФГОС ДО [1], который включает в себя ряд предпосылок к учебной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Предпосылки к учебной деятельности (по ФГОС ДО) [1, с. 28]

Учитывая, что дошкольники познают окружающий мир на уровне опытов и экспериментов, нас заинтересовала работа по развитию речи через опытно-экспериментальную деятельность [2, с. 159]. Идея создания работы по данной теме возникла после проведения анкетирования родителей, которое показало, что термин «опытно-экспериментальная деятельность» вызывает у родителей непонимание и сравнение этого термина с такими понятиями, как «развлечение», «игра», «конструирование», «рисование». Наше исследование проводилось на базе МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 156» г. Магнитогорска с сентября 2017 по май 2018 года. В исследовании принимали участие 43 ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и дети с общим недоразвитием речи I-IV уровней развития. По итогам проведения опытно-экспериментальной деятельности было установлено, что 100% детей испытывали трудности в составлении последовательности проделанного опыта, в пересказе увиденного, умении выделять главную мысль и делать вывод из-за недостаточно сформированного словарного запаса, нарушений лексико-грамматических конструкций. Поэтому нами была разработана игра: «Опыт ты расскажи, все как нужно разложи», целью которой является обучение умению последовательно составлять и пересказывать проделанный опыт. Данная разработка подходит для любой опытно-экспериментальной деятельности дошкольников. Дети могут наглядно продемонстрировать начало, середину и конец проделанного опыта, опираясь на схемы и разрезные карточки-картинки опыта [2, с. 160-161]. Но, работая по данной теме, мы стремились к развитию связной речи. Поэтому в дополнение ко всему вышесказанному решили воспользоваться уже известным методом «Синквейн», который используется в школьной практике, в психологии как метод рефлексии, но недостаточно апробирован в дошкольных образовательных учреждениях.

Его реализация опирается на личностно ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует ФГОС ДО и запросам современного общества.

Синквейн - французское слово, означающее в переводе нерифмованное стихотворение из пяти строк [3, с. 827]. Его родиной считается США, где оно появилось в начале XX века. Удивителен и тот факт, что синквейн появился благодаря японской поэзии. Аделаида Крэпси, американская поэтесса начала XX века, разработала эту форму, состоящую из пяти строк, напоминающую «пирамиду» (рис. 2) [4, с.105-106].

В логопедической практике в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи широко используются символы, схемы, мнемотаблицы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются во вспомогательной помощи из-за недостаточно развитых высших психических функций [5, с. 136]. Поэтому для доступности метода «Синквейн» мы используем символы, которые помогают понять, что такое предмет, действие, признак, ассоциация и границы предложения [6, с. 163]. В пирамиде «Синквейн» представлены символы, которые служат опорой при составлении нерифмованного пятистрочного стихотворения (рис. 2).

Рис. 2. Пирамида «Синквейн»

Как же взаимодействие опытно-экспериментальной деятельности с использованием метода «Синквейн» происходит на практике:

1) проведение опытно-экспериментальной деятельности по лексической теме;

2) последовательное составление и предсказывание опыта с опорой на разрезные карточки-картинки;

3) составление связного рассказа о проделанном опыте с использованием символов метода «Синквейн».

Например: по лексической теме «Осень» проводился опыт «Дождик в стакане». Далее дети, используя символы метода «Синквейн», составляли рассказ о проделанном опыте:

1. Предмет - это дождь.

2. Признак - разноцветный, холодный (дети описывают увиденное в опыте).

3. Действие - капали, наливали, выдавливали (рассказ детей об использовании материалов в момент проведения опыта).

4. Составление предложения о полученном результате («Мы увидели разноцветный дождь»).

5. Слово-ассоциация, которое вызывает слово дождь (ответы детей: «Радуга», «Осень» и т.д.).

Эффективность и значимость синквейна заключается в том, что, являясь простым игровым приемом, который могут составить дети дошкольного возраста, он развивает их творческие способности, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей [7, с. 174]. Синквейн активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию критического мышления, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС ДО. Составление синквейна можно использовать как заключительное задание по пройденному материалу. В опытно-экспериментальной деятельности дети используют метод «Синквейн», чтобы составить связный рассказ о проделанном опыте.

Работа над развитием речи через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «Синквейн» велась поэтапно. В таблице представлены этапы работы и сделана подборка игр в зависимости от целей.

Этапы работы над развитием речи через опытно-экспериментальную деятельность

с использованием метода «Синквейн»

Опытно-экспериментальная деятельность

Метод «Синквейн»

1 этап: подготовительный (сентябрь - декабрь)

Цель:

1. Уметь выделять цель исследования.

2. Учить умению выдвигать гипотезы.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Также были проведены игры, в которых нужно было сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Игры:

«Закончи рассказ», «Чего не стало?», «Опыт ты перескажи, все как нужно разложи»

Цель:
Познакомить дошкольников со словами-понятиями «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

Игры:

«Живое - неживое», «Назови предмет», «Отгадай загадку», «Что это?», «На что похоже?», «Опиши, но не смотри» и т.д. (см. картотеку игр для педагогов и родителей).

Работа на подготовительном этапе завершается, знакомством детей с символами - обозначениями: «слов - предметов», «слов - действий», «слов - признаков», «слов - ассоциаций»

2 этап: основной (январь - март)

Цель:

Формировать умение из проделанной опытно-экспериментальной деятельности делать выводы, высказывать свои суждения.

Игры:

«Что из чего?», «Что каким бывает?», «Какого это цвета?», «Кто что умеет делать?», «Разложи картинки»

Цель:

Ввести понятие «Синквейн» и его виды.

1. Обучение составлению «Синквейна» (с помощью педагога).

2. Знакомство и составление дидактического синквейна, синквейн-загадки, синквейн-рисунка

3 этап: заключительный (апрель - май)

Цель: совершенствование навыка составления разных видов синквейна через опытно-экспериментальную деятельность (подготовительная группа – второй год обучения)

 

В ходе коррекционно-развивающей работы по данной теме мы проводили мониторинг уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста [8, с. 118], который позволил нам сравнить уровни развития речи детей на начало учебного года в сентябре 2017 г. и на конец, т.е. в мае 2018 года. Для обследования речи мы использовали методики И.О. Иншаковой «Альбом для логопеда», а также О.С. Гомзяк «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР». Результаты исследования представлены на рисунках 3 и 4.

Рис. 3. Оценка уровня развития речи через опытно-экспериментальную деятельность для старшего дошкольного возраста на начало учебного года

Рис. 4. Оценка уровня и устойчивости результатов развития речи
через опытно-экспериментальную деятельность с использованием метода «Синквейн»
для старшего дошкольного возраста на конец учебного года

Вывод

Таким образом, мы можем констатировать факт повышения уровня и устойчивости результатов развития речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с использованием метода «Синквейн». При этом дети не только учились рассуждать и высказывать свои мысли, но и соглашались или не соглашались с мнением педагога и своих сверстников, начинали общаться друг с другом с вопросами. У детей формировалось умение убеждать в своей правоте, накапливался речевой опыт. Они учились грамотному общению, вследствие которого на смену монологу приходил партнерский диалог. Речь детей становилась более грамотной, сформированной и развернутой.

Мы считаем, что использование метода «Синквейн» в процессе опытно-экспериментальной деятельности позволяет сформировать более грамотную, развернутую речь у детей старшего дошкольного возраста. Данный метод может быть использован в практической деятельности логопедов и педагогов дошкольного образования.


Библиографическая ссылка

Кувшинова И.А., Репникова З.А., Карапетова О.А., Галимзянова Т.Н. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА «СИНКВЕЙН» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28221 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674